ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-2652/2010 от 19.04.2010 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-2652/2010

19 апреля 2010 года

Арбитражный суд в составе судьи Афанасьева А.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Афанасьевым А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Канашского межрайонного прокурора,

к индивидуальному предпринимателю Сагдеевой Альфие Кадировне,

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:

от заявителя – прокурора отдела прокуратуры Чувашской Республики Бельцова А.Н. (удостоверение № 161291),

индивидуального предпринимателя Сагдеевой А.К. (свидетельство о внесении записи в ЕГРИП серия 21 № 001309371),

установил:

Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Сагдеевой Альфии Кадировны к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Заявление мотивировано тем, что по результатам проверки деятельности индивидуального предпринимателя Сагдеевой А.К. по перевозке пассажиров автомобильным транспортом выявлено нарушение им лицензионных требований и условий, а именно: предпринимателем не организован контроль за соблюдением периодического технического обслуживания автотранспорта (согласно журналу учета проведения техобслуживания и ремонта автотранспорта 04.03.2010 при показании спидометра 130811 км. было проведено ТО-2. Согласно журналу выдачи путевых листов от 04.03.2010 при показании спидометра 130801 км. автобус марки ГАЗ-3221322 государственный регистрационный номер AM 631 21 RUS осуществлял перевозки пассажиров на маршруте № 1А с 06 час. 50 мин. до 19 час. 00 мин. Норматив трудоемкости на ТО-2 для автобуса данной категории составляет 15 чел.час на одно обслуживание); не организовано повышение профмастерства водителей путем организации занятий по ежегодной 20-часовой программе; не организовано проведение стажировки водителей, документы о прохождении стажировки отсутствуют; не ведется учет рабочего времени водителей и допускаются нарушения режима труда и отдыха водителей в части продолжительности рабочей смены свыше 12 часов и предоставления межсменного отдыха продолжительностью менее 12 часов; оформление путевых листов организовано с нарушениями (не указывается дата, время проведения послерейсовых медосмотров водителей; фамилия, имя, отчество медработника).

На основании изложенного заявитель просит привлечь индивидуального предпринимателя Сагдееву А.К. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании просил суд привлечь индивидуального предпринимателя Сагдееву А.К. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ по основаниям, изложенным в заявлении № 01-13 от 24.03.2010, пояснив, что индивидуальный предприниматель Сагдеева А.К. впервые привлекается к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Индивидуальный предприниматель Сагдеева А.К. в судебном заседании пояснила, что проведение технического обслуживания осуществляется в автосервисе индивидуального предпринимателя Алексеева И.Н. по договору на техническое обслуживание № 185 от 20.01.2010. Кроме того имеется график на проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту. Техническое обслуживание транспортного средства проводилось 04.03.2010 с 8 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин., о чем имеется отметка в журнале учета проведения периодического технического обслуживания и ремонта транспортного средства, путевом листе.

Была проведена стажировка работающих на постоянной основе водителей, что подтверждается листками прохождения специальной подготовки и стажировки на автобус на имя Сагдеева Р.К. и на имя Камарутдинова P.P.

В отношении водителей, работающих на постоянной основе, ежегодные занятия по повышению профмастерства проводились, что подтверждается справкой № 000205 от 26.01.2010 на имя Камарутдинова P.P., справкой № 000269 от 25.03.2010 на имя Сагдеева Р.К.

В свою очередь, водитель Дементьев В.И. привлекался к работе в свободное от основной работы время (время отпуска, отгулов), что подтверждается справой № 292 от 13.04.2010 и договором о возмездном оказании услуг от 20.01.2010. Поскольку водитель Дементьев А.И. привлекался к работе лишь 2 месяца (на момент проведения проверки), а неполный год - обучение прошел по основному месту работы, что подтверждается справой № 292 от 13.04.2010.

Одновременно индивидуальный предприниматель Сагдеева А.К. не отрицала нарушений, установленных и указанных в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.03.2010, указанных в пунктах 4, 5, а именно, указав в отношении водителя Дементьева В.И., работающего по совместительству, что с ним проводился ежедневный предрейсовый инструктаж, инструктаж о техническом состоянии автомобиля, при выезде на рейс. В свою очередь, стажировка проведена не была, документ о прохождении стажировки отсутствует. При дальнейшем привлечении к работе данного водителя стажировка надлежащим образом будет проведена и оформлен соответствующий листок прохождения специальной подготовки и стажировки. При оформлении путевых листов медработниками не всегда указываются дата и время проведения послерейсового медосмотра водителей, а также не всегда указывают свое Ф.И.О.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Сагдеева Альфия Кадировна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 06.10.2004 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 4 по Чувашской Республике за основным государственным регистрационным номером 304213415900130.

13 октября 2009 года предпринимателю выдана лицензия № АСС-21-017955 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, срок действия которой продлен до 15.10.2014.

