ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-2826/13 от 13.06.2013 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-2826/2013

13 июня 2013 года

Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии под председательством судьи Михайлова А.Т., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РОСБАУ», г. Чебоксары к администрации Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики и административной комиссии при администрации Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики о признании незаконным и отмене постановления от 31.07.2012 № 1234 о привлечении к административной ответственности,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «РОСБАУ» (далее –
 ООО «РОСБАУ», общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным вышеуказанного постановления административной комиссии при администрации Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики.

Заявление мотивировано тем, что 09.04.2013 с расчетного счета
 ООО «РОСБАУ» было списано 5 000 руб. в рамках исполнительного производства от 13.09.2012 № 32276/12/02/21, возбужденного на основании постановления административной комиссии при администрации Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики от 31.07.2012 № 1234 о привлечении к административной ответственности. Само постановление было получено из Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике 10.04.2013 по факсу.

Из содержания названного постановления общество выяснило, что оно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 10 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.

Нарушение выразилось в том, что 22.07.2012 в 16 час. 32 мин. возле дома № 8 по просп. Тракоторстроителей г. Чебоксары установлен факт несвоевременного вывоза твердых бытовых отходов (далее – ТБО), что является нарушением пункта 1.4.11 Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 27.11.2008 № 1186 (далее – Правила № 1186).

Считает данное постановление незаконным, так как согласно примечанию к статье 10 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» данная статья не применяется в отношении положений правил благоустройства территории поселения, городского округа, воспроизводящих нормы и правила, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соответственно, поскольку положения пункта 1.4.11 Правил № 1186 воспроизводят нормы пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2003 за № 5176), полагает, что оснований для применения административной ответственности, предусмотренной статьей 10 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», не имеется.

В оспариваемом постановлении также указано, что протокол об административном правонарушении был составлен 24.07.2013, однако общество не было с ним ознакомлено, копия протокола в адрес ООО «РОСБАУ» не направлялась. Кроме этого, юридический адрес общества, указанный в постановлении, не соответствует действительности.

Согласно пункту 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Поскольку постановление административной комиссии от 31.07.2012 № 1234 было получено только 10.04.2013 считает, что срок его обжалования не пропущен.

Администрация Калининского района г. Чебоксары требования общества не оспорила, в нарушение определения суда от 16.04.2013 отзыв на заявление не представила.

Отзывом на заявление административная комиссия при администрации Калининского района г. Чебоксары требования ООО «РОСБАУ» не признает, поскольку заявитель был поставлен в известность о вынесении оспариваемого постановления в ходе рассмотрения Арбитражным судом Чувашской Республики-Чувашии дела № А79-10153/2012.

В рамках названного дела было представлено постановление от 31.07.2012 № 1234 в качестве доказательства повторного совершения однородного административного правонарушения, и оно было приобщено к материалам дела. Оспариваемое постановление также было предоставлено представителю общества в ходе разбирательства по делу № А79-10153/2012.

На основании изложенного административная комиссия полагает, что заявитель пропустил срок обжалования постановления от 31.07.2012 № 1234.

Возражениями на отзыв административной комиссии ООО «РОСБАУ» указывает, что законным представителем общества является Иванов В.К., который и должен был получить постановление от 31.07.2012 № 1234 под расписку. В ином случае названное постановление должно было быть направлено заявителю заказным почтовым отправлением по месту нахождения, которое согласно
 пункту 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации определяется местом его государственной регистрации.

Администрация неправильно установила адрес общества и в постановлении в графе адрес места нахождения ООО «РОСБАУ» указано: г. Чебоксары,
 просп. Тракторостроителей, дом 8, вместо г. Чебоксары, Складской проезд, дом 6.

Поскольку администрация не направляла оспариваемое постановление по юридическому адресу заявителя, и оно не вручалось законному представителю общества по расписку, ООО «РОСБАУ» не было поставлено об этом постановлении и было лишено права обжаловать его.

Довод администрации относительно того, что оспариваемое постановление было получено представителем общества Руссовой Т.И. заявитель не признает, поскольку она не является законным представителем ООО «РОСБАУ». Кроме этого, администрацией не представлено доказательство получения Руссовой Т.И. названного постановления.

В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон, поскольку суд располагает сведениями о получении лицами, участвующими в деле, копии определения о принятии заявления к производству.

Проанализировав и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

Обстоятельства дела свидетельствуют, что 22.07.2012 администрацией Калининского района г. Чебоксары проведена проверка территории, прилегающей к дому № 8 по просп. Тракторостроителей г. Чебоксары, в ходе которой был выявлен факт несвоевременного вывоза ТБО и крупногабаритного мусора. Это, по мнению администрации свидетельствует о нарушении пункта 1.4.11 Правил № 1186.

По факту выявленных нарушений 24.07.2012 начальником отдела администрации с участием законного представителя ООО «РОСБАУ»
 Иванова В.К. был составлен протокол № Б/Н об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 10 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике».

При этом генеральный директор на отдельном листе дал письменное объяснение по вопросу периодичности вывоза мусора и сведения об организации, вывозящей мусор.

Копия протокола была вручена Иванову В.К. по расписку, что подтверждается материалами дела. В названном протоколе было указано, что его рассмотрение состоится 31.07.2012 в 14 час. 00 мин.

