АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | |||
Именем Российской Федерации | |||
Р Е Ш Е Н И Е | |||
г. Чебоксары | Дело № А79-4934/04-СК1-4656 | ||
августа 2004 года | |||
Арбитражный суд в составе:
судьи Кирилловой М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению
открытого акционерного общества "Текстильмаш" г. Чебоксары
к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району г. Чебоксары
о признании недействительным требования от 09.04.04.
при участии:
от истца - ФИО1 по доверенности от 25.07.04.
от ответчика - ФИО2 по доверенности от 05.01.04., ФИО3 по доверенности от 03.08.04., ФИО4 по доверенности от 05.01.04.
установил:
Открытое акционерное общество "Текстильмаш" г. Чебоксары обратилось в суд с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району г. Чебоксары о признании недействительным требования от 09.04.04 № 09-06/985.
На судебном заседании представитель общества поддержал заявленные требования. Считает, что обжалуемое требование выставлено повторно. Вопрос о незаконности повторного выставления требования об уплате налогов и пени после принятия решения об отмене реструктуризации уже был рассмотрен судом при принятии решения по заявлению ОАО «Текстильмаш» при оценке аналогичного требования № 7511 от 27.05.03.
Письмо ответчика от 03.07.02. № 14-13/4511 «О прекращении исполнения требований и решений налогового органа в части налога на пользователей автомобильных дорог» не может быть принято судом во внимание, поскольку данный документ обществом не был получен, номера указанных в письме телефонов в 2002 году не существовали.
Кроме того, ни Налоговый кодекс, ни Постановление КМ ЧР от 11.03.02. № 45 не предусматривают возможности отмены налоговым органом ранее принятых мер по взысканию задолженности по налогам в связи с предоставлением реструктуризации.
В решении суда по делу № А79-7755/03-СК1-7380 указано со ссылкой на пункт 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01. № 5 об отсутствии расчета пеней. Из представлено в ходе заседания расчета следовало, что по указанным в требовании № 7511 суммам пеней ранее ОАО «Тесктильмаш» требования уже направлялись.
Представитель ответчика учитывая, что на основании пункта 8 статьи 201 АПК РФ ненормативный акт не подлежит применению со дня принятия соответствующего решения судом, а для фактической отмены ненормативного акта требуется соответствующее решение органа его принявшего (п.п.3 п. 4 ст. 201, п.5 ст.195 АПК РФ) считает, что оспариваемое требование является повторным не только по отношению к требованиям, направленным до принятия решения о предоставлении права на реструктуризацию, но и повторным по отношению к требованию № 7511, признанным не действительным решением суда, но не отмененным налоговым органом.
Представители налогