АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | |||
Именем Российской Федерации | |||
Р Е Ш Е Н И Е | |||
г. Чебоксары | Дело № А79-3315/2006 | ||
апреля 2006 года | |||
Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2006 года.
Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2006 года.
Арбитражный суд Чувашской Республики в составе судьи Николае –
ва Ю. П. при ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрел в заседании суда дело по заявлению
ЗАО «Межхозяйственная строительная организация «Вурнарская», пос. Вурнары Чувашской Республики
к Межрайонной инспекции ФНС № 3 по Чувашской Республике, пос. Вурнары
об оспаривании постановления № 000225 от 04.04.2006 о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – директора ФИО1, юриста Иванова И.М.,
ответчика – госналогинспектора ФИО2.
ЗАО Межхозяйственная строительная организация «Вурнарская» (далее - «заявитель», «предприятие») обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления № 000225 от 04.04.2006 г. межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Чувашской Республике (далее - «ответчик», «инспекция») о привлечении к административной ответственности.
В обоснование предъявленного требования заявитель указал, что на основании протокола об административном правонарушении от 27.03.2006 г. № 000271 предприятие привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – «КоАП РФ») в виде штрафа в размере 30 000 руб. Заявитель не согласен с принятым постановлением о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ в пределах компетенции соответствующего органа. Пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях по статье 14.16 уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции). Согласно пункту 64 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта и спиртосодержащей продукции.
Статьей 23 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» определено, что государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами самоуправления в пределах их компетенции. Пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. № 506, установлено, что Федеральная налоговая служба (ФНС) является Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Пунктами 5.1.2; 5.1.3; 5.1.4; 5.2.1 пункта 5 Положения Федеральной налоговой службы определена компетенция налогового органа, в соответствии с которой он осуществляет контроль за представлением деклараций об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и спиртосодержащей продукции, а также выдачей лицензий на производство, разлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции.
Часть 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в идее административного штрафа в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 г., и утратившего силу в связи с принятием Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. № 506, инспекции было предоставлено право проверять оформление товарно-транспортных накладных на этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию и по результатам проверок составлять акт. В Положении о ФНС данное право отсутствует.
На основании изложенного, предприятие просит признать недействи-тельным постановление № 000225 от 04.04.2006 г. межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Чувашской Республике о привлечении к административ-ной ответственности, поскольку у налогового органа отсутствуют полномочия по осуществлению контроля и надзору за соблюдением правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а следовательно и по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель заявителя Иванов И. М. заявление поддержал. Привел доводы, указанные в заявлении. Суду пояснил, что заявитель оспаривает сам факт проверки работниками налоговой службы. Считает, что согласно Положению о ФНС работникам налоговой службы предоставлены полномочия по проверке оптовой, а не розничной реализации алкогольной продукции. Данный вывод подтверждается постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 22.12.2005 г. по делу № Ф04-9165/2005 (1804-А27-7). Подтвердил, что магазин «Март» является собственностью заявителя и расположен в его административном здании по адресу: <...>. ФИО3 действительно является продавцом данного магазина и при проверке 14.03.2006 г. не смогла представить работникам налогового органа оформленные надлежащим образом разделы Б справок к ГТД на коньяк «Арома» и «Молдавский аист» производства Молдова, а также на горилку «Березовая особая» производства Украина.
Представитель заявителя ФИО1 подтвердил, что разделы Б справок к ГТД на указанную в акте от 14.03.2006 г. алкогольную продукцию были представлены налоговому органу на следующий после проверки день 15.03.2006 г., при этом действительно номер справки в разделе Б справки к ГТД на горилку «Березовая особая» не соответствовал номеру в разделе А справки к ГТД, в разделе Б справки к ГТД на коньяк «Арома» отсутствовал номер ГТД. После 15.03.2006 г. заявитель связался с поставщиками продукции и были оформлены новые документы с устранением недостатков. Считает, что согласно утвержденному постановлению Правительства Российской Федерации № 322 от 30.06.2004 г. Положению право проверки соблюдения правил розничной продажи алкогольной продукции предоставлено только Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. На вопросы суда пояснил, что при составлении 27.03.2006 г. протокола об административном правонарушении присутствовал представитель ЗАО «МСО «Вурнарская» бухгалтер ФИО4, которая доверенностью № 2 от 27.03.2006 г. директора была уполномочена представлять заявителя при составлении протокола именно по данному акту проверки. Подтвердил подлинность подписей ФИО4 на протоколе от 27.03.2006 г. При рассмотрении 04.04.2006 г. материалов дела об административном правонарушении присутствовали руководитель ЗАО МСО «Вурнарская» и юрист Иванов И. М., копию постановления он, руководитель заявителя, получил 04.04.2006 г.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 заявление не признал. Привел доводы, указанные в письменном отзыве. Представил суду подлинные материалы дела об административном правонарушении, На вопросы суда пояснил, что в момент проверки 14.03.2006 г. проверяющим не были представлены надлежащим образом оформленные разделы Б на коньяки «Арома» и «Молдавский аист», горилку «Березовая особая». Указанные документы с печатями были предоставлены представителем предприятия работникам инспекции только 15.03.2006 г. При этом 15.03.2006 г. при изучении представленных заявителем документов было установлено, что номер справки к ГТД в разделе Б на горилку «Березовая особая» указан 10118020/23205/0011610, а в разделе А номер справки к ГТД указан другой, а именно 10118020/230505/0004143; в разделе Б справки к ГТД на коньяк «Арома» отсутствует номер ГТД. Тем самым заявитель нарушил пункты 11, 12 и 139 Правил продажи отдельных видов товаров, определяющих правила розничной продажи алкогольной продукции. Протокол об административном правонарушении был составлен 27.03.2006 г. в присутствии бухгалтера ответчика ФИО4, предъявившей надлежащим образом оформленную доверенность № 2 от 27.03.2006 г. за подписью директора ЗАО МСО «Вурнарская». Рассмотрение дела произведено 04.04.2006 г. в присутствии руководителя предприятия, копия постановления вручена ему 04.04.2006 г.
