АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-3494/2014
30 июня 2014 года
Арбитражный суд в составе: судьи Каргиной Н.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к индивидуальному предпринимателю ФИО1
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора или Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявление мотивировано тем, что по результатам проверки выявлено нарушение предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом, а именно: нарушаются режим труда и отдыха водителей; журнал учета ДТП оформлен с нарушениями, не ведется учет и анализ нарушений Правил дорожного движения водителями автобуса и дорожно-транспортных происшествий, не проводятся ежемесячно сверки с УГИБДД МВД по ЧР о наличии, (отсутствии) фактов ДТП и нарушений Правил дорожного движения водителями; не проведены стажировки водителей автобуса В906МС 21rus ФИО2, водителя-предпринимателя ФИО1; инструктажи по безопасности дорожного движения с водителями автобуса проводятся формально. В журнале учета инструктажа по безопасности движения, вид инструктажа не соответствует требованиям нормативно-правовым актам. Также с водителями автобуса не проведены сезонные инструктажи - на осенне-зимний период - с 20 по 30.10.2013 и весеннее-летний период - с 20 по 30.03.2014. Кроме того, у предпринимателя ФИО1 отсутствуют инструкции по безопасности дорожного движения, необходимые для проведения инструктажей по безопасности дорожного движения с водителями автобуса; водителем-предпринимателем ФИО1 допускается не прохождения послерейсового медицинского осмотра, так 01.04.2014 отсутствует отметки о прохождении водителем - предпринимателем ФИО1 послерейсового медосмотра; путевые листы оформлены с нарушениями; не переоформлена лицензия АСС-21-011855 от 09.02.2012 в связи с изменением места жительства.
По указанным обстоятельствам 29.04.2014 должностным лицом Управления с участием предпринимателя составлен протокол № 140157 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В этой связи заявитель просит привлечь предпринимателя к административной ответственности.
Предприниматель заявленные требования Управления не оспорил, отзыв на заявление не представил.
В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле. При этом суд располагает сведениями о получении лицами, участвующими в деле, копии определения о принятии заявления к производству.
Проанализировав и оценив имеющиеся доказательства, суд считает заявление Управления подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
ФИО1 зарегистрирован в ЕГРИП за основным государственным регистрационным номером <***>.
На осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), 09.02.2012 предпринимателю выдана лицензия № АСС-21-011855.
Из материалов дела следует, что Управлением проведена проверка соблюдения предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автотранспортом.
По итогам проверки установлено, что предпринимателем нарушаются режим труда и отдыха водителей; журнал учета ДТП оформлен с нарушениями, не ведется учет и анализ нарушений Правил дорожного движения водителями автобуса и дорожно-транспортных происшествий, не проводятся ежемесячно сверки с УГИБДД МВД по ЧР о наличии, (отсутствии) фактов ДТП и нарушений Правил дорожного движения водителями; не проведены стажировки водителей автобуса В906МС 21rus ФИО2, водителя-предпринимателя ФИО1; инструктажи по безопасности дорожного движения с водителями автобуса проводятся формально. В журнале учета инструктажа по безопасности движения, вид инструктажа не соответствует требованиям нормативно-правовым актам. Также с водителями автобуса не проведены сезонные инструктажи - на осенне-зимний период - с 20 по 30.10.2013 и весеннее-летний период - с 20 по 30.03.2014. Кроме того, у предпринимателя ФИО1 отсутствуют инструкции по безопасности дорожного движения, необходимые для проведения инструктажей по безопасности дорожного движения с водителями автобуса; водителем-предпринимателем ФИО1 допускается не прохождения послерейсового медицинского осмотра, так 01.04.2014 отсутствует отметки о прохождении водителем - предпринимателем ФИО1 послерейсового медосмотра; путевые листы оформлены с нарушениями; не переоформлена лицензия АСС-21-011855 от 09.02.2012 в связи с изменением места жительства.
29.04.2014 с участием предпринимателя составлен протокол № 140157 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указанной нормой КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Пунктом 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статьи 8 указанного Федерального закона лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров установлены пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение № 280).
Подпунктом «з» пункта 4 Положения № 280 установлено, что в число лицензионных условий входит соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
В соответствии с пунктами 7, 9 и 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15, нормальная продолжительность рабочего времени водителей автотранспорта не может превышать 40 часов в неделю, для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов; при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей автомобилей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения; при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
Согласно пункту 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Материалы дела свидетельствуют, что предпринимателем допускаются нарушения режима труда и отдыха водителя. Данный факт подтверждается представленными в материалы дела путевыми листами №№ 86, 88, 89, 93, 94, 95, 96, 97, 98 (л.д. 13-15).
