ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-2933/08 от 16.07.2008 АС Чувашской Республики

А79-2933/2008 #

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-2933/2008

23 июля 2008 года

Резолютивная часть решения оглашена 16.07.2008.

Полный текст решения изготовлен 23.07.2008.

Арбитражный суд в составе: судьи Новожениной О.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

общества с ограниченной ответственностью "Нечерноземстрой", г. Чебоксары,

к муниципальному образовательному учреждению "Калайкасинская средняя общеобразовательная школа", д. Калайкасы Моргаушского района Чувашской Республики,

Отделу образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики, с. Моргауши Чувашской Республики,

третьи лица – Администрация Моргаушского района Чувашской Республики, с. Моргауши Чувашской Республики,

Финансовый отдел администрации Моргаушского района Чувашской Республики, с. Моргауши Чувашской Республики,

о взыскании 3162620 руб.,

при участии:

от истца – ФИО1,

от ответчиков – ФИО2, ФИО3,

от третьих лиц – ФИО4, ФИО5,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Нечерноземстрой" обратилось в арбитражный суд к муниципальному образовательному учреждению "Калайкасинская средняя общеобразовательная школа" и Отделу образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики с иском о взыскании 3162620 руб., в т.ч. 3145702 руб. 70 коп. долга за выполненные работы по реконструкции кровли муниципального образовательного учреждения "Калайкасинская средняя общеобразовательная школа" в соответствии с муниципальным контрактом №2 от 09.10.2007 и 16917 руб. 21 коп. пеней, начисленных за просрочку исполнения обязательства по оплате, начисленных за период с 29.12.2007 по 15.04.2008.

Определением суда от 10.06.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Администрация Моргаушского района Чувашской Республики и Финансовый отдел администрации Моргаушского района Чувашской Республики.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования лишь в части взыскания суммы долга, заявив отказ от требования о взыскании пеней за просрочку оплаты.

По существу спора пояснил, что при заключении контракта торги не проводились. Работы по реконструкции кровли были выполнены и приняты ответчиками без замечаний. Претензий по качеству выполненных работ не поступало. Просил взыскать сумму долга в размере 3162620 руб. с муниципального образовательного учреждения "Калайкасинская общеобразовательная школа", а при недостаточности денежных средств – с Отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта Администрации Моргаушского района Чувашской Республики.

Представители ответчиков исковые требования признали. Указали, что в связи со срочной необходимостью ремонта крыши школы были назначены торги, однако заявка была подана лишь обществом с ограниченной ответственностью "Нечерноземстрой". Поскольку при указанных обстоятельствах торги являются несостоявшимися, денежные средства в бюджете заложены не были. Претензий по объему и качеству выполненных работ ответчики не имеют.

Третьи лица не возражали против удовлетворения заявленных требований.

Представитель Финансового отдела администрации Моргаушского района Чувашской Республики пояснил, что денежные средства на ремонт крыши муниципального образовательного учреждения "Калайкасинская общеобразовательная школа" бюджетной сметой не были предусмотрены, соответственно, не выделялись.

Заслушав пояснения представителей сторон, третьих лиц, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, предметом спора является задолженность муниципального образовательного учреждения "Калайкасинская общеобразовательная школа" (далее – школа) и Отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики (далее – Отдел образования) в сумме 3145702 руб. 70 коп. за выполненные обществом с ограниченной ответственностью "Нечерноземстрой" (далее – ООО "Нечерноземстрой") подрядные работы по муниципальному контракту №2 от 09.10.2007.

Согласно муниципальному контракту №2 на выполнение подрядных работ от 09.10.2007, заключенному ООО "Нечерноземстрой" (подрядчик), Отделом образования (муниципальный заказчик) и школой (заказчик), подрядчик обязался выполнить работы по реконструкции кровли школы, а муниципальный заказчик и заказчик – принять и оплатить выполненные работы (пункт 1.1).

Срок выполнения работ определен пунктом 1.5 – с 09.10.2007 по 31.12.2007.

За выполненные работы муниципальный заказчик и заказчик уплачивают подрядчику 2694000 руб. за счет районного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики (пункт 2.1).

Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

В силу статьи 9 указанного Закона под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.

