ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-2737/2011 от 02.06.2011 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-2737/2011

02 июня 2011 года

Арбитражный суд в составе судьи Афанасьева А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рыбкиной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

к открытому акционерному обществу Чебоксарский опытно-экспериментальный завод «Энергозапчасть»

о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:

от заявителя – ФИО1 по доверенности № 675/03 от 20.01.2011, ФИО2 по доверенности № 722/03 от 21.01.2011,

от ОАО «Чебоксарский опытно-экспериментальный завод «Энергозапчасть» - ФИО3 по доверенности от 29.12.2010,

установил:

Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Приволжское управление Ростехнадзора, Управление или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о привлечении открытого акционерного общества Чебоксарский опытно-экспериментальный завод «Энергозапчасть» (далее – ОАО ЧОЭЗ «Энергозапчасть» или Общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявление мотивировано тем, что должностными лицами Управления на основании распоряжения заместителя руководителя Управления № 2406 от 01.04.2011 в период с 05.04.2011 по 13.04.2011 года проведена плановая выездная проверка ОАО ЧОЭЗ «Энергозапчасть» с целью выполнения плана над­зорной, контрольной и разрешительной деятельности Управления, по резуль­татам которой составлен акт и выдано предписание от 13.04.2011 № 43-14-15/31/177-485. В ходе проверки выявлено, что у Общества, эксплуатирующего опасный производственный объект (сис­тема газопотребления предприятия, зарегистрирована в Государственном реестре опасных производственных объектов за № А44-02336 от 01.03.2011), отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производ­ственных объектов, что является нарушением пункта 28 части 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», части 1 статьи 6 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опас­ных производственных объектов», пункта 2.3 Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 28.10.2002 № 61-А, Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного по­становлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599.

На основании изложенного заявитель просит привлечь Общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Представители Управления в судебном заседании просили суд привлечь Общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ по основаниям, изложенным в уточненном заявлении № 957/14 от 26.04.2011, пояснив при этом, что в ходе проверки выявлены нарушения требования законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно эксплуатация систем газопотребления предприятия без наличия лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов. По результатам поверки составлен акт проверки и выдано предписание о принятии мер по устранению выявленных нарушений в установленные сроки. Одним из пунктов предписания было предписано приостановить эксплуатацию объектов систем газопотребления и получить лицензию на данный вид деятельности в установленные сроки.

Обществом не выполнено предписание должностного лица Управления, осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Управление считает, что Общество осуществляет деятельность в нарушение Федерального закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», за что предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Представитель Общества в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве от 02.06.2011, пояснив при этом, что, в действиях
ОАО ЧОЭЗ «Энергозапчасть» отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку документально не доказана эксплуатация опасного оборудования, письмом от 15.04.2011 Общество просило исключить из государственного реестра опасных производственных объектов объект системы газопотребления. Заявителем не доказано совершение Обществом правонарушения, так как выявленные нарушения должны подтверждаться соответствующими документами.

В соответствии с положениями статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, является длящимся правонарушением, соответственно, срок давности подлежит исчислению со дня обнаружения административного правонарушения.

По мнению Общества, истек срок привлечения к административной ответственности, так как факт отсутствия у Общества лицензии Управлению стал известен до 27.08.2010, что подтверждается извещением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 27.08.2010
 № 5063/14 за подписью и.о. заместителя руководителя.

Данные обстоятельства нашли отражение в решении Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.01.2011 по делу № А79-10123/2010. Кроме того, Общество не может быть повторно привлечено к административной ответственности за одно и то же нарушение.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Открытое акционерное общество Чебоксарский опытно-экспериментальный завод «Энергозапчасть» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем 08.08.2002 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району г. Чебоксары Чувашской Республики в ЕГРЮЛ внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1022100967283.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной в период с 05.04.2011 по 13.04.2011 на основании распоряжения заместителя руководителя Приволжского управления Ростехнадзора № 2406 от 01.04.2011 проверки соблюдения ОАО ЧОЭЗ «Энергозапчасть» требований промышленной безопасности должностными лицами Чувашского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора выявлена эксплуатация Обществом опасного производственного объекта – системы газопотребления предприятия без наличия лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.

По результатам проверки 14.04.2011 уполномоченным должностным лицом Управления в отношении ОАО ЧОЭЗ «Энергозапчасть» составлен протокол
 № 2472 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Законный представитель Общества, извещенный надлежащим образом о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, на составление протокола об административном правонарушении не явился.

В силу подпункта 28 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.

Согласно пункту 3 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599, лицензирование эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 9 указанного Федерального закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ОАО ЧОЭЗ «Энергозапчасть» эксплуатирует опасный производственный объект - систему газопотребления предприятия. Указанный опасный производственный объект зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, что подтверждается выданным Обществу свидетельством о регистрации опасных производственных объектов (л.д. 22).

Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов у ОАО ЧОЭЗ «Энергозапчасть» отсутствует.

На основании вышеизложенного суд считает, что Общество совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Вина Общества заключается в том, что оно имело возможность для соблюдения обязательных правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии вины Общества в совершении правонарушения, судом не установлено.

Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено.

Доводы Общества об истечении срока давности привлечения к административной ответственности и о повторности привлечения к административной ответственности за одно и то же нарушение со ссылкой на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.01.2011 по делу
 № А79-10123/2010 суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ в качестве наказуемого деяния предусматривает осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Данное административное правонарушение относится к категории длящихся. В этой связи оно считается оконченным в день его обнаружения должностным лицом, уполномоченным составить протокол об этом правонарушении. Следовательно, каждое повторное обнаружение указанным должностным лицом факта осуществления тем же самым субъектом предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии независимо от того был ли этот субъект привлечен к административной ответственности за аналогичные ранее совершенные действия, следует квалифицировать как совершение нового административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Соответственно в каждом из таких случаев субъект может вновь привлекаться к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В силу части 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

При проведении проверки в период с 05.04.2011 по 13.04.2011 Управлением было установлено, что Общество осуществляет деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта – системы газопотребления предприятия без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.

Таким образом, правомерными являются действия Управления по обращению в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с повторным обнаружением факта осуществления Обществом предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии независимо от того, что решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.01.2011 по делу
 № А79-10123/2010 было отказано в привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ за аналогичные ранее совершенные действия в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного Обществом административного правонарушения, суд пришел к выводу о необходимости привлечения ОАО ЧОЭЗ «Энергозапчасть» к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб. 00 коп.

Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.

Руководствуясь частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь открытое акционерное общество Чебоксарский опытно-экспериментальный завод «Энергозапчасть», зарегистрированного в качестве юридического лица 08.08.2002 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району г. Чебоксары Чувашской Республики за основным государственным регистрационным номером 1022100967283, расположенного по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 руб. 00 коп.

Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:

наименование получателя – Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору) банк получателя – ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ, расчетный счет – <***>, ИНН получателя – 1654004615, КПП получателя – 165501001, код ОКАТО – 97401000000, БИК получателя – 049706001, код бюджетной классификации – 498 116 90040 04 0000 140, назначение платежа – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов).

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через Арбитражный суд Чувашской Республики только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В других случаях решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья А.А. Афанасьев