АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-3286/2010
06 мая 2010 года
Арбитражный суд в составе судьи Афанасьева А.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Афанасьевым А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта,
к индивидуальному предпринимателю ФИО1,
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя – ФИО2 по доверенности № 01-147 от 01.02.2010,
индивидуального предпринимателя ФИО1 (свидетельство о внесении записи в ЕГРИП, серия 21 № 001934593),
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель или Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Заявление мотивировано тем, что по результатам проверки перевозочной деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 выявлены нарушения лицензионных требований и условий: в заглавной части путевого листа отсутствует печать предпринимателя, расшифровка имени и отчества водителя, адрес предпринимателя, дата (число, месяц, год), фактическое время (часы, минуты) и показание спидометра при возвращении; сверка с территориальными управлениями ГИБДД ежемесячно не проводится; отсутствует контроль за соблюдением водителями правил дорожного движения (журнал учета нарушений ПДД отсутствует); планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей не организована (заключен договор на проведение ТО с индивидуальным предпринимателем ФИО3 В журнале «Учета проведения технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств» имеется запись о проведении ТО-2 27.02.2010 при показаниях спидометра 191100 км., фактически 27.02.2009 автомобиль Форд-32361 номер АН 541 осуществлял перевозку пассажиров по маршруту № 51 в соответствии с путевым листом № 288 с 06 час. 58 мин. до 23 час. 02 мин. (документы подтверждающие нахождение автобуса на перерыве отсутствуют); стажировка на маршруте водителей не проведена, отсутствуют стажировочные лисы; обучение по 20-ти часовой программе водители ФИО4, ФИО5 в текущем году не проходили (справки отсутствуют).
Проверкой также установлено, что предпринимателем не ведется учет рабочего времени водителей и допускаются нарушения режима труда и отдыха водителей в части продолжительности рабочей смены свыше 12 часов и представления межсменного отдыха продолжительностью менее 12 часов. Так, у водителя ФИО5 06.03.2010 время выезда – 06 час. 02 мин., время возврата – 23 час. 25 мин., время работы на линии – 15 час. 23 мин., 07.03.2010 время выезда – 07 час. 13 мин., время возврата – 22 час. 34 мин., время работы на линии – 13 час. 21 мин., междусменный отдых – 07 час. 48 мин., 08.03.2010 время выезда – 07 час. 00 мин., время возврата – 21 час. 12 мин., время работы на линии – 12 час. 12 мин., междусменный отдых – 08 час. 26 мин.; 24.03.2010 время выезда – 06 час. 01 мин., время возврата – 23 час. 19 мин., время работы на линии – 15 час. 18 мин., 25.03.2010 время выезда – 06 час. 05 мин., время возврата – 21 час. 10 мин., время работы на линии – 13 час. 05 мин., междусменный отдых – 06 час. 46 мин., 26.03.2010 время выезда – 06 час. 25 мин., время возврата – 23 час. 18 мин., время работы на линии – 14 час. 53 мин., междусменный отдых – 09 час. 15 мин.; у водителя ФИО4 22.03.2010 время выезда – 05 час. 38 мин., время возврата – 22 час. 00 мин., время работы на линии – 14 час. 22 мин., 23.03.2010 время выезда – 06 час. 06 мин., время возврата – 22 час. 00 мин., время работы на линии – 13 час. 54 мин., междусменный отдых – 08 час. 06 мин.; 27.03.2010 время выезда – 07 час. 50 мин., время возврата – 23 час. 05 мин., время работы на линии – 13 час. 15 мин., 28.03.2010 время выезда – 08 час. 08 мин., время возврата – 20 час. 04 мин., время работы на линии – 09 час. 56 мин., междусменный отдых – 09 час. 03 мин. (документы, подтверждающие нахождение водителей на обеде и (или) в разрыве, отсутствуют, расчет продолжительности смены произведен с учетом времени на обед два часа).
