А79-4112/2009
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-4112/2009
28 июля 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 24.07.2009.
Арбитражный суд в составе судьи Цветковой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Цветковой С.А.,
рассмотрев в заседании суда дело по иску
Республиканского фонда развития жилищного строительства при Минархстройэнерго <...>, <...>, ЧР, <...>
о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации,
ответчик - Управление Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике, 428000, <...>
третьи лица
- Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства <...>,
- Министерство финансов <...>,
при участии:
от заявителя – ФИО1 по доверенности № 1 от 18.01.2007, исполнительного директора ФИО2,
от ответчика – ФИО3 по доверенности от 12.01.2009 № 01-23/5,
от третьих лиц – не явились,
установил:
Республиканский фонд развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми (далее – фонд, заявитель) обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения государственного регистратора Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике (далее – ответчик, Управление) от 25.03.2009 № 01/017/2009-129 об отказе в государственной регистрации права собственности на квартиру № 11 по адресу: <...>, указав в обоснование требования следующее.
28.01.2009 заявитель обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на квартиру № 11 в доме № 9 по ул. Р.Люксембург г. Чебоксары. Решением государственного регистратора от 26.02.2009 государственная регистрация права приостановлена. В последующем оспариваемым решением в государственной регистрации права собственности отказано на основании абз. 3, 8, 10 пункта 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» со ссылкой на те, обстоятельства, что с заявлением обратилось ненадлежащее лицо, согласно представленным документам у заявителя отсутствуют права на объект недвижимости, не представлены документы, необходимые для государственной регистрации права.
Решение об отказе в государственной регистрации права заявитель считает незаконным, указывая, что объект построен им собственными силами и за свой счет, документы, необходимые для государственной регистрации права собственности в регистрирующий орган представлены.
Определением суда от 24.06.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми и Министерство финансов Республики Коми.
В заседании суда на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 17.07.2009 до 24.07.2009.
Представители заявителя требования поддержали.
Представитель ответчика требования не признал, указав, что квартира, о регистрации права на которую обратился заявитель, как объект недвижимости создана в период до 15.03.2002. Следовательно, финансирование строительства осуществлено до указанной даты и, как усматривается из договора № 112-1/99-Д на участие в долевом строительстве от 06.10.99 производилось с использованием средств федерального бюджета. Представленное заявителем дополнительное соглашение № 2 от 15.08.2008 к данному договору об исключении положений о передаче построенных квартир гражданам – переселенцам из районов Крайнего Севера и осуществлении строительства за счет средств федерального бюджета не подтверждает строительство объекта без использования бюджетных средств, поскольку заключено по окончании строительства и после исполнения сторонами обязательств по договору.
Третьи лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей не обеспечили.
В письменном отзыве Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми заявление поддержало, указав, что против регистрации права собственности заявителя на указанный им объект не движимости не возражает, обязательства по направлению федеральных средств гражданам в счет выделенных им субсидий заявителем исполнены, основания для принятия квартиры в государственную собственность Республики Коми отсутствуют.
Министерством финансов Республики Коми представлено заявление о рассмотрении дела без участия его представителя, в котором также заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Агентства Республики Коми по управлению имуществом.
Рассмотрев ходатайство, суд в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает его неподлежащим удовлетворению, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что судебный акт по данному делу может повлиять на права или обязанности Агентства Республики Коми по управлению имуществом по отношению к одной из сторон.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
28.01.2009 заявитель обратился в Управление государственной регистрационной службы по Чувашской Республике за регистрацией права собственности на квартиру № 11 в доме № 9 по ул. Р.Люксембург г. Чебоксары, представив в качестве правоустанавливающих документов договор № 112-1/99-Д от 06.10.1999 и дополнительные соглашения № 1 от 31.01.2000 и № 2 от 15.08.2008.
25.03.2009 ответчиком в адрес заявителя направлено сообщение № 01/017/2009-129 о принятии решения об отказе в государственной регистрации права собственности на основании абз. 3, 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В обоснование принятого решения ответчик сослался на неподтвержденность приобретения заявителем права собственности на квартиру по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что договором долевого участия в строительстве № 112-1/99-Д от 06.10.1999 и дополнительным соглашением к нему № 1 от 31.01.2000 предусмотрено финансирование строительства 54 квартир в доме № 9 по ул. Р.Люксембург г. Чебоксары с использованием средств федерального бюджета и передача квартир непосредственно в собственность граждан.
Представленное фондом дополнительное соглашение № 2 от 15.08.2008 к договору долевого участия в строительстве № 112-1/99-Д от 06.10.1999 ответчиком во внимание не принято по мотиву его заключения по окончании исполнения договора.
Несогласие с отказом в государственной регистрации права собственности на квартиру явилось причиной обращения заявителя в суд с требованием по настоящему делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В ином случае суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в том числе, если с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Из материалов дела следует, что 06.10.1999 фондом с ЗАО «Еванс» заключен договор № 112-1/99-Д, предусматривающий с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением № 1 от 31.01.2000, участие заявителя в долевом строительстве 54 квартир общей площадью 3323,40 кв.м в жилом доме г. Чебоксары.
Пункт 2.3 договора предусматривал финансирование строительства с использованием средств федерального бюджета, предусмотренных в 1999 году на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера.
Пунктом 2.1.2 договора в редакции дополнительного соглашения № 1 от 31.01.2000 стороны согласовали, что в общую стоимость квартир по договору включены средства в размере 136126 руб., используемые заявителем (заказчиком) на сопровождение целевой программы «Жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в пределах средств, предусмотренных в смете на содержание заказчика-застройщика. Указанные средства остаются в распоряжении заказчика.
Заявитель согласно пункту 3.1 договора обязался обеспечить финансирование в соответствии с условиями договора, передать списки заселяемых лиц для подготовки документов, необходимых для оформления права собственности на квартиры, в течение месяца с даты извещения застройщиком о начале заселения квартир направить граждан для заселения и оформления квартир в собственность.
75-квартирный жилой дом № 9 по ул. Р.Люксембург г. Чебоксары принят в эксплуатацию актом Государственной приемочной комиссии от 12.03.2002, утвержденным распоряжением администрации г. Чебоксары от 15.03.2002 № 679-р.
22.04.2002 подписан акт приема-передачи квартир заявителю в указанном доме, в том числе квартиры № 11 (л.д.51).
15.08.2008 между Республиканским фондом развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми и ЗАО «Еванс» заключено дополнительное соглашение № 2 к договору № 112-1/99-Д от 06.10.1999, которым из договора исключены условия, предусматривающие финансирование строительства с использованием бюджетных средств и передачу квартир непосредственно в собственность граждан.
Пунктами 8, 9 дополнительного соглашения № 2 от 15.08.2008 стороны предусмотрели обязанность застройщика – ЗАО «Еванс» подготовить документы для оформления права собственности заказчика на квартиры, после завершения строительства жилого дома и его ввода в эксплуатацию передать заказчику построенные квартиры по акту приемки-передачи со всеми необходимыми для регистрации права собственности документами.
Из материалов дела следует, что Республиканский фонд развития жилищного строительства при Министерстве архитектуры, строительства, коммунального хозяйства и энергетики Республики Коми создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 № 2281 «О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы» и постановлением Президиума Верховного Совета Республики Коми от 10.01.95 № 75-2 в целях обеспечения государственной политики в сфере жилищного строительства и реализации мер государственной поддержки социально незащищенных групп населения в улучшении их жилищных условий (Пункты 1,2 Устава Фонда, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 17.05.96 № 125, зарегистрированного администрацией г. Сыктывкара за № 157/96 от 21.05.96).
Распоряжением Главы Республики Коми от 19.10.99 № 1246-р денежные средства в сумме 80,5 млн. руб., полученные из федерального бюджета в 1999 году на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, направлены на строительство жилья с привлечением застройщиков, инвесторов, дольщиков в соответствии с приложением к распоряжению. Республиканскому фонду развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми предписано заключить с застройщиками договоры на строительство (приобретение) жилья согласно приложению, по окончании строительства передать квартиры гражданам, переселяющимся из северных городов (районов) Республики Коми, в установленном порядке.
Данное распоряжение признано утратившим силу распоряжением Правительства Республики Коми от 10.07.2008 № 125-р.
Проверкой использования Республиканским фондом развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми средств, полученных на исполнение программных мероприятий подпрограммы «Жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» федеральной целевой программы «Жилище» за 1995-2001 годы, проведенной Управлением финансово-бюджетного надзора Министерства финансов Республики Коми в период 26.02-03.03.2008 (акт от 07.03.2008) установлено наличие остатка неиспользованных Республиканским фондом развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми средств федерального бюджета в сумме 39362453 руб. 15 коп.
На основании распоряжения правительства Республики Коми от 22.04.2008 № 112-р Агентству Республики Коми по управлению имуществом поручено в счет возврата неосвоенных средств в указанной выше сумме принять у Республиканского фонда развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми в государственную собственность Республики Коми жилые помещения по перечню согласно приложению.
Во исполнение указанного распоряжения 29.04.2008 между Агентством Республики Коми и Республиканским Фондом развития жилищного строительства при Министерстве архитектуры, строительства, энергетики и коммунального хозяйства Республики Коми заключен договор, согласо пункту 1.1 которого в счет возврата неосвоенных средств в размере 39362453 руб. 15 коп. по состоянию на 01.02.2008, выделенных фонду в 1995-2001 годах на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, фонда передает в государственную собственность Республики Коми жилые помещение согласно перечню – приложению к договору.
Помещения переданы по акту от 29.04.2008.
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Коми 04.06.2008.
Принимая во внимание отсутствие у фонда неисполненных обязательств по использованию полученных средств федерального бюджета, на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, суд приходит к выводу о строительстве жилых помещений в доме № 9 по ул. Р.Люксембург г. Чебоксары без использования бюджетных средств, за счет средств заявителя.
Согласно части 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Дополнительным соглашением № 2 от 15.08.2008 стороны в соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации исключили из договора № 112-1/99-Д от 06.10.1999 условие о передаче квартир непосредственно в собственность граждан, предусмотрев их передачу в собственность фонда. В этой части договор на момент его изменения по соглашению сторон не исполнен, поскольку квартиры в собственность граждан не переданы.
При таких обстоятельствах основания для отказа в государственной регистрации права собственности заявителя на объект недвижимого имущества отсутствовали. Оспариваемым отказом нарушены права фонда в отношении указанного объекта.
Согласно части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В связи с признанием оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации права не соответствующим закону удовлетворению подлежит также требование заявителя о возложении на регистрирующий орган обязанности произвести государственную регистрацию права.
По ходатайству представителя заявителя расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике в государственной регистрации права собственности Республиканского фонда развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми на квартиру № 11 по адресу: <...>, выраженный в сообщении от 25.03.2009 № 01/017/2009-129.
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике произвести государственную регистрацию права собственности Республиканского фонда развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми на квартиру № 11 по адресу: <...>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.
С. Цветкова