Согласно абзацу шестому части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.
Исходя из пункта 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647, владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Законодателем предусмотрена обязанность владельцев транспортных средств, вне зависимости от того, были или нет дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств, проводить ежемесячную сверку с территориальными органами внутренних дел.
Однако в ходе проверки установлено, что предпринимателем журнал учета ДТП оформлен с нарушениями, не ведется учет и анализ нарушений Правил дорожного движения водителями автобуса и дорожно-транспортных происшествий, не проводятся ежемесячно сверки с УГИБДД МВД по ЧР о наличии, (отсутствии) фактов ДТП и нарушений Правил дорожного движения водителями
Положением о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом (РД-200-РСФСР-12-0071-86-09), утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986, предусмотрено, что с целью сообщить водителю необходимую информацию для выполнения различных видов перевозок (пункт 1.1 Положения), устанавливаются следующие виды инструктажа водительского состава: вводный; предрейсовый; периодический; сезонный; специальный (пункт 1.2).
В нарушение указанных норм предпринимателем инструктажи по безопасности дорожного движения с водителями автобуса проводятся формально. В журнале учета инструктажа по безопасности движения, вид инструктажа не соответствует требованиям нормативно-правовым актам. Также с водителями автобуса не проведен сезонный инструктаж на весенне-летний период - с 20 по 30.03.2014.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» установлено, что путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе (пункт 3).
Сведения о водителе включают, в том числе, дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (подпункт 2 пункта 7).
В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании (пункт 12).
Однако в ходе проверки было установлено, что в путевых листах не содержатся следующие обязательные реквизиты, а именно: уполномоченным лицом - механиком, осуществляющим выпуск транспортного средства с места стоянки и заезда к месту стоянки, не проставляются дата (число, месяц, год), фактическое время заезда (час.мин.), показание спидометра (л.д. 13-15).
Согласно пункту 9 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановление Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 представление соискателем лицензии заявления и прилагаемых к нему документов, их прием лицензирующим органом, принятие решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия и аннулировании лицензии, а также предоставление дубликата и копии лицензии, формирование и ведение лицензионного дела, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
В нарушение указанных норм предпринимателем не переоформлена лицензия АСС-21-011855 от 09.02.2012, в связи с изменением места жительства с 03.09.2012 по адресу: 429526, <...>.
На основании изложенного, суд считает, что предприниматель совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Данная норма КоАП РФ предусматривает ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ индивидуальный предприниматель несет ответственность как должностное лицо.
Суд расценивает несоблюдение предпринимателем вышеназванных лицензионных требований и условий как нарушение основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Соответственно указанные обстоятельства создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Вина предпринимателя заключается в том, что он при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований лицензионного законодательства, но не предпринял необходимых мер для их соблюдения.
Вместе с тем, предприниматель не может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в части непроведения стажировки водителей автобуса В906МС 21rus ФИО2, водителя-предпринимателя ФИО1 поскольку в протоколе об административном правонарушении отсутствует информация когда, в какие сроки и на каком маршруте должна была быть проведена стажировка.
Кроме того, предприниматель не может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, за необеспечение прохождения водителями послерейсового медицинского осмотра, поскольку ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств предусмотрена частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ.
В части нарушения, совершенных до 30.03.2014, суд отмечает, что трёхмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьёй 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела истёк.
С учетом всех обстоятельств по делу, суд считает необходимым привлечь предпринимателя к административной ответственности и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 3000 руб. 00 коп.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности, заявителем не допущено.
Вопрос о распределении судебных расходов арбитражным судом не рассматривается, так как по заявлениям о привлечении к административной ответственности, рассматриваемым арбитражным судом, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202-206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, (ИНН <***>, ОГРН <***>), зарегистрированного по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей 00 копеек (три тысячи рублей 00 копеек).
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:
наименование получателя – Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора), банк получателя: ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ г. Чебоксары, расчетный счет: <***>, ИНН - <***>, КПП - 213001001, ОКТМО - 97701000 (г. Чебоксары), БИК - 049706001, КБК- 106 116 90040 04 6000 140, назначение платежа - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Н.А. Каргина