Выслушав представителей заявителя и ответчика, изучив и оценив материалы дела, суд установил следующее:
ЗАО МСО «Вурнарская» зарегистрировано администрацией Вурнар-ского района Чувашской Республики от 27.10.1999 г., свидетельство межрайонной инспекции МНС России № 3 по Чувашской Республике серии 21 № 000752082 от 23.09.2002 г.
14 марта 2006 года в ходе совместного рейда оперативной группы Управления ФНС России по Чувашской Республике и межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Чувашской Республике произведена проверка выполнения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине «Март», принадлежащем ЗАО МСО «Вурнарская», расположенном по адресу: <...>.
В ходе проверки продавец-кассир магазина «Март» ФИО3 не представила проверяющим по их требованию соответствующим образом оформленные разделы Б справки к грузовой таможенной декларации на коньяк «Арома», емк. 0,5 л, кр. 40%, производства Молдова, розлива 25.05.2005 г., акцизная марка ДД01752С, цена 216 руб.; коньяк «Молдавский аист», емк. 0,5 л, кр. 40%, производства Молдова, розлива 24.05.2005 г., акцизная марка ДД010752С, цена 234 руб.; горилка «Березовая особая», емк. 0,7 л, кр. 40%, производства Украина, акцизная марка ДД012500С, цена 196 руб. Легальность производства и оборота алкогольной продукции на момент проверки не подтверждена.
По факту непредставления по их требованию надлежаще оформленных разделов Б справки к ГТД на коньяки «Арома» и «Молдавский аист», горилку «Березовая особая»копий проверяющие в присутствии продавца-кассира магазина на месте составили акт № 000047 от 14.03.2006 г.
В своих объяснениях к акту продавец-кассир магазина ФИО3 пояснила, что она не знала о необходимости простановки печати на сертификат, печать в магазине отсутствует.
С учетом указанных обстоятельств 14.03.2006 г. инспекцией возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ЗАО МСО «Вурнарская» и назначено проведение в отношении предприятия административного расследования, о чем вынесено соответствующее определение.
15.03.2006 г. заявителем представлены в инспекцию заверенные штампом ЗАО МСО «Вурнарская» справки раздела Б к ГТД на коньяки «Арома» и «Молдавский аист», горилку «Березовая особая». При этом было установлено, что номер справки к ГТД в разделе Б на горилку «Березовая особая» указан 10118020/23205/0011610, а в разделе А номер справки к ГТД указан другой, а именно 10118020/230505/0004143; в разделе Б справки к ГТД на коньяк «Арома» отсутствует номер накладной.
27.03.2006 г. должностным лицом инспекции в присутствии бухгалтера ЗАО МСО «Вурнарская» ФИО4, которая доверенностью № 2 от 27.03.2006 г. директора была уполномочена представлять заявителя в налоговых органах по делам об административных правонарушениях, в том числе и при составлении протокола по акту проверки от 14.03.2006 г., составлен протокол № 000271 об административном правонарушении по результатам проверки выполнения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выразившемся в нарушении заявителем пунктов 11 и 12 раздела 1 и пункта 139 раздела 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. № 55
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 N 1222, от 02.10.1999 N 1104, от 06.02.2002 N 81, от 12.07.2003 N 421, от 01.02.2005 N 49, от 08.02.2006 N 80).
С протоколом № 000271 от 27.03.2006 г. об административном правонарушении представитель заявителя ФИО4 ознакомлена 27.03.2006 г., претензий к проверяющим она не имеет, копию протокола она получила, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ права и обязанности ей разъяснены, от дачи объяснений ФИО4 отказалась, о чем свидетельствуют соответствующие записи и личные подписи представителя заявителя ФИО4 на протоколе.
04.04.2006 г. руководитель инспекции, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в присутствии директора ЗАО МСО «Вурнарская» ФИО1, вынес постановление № 000225 о привлечении заявителя к административной ответственности в виде взыска-ния штрафа по ст. 14.16 ч. 3 КоАП РФ в размере 300 минимальных размеров оплаты труда в сумме 30 000 руб.
