АРБИТРАЖНЫЙ СУДЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, проспект Ленина, 4 http://www.chuvashia.arbitr.ru/ | |||
Именем Российской Федерации | |||
Р Е Ш Е Н И Е | |||
г. Чебоксары | Дело № А79-48/2020 | ||
Резолютивная часть решения оглашена 06.11.2020.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в составе судьи Щетинкина А.В. ,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сергеевой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии, г. Чебоксары, ИНН <***>,
к администрации города Чебоксары Чувашской Республики, г.Чебоксары, ИНН <***>
о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на строительство, обязании выдать разрешение на строительство
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики,
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 18.12.2015 № 5;
от администрации города Чебоксары – ФИО2 по доверенности от 16.01.2020.
установил:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии (далее – заявитель, УФСИН) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее – ответчик, администрация) о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на строительство, обязании выдать разрешение на строительство.
Как следует из заявления, 13.12.2019 УФСИН по ЧР обратилось в администрацию с просьбой выдать разрешение на строительство объекта незавершенного строительства «Следственный изолятор на 500 мест (г. Чебоксары). Уведомлением администрации от 18.12.2019 № 169 заявителю отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с отсутствием документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Заявитель не согласен с решением администрации, считает, что требования законодательства в части выделения этапов строительства в проекте УФСИН соблюдены, строительство объекта выполнялось в соответствии с разрешением на строительство от 06.11.2015 №RU 21-01-220-2015.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика просил в удовлетворении заявления отказать, поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, представил отзыв на заявление.
В соответствии со статьей 123, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 06.11.2015 Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии выдано разрешение № 21-01-220-2015 на строительство «Следственного изолятора на 500 мест» на земельных участках с кадастровыми номерами № 21:01:021205:79 и № 21:01:021209:343. Срок выданного разрешения на строительство продлен до 01.01.2023.
Указанное разрешение на строительство выдано администрацией города Чебоксары на основании проекта, получившего положительное заключение государственной экспертизы по проектной документации и результатам инженерных изысканий № 1238-15/ГГЭ-9772/05 от 11.09.2015 и положительное заключение государственной экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости № 1239-15/ГГЭ-9772/10 от 11.09.2015.
17.09.2019 заявитель обратился в администрацию с просьбой подтвердить отсутствие необходимости повторного проведения государственной экспертизы проектно-сметной документации в случае внесения в нее изменений в части выделения этапов строительства и удостоверить возможность выдачи нового разрешения на строительство в установленном порядке.
Заместителем главы администрации г. Чебоксары по вопросам ЖКХ был дан ответ №15098 от 11.10.2019 о том, что застройщик должен представить в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, пакет документов, включающий в себя положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствие с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, а также положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации.
28.10.2019 УФСИН повторно обратилось в администрацию г.Чебоксары, считая, что законных оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство с учетом разбивки проектной документации на этапы строительства, не имеется.
13.12.2019 Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии обратилось в администрацию города Чебоксары с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта - «Следственный изолятор на 500 мест (г. Чебоксары)». Заявитель в письме от 13.12.2019 исх-21/ТО/31-14727 указал, что УФСИН прорабатывается вопрос ввода в эксплуатацию отдельно стоящих зданий и сооружений объекта незавершенного строительства «Следственный изолятор на 500 мест (г. Чебоксары)», разработанная ранее проектная документация объекта откорректирована ФКУ «Центральная нормативно-техническая лаборатория Федеральной службы исполнения наказаний» с учетом разбивки ее на 3 этапа строительства.
Уведомлением администрации от 18.12.2019 № 169 заявителю отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с отсутствием документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: положительного заключения государственной экспертизы с разбивкой на этапы строительства.
Посчитав отказ администрации в выдаче разрешения на строительство, изложенный в уведомлении от 18.12.2019 №169, не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с заявлением.
Заявитель указал, что обжалуемый отказ в выдаче разрешения на строительство объекта незавершенного строительства существенно нарушает права и законные интересы УФСИН, который в рамках федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы 2007-2016 годы», утвержденной постановлением Правительства от 05.09.2006 № 540 в период с 2007 по 2016 годы являлся государственным заказчиком проектирования и строительства объекта «Следственный изолятор на 500 мест (г. Чебоксары)». В рамках заключенного государственного контракта № 336 от 21.10.2015 на строительство и ввод в эксплуатацию указанного объекта из средств федерального бюджета было оплачено 1 475 241 500 рублей. Общий процент готовности Объекта составляет 97%.
