АРБИТРАЖНЫЙ СУДЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ | |||
Именем Российской Федерации | |||
Р Е Ш Е Н И Е | |||
г. Чебоксары | Дело № А79-3412/2014 | ||
01 июля 2014 года | |||
Арбитражный суд в составе: судьи Щетинкина А.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике-Чувашии, г. Чебоксары
к закрытому акционерному обществу «СМАРТС-Чебоксары», г.Чебоксары
о привлечении к административной ответственности,
без участия сторон,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике-Чувашии (далее – Управление) обратилось в суд с заявлением к закрытому акционерному обществу «СМАРТС-Чебоксары» (далее – общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указывает, что 14.04.2014 по результатам мониторинга сведений, содержащихся в ЕИС Роскомнадзора (Федеральная государственная информационная система (ФГИС) электронный паспорт ФС-77100001 от 31.03.2010, внесенная в реестр федеральных государственных информационных систем за № 0001) установлено, что 13.04.2014 ЗАО «СМАРТС-Чебоксары» не авторизовалось для получения доступа к выгрузке информации из единого реестра доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет» посредством обращения к web-сервису vigruzki.gov.ru и не получал информацию о сайтах в сети «Интернет», содержащуюся в едином реестре по состоянию на 13.04.2014. Следовательно, 13 и 14.04.2014 не выполнило требований по ограничению и возобновлению доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащихся в едином реестре по состоянию на 13.04.2014, в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». По сведениям ЕИС Роскомнадзора 13.04.2014 в единый реестр внесен 1 сетевой адрес, содержащий запрещенную информацию.
Об изложенным обстоятельствах составлен протокол об административном правонарушении от 23.04.2014 № 421-ПР, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 08.05.2014 заявление принято к производству, установлен пятнадцатидневный срок для представления ответчиком отзыва на заявленные требования или других доказательств, а также тридцатидневный срок для представления сторонам документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Копии определения о принятии заявления в порядке упрощенного производства лицами, участвующими в деле получены, о чем в материалах дела имеются уведомления.
ЗАО «СМАРТС-Чебоксары» в своем отзыве на заявление указывает, что ежедневную выгрузку списка запрещенных интернет-сайтов, действия по блокированию запрещенных сайтов и по возобновлению доступа к ним осуществляет ОАО «СМАРТС» согласно договору от 09.01.2007 № 01-03-01-401.
Информацию о том, что ОАО «СМАРТС» отказывает ЗАО «СМАРТС-Чебоксары» услуги по выгрузке списка запрещенных интернет-сайтов, действия по блокированию запрещенных сайтов и по возобновлению доступа к ним, была направлена как в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, так и в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике.
Считает, что ЗАО «СМАРТС-Чебоксары» полностью обеспечило надлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области связи и информации.
ЗАО «СМАРТС-Чебоксары» самостоятельно, в дополнение к ранее принятым мерам, стало осуществлять выгрузку списка запрещенных интернет-сайтов, но 13.04.2014 выгрузка ЗАО «СМАРТС-Чебоксары» не было осуществлена в связи с выходом из строя аппаратного обеспечения (Блок питания ЭВМ). Полагает, что данный факт не является подтверждением нарушения указанных в заявлении Управления нормативных правовых актов Российской Федерации, так как выгрузку списка запрещенных интернет-сайтов осуществляет постоянно без перерыва ОАО «СМАРТС» по договору.
По изложенным основаниям, просит отказать Управлению в удовлетворении заявления.
В порядке части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон по истечению сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.
Сторонами возражения в отношении рассмотрения дела в порядке упрощенного производства не представлены.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что закрытое акционерное общество «СМАРТС-Чебоксары» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары внесена запись в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером <***>.
ЗАО «СМАРТС-Чебоксары» выдана лицензия № 118018 от 06.06.2012 на оказание телематических услуг. Условия осуществления деятельности по настоящей лицензии указаны в приложении и является ее неотъемлемой частью.