О том, что дело рассмотрено в присутствии директора заявителя ФИО1, копия постановления ему вручена в этот же день, сви-детельствуют соответствующие записи и личная подпись ФИО1 на постановлении № 000225 от 04.04.2006 г., а также показания Сандомиро-ва И. А. в судебном заседании.
Предприятие не согласно с постановлением № 000225 от 04.04.2006 г. и просит признать его незаконным.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям:
действительность непредъявления работникам налогового органа 14 марта 2006 года в магазине «Март», принадлежащем ЗАО МСО «Вурнарская», соответствующим образом оформленных разделов Б справки к грузовой таможенной декларации на коньяк «Арома», коньяк «Молдавский аист» и горилка «Березовая особая» подтверждается материалами дела, в том числе письменными объяснениями продавца-кассира магазина.
В соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. № 55 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 N 1222, от 02.10.1999 N 1104, от 06.02.2002 N 81, от 12.07.2003 N 421, от 01.02.2005 N 49, от 08.02.2006 N 80) продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать: наименование товара; фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара; обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар; сведения об основных потребительских свойствах товара; правила и условия эффективного и безопасного использования товара; гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара; срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению; цену и условия приобретения товара. Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом. Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом). (пункт 11 раздела 1); При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона (пункт 12 раздела 1);
Согласно пункту 139 раздела 19 указанных Правил на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводи-тельные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Согласно части 2 Постановления Правительства Российской Федера-ции от 31.12.2005 г. № 872 «О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации» при реализации товара в розницу собственник товара обязан предъявить по первому требованию покупателя или контролирующего органа копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, с оригиналом оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара. В случае если товар реализуется собственником через принадлежащую ему розничную торговую сеть, каждая торговая точка по продаже товара должна иметь копию справки, заверенную оригиналом оттиска печати собственника товара.
Согласно Федеральному закону от 07.01.99 г. № 18-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодер-жащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
В соответствии с Положением о Министерстве РФ по налогам и сборам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.10.00г. № 783, МНС РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочих государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
Согласно пункту 15 Указа Президента Российской Федерации № 314 от 09.03.2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указов Президента РФ от 20.05.2004 N 649, от 14.11.2005 N 1319, от 23.12.2005 N 1522, с изм., внесенными Указами Президента РФ от 15.03.2005 N 295, от 27.03.2006 N 261) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу, передав его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах Министерству финансов Российской Федерации.
Следовательно, все остальные функции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам кроме функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах, переданных Министерству финансов Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации № 314 от 09.03.2004 г. возложены на Федеральную налоговую службу.
Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года № 506 «Об утверждении положения о федеральной налоговой службе» установлено, что Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 № 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.
В силу пункта 4 указанного Положения Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Следовательно, Межрайонная инспекция ФНС № 3 по Чувашской Республике, как территориальный орган Федеральной налоговой службы, вправе проверять оформление товарно-транспортных накладных на этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию и по результатам проверок составлять акт.
В части 1 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно части 1 статьи 23.50 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
С учетом изложенного следует признать, что территориальные органы ФНС относятся к контролирующим органам и в соответствии со статьями 23.50 и 28.3 КоАП РФ уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать административные дела, предусмотренные частью 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Предприятие нарушило вышеуказанные нормы правил продажи отдельных видов товаров, не обеспечило предъявление по первому требованию контролирующего органа соответствующим образом оформленных разделов Б справки к грузовой таможенной декларации на коньяк «Арома», коньяк «Молдавский аист» и горилка «Березовая особая».
К тому же в представленной 15.03.2006 г. заявителем в инспекцию документацииномер справки к ГТД в разделе Б на горилку «Березовая особая» указан 10118020/23205/0011610, а в разделе А номер справки к ГТД указан другой, а именно 10118020/230505/0004143; в разделе Б справки к ГТД на коньяк «Арома» отсутствует номер накладной.
При таких обстоятельствах инспекция правомерно признала заявителя виновным в нарушении иных правил розничной продажи алкогольной продукции и привлекла к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
В действиях предприятия содержится и субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Суд полагает, что заявитель виновен в его совершении, его вина усматривается в безразличии к соблюдению правил продажи алкогольной продукции.
Суд признает, что порядок составления акта, протокола и порядок рассмотрения дела об административном правонарушении инспекцией не нарушен.
Доводы заявителя и его представителей необоснованны по вышеизложенным основаниям.
Требования статей 25.1 и 28.2 КоАП РФ инспекцией соблюдены.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается.
Уплаченная заявителем государственная пошлина при обращении в суд по платежному поручению № 181 от 07.04.2006 г. подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процес-суального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Закрытому акционерному обществу «Межхозяйственная строительная организация «Вурнарская», пос. Вурнары Чувашской Республики в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления № 000225 от 04 апреля 2006 года Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Чувашской Республике, пос. Вурнары о наложении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 руб. отказать.
Возвратить закрытому акционерному обществу «Межхозяйственная строительная организация «Вурнарская», пос. Вурнары Чувашской Республики из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб. (Две тысячи руб.), уплаченную по платежному поручению № 181 от 07.04.2006.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.
С удья | ФИО5 |