В силу статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные учреждения без заключения государственных или муниципальных контрактов вправе закупать товары, работы, услуги на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (100 руб.).

Согласно статье 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Правила и порядок организации и проведения конкурсов на размещение государственных заказов регламентирован Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Статья 10 указанного Закона предусматривает размещение заказа путем проведения торгов

Судом установлено, и сторонами не оспаривается, что торги при заключении муниципального контракта №2 от 09.10.2007 не проводились.

Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Исходя из имеющихся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о недействительности муниципального контракта №2 от 09.10.2007, т.к. его заключение без проведения торгов нарушает требования закона и нормативных актов.

Однако данное обстоятельство не является основанием для отказа во взыскании стоимости фактически выполненных работ.

В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Факт выполнения подрядных работ по упомянутому контракту - ремонт кровли школы на общую сумму 3145702 руб. 70 коп. подтвержден актом выполненных работ от 28.12.2007, подписанному сторонами, и не оспаривается заказчиками – школой и Отделом образования.

Судом установлено, что школа является муниципальным средним общеобразовательным учреждением, учредителем которого выступает Отдел образования (пункт 1.1 Устава).

Как установлено статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 39 Закона Российской Федерации "Об образовании", образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества.

Источники формирования финансовых средств школы определены пунктом 3.3 Устава. Это собственные средства школы; бюджетные и внебюджетные средства; имущество, переданное собственником; средства, полученные за предоставление дополнительных платных услуг; добровольные пожертвования; средства, полученные от приносящей доход разрешенной деятельности, другие.

Согласно представленным в материалы дела справке Финансового отдела администрации Моргаушского района Чувашской Республики №200 от 16.07.2008, утвержденным сметам доходов и расходов по бюджетным и внебюджетным источникам, справке школы, денежные средства на оплату ремонта школы из муниципального бюджета не выделялись. Не имелось поступлений денежных средств и из других источников, предусмотренных Уставом, то есть от добровольного пожертвования, от предпринимательской деятельности школы. Т.о. указанные документы подтверждают отсутствие у этого учебного учреждения денежных средств для расчета с истцом.

Кроме того, согласно пункту 3.11 Устава расходы на текущий и капитальный ремонт школы несет учредитель.

В соответствии со статьей 56 Гражданского кодекса Российской Федерации учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица за исключением случаев, предусмотренных Кодексом либо учредительными документами юридического лица.

В соответствии с Положением об Отделе образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики Отдел образования реализует установленное бюджетным законодательством Российской Федерации право главного распорядителя средств бюджета по отношению к подведомственным получателям средств отдела.

При таких обстоятельствах арбитражный суд в соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 39 Закона Российской Федерации "Об образовании" полагает обоснованным возложение субсидиарной ответственности по долгам школы на ее учредителя – Отдел образования, поскольку в силу названных правовых норм, Устава школы при недостаточности средств самого учреждения ответственность по его обязательствам несет учредитель, собственник имущества учреждения.

Факт выполнения работ и наличие долга Отдел образования признает. Доказательств погашения долга в материалы дела не представлено.

В связи с этим суд считает требования истца о взыскании долга в размере 3145702 руб. 70 коп. законными, обоснованными и подтвержденными материалами дела.

По смыслу пункта 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учредителем и собственником имущества учреждения является соответствующее публично-правовое образование.

Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает отказ истца от исковых требований в части взыскания 16917 руб. 21 коп. пеней, и в силу пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в этой части прекращает.

Расходы по оплате государственной пошлины суд относит на ответчика по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 49, 110, 150 (п.4 ч.1), 151, 167 – 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

взыскать с муниципального образования - Моргаушский район Чувашской Республики за счет средств казны муниципального образования в пользу общества с ограниченной ответственностью "Нечерноземстрой", <...> руб. 70 коп. долга, 27228 руб. 51 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

В иске к муниципальному образовательному учреждению "Калайкасинская средняя общеобразовательная школа" отказать.

В части взыскания 16917 руб. 21 коп. производство по делу прекратить.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Нечерноземстрой", г. Чебоксары, из федерального бюджета 84 руб. 65 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению №34 от 12.05.2008.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.

С.О. Новоженина