ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-4848/14 от 18.08.2014 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-4848/2014

Арбитражный суд в составе судьи Афанасьева А.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к индивидуальному предпринимателю ФИО1

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора или Управление) обратилось                       в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – индивидуальный предприниматель ФИО1 или предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявление мотивировано тем, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 не соблюдаются лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

По указанным обстоятельствам 16.06.2014 должностным лицом Управления с участием предпринимателя составлен протокол № 140186 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В этой связи заявитель просит привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 заявленные требования Управления не оспорила, отзыв на заявление не представила. При этом в протоколе от 16.06.2014 № 140186 предприниматель указала, что с выявленными нарушениями согласна.

В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле.

Проанализировав и оценив имеющиеся доказательства, суд считает заявление Управления подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 16.05.1997 администрацией города Канаша Чувашской Республики, о чем 07.06.2004 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 4 по Чувашской Республике внесены сведения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за ОГРН <***>.

На осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), 14.07.2009 Управлением предпринимателю выдана лицензия № АСС-21-009245.

Из материалов дела следует, что уполномоченным должностным лицом Управления проведена внеплановая документарная проверка соблюдения предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автотранспортом.

По итогам проверки установлено, что предпринимателем не организовано проведение служебного расследования ДТП, совершенного 28.04.2014; водитель ФИО2 после совершения ДТП  допущен к дальнейшей работе на маршруте № 1А без прохождения повторной стажировки; не организован контроль за проведением периодического технического обслуживания автотранспорта;                   не проводятся ежемесячно сверки с ОГИБДД о ДТП; не организовано проведение инструктажей по охране труда; не организовано проведение инструктажей по безопасности дорожного движения.

16 июня 2014 года с участием предпринимателя составлен протокол № 140186 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Указанной нормой КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011            № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров установлены пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение № 280).

Подпунктом «з» пункта 4 Положения № 280 установлено, что в число лицензионных условий входит соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Согласно абзацу шестому части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

Исходя из пункта 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647, владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

Законодателем предусмотрена обязанность владельцев транспортных средств, вне зависимости от того, были или нет дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств, проводить ежемесячную сверку с территориальными органами внутренних дел.

Однако в ходе проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 не проводятся ежемесячно сверки с ОГИБДД о ДТП с участием принадлежащих транспортных средств, и нарушений ПДД. Кроме того, не организовано проведение служебного расследования ДТП, совершенного 28.04.2014 (отсутствует акт служебного расследования ДТП, схема ДТП, объяснительная водителя).

Обязанность проведения государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами, закреплена пунктом 3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2.

Пунктами 2.5.2 и 2.5.3 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 30.03.1994 № 15, установлено, что предприятия всех организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие перевозки пассажиров автомобильным транспортом, обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет организации и проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984, и проводят технический осмотр транспортных средств в порядке и сроки, установленные Правилами проведения государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним в Российской Федерации, утвержденными приказом МВД РФ от 05.11.1993 № 482.

Согласно пункту 1.1 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984, эффективность работы автомобильного транспорта базируется на надежности подвижного состава, которая обеспечивается в процессе его производства, эксплуатации и ремонта, в том числе своевременным и качественным выполнением технического обслуживания (ТО) и ремонта.

Техническим обслуживанием является комплекс операций по поддерживанию подвижного состава в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде; обеспечению надежности и экономичности работы, безопасности движения, защите окружающей среды; уменьшению интенсивности ухудшения параметров технического состояния; предупреждению отказов и неисправностей, а также выявлению их с целью своевременного устранения. Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке, как правило, без разборки и снятия с автомобиля агрегатов, узлов, деталей (пункт 2.2.2 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984).

В нарушении указанных положений предпринимателем не организован контроль за проведением периодического технического обслуживания автотранспорта по автобусу «ГАЗ-322132», государственный регистрационный знак АО162 21rus: не организован производственно-технический учет по проведенным работам; не организован учет замены запчастей, узлов, агрегатов, материалов за весь срок эксплуатации автотранспорта, не ведется учет пробега автобуса для постановки на ТО, отсутствует контроль за проведением периодичности ТО, ТР.

Разделом 10 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 № 28, (далее - Межотраслевые правила по охране труда) установлена обязанность работодателя обеспечивать своевременное и качественное проведение обучения и инструктажа работников безопасным приемам и методам работы по утвержденной программе в соответствии с действующими государственными стандартами и другими нормативными актами (пункт 10.5).

Согласно пункту 10.6 Межотраслевых правил по охране труда инструктаж по своему характеру и времени проведения подразделяется на: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой.

В соответствии с пунктом 10.7 Межотраслевых правил по охране труда вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или в должности, а также с командированными, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, по программе, разработанной с учетом требований государственных стандартов, правил, норм и инструкций по охране труда, а также всех особенностей производства, утвержденной руководителем организации и соответствующим выборным профсоюзным органом. Проведение вводного инструктажа фиксируется в специальном журнале.

Пунктом 10.8 Межотраслевых правил по охране труда предусмотрено, что первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь принятыми в организацию работниками, работниками, переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или на практику, с работниками, выполняющими новую для них работу, а также работниками, выполняющими строительно-монтажные работы на территории организации. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят индивидуально с каждым работником с практическим показом безопасных приемов и методов труда в соответствии с инструкциями по охране труда, разработанными для отдельных профессий и видов работ с учетом требований стандартов. Список профессий работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает руководитель организации по согласованию с профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом.

В нарушение указанных положений, предпринимателем не организовано проведение инструктажей по охране труда.

На основании вышеизложенного суд считает, что предприниматель совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Данная норма КоАП РФ предусматривает ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ индивидуальный предприниматель несет ответственность как должностное лицо.

Вина предпринимателя заключается в том, что она при необходимой степени осмотрительности и заботливости имела возможность для соблюдения требований лицензионного законодательства, но не предприняла необходимых мер для их соблюдения.

С учетом всех обстоятельств по делу, суд считает необходимым привлечь предпринимателя к административной ответственности и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в сумме 3 000 руб. 00 коп.

Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении предпринимателя к административной ответственности, заявителем не допущено.

Вопрос о распределении судебных расходов арбитражным судом не рассматривается, так как по заявлениям о привлечении к административной ответственности, рассматриваемым арбитражным судом, государственная пошлина не уплачивается.

Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202-206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, зарегистрированную по адресу: <...> к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 000 руб. 00 коп.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:

наименование получателя – Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора), банк получателя: ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ г. Чебоксары, расчетный счет: <***>, ИНН - <***>, КПП - 213001001, ОКТМО - 97701000001 (г. Чебоксары), БИК - 049706001, КБК- 106 116 90040 04 6000 140, назначение платежа - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

   Судья                                                                                                            А.А. Афанасьев