Этапы строительства объекта созданы в целях предотвращения разрушения объекта в целом и направлены на поэтапный ввод объекта в эксплуатацию. До момента ввода этапов объекта в эксплуатацию УФСИН не может реализовать права оперативного управления на принадлежащее РФ на праве собственности имущество, а также использовать объект для выполнения социально-значимых функций, связанных с содержанием под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Этапы в проекте на строительство объекта были выделены в целях обеспечения возможности автономной работы каждого этапа строительства (объекта строительства) в отдельности.
Требования законодательства в части выделения этапов строительства в проекте УФСИН соблюдены. Строительство объекта выполнялось в соответствии с разрешением на строительство от 06.11.2015 №RU 21-01-220-2015,
выданного Администрацией г.Чебоксары. Разрешение было выдано в соответствии
частью 2 статьи 51 ГрК РФ.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации в объем полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности входит, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления.
Часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса определяет, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса к заявлению о выдаче разрешения на строительство должны быть приложены следующие документы:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);
в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);
г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
Как следует из материалов дела, в администрацию города Чебоксары для получения разрешения на строительство заявителем были представлены: откорректированная проектная документация с учетом разбивки ее на три этапа строительства, положительное заключение государственной экспертизы по проектной документации и результатам инженерных изысканий № 1238-15/ГГЭ-9772/05 от 11,09.2015 и положительное заключение государственной экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости № 1239-15/ГГЭ-9772/10 от 11.09.2015.
Однако, указанные положительные заключения не содержали в себе сведений о поэтапном ведении строительства и были подготовлены на первоначальный проект строительства объекта «Следственный изолятор на 500 мест (г. Чебоксары)».
В силу части 12.1 и 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация может подготавливаться применительно к отдельным этапам строительства.
Согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» под этапом строительства понимается строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства.
В соответствии с пунктом 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, экспертиза проектной документации по решению застройщика может не проводиться в отношении изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, если такие изменения одновременно:
В то же время пунктом 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации (в том числе изменений, не предусмотренных частью 3.8 настоящей статьи), требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий по решению застройщика или технического заказчика может осуществляться в форме экспертного сопровождения органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, которые подтверждают соответствие внесенных в проектную документацию изменений указанным в настоящей части требованиям.
Подпунктом 4.3 пункта 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что для получения разрешения на строительство необходимо предоставить подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 ГрК РФ, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса.
Однако такие документы заявителем не были получены ик заявлению о выдаче разрешения на строительство от 13.12.2019 не приложены.
Как следует из материалов дела, строительство объекта выполнялось в соответствии с разрешением на строительство от 06.11.2015 №21-01-220-2015,
выданного Администрацией г.Чебоксары. Разрешение было выдано в соответствии
частью 2 статьи 51 ГрК РФ. Срок действия указанного разрешения на строительство продлен до 01.01.2023. Указанное разрешение на строительство выдано администрацией города Чебоксары на основании проекта, получившего положительное заключение государственной экспертизы по проектной документации и результатам инженерных изысканий № 1238-15/ГГЭ-9772/05 от 11.09.2015.
Заявитель указывает на необходимость получения разрешения на строительство объекта «Следственный изолятор на 500 мест (г. Чебоксары), определяющего этапы строительства.
Между тем, положения части 12 статьи 51 ГрК РФ не содержат императивной нормы по выдаче разрешения на строительство на каждый этап в отдельности, следовательно, возможность выдачи разрешения на строительство на каждый этап в отдельности рассматривается уполномоченным на выдачу таких разрешений органом исполнительной власти в каждом конкретном случае.
В данном случае проект реализовывается в соответствии с разрешением на строительство на объект в целом и требование заявителя о предоставлении разрешения на строительство, определяющего этапы строительства, является неправомерным. Положительное заключение государственной экспертизы данных условий не содержит.
Получение нового разрешения на строительство не требуется.
Суд считает, что в рассматриваемом случае отказ в выдаче разрешения на строительство объекта незавершенного строительства «Следственный изолятор на 500 мест (г. Чебоксары) не нарушает права и законные интересы УФСИН, поскольку в настоящее время у Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии имеется действующее разрешение на строительство объекта - «Следственный изолятор на 500 мест (г. Чебоксары)» на земельных участках с кадастровыми номерами № 21:01:021205:79 и № 21:01:021209:343. Кроме того объект почти построен, как пояснил заявитель, степень готовности объекта составляет 97%.
Частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит выводу, что заявитель не доказал нарушения своих прав и законных интересов, что является основанием для отказа в удовлетворении требования заявителя.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии отказать в удовлетворении заявления.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, в течение месяца с момента его принятия. Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии.
Судья | А.В. Щетинкин |