АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | |||
Именем Российской Федерации | |||
Р Е Ш Е Н И Е | |||
г. Чебоксары | Дело № А79-3736/2006 | ||
мая 2006 года | |||
Арбитражный суд в составе:
судьи Кудряшовой Г.Г.
при ведении протокола судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества «АвтоВАС» г. Чебоксары
к Управлению по технологическому и экологическому надзору по Чувашской Республике (РОСТЕХНАДЗОР) об оспаривании постановления
при участии в судебном заседании: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4,
у с т а н о в и л:
открытое акционерное общество «АвтоВАС» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Управления по технологическому и экологическому надзору по Чувашской Республике (далее - РОСТЕХНАДЗОР) от 04.04.2006 № 120 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Требование заявителя мотивировано тем, что оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 10000 руб. за несоблюдение в нарушение статей 22, 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статей 11, 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами и отсутствия нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.
В заявлении указывается, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению указанных норм. Так, В соответствии со статьей 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и п. 7 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов заявитель должен представить в Управление РОСТЕХНАДЗОРа в том числе и лицензию на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами, выдаваемую также этим же органом. Все остальные необходимые для утверждения лицензии документы, перечисленные в Правилах, у общества имеются.
В свою очередь, для получения названной лицензии, соискатель представляет положительное заключение государственной экологической экспертизы материалов обоснования намеченной деятельности по обращению с опасными отходами, выдаваемое этим административным органом, привлекшего 04.04.2006 ОАО «АвтоВАС» к административной ответственности.
Работу по получению соответствующей лицензии и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов на 5 лет, общество начало производить своевременно. В ЦГСЭН 16.06.2004 было направлено экономическое обоснование для получения лицензии по обращению с опасными отходами, но несмотря на многочисленные напоминая и ходатайства со стороны общества, было дано лишь в апреле 2005 г. После устранения отмеченных замечаний экономическое обоснование было получено 01.08.2005. После получения повторного положительного заключения (срок первого истек по вине ЦГСЭН) о соблюдении требований пожарной безопасности от 29.09.2005 № 276 в Управление РОСТЕХНАДЗОРа было направлено заявление для выдачи заключения государственной экологической экспертизы по материалам экологического обоснования деятельности по обращению с опасными отходами.
Управление РОСТЕХНАДЗОРа через 4 месяца было направлено заключение, содержащее ряд замечаний, которые в настоящее время устраняются. Таким образом, по причине бездействия государственных органов общество не имело длительное время возможности своевременно утвердить нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
Так, протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания были вынесены в один день 04.04.2006, тем самым был нарушен предусмотренный статьями 29.1- 29.7 КоАП РФ порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушено право на защиту, предусмотренное статьей 25.1 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении не содержит даты составления, что противоречит требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, и исключает применение срока давности привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании представители ОАО «АвтоВАС» требование поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.
Генеральный директор ОАО «АвтоВАС» ФИО1 объяснил суду, что акт плановой комплексной проверки, протоколы №№ 120 - 121 об административном правонарушении и постановление №№ 120 - 121 составлены проверяющим в один день - 04.04.2006 и в его отсутствие. Для подписания проверяющим были представлены уже готовые документы, объяснения в протоколе от 04.04.2006 были даны гл. инженером ФИО5, при проверке генеральный директор не участвовал, поэтому после подписи ФИО5 в протоколе об административном правонарушении подпись генерального директора стоит второй.
В судебном заседании гл. инженер ФИО6 подтвердил, что объяснения в протоколе от 04.04.2006 им изложены в его кабинете.
Допрошенная в качестве свидетеля по делу государственный инспектор Управления РОСТЕХНАДЗОРа ФИО7 показала суду, что с распоряжением о проведении проверки генеральный директор ФИО1 был ознакомлен под расписку лично. По окончании проверки был составлен акт от 04.04.2006 и вручен руководителю. В этот же день в кабинете генерального директора ОАО «АвтоВАС» в присутствии ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении, он был ознакомлен с правами и обязанностями, затем ему был вручен протокол об административном правонарушении.
ФИО7 также показала, что после вручения протокола в этот же день он был рассмотрен и вынесено постановление № 120 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10000 руб. по статье 8.2 КоАП РФ. В этот же день был составлен и рассмотрен протокол № 121 от 04.04.2006 об административном правонарушении по статье 8.21 КоАП РФ.
Представитель Управления РОСТЕХНАДЗОРа с требованием не согласился, объяснив суду, что на основании распоряжения от 02.03.206 № 154/р проведена плановая комплексная проверка природоохранной деятельности в ОАО «АвтоВАС». В ходе проверки выявлены нарушения и зафиксированы в акте проверки от 04.04.2006:
в нарушение статьи 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды ОАО «АвтоВАС» не представлены на согласование расчеты платежей за загрязнение окружающей среды; не внесена плата по расчетам платежей за загрязнение окружающей среды за 2004-2005 г.г.;
в нарушение статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» должным образом не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, не разработано и не согласовано с Управлением РОСТЕХНАДЗОРа положение о производственном экологическом контроле;
в нарушение статьи 23 ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» не разработаны нормативы предельно-допустимых выбросов вредных в атмосферный воздух;
в нарушение статьи 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статьи 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления» не имеет лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;
в нарушение статей 11, 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не установлены лимиты на размещение отходов в установленном порядке.