Как следует из материалов дела, Канашской межрайонной прокуратурой с привлечением главного государственного инспектора УГАДН по ЧР Андрияновой О.В. проведена проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Сагдеевой А.К. лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом, по результатам которой выявлено, что предпринимателем не организован контроль за соблюдением периодического технического обслуживания автотранспорта (согласно журналу учета проведения техобслуживания и ремонта автотранспорта 04.03.2010 при показании спидометра 130811 км. было проведено ТО-2. Согласно журналу выдачи путевых листов от 04.03.2010 при показании спидометра 130801 км. автобус марки ГАЗ-3221322 государственный регистрационный номер AM 631 21 RUS осуществлял перевозки пассажиров на маршруте № 1А с 06 час. 50 мин. до 19 час. 00 мин. Норматив трудоемкости на ТО-2 для автобуса данной категории составляет 15 чел.час на одно обслуживание); не организовано повышение профмастерства водителей путем организации занятий по ежегодной 20-часовой программе; не организовано проведение стажировки водителей, документы о прохождении стажировки отсутствуют; не ведется учет рабочего времени водителей и допускаются нарушения режима труда и отдыха водителей в части продолжительности рабочей смены свыше 12 часов и предоставления межсменного отдыха продолжительностью менее 12 часов; оформление путевых листов организовано с нарушениями (не указывается дата, время проведения послерейсовых медосмотров водителей; фамилия, имя, отчество медработника).

24 марта 2010 года Канашским межрайонным прокурором Чувашской Республики вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Копию указанного постановления предприниматель получила 24.03.2010, предпринимателю разъяснены ее права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, о чем свидетельствуют соответствующие записи и ее личная подпись на постановлении от 24.03.2010.

Согласно статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.

В силу статьи 2 данного Закона лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В пункте 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 перечислены лицензионные условия и требования при осуществлении перевозок пассажиров. В частности, к таким условиям относятся:

- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»);

- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункт «в»).

Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, предусмотрено, что к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся: соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей, организация стажировки водителей.

Пунктом 3.2 указанного Положения предусмотрено, что владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.

В силу статей 16, 18 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства. Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Согласно пункту 2.3.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет организации стажировки водителей, вновь принятых на работу на предприятие или переводимых на новый тип или категорию транспортного средства, новый маршрут регулярных перевозок.

В соответствии с пунктом 3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, обязательно проведение стажировки лиц, впервые нанимаемых на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водителей, имевших перерыв в водительской деятельности более одного года, водителей, назначаемых для работы на горных маршрутах, а также водителей, переведенных на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров.

Пунктом 4.2 указанного Положения предусмотрено, что организации и водители - предприниматели обязаны соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий - изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15, предусматривает осуществление учета рабочего времени водителей и составление графиков работы. Согласно пунктам 7, 9, 10, 11, 25 указанного Положения нормальная продолжительность рабочего времени водителей автотранспорта не может превышать 40 часов в неделю, для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

Из пунктов 7, 16 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» следует, что путевой лист должен содержать обязательные сведения о дате (число, месяц, год) и времени (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

Предприниматель нарушил вышеперечисленные нормы законов, нормативных правовых актов и допустил ряд правонарушений, указанных в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.03.2010, а именно, не было проведено надлежащим образом ТО-2 04.03.2010; не организовано проведение стажировки водителя Дементьева В.И.; не ведется учет рабочего времени водителей и допускаются нарушения режима труда и отдыха водителей в части продолжительности рабочей смены свыше 12 часов и предоставления межсменного отдыха продолжительностью менее 12 часов; оформление путевых листов организовано с нарушениями (не указывается дата, время проведения послерейсовых медосмотров водителей; фамилия, имя, отчество медработника). Указанные нарушения лицензионных требований и условий подтверждаются материалами дела и не отрицаются индивидуальным предпринимателем Сагдеевой А.К.

При таких обстоятельствах в действиях предпринимателя Сагдеевой А.К. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Вина предпринимателя заключается в том, что она при необходимой степени осмотрительности и заботливости имела возможность для соблюдения требований законодательства, но не предприняла для соблюдения требования Закона достаточных мер.

Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено.

На основании изложенного, с учетом характера совершенного индивидуальным предпринимателем Сагдеевой А.К. административного правонарушения, впервые привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, суд пришел к выводу о необходимости привлечения предпринимателя к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 руб. 00 коп.

Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.

Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь Сагдееву Альфию Кадировну, 09.06.1952 года рождения, уроженки г. Канаш, Канашского района, Чувашской Республики, зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя 06.10.2004 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 4 по Чувашской Республике за основным государственным регистрационным номером 304213415900130, проживающей по адресу: Чувашская Республика, г. Канаш, Восточный микрорайон, д. 25, кв. 21, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 000 руб. 00 коп.

Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:

наименование получателя – Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (прокуратура Чувашской Республики), банк получателя – ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ, расчетный счет – 40101810900000010005, ИНН получателя – 2128014498, КПП 212801001, код ОКАТО – 97407000000, БИК получателя – 049706001, код бюджетной классификации – 41511690010010000140, назначение платежа – денежные взыскания (штрафы) с виновных лиц.

При отсутствии документа, подтверждающего уплату административного штрафа выдать исполнительный лист.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья А.А. Афанасьев