ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-3380/16 от 02.06.2016 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-3380/2016

Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в составе: судьи Павловой О.Л.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г.Чебоксары

к индивидуальному предпринимателю Васильеву Олегу Георгиевичу, г.Чебоксары

о привлечении к административной ответственности,

без вызова сторон,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Васильева Олега Георгиевича о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Заявление мотивировано тем, что при проведении проверки перевозочной деятельности индивидуального предпринимателя Васильева О.Г. выявлено нарушение лицензионных требований и условий.

 Так, с 21.03.2016 по 08.04.2016 по результатам внеплановой документарной  проверки по факту ДТП, совершенным 17.02.2016 в 13 час. 20 мин., при осуществлении перевозочной деятельности пассажирским автотранспортом выявлены нарушения лицензионных требований, а именно: не организовано проведение служебного расследования дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 17.02.2016 в 13 час. 20 мин. в городе Чебоксары на перекрестке с круговым движением пр. И.Яковлева, д. 13 – пр.Мира, водитель Платонов А.В., управляя автобусом марки Форд Транзит, регистрационный знак Е833ЕО/21RUS, при резком торможении допустил падение пассажира Александровой Н.В., которая находилась в салоне автобуса. В результате ДТП пассажир Александрова Н.С. с телесными повреждениями доставлена в ГКБ № 1 в г.Чебоксары. Отсутствует акт служебного расследования, письменное объяснение водителя, документы по внутреннему расследованию обстоятельств ДТП. Не организовано проведение ежемесячных сверок с территориальными органами внутренних дел о ДТП (отсутствует журнал учета ДТП). Не организована сверка с ГИБДД о нарушениях водителями Правил дорожного движения (отсутствует журнал учета нарушений правил дорожного движения водителей). Не ведется учет рабочего времени водителя, допускаются нарушения режима труда и отдыха водителя в части продолжительности рабочей смены свыше 12 часов. Не организовано техническое обслуживание и ремонт транспортного средства в целях содержания его в исправном состоянии: у предпринимателя отсутствуют графики проведения ТО-1 и ТО-2 автомобилей; не ведется учет пробегов автомобиля для проведения регламентных работ (постановки автобуса на ТО-1, ТО-2 в путевых листах отсутствует показание спидометра при выезде и возвращению автобуса к месту стоянки); отсутствует журнал выхода и возвращения транспортных средств; отсутствует контроль за проведением периодичности технического обслуживания (отсутствует журнал проведения ТО и ТР). В путевых листах не указываются: показание одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку; имя и отчество медицинского работника проводившего предрейсовый и послерейсовый медосмотр.

24.03.2016 при проведении рейдовых мероприятий по адресу: г.Чебоксары, перекресток с круговым движением Шупашкар пр.Тракторостроителей, 1/34 проверен автобус марки Форд Транзит, государственный регистрационный знак В677ХУ/21RUS, принадлежащий Васильеву О.Г., под управлением водителя Копирова А.М. и выявлены следующие нарушения лицензионных требований и условий. В путевом листе от 24.03.2016 № 30 не указывается имя и отчество индивидуального предпринимателя, не указывается полный адрес регистрации индивидуального предпринимателя, не указывается в заголовочной части путевого листа печать или штамп индивидуального предпринимателя.

Об изложенных обстоятельствах составлен протокол об административном правонарушении от 12.04.2016 № 160074.

В этой связи заявитель просит привлечь индивидуального предпринимателя Васильева О.Г. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 15.04.2016 заявление принято к производству в порядке упрощенного производства, установлен пятнадцатидневный срок для представления индивидуальным предпринимателем Васильевым О.Г.  отзыва на заявленные требования или других доказательств, а также  тридцатидневный срок для представления  сторонам документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

Копии определения о принятии заявления в порядке упрощенного производства заявителем и предпринимателем получены, о чем в материалах дела имеются уведомления.

От предпринимателя – документально обоснованный отзыв на заявление, доказательство его направления заявителю в установленные арбитражным судом сроки не поступили.

В порядке части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон по истечению сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.

Сторонами возражения в отношении рассмотрения дела в порядке упрощенного производства не представлены.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что Васильев Олег Георгиевич  является предпринимателем и ему выдана лицензия на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек от 17.02.2009 № АСС-21-011135 со сроком действия бессрочно.

Согласно пункту 24 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.

В пункте 4 Положения о лицензировании, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение о лицензировании перевозок пассажиров), перечислены лицензионные условия и требования при осуществлении перевозок пассажиров. В частности, к таким условиям относятся:

- соблюдение лицензиатом требований, установленных статьёй 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (подпункт «з»);

- соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (подпункт «и»).

В порядке статей 20 и 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения, организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей, предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

В соответствии с пунктами 7, 9 и 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15, нормальная продолжительность рабочего времени водителей автотранспорта не может превышать 40 часов в неделю, для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов; при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей автомобилей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения; при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

Согласно пункту 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

Приказом Минтранса Российской Федерации № 22 от 02.04.1996 предусмотрены формы учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортного средства.

В порядке пункта 1.4 Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий, утвержденного приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 26.04.1990 №49 служебное расследование проводится:руководителем автотранспортного предприятия (организации) - всех дорожно - транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим предприятию, в срок до 5 суток.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» установлены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Согласно пункту 3 путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе.