Государственным инспектором Управлением РОСТЕХНАДЗОРа ФИО7, учитывая, что непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, составлен протокол № 120 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, совершенным ОАО «АвтоВАС». В этот же день постановлением № 120 ФИО7 рассмотрено дело с участием законного представителя ОАО «АвтоВАС» ФИО1, постановлено - признать ОАО «АвтоВАС» виновным в совершении административного правонарушения по статье 8.2 КОАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 100 МРОТ (десять тысяч) рублей. Копия постановления вручена законному представителю.
Представитель Управления РОСТЕХНАДЗОРа просит отказать в удовлетворении требования ОАО «АвтоВАС».
Заслушав объяснения представителей сторон, показания ФИО7 и оценив представленные материалы, суд признает требование ОАО «АвтоВАС» правомерным и подлежащим удовлетворению.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения руководителя Управления РОСТЕХНАДЗОРа от 02.03.2006 № 154/р была проведена комплексная проверка ОАО «АвтоВАС», по результатам которой был составлен акт плановой комплексной проверки природоохранной деятельности от 04.04.2006, в котором были зафиксированы нарушения .
В этот же день представителем РОСТЕХНАДЗОРа ОАО «АвтоВАС» был вручен протокол №120 об административном правонарушении, в котором зафиксированы нарушения требования статей 22, 24 ФЗ «Об охране окружающей среды», статей 11, 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» - акционерное общество не имеет нормативов образования отходов и установленных лимитов на размещение отходов.
Как следует из материалов дела протокол об административном правонарушении № 120 от 04.04.2006 был рассмотрен в ОАО «АвтоВАС» 04.04.2006. По результатам рассмотрения протокола государственным инспектором отдела государственного экологического контроля, нормирования, администрирования платежей Управления РОСТЕХНАДЗОРа ФИО7 вынесено постановление № 120 от 04.04.2006 о назначении административного наказания. ОАО «АвтоВАС» было признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
Суд считает обоснованными доводы представителей ОАО «АвтоВАС» о нарушении порядка привлечения к административной ответственности.
В соответствии со статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а в том числе соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 26.3 КоАП РФ объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, отражаются в протоколе.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ о факте совершения административного правонарушения составляется протокол, который согласно частям 2 и 3 Кодекса, должен содержать сведения о месте и времени совершения правонарушения, разъяснении физическому лицу или законному представителю юридического лица о разъяснении прав и обязанностей.
Обстоятельства и материалы рассматриваемого дела свидетельствуют о том, что законный представитель юридического лица непосредственно не присутствовал при составлении протокола об административно правонарушении. В протоколе от 04.04.2006 не указываются место и время совершения правонарушения, дата и время рассмотрения протокола.
Из объяснений генерального директора ОАО «АвтоВАС» ФИО1 и гл. инженера ФИО3 следует, что объяснения, изложенные в протоколе № 120, были даны главным инженером в его кабинете, после подписи ФИО3 свою подпись поставил в протоколе уже в своем кабинете генеральный директор ФИО1 Сам ФИО1 объяснения по делу не давал.
Данное обстоятельство подтверждается также тем, что в представленной ОАО «Авто ВАС» копии протокола (полученного 04.04.2006 от представителя РОСТЕХНАДЗОРа) объяснения ФИО3, который не являлся в этот момент законным представителем юридического лица, изложены им авторучкой, заправленной пастой фиолетового цвета,
Кроме того, учитывая, что некоторые сведения в протоколе произведены через ксерокс, а другие записи сделаны от руки авторучкой, суд вправе сделать вывод о том, что протокол проверяющим был изготовлен заранее, потом в него в ходе проверки вносились дополнительные сведения, что противоречит требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что протокол об административном правонарушении от 04.04.2006 № 120 ФИО1 был представлен для ознакомления в готовом виде, в котором он расписался в получении копии.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии законного представителя юридического лица. Из учредительных документов ОАО «АвтоВАС» следует, что ФИО1 является генеральным директором акционерного общества.
Судом установлено, что в день проверки ФИО1 находился на месте, поэтому составление протокола об административном правонарушении в его отсутствие, дачу объяснений гл. инженера ФИО3 без подтверждения полномочий юридического лица суд оценивает как нарушение норм КоАП РФ.
Следовательно, при составлении протокола об административном правонарушении в отношении ОАО «АвтоВАС» не были соблюдены требования статьи 28.2 КоАП РФ, которые имеют юридическое значение, поскольку протокол выполняет обвинительную функцию.
Суд относится к показаниям ФИО7 критически, поскольку в данном деле она является заинтересованным лицом.
Кроме того, из представленной ОАО «АвтоВАС» копии постановления о назначении административного наказания от 04.04.2006 № 120 видно, что указанное постановление, как и протокол, было заготовлено заранее, затем в него вносились от руки необходимые сведения.
Тем самым грубо нарушены требования статей 29.9 и 29.11 КоАП РФ, в соответствии с которыми постановление выносится не до рассмотрения дела, а по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении и объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
Управлением РОСТЕХНАДЗОРане представлено в суд доказательств наличия полномочий на рассмотрение ФИО7 дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ. Из распоряжения от 02.03.2006 № 154/р следует, что ФИО7 было поручено проведение комплексной проверки в ОАО «АвтоВАС» в период с 03.03.2006 по 03.04.2006 и составление акта по результатам проверки.
Из смысла статьи 1.5 КоАП РФ следует, что бремя доказывания обстоятельств по делу об административном правонарушении лежит на административном органе.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
На основании изложенного требование ОАО «АвтоВАС» подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
заявление открытого акционерного общества «АвтоВАС» г. Чебоксары удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления по технологическому и экологическому надзору по Чувашской Республике (РОСТЕХНАДЗОР) от 04.04.2006 № 120 о назначении административного наказания.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок.
Судья Г.Г. Кудряшова