ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-4366/2011 от 05.08.2011 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-4366/2011

05 августа 2011 года

Арбитражный суд в составе судьи Афанасьева А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рыбкиной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к индивидуальному предпринимателю ФИО1

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:

от заявителя – ФИО2 по доверенности № 01-2016 от 05.08.2011,

от индивидуального предпринимателя ФИО1 - не было,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель или Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Заявление мотивировано тем, что по результатам проверки выявлено нарушение индивидуальным предпринимателем ФИО1 лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом, а именно: не организовано проведение инструктажей по БДД с во­дительским составом (вводный, предрейсовый, повторный). Записи по проведению инструктажей по безопасности дорожного движения отсутствуют. На путевых листах отсутствует штамп «Инст­руктаж проведен» (для предрейсового инструктажа) (водители ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7); путевая документация ведется с нарушениями (от­сутствует расшифровка имени, отчества предпринимателя, отсутствует номер телефона); не организовано проведение послерейсовых медицинских осмотров водителей (путевые листы № 86 от 02.04.2011, № 95 от 11.04.2011); не организовано повышение профессионального мастерства водительского состава - во­дители ФИО4 (справка от 05.01.2010 просрочена), ФИО3 (справка от 07.01.2010 просрочена); не соблюдается продолжительность рабочего времени водителей (допускаются нарушения режима труда в части продолжительности рабочей смены свыше 12 часов). Так, продолжи­тельность рабочего времени водителя ФИО7 01.05.2011 составила 14 час. 20 мин. (выезд из гаража - 06 час. 10 мин., заезд – 20 час. 30 мин., подготовительно-заключительное время 30 мин., 1 час - время нахождения водителя на обеденном перерыве), 02.05.2011 составила 16 час. 20 мин. (выезд из гаража - 06 час. 15 мин., заезд – 22 час. 35 мин., подготовительно-заключительное время 30 мин., 1 час - время нахождения водителя на обеденном перерыве), водителя ФИО6 15.05.2011 составила 15 час. 28 мин. (выезд из гаража – 05 час. 07 мин., заезд – 20 час. 35 мин., подготовительно-заключительное время 30 мин., 1 час - время нахождения водителя на обеденном перерыве), 16.05.2011 составила 22 час. (выезд из гаража – 04 час. 48 мин., заезд – 20 час. 10 мин., подготовительно-заключительное время 30 мин., 1 час - время нахождения водителя на денном перерыве) (не представлена документации о фактическом нахождении водителя на обеденном перерыве или в разрыве); отсутствует контроль за междусменным отдыхом водителей (представление междусменного отдыха продолжительностью менее 12 часов). Так, междусменный отдых водителя ФИО7 с 01 на 02.05.2011 составил 09 час. 45 мин. (время возвращения в гараж 01.05.2011 – 20 час. 30 мин., время выезда из гаража 02.05.2011 – 06 час. 15 мин.), водителя ФИО6 с 15 на 16.05.2011 составил 08 час. 13 мин. (время возвращения в гараж 15.05.2011 – 20 час. 35 мин., время выезда из гаража 16.05.2011 – 04 час. 48 мин.).

На основании изложенного Управление просит привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Представитель Управления в судебном заседании просил суд привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ по основаниям, изложенным в заявлении № 01-18/1402 от 06.06.2011.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, однако в суд не явился, своего представителя не направил, в связи с чем дело рассматривается без его участия.

Заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 02.08.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району г.Чебоксары Чувашской Республики за основным государственным регистрационным номером 304212721500037.

16 апреля 2008 года предпринимателю выдана лицензия № АСС-21-010934 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, сроком действия до 16.04.2013.

Из материалов дела следует, что государственным инспектором Управления на основании приказа № 339-лиц от 12.04.2011 проведена плановая проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем ФИО1 лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автотранспортом.