На основании изложенного Управление просит привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании просил суд привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ по основаниям, изложенным в заявлении № 01-653 от 07.04.2010, пояснив, что индивидуальный предприниматель ФИО1 впервые привлекается к административной ответственности по части 3 стати 14.1 КоАП РФ.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 в судебном заседании признал нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении № 000080 от 05.04.2010, а именно: в пунктах 1,2, 7 и частично в пункте 6 об отсутствии документа, подтверждающего обучения по 20 –ти часовой программе водителя ФИО5, пояснив, что на момент проверки стажировка водителей ФИО5 и ФИО4 была проведена и имеются соответствующие стажировочные листы на них.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв с 14 часов 50 минут 04.05.2010 до 15 часов 30 минут 06.05.2010.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 13.11.2007 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, Чувашской Республики за основным государственным регистрационным номером 307213031700101.
08 декабря 2008 года предпринимателю выдана лицензия № АСС-21-011091 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, сроком действия до 08.12.2013.
Из материалов дела следует, что сотрудником Управления на основании приказа № 264/лиц от 26.03.2010 проведена внеплановая проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем ФИО1 лицензионных требований и условий.
По итогам проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 нарушается порядок заполнения путевых листов - в заглавной части путевого листа отсутствует печать предпринимателя, расшифровка имени и отчества водителя, адрес предпринимателя, дата (число, месяц, год), фактическое время (часы, минуты) и показание спидометра при возвращении; сверка с территориальными управлениями ГИБДД ежемесячно не проводится; отсутствует контроль за соблюдением водителями правил дорожного движения (журнал учета нарушений ПДД отсутствует); планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей не организована (заключен договор на проведение ТО с индивидуальным предпринимателем ФИО3 В журнале «Учета проведения технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств» имеется запись о проведении ТО-2 27.02.2010 при показаниях спидометра 191100 км., фактически 27.02.2009 автомобиль Форд-32361 номер АН 541 осуществлял перевозку пассажиров по маршруту № 51 в соответствии с путевым листом № 288 с 06 час. 58 мин. до 23 час. 02 мин. (документы подтверждающие нахождение автобуса на перерыве отсутствуют); стажировка на маршруте водителей не проведена, отсутствуют стажировочные лисы; обучение по 20-ти часовой программе водители ФИО4, ФИО5 в текущем году не проходили (справки отсутствуют).
Проверкой также установлено, что предпринимателем не ведется учет рабочего времени водителей и допускаются нарушения режима труда и отдыха водителей в части продолжительности рабочей смены свыше 12 часов и представления межсменного отдыха продолжительностью менее 12 часов. Так, у водителя ФИО5 06.03.2010 время выезда – 06 час. 02 мин., время возврата – 23 час. 25 мин., время работы на линии – 15 час. 23 мин., 07.03.2010 время выезда – 07 час. 13 мин., время возврата – 22 час. 34 мин., время работы на линии – 13 час. 21 мин., междусменный отдых – 07 час. 48 мин., 08.03.2010 время выезда – 07 час. 00 мин., время возврата – 21 час. 12 мин., время работы на линии – 12 час. 12 мин., междусменный отдых – 08 час. 26 мин.; 24.03.2010 время выезда – 06 час. 01 мин., время возврата – 23 час. 19 мин., время работы на линии – 15 час. 18 мин., 25.03.2010 время выезда – 06 час. 05 мин., время возврата – 21 час. 10 мин., время работы на линии – 13 час. 05 мин., междусменный отдых – 06 час. 46 мин., 26.03.2010 время выезда – 06 час. 25 мин., время возврата – 23 час. 18 мин., время работы на линии – 14 час. 53 мин., междусменный отдых – 09 час. 15 мин.; у водителя ФИО4 22.03.2010 время выезда – 05 час. 38 мин., время возврата – 22 час. 00 мин., время работы на линии – 14 час. 22 мин., 23.03.2010 время выезда – 06 час. 06 мин., время возврата – 22 час. 00 мин., время работы на линии – 13 час. 54 мин., междусменный отдых – 08 час. 06 мин.; 27.03.2010 время выезда – 07 час. 50 мин., время возврата – 23 час. 05 мин., время работы на линии – 13 час. 15 мин., 28.03.2010 время выезда – 08 час. 08 мин., время возврата – 20 час. 04 мин., время работы на линии – 09 час. 56 мин., междусменный отдых – 09 час. 03 мин. (документы, подтверждающие нахождение водителей на обеде и (или) в разрыве, отсутствуют, расчет продолжительности смены произведен с учетом времени на обед два часа).