Как следует из материалов дела, 14.04.2014 в результате мониторинга сведений, содержащихся в подсистеме справочно-информационной системы Роскомнадзора/Реестр запрещенных ресурсов/ Факты авторизации ОС для получения выгрузки из реестра за последние дни (Все факты авторизации) (ЕИСРоскомнадзора) Единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» установлено, что ЗАО «СМАРТС-Чебоксары» допустило нарушения требований пункта 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», пункта 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 118018, пункта 10 статьи 15.1, пункта 7 статьи 15.2, пункта 3 статьи 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», абзаца 2 пункта 13 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, а именно:
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, 23.04.2014 в присутствии представителя общества, уполномоченное должностное лицо Управления составило протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Копию указанного протокола представитель общества получил нарочно, права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, ему разъяснены, о чем свидетельствуют соответствующие записи и его личная подпись на протоколе от 23.04.2014.
Согласно статьям 2, 3 Федерального закона от 04.05.2011
№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Пунктом 17 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87, предусмотрено лицензирование услуг связи для целей кабельного вещания.
Согласно материалам дела общество на основании лицензии № 118018 от 06.06.2012 оказывает телематические услуги. Условия осуществления деятельности по настоящей лицензии указаны в приложении и является ее неотъемлемой частью.
В соответствии с пунктом 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 118018 и пункта 4 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания тематических услуг связи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 ЗАО «СМАРТС-Чебоксары» обеспечивает предоставление абоненту и (или) пользователю:
а) доступ к сети связи лицензиата,
б) доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет,
в) прием и передачу телематических электронных сообщений.
В соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией.
Часть 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» обязывает оператора связи осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Частью 1 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создан и ведется Единый реестр. Единый реестр ведется в соответствии с Правилами создания, формирования и ведения Единого реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101.
Согласно части 10 данной статьи в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет».
Согласно пункту 2 Правил ведения ЕАИС № 1101 создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 3 Правил ведения ЕАИС № 1101).
Ведение единого реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме (пункт 4 Правил ведения ЕАИС № 1101).
На основании части 7 статьи 15.2 Закона № 149-ФЗ в течение суток с момента получения по системе взаимодействия сведений об информационном ресурсе, содержащем фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы, или информацию, необходимую для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, которые распространяются без разрешения правообладателя или иного законного основания, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан ограничить доступ к такому информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», или к странице сайта.
В силу части 3 статьи 15.3 Закона № 149-ФЗ после получения по системе взаимодействия требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», или к информации, размещенной на нем и содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.
Согласно пункту 3 Порядка получения доступа к содержащейся в единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденного Приказом Роскомнадзора от 21.02.2013 № 169, получение доступа к информации из реестра осуществляется посредством обращения к веб-сервису, описание которого размещено на сайте в сети «Интернет» http://eais.rkn.gov.ru.
Как установлено Управлением и подтверждается материалами дела, 13.04.2014 ЗАО «СМАРТС-Чебоксары» не авторизовалось для получения доступа к выгрузке информации из единого реестра доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет» посредством обращения к web-сервису vigruzki.gov.ru и не получал информацию о сайтах в сети «Интернет», содержащуюся в едином реестре по состоянию на 13.04.2014. Следовательно, 13 и 14.04.2014 не выполнило требований по ограничению и возобновлению доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащихся в едином реестре по состоянию на 13.04.2014, в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». По сведениям ЕИС Роскомнадзора 13.04.2014 в единый реестр внесен 1 сетевой адрес, содержащий запрещенную информацию.
При таких обстоятельствах в действиях общества усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Вина общества заключается в том, что оно имело возможность для соблюдения обязательных правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Наличие договора с ОАО «СМАРТС» не освобождает ЗАО «СМАРТС-Чебоксары» от административной ответственности, так как ответственность возложена на оператора связи.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено: протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя общества, права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, ему разъяснены, нарушения срока привлечения к административной ответственности не допущено.
На основании изложенного, с учетом всех обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, учитывая, что ЗАО «СМАРТС-Чебоксары» ранее к административной ответственности не привлекалось, суд пришёл к выводу о необходимости привлечения его к административной ответственности в виде предупреждения.
В данном случае предупреждение является достаточной мерой, направленной на разъяснение обществу противоправности его действий и на недопущение совершения аналогичных правонарушений в будущем.
Законом не предусмотрена уплата государственной пошлины по делам о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
привлечь закрытое акционерное общество «СМАРТС-Чебоксары», расположенного по адресу: <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>), к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в течение десяти дней с момента его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья А.В. Щетинкин