Поскольку на рассмотрение 31.07.2012 административного дела законный представитель общества не явился и не направил иного представителя, постановление № 1234 о привлечении заявителя к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. было вынесено в их отсутствие.

Вместе с тем, названное постановление было направлено заявителю по адресу г. Чебоксары, просп. Тракторостроителей, дом 8, в то время как общество зарегистрировано по адресу: г. Чебоксары, Складской проезд, дом 6.

Направление оспариваемого постановления по адресу, отличному от адреса государственной регистрации, свидетельствует об отсутствии у общества сведений о факте привлечения к административной ответственности.

В силу части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

При этом место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя (часть 3 статьи 25.15 КоАП РФ).

Доказательств направления уведомления о рассмотрении дела об административном правонарушении по адресу общества, указанному в ЕГРЮЛ административной комиссией в материалы дела не представлено.

В силу части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Частью 2 статьи 117 названного Кодекса установлено, что арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 данного Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.

Действующим законодательством не установлены критерии для определения уважительности причин пропуска указанного срока, вопрос о восстановлении пропущенного срока решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 № 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Таким образом, пропущенный срок подачи заявления может быть восстановлен при наличии уважительных причин его пропуска.

В настоящем деле заявление об оспаривании постановления от 31.07.2012 № 1234 поступило в суд 12.04.2013. Учитывая то, что названное постановление получено обществом 10.04.2013 суд считает необходимым восстановить срок его обжалования.

Статьей 10 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» установлена административная ответственность за нарушение утверждённых органами местного самоуправления поселения, городского округа правил благоустройства территории поселения, городского округа.

При этом, согласно примечанию к названной статье, она не применяется в отношении положений правил благоустройства территории поселения, городского округа, воспроизводящих нормы и правила, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Решением Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 27.11.2008 № 1186 утверждены Правила внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в г. Чебоксары.

Из оспариваемого постановления усматривается, что обществу вменяется нарушение пункта 1.4.11 Правил № 1186, выразившееся в несвоевременно вывозе ТБО.

Указанный пункт Правил № 1186 устанавливает, что юридические и физические лица в зависимости от вида их деятельности обязаны обеспечить раздельный сбор и хранение бытового мусора и пищевых отходов до их вывоза в закрытых мусоросборниках, установленных на асфальтированных или бетонированных площадках, в соответствии с системой организации сбора, хранения, вывоза твердых бытовых отходов, принятой в соответствии со схемой санитарной очистки города Чебоксары. Складирование металлолома, тары и других крупногабаритных предметов, строительных, других материалов и оборудования в надлежащем порядке в специально отведенных местах в количестве и в соответствии с действующими нормами накопления твердых бытовых отходов.

Владельцы устройств, емкостей для сбора, временного хранения твердых бытовых отходов и пищевых отходов должны обеспечить проведение их мойки и дезинфекции в соответствии с санитарными правилами. Места для временного хранения твердых бытовых отходов и пищевых отходов должны быть оборудованы устройствами, не допускающими к отходам безнадзорных животных и птиц.

Не допускается складирование в специализированных, обозначенных соответствующими надписями, емкостях (контейнерах), предназначенных для сбора и временного хранения отсортированных отходов, отходов другого характера.

Своевременный вывоз твердых бытовых отходов осуществляется в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155. Не допускается сжигание твердых бытовых отходов во дворах, на территории жилых кварталов, строительных площадках и на других территориях. Юридические лица организуют своевременный и периодический вывоз твердых бытовых отходов и прочих отходов самостоятельно при наличии лицензии на сбор и транспортировку отходов либо через организации, имеющие лицензии на сбор и транспортировку отходов, а также организации, имеющие лицензию на утилизацию и переработку отходов в объемах и количествах в соответствии с действующими нормами накопления отходов на договорной основе. Физические лица организуют своевременный и периодический вывоз твердых бытовых отходов и прочих отходов на договорной основе через организации, имеющие лицензии на сбор и транспортировку отходов, а также организации, имеющие лицензию на утилизацию и переработку отходов в объемах и количествах в соответствии с действующими нормами накопления отходов.

Запрещается складировать мусор, спил, скол асфальта и другой строительный мусор, образующийся при ремонте и строительстве дорог, в контейнеры и на прилегающие газоны.

Между тем пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2003 за № 5176) (далее – Правила № 170), установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.

Таким образом, нормы пункта 1.4.11 Правил № 1186 относительно установления обязанности своевременно вывозить ТБО воспроизводят нормы пункта 3.7.1 Правил № 170, в связи с чем, оснований для применения к спорным правоотношениям положений статьи 10 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» в данном случае не имеется.

Ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, к которым относятся Правила № 170, предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.

При изложенных обстоятельствах, оспариваемое постановления административной комиссии от 31.07.2012 № 1234 о привлечении к административной ответственности является незаконным и подлежит отмене.

Вопрос о расходах по государственной пошлине не рассматривается, так как в соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 207-211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

признать незаконным и отменить постановление административной комиссии при администрации Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики от 31.07.2012 № 1234 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «РОСБАУ», г. Чебоксары к административной ответственности, предусмотренной статьей 10 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике».

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.Т. Михайлов