По результатам проверки 05.04.2010 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 составлен протокол № 000080 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
С указанным протоколом предприниматель ознакомлен и получил его копию 05.04.2010, предпринимателю разъяснены его права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, о чем свидетельствуют соответствующие записи и его личная подпись на протоколе от 05.04.2010.
Согласно статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.
В силу статьи 2 данного Закона лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В пункте 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 перечислены лицензионные условия и требования при осуществлении перевозок пассажиров. В частности, к таким условиям относятся:
- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»);
- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункт «в»).
Из пунктов 3, 5, 6, 7, 12 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» следует, что в путевом листе должны быть указаны сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона); показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку; фамилию, имя, отчество водителя. В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании.
Согласно пунктам 4, 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647, владельцы транспортных средств осуществляют учет дорожно-транспортных происшествий. Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с территориальными органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Пунктом 3.4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, установлено, что повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя.
Положением о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 установлен порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей.
Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2 предусмотрено, что соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей относится к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности.
Согласно пунктам 7, 9, 10, 11, 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15, нормальная продолжительность рабочего времени водителей автотранспорта не может превышать 40 часов в неделю, для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Предприниматель нарушил вышеперечисленные нормы законов, нормативных правовых актов и допустил правонарушения, указанные в пунктах 1, 2, 7 протокола об административном правонарушении № 000080 от 05.04.2010 и частично в пункте 6 об отсутствии документа, подтверждающего обучения по 20-ти часовой программе водителя ФИО5 Изложенные нарушения лицензионных требований и условий подтверждаются материалами дела и не отрицаются индивидуальным предпринимателем ФИО1
В отношении остальных фактов, указанных в протоколе об административном правонарушении № 000080 от 05.04.2010, индивидуальный предприниматель ФИО1 представил в подтверждение отсутствия нарушений стажировочный лист на водителя ФИО5, путевые листы № 1 от 01.04.2009, от 02.04.2009, стажировочный лист на водителя ФИО4, путевые листы № 04 от 04.04.2009, № 5 с 04.04.2009 по 06.04.2009, а также справку на водителя ФИО4 от 09.04.2010 о прохождении обучения по программе ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций по ПДД, БД и ТБ в объеме 20 часов, которая судом не принимается во внимание, поскольку данная справка не могла быть представлена в момент составления протокола об административном правонарушении № 000080 от 05.04.2010.
При таких обстоятельствах в действиях предпринимателя ФИО1 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Вина предпринимателя заключается в том, что он при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял для соблюдения требования Закона достаточных мер.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено.
Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
На основании изложенного, с учетом характера совершенного индивидуальным предпринимателем ФИО1 административного правонарушения, признания вины в совершении административного правонарушения и впервые привлечения к административной ответственности, суд пришел к выводу о необходимости привлечения предпринимателя к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 руб. 00 коп.
Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Чебоксары, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 13.11.2007 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, Чувашской Республики за основным государственным регистрационным номером 307213031700101, проживающего по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 000 руб. 00 коп.
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:
наименование получателя – Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), банк получателя – ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ, расчетный счет – <***>, ИНН получателя – 2128011031, КПП получателя – 213001001, код ОКАТО – 97401000000, БИК получателя – 049706001, код бюджетной классификации – 106 116 90040 04 0000 140, назначение платежа – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.
При отсутствии документа, подтверждающего уплату административного штрафа выдать исполнительный лист.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Судья А.А. Афанасьев