ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-3450/2006 от 14.06.2006 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-3450/2006

июня 2006 года

Арбитражный суд в составе:

судьи Кудряшовой Г.Г.,

при ведении протокола судебного заседания,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

муниципального унитарного предприятия Мариинско-Посадского района «Многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства»

к Администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики

о признании недействительным  постановления,

при участии: Вершинского О.В., Шумова А.А., Васильева Л.И.,

у с т а н о в и л:

муниципальное унитарное предприятие Мариинско-Посадского района «Многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» (далее - МУП МПО ЖКХ) в лице внешнего управляющего Сахалкина А.Г. обратилось в арбитражный суд к Администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики (далее - Администрация) с иском об обжаловании постановления от 29.03.2006 № 127 «Об обеспечении сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги».

         Требование основано на статьях 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 94 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что МУП МПО ЖКХ находится в процедуре внешнего управления на основании определения Арбитражного суда Чувашской Республики от 19.08.2003 (дело №А79-782/03-СК-767).

В соответствии со статьей 94 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» на период внешнего управления в  муниципальном  унитарном предприятии полномочия собственника его имущества прекращаются. Органы местного самоуправления вправе принимать решения только по тем вопросам, которые предусмотрены Законом о банкротстве.

В заявлении указывается, что обжалуемым постановлением Администрация распорядилась имуществом должника, обязав осуществление начисление и сбор платежей с населения за жилищно-коммунальные услуги МУП Мариинско-Посадского района «Контрольно-кассовый центр Дирекции единого заказчика», которое фактически не является ни наймодателем, ни управляющей организацией, ни организацией, предоставляющей гражданам жилищно-коммунальные услуги.

МУП МПО ЖКХ осуществляет деятельность по содержанию, ремонту и управлению жилищным фондом и объектами жилищно-коммунального хозяйства Мариинско-Посадского района, является наймодателем жилых помещений муниципального жилищного фонда, имеет перед гражданами договорные обязательства по содержанию и ремонту жилья и предоставлению коммунальных услуг, производит начисление и сбор с граждан платежей за жилищно-коммунальные услуги.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование по ранее изложенным основаниям, дополнив, что с момента введения внешнего управления в отношении должника полномочия органов управления и собственника  (администрации района) прекращаются (ст. 94 Закона о банкротстве).

Согласно утвержденному собранием кредиторов плану внешнего управления  было предусмотрено проведение процедуры замещения активов должника. За счет имущества должника были образованы и зарегистрированы три новых юридических образований в виде акционерных обществ – ОАО «Тепловые сети», ОАО «Водоканал», ОАО «Электрические сети».

В связи с приостановлением действия решений Собрания депутатов Мариинско-Посадского района от 01.10.2004 № С-36/1 и от 03.08.2005 о даче согласия на замещение активов должника и согласовании рыночной стоимости имущества, вносимого в уставный капитал акционерных обществ, имущество указанным акционерным обществам не передано, оно используется непосредственно МУП МПО ЖКХ.

Представитель считает, что обжалуемое постановление непосредственно затрагивает вопросы проведения расчетов при проведении процедуры внешнего управления, поэтому оно должно соответствовать положениям главы 6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Доказательств согласования с кредиторами изменения порядка проведения денежных расчетов за оказанные  МУП МПО ЖКХ услуги в суд не представлены.

Ответчик с требованием не согласился, представители объяснили суду, что заявитель не вправе ссылаться на замещение активов должника. Представители считают, что МУП МПО ЖКХ должно было получить на эти действия согласие у Собрания депутатов, такого разрешения не было. Они также считают неосновательной ссылку на статью 94 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», поскольку полномочия собственника имущества не прекращаются. Уставом Мариинско-Посадского района Чувашской Республики предусмотрено право распоряжения  муниципальным имуществом, поэтому согласие на замещение активов необходимо получить у главы администрации района. Представители считают, что внешний управляющий создал три акционерных общества самовольно, с превышением полномочий, поскольку МУП не имеют право на создание акционерных обществ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

          Заслушав представителей сторон и оценив представленные материалы, суд  признает требование МУП МПО ЖКХ  правомерным и подлежащим удовлетворению.

Из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 19.08.2003 в МУП МПО ЖКХ  введено внешнее управление, внешним управляющим в отношении имущества должника судом утвержден  Сахалкин А.Г. (дело А79-782/03-СК1-776). Срок внешнего управления арбитражным судом  продлен до 19.08.2006.

В соответствии с п. 1 статьи 94 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» с даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия.

Согласно статье 106 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» собранию кредиторов МУП МПО ЖКХ от 17.08.2004 был представлен план внешнего управления (доработанный), который был рассмотрен и утвержден. План внешнего управления предусматривает замещение активов МУП МПО ЖКХ. Собранием депутатов Мариинско-Посадского района ЧР было дано согласие на осуществление указанной процедуры. Внешним управляющим МУП МПО ЖКХ представлены в суд свидетельства о государственной регистрации акционерных обществ –«Теплосети» 27.09.2005, «Водоканал» 10.10.2005, «Электросети» 26.10.2005.

Из смысла статьи 115 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» следует, что замещение активов представляет собой процедуру создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или несколько открытых акционерных обществ.

Имущество вносится в качестве вклада должника в уставный капитал вновь созданного открытого акционерного общества. Взамен своего вклада должник получает акции этого общества ровно на такую же сумму. При этом вновь созданное общество будет уже свободным от прежних неисполненных обязательств должника и сможет продолжить производственную деятельность, используя переданное ему имущество, поскольку при замещении активов обязательства (все прежние долги) остаются у должника.

Состав и стоимость вносимого имущества определяются в плане внешнего управления. Указанная стоимость определяется на основании отчета независимого оценщика с учетом предложений органа управления должника, уполномоченного уставом на принятие решения по данному вопросу.

При передаче производственных мощностей (бизнеса) вновь созданному акционерному обществу (одному или нескольким) ему же автоматически передаются права и обязанности работодателя в отношении сотрудников должника, работающих на передаваемом оборудовании.

В соответствии со статьей 99 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» внешний управляющий имеет право распоряжаться имуществом должника, заявлять в арбитражный суд требования о признании недействительными сделок и решений в отношении имущества должника, обязан реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление Администрации противоречит требованиям статей 94, 115 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», нарушает права МУП МПО ЖКХ и кредиторов при проведении процедуры внешнего управления. Взимаемая   МУП МПО ЖКХ плата за жилищно-коммунальные услуги является одним из источников формирования  его имущества и финансирования деятельности должника. Доводы ответчика об отсутствии у МУП МПО ЖКХ права на создание акционерных обществ не соответствуют статьям 109, 115 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В силу статьи 333.37 НК РФ суд освобождает Администрацию Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от расходов по уплате государственной пошлины по данному делу.

Руководствуясь статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

заявление муниципального унитарного предприятия Мариинско-Посадского района «Многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» удовлетворить.

          Признать недействительным постановление главы Мариинско-Посадского района от 29.03.2006 № 127 «Об обеспечении сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги», как несоответствующее статьям  94, 109, 115 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Решение вступает в силу немедленно, может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.

Судья                                                                                      Г.Г. Кудряшова