Пунктами 9, 17, 18 названного Приказа предусмотрено, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

В наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист трамвая и т.п.). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации. В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании (пункт 12 приказа).

Пунктом 2.2 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР от 20.09.1984, предусмотрено, что работоспособное состояние подвижного состава обеспечивается проведением технического обслуживания и ремонта и соблюдением других рекомендаций правил технической эксплуатации.

Основным техническим воздействием, осуществляемым на автотранспортных предприятиях при эксплуатации подвижного состава, являются планово-предупредительные работы технического обслуживания и ремонта. Своевременное и качественное выполнение технического обслуживания в установленном объеме обеспечивает высокую техническую готовность подвижного состава и снижает потребность в ремонте.

Согласно пункту 3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.

Суд считает, что факт совершения индивидуальным предпринимателем Васильевым О.Г. административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, находит свое подтверждение.

Названные выше положения законодательства предпринимателем Васильевым О.Г., обязанным контролировать и организовывать работу водителей, не выполняются.

Так, материалами дела подтверждается, что предпринимателем не организовано проведение служебного расследования дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 17.02.2016 в 13 час. 20 мин. в городе Чебоксары; не организовано проведение ежемесячных сверок с территориальными органами внутренних дел о ДТП; не организована сверка с ГИБДД о нарушениях водителями Правил дорожного движения (отсутствует журнал учета нарушений правил дорожного движения; не ведется учет рабочего времени водителя, допускаются нарушения режима труда и отдыха водителя в части продолжительности рабочей смены свыше 12 часов; не организовано техническое обслуживание и ремонт транспортного средства в целях содержания его в исправном состоянии (отсутствуют графики проведения ТО-1 и ТО-2 автомобилей, не ведется учет пробегов автомобиля для проведения регламентных работ (постановки автобуса на ТО-1, ТО-2 в путевых листах отсутствует показание спидометра при выезде и возвращению автобуса к месту стоянки), отсутствует журнал выхода и возвращения транспортных средств, отсутствует контроль за проведением периодичности технического обслуживания (отсутствует журнал проведения ТО и ТР).

Представленные путевые листы от 06.06.2016, от 17.03.2016, от 22.03.2016 оформлены с нарушением действующего законодательства (отсутствуют показание одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку; имя и отчество медицинского работника проводившего предрейсовый и послерейсовый медосмотр).

В путевом листе от 24.03.2016 не указаны имя и отчество индивидуального предпринимателя, полный адрес регистрации индивидуального предпринимателя, в заголовочной части путевого листа отсутствует печать или штамп индивидуального предпринимателя.

Доказательства обратного суду не представлены.

Кроме того по правонарушениям, выразившимся, в том что в путевом листе от 01.03.2016 отсутствуют: показание одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку; имя и отчество медицинского работника проводившего предрейсовый и послерейсовый медосмотр следует учесть, что на момент рассмотрения дела прошел трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности.

Вместе с тем, в рамках настоящего дела для привлечения к административной ответственности достаточно одного нарушения лицензионных условий и требований.

Смягчающих вину правонарушителя обстоятельств в смысле статьи 4.2 КоАП РФ суд не усматривает. В силу статьи 2.4 Кодекса предприниматель несет ответственность как должностное лицо.

Содеянное индивидуальным предпринимателем Васильевым О.Г. правонарушение нельзя признать малозначительным, так как допущенные им  нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), создают существенную угрозу не только для самого водителя, но и для пассажиров.

На основании изложенного суд считает, что индивидуальный предприниматель Васильев О.Г. совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данной нормой предусмотрена административная ответственность должностных лиц за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Вина предпринимателя заключается в том, что он обязан был знать и соблюдать обязательные требования нормативных правовых актов, действующих в сфере пассажирских перевозок, он должен был и мог предвидеть возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия) (часть 2 статьи 2.2 КоАП РФ), при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял для соблюдения требований закона необходимых мер.

Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено: протокол по делу об административном правонарушении составлен в присутствии предпринимателя, права и обязанности, предусмотренные статьёй 25.1 КоАП РФ, ему разъяснены, срок привлечения к административной ответственности не пропущен.

По изложенным основаниям, суд считает необходимым назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 руб.  

Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.

Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

индивидуального предпринимателя Васильева Олега Георгиевича, 25.02.1983 года рождения, уроженца д. Таутово Аликовского района Чувашской Республики, зарегистрированного по адресу: 428000, Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул. Гражданская, д. 109, корп. 1, кв. 133, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Чувашской Республике 29.09.2005 (ОГРНИП 305213327200027, ИНН 210200553558), привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей (Три тысячи рублей).

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:

наименование получателя – Управление Казначейства России по Чувашской Республике (УГАДН по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), банк получателя: Отделение – НБ Чувашская Республика, расчетный счет: 40101810900000010005, ИНН - 2128011031, КПП - 213001001, ОКТМО - 97701000 (г. Чебоксары), БИК - 049706001, КБК- 10611690040046000140, назначение платежа - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов, УИН – 10615442160001600743.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                 О.Л. Павлова