По итогам проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 не организовано проведение инструктажей по БДД с во­дительским составом (вводный, предрейсовый, повторный). Записи по проведению инструктажей по безопасности дорожного движения отсутствуют. На путевых листах отсутствует штамп «Инст­руктаж проведен» (для предрейсового инструктажа) (водители ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7); путевая документация ведется с нарушениями (от­сутствует расшифровка имени, отчества предпринимателя, отсутствует номер телефона); не организовано проведение послерейсовых медицинских осмотров водителей (путевые листы № 86 от 02.04.2011, № 95 от 11.04.2011); не организовано повышение профессионального мастерства водительского состава - во­дители ФИО4 (справка от 05.01.2010 просрочена), ФИО3 (справка от 07.01.2010 просрочена); не соблюдается продолжительность рабочего времени водителей (допускаются нарушения режима труда в части продолжительности рабочей смены свыше 12 часов). Так, продолжи­тельность рабочего времени водителя ФИО7 01.05.2011 составила 14 час. 20 мин. (выезд из гаража - 06 час. 10 мин., заезд – 20 час. 30 мин., подготовительно-заключительное время 30 мин., 1 час - время нахождения водителя на обеденном перерыве), 02.05.2011 составила 16 час. 20 мин. (выезд из гаража - 06 час. 15 мин., заезд – 22 час. 35 мин., подготовительно-заключительное время 30 мин., 1 час - время нахождения водителя на обеденном перерыве), водителя ФИО6 15.05.2011 составила 15 час. 28 мин. (выезд из гаража – 05 час. 07 мин., заезд – 20 час. 35 мин., подготовительно-заключительное время 30 мин., 1 час - время нахождения водителя на обеденном перерыве), 16.05.2011 составила 22 час. (выезд из гаража – 04 час. 48 мин., заезд – 20 час. 10 мин., подготовительно-заключительное время 30 мин., 1 час - время нахождения водителя на денном перерыве) (не представлена документации о фактическом нахождении водителя на обеденном перерыве или в разрыве); отсутствует контроль за междусменным отдыхом водителей (представление междусменного отдыха продолжительностью менее 12 часов). Так, междусменный отдых водителя ФИО7 с 01 на 02.05.2011 составил 09 час. 45 мин. (время возвращения в гараж 01.05.2011 – 20 час. 30 мин., время выезда из гаража 02.05.2011 – 06 час. 15 мин.), водителя ФИО6 с 15 на 16.05.2011 составил 08 час. 13 мин. (время возвращения в гараж 15.05.2011 – 20 час. 35 мин., время выезда из гаража 16.05.2011 – 04 час. 48 мин.).

По результатам проверки 04.06.2011 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 составлен протокол № 000078 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

С указанным протоколом предприниматель ознакомлен и получил его копию 04.06.2011, предпринимателю разъяснены его права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, о чем свидетельствуют соответствующие записи и его личная подпись на протоколе от 04.06.2011.

Согласно статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.

В силу статьи 2 данного Закона лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В пункте 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 перечислены лицензионные условия и требования при осуществлении перевозок пассажиров. В частности, к таким условиям относятся:

- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»);

- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункт «в»).

Согласно статье 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.

Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, предусмотрено, что соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей, регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте относится к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности.

Пунктом 2.3.5 указанного Положения предусмотрено, что владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно - транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно - транспортном происшествии.

Согласно пункту 3.4.1 указанного Положения организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей. В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.

Согласно пунктам 7, 9, 10, 11, 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15, нормальная продолжительность рабочего времени водителей автотранспорта не может превышать 40 часов в неделю, для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

Из пунктов 3, 5 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» следует, что путевой лист должен содержать сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона).

Предприниматель нарушил вышеперечисленные нормы законов, нормативных правовых актов и допустил правонарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении № 000078 от 04.06.2011. Изложенные в протоколе нарушения лицензионных требований и условий подтверждаются материалами дела и не отрицаются индивидуальным предпринимателем ФИО1

Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Суд отмечает, что по эпизодам в связи с путевыми листами от 02.04.2011, от 11.04.2011, от 01.05.2011, от 02.05.2011 сроки давности привлечения к административной ответственности истекли.

Вместе с тем по остальным фактам, указанным в протоколе об административном правонарушении № 000078 от 04.06.2011 и в заявлении
 № 01-18/1402 от 06.06.2011, сроки давности привлечения предпринимателя к административной ответственности не пропущены.

При таких обстоятельствах в действиях предпринимателя ФИО1 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Вина предпринимателя заключается в том, что он при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял для соблюдения требования Закона достаточных мер.

Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено: протокол составлен в присутствии предпринимателя, права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, ему разъяснены, нарушения срока привлечения к административной ответственности не допущено.

На основании изложенного, с учетом всех обстоятельств дела, с учетом впервые привлечения индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности и признанием им вины, суд пришел к выводу о необходимости привлечения предпринимателя к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 руб. 00 коп.

Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.

Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Чебоксары, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 02.08.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району г.Чебоксары Чувашской Республики за основным государственным регистрационным номером 304212721500037, проживающего по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 000 руб. 00 коп.

Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:

наименование получателя – Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), банк получателя – ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ, расчетный счет – <***>, ИНН получателя – 2128011031, КПП получателя – 213001001, код ОКАТО – 97401000000, БИК получателя – 049706001, код бюджетной классификации – 106 116 90040 04 0000 140, назначение платежа – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через Арбитражный суд Чувашской Республики только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В других случаях решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья А.А. Афанасьев