АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-3086/2012
27 марта 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 20 марта 2012 года. Полный текст решения изготовлен 27 марта 2012 года.
Арбитражный суд в составе судьи Афанасьева А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Майоровой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к индивидуальному предпринимателю ФИО1
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя – ФИО2 по доверенности № 01-18/3665 от 30.12.2011,
от индивидуального предпринимателя ФИО1 – не было,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель или Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Заявление мотивировано тем, что по результатам административного расследования выявлено нарушение индивидуальным предпринимателем ФИО1 лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом, а именно: не организован учет и анализ дорожно-транспортных происшествий (14.01.2012 было совершено ДТП с участием автобуса государственный регистрационный знак АМ875 21rus, однако предпринимателем не оформлен раздел 1 журнала учета ДТП); не организовано проведение служебного расследования ДТП, совершенного 14.01.2012 (отсутствует акт служебного расследования ДТП); стажировка водителя ФИО3 проводилась под руководством водителей-наставников ФИО4, ФИО5, не имеющих право проводить стажировку (отсутствуют сведения о наличии свидетельства водителя-наставника). Кроме того, в стажировочных листах не указан маршрут, на котором водитель ФИО3 в дальнейшем будет работать самостоятельно; не организовано проведение повторной стажировки водителя ФИО3, допустившего по своей вине ДТП (отсутствует документация по проведению повторной стажировки водителя ФИО3); не всегда организовано оформление в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте графы «дата» (так, на странице 41 журнала регистрации инструктажа на рабочем месте водитель ФИО3 прошел повторный инструктаж, однако графа «дата» не оформлена); не организовано проведение внеплановых инструктажей по охране труда (при совершении ДТП); не организовано проведение целевых инструктажей по безопасности дорожного движения (при совершении ДТП); не всегда организовано оформление в журнале регистрации инструктажа водителей по безопасности движения граф «дата», «вид инструктажа», «должность, Ф.И.О. лица, проводившего инструктаж» (так, на странице 20 журнала регистрации инструктажа водителей по безопасности движения водитель ФИО3 прошел инструктаж, однако графы «дата», «вид инструктажа», «должность, Ф.И.О. лица, проводившего инструктаж» не оформлены); предпринимателем не организовано проведение госповерки тахографа на автобусе «GOLDENDRAGON» государственный регистрационный знак АМ875 21rus, используемом на междугородных маршрутах, оборудованном тахографом (периодичность проведения один раз в два года).
На основании изложенного Управление просит привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании просила суд привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ по основаниям, изложенным в заявлении № 01-18/372 от 06.02.2012, указав о совершении по вине водителя автобуса индивидуального предпринимателя ФИО1 ДТП на территории Владимирской области.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, однако в суд не явился, своего представителя не направил, в связи с чем дело рассматривается без его участия.
Заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 29.03.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Чебоксары за основным государственным регистрационным номером 305212808800250.
07 февраля 2011 года предпринимателю выдана лицензия № АСС-21-011620 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, сроком действия до 07.02.2016.
Из материалов дела следует, что по результатам проведения административного расследования по факту дорожно-транспортного происшествия, совершенного 14.01.2012 во Владимирской области с участием автобуса «GOLDENDRAGON» государственный регистрационный знак АМ875 21rus под управлением водителя ФИО3 выявлено нарушение индивидуальным предпринимателем ФИО1 лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом, а именно: не организован учет и анализ дорожно-транспортных происшествий (14.01.2012 было совершено ДТП с участием автобуса государственный регистрационный знак АМ875 21rus, однако предпринимателем не оформлен раздел 1 журнала учета ДТП); не организовано проведение служебного расследования ДТП, совершенного 14.01.2012 (отсутствует акт служебного расследования ДТП); стажировка водителя ФИО3 проводилась под руководством водителей-наставников ФИО4, ФИО5, не имеющих право проводить стажировку (отсутствуют сведения о наличии свидетельства водителя-наставника). Кроме того, в стажировочных листах не указан маршрут, на котором водитель ФИО3 в дальнейшем будет работать самостоятельно; не организовано проведение повторной стажировки водителя ФИО3, допустившего по своей вине ДТП (отсутствует документация по проведению повторной стажировки водителя ФИО3); не всегда организовано оформление в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте графы «дата» (так, на странице 41 журнала регистрации инструктажа на рабочем месте водитель ФИО3 прошел повторный инструктаж, однако графа «дата» не оформлена); не организовано проведение внеплановых инструктажей по охране труда (при совершении ДТП); не организовано проведение целевых инструктажей по безопасности дорожного движения (при совершении ДТП); не всегда организовано оформление в журнале регистрации инструктажа водителей по безопасности движения граф «дата», «вид инструктажа», «должность, Ф.И.О. лица, проводившего инструктаж» (так, на странице 20 журнала регистрации инструктажа водителей по безопасности движения водитель ФИО3 прошел инструктаж, однако графы «дата», «вид инструктажа», «должность, Ф.И.О. лица, проводившего инструктаж» не оформлены); предпринимателем не организовано проведение госповерки тахографа на автобусе «GOLDENDRAGON» государственный регистрационный знак АМ875 21rus, используемом на междугородных маршрутах, оборудованном тахографом (периодичность проведения один раз в два года).
По результатам проверки 03.02.2012 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 составлен протокол № 000001 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
С указанным протоколом предприниматель ознакомлен и получил его копию 03.02.2012, предпринимателю разъяснены его права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, о чем свидетельствуют соответствующие записи и его личная подпись на протоколе от 03.02.2012.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011
№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
В силу пункта 7 статьи 3 данного Закона лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В пункте 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 перечислены лицензионные условия и требования при осуществлении перевозок пассажиров. В частности, к таким условиям относятся:
- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»);
- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункт «в»).
Согласно статье 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.
Согласно пунктам 4, 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647, владельцы транспортных средств осуществляют учет дорожно-транспортных происшествий. Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с территориальными органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Приказом Минтранса РФ от 02.04.1996 № 22 утверждена Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств.
Пунктом 5 Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий, утвержденного приказом Минавтотранса РСФСР от 26.04.1990 № 49, предусмотрено составление акта по окончании служебного расследования.
Положением о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 установлен порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей. Пунктами 3.5, 6.10 предусмотрено, что водитель-наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на автобусах не менее 5 лет, такси и грузового автомобиля - не менее 3 лет, не допускавшие за последние три года нарушений Правил дорожного движения, отмеченных просечками в талоне предупреждений, не совершившие за указанный период ДТП по своей вине, прошедших предварительную подготовку в учебном комбинате и имеющих свидетельство на право стажирования водителей автобусов. Водители-наставники назначаются приказом по предприятию.
Водители, совершившие по своей вине дорожно-транспортное происшествие, направляются на стажировку в течение 8 часов и последующую сдачу тестовых экзаменов. При повторной ДТП водитель направляется на дополнительные занятия по 40-часовой программе и последующую стажировку в течение 20 часов на маршрутах.
Пунктами 10.5, 10.6, 10.11 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 № 28, предусмотрено, что работодатель обязан обеспечивать своевременное и качественное проведение обучения и инструктажа работников безопасным приемам и методам работы по утвержденной программе в соответствии с действующими государственными стандартами и другими нормативными актами.
Инструктаж по своему характеру и времени проведения подразделяется на: вводный; первичный на рабочем месте; повторный; внеплановый; целевой.
При нарушении работником требований безопасности труда, которое может привести или привело к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению, проводится внеплановый инструктаж.
Пункт 6.1 Положения о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом РД-200-РСФСР-12-0071-86-09, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986, предусмотрено, что при получении информации о совершенных происшествиях проводится специальный инструктаж по безопасности движения со всеми водителями предприятия.
Указанным Положением предусмотрена форма журнала учета инструктажей водителей по безопасности движения, содержащая графы «дата проведения инструктажа», «вид инструктажа», «должность, Ф.И.О. лица, проводившего
инструктаж», «Ф.И.О. водителей, прошедших инструктаж», «подпись
водителей, прошедших инструктаж».
Правилами использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса РФ от 07.07.1998 № 86, предусмотрено, что каждый тахограф подлежит поверке, которая проводится органами государственной метрологической службы, государственными научными метрологическими центрами. Поверки тахографов осуществляются при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и в процессе эксплуатации.
Предприниматель нарушил вышеперечисленные нормы законов, нормативных правовых актов и допустил правонарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении № 000001 от 03.02.2012. Изложенные в протоколе нарушения лицензионных требований и условий подтверждаются материалами дела и не отрицаются индивидуальным предпринимателем ФИО1 согласно его письменным объяснениям.
При таких обстоятельствах в действиях предпринимателя ФИО1 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Вина предпринимателя заключается в том, что он при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял для соблюдения требования Закона достаточных мер.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено: протокол составлен в присутствии предпринимателя, права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, ему разъяснены.
На основании изложенного, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного индивидуальным предпринимателем ФИО1 административного правонарушения, признания вины в совершении административного правонарушения, впервые привлечения к административной ответственности, в связи с наличием факта ДТП, суд пришел к выводу о необходимости привлечения предпринимателя к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 200 руб. 00 коп.
Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца с. Большие Яльчики, Яльчикского района, Чувашской Республики, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 29.03.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Чебоксары за основным государственным регистрационным номером 305212808800250, проживающего по адресу: <...> «а», к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 200 руб. 00 коп.
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:
наименование получателя – Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), банк получателя – ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ, расчетный счет – <***>, ИНН получателя – 2128011031, КПП получателя – 213001001, код ОКАТО – 97401000000, БИК получателя – 049706001, код бюджетной классификации – 106 116 90040 04 6000 140, назначение платежа – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через Арбитражный суд Чувашской Республики только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В других случаях решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья А.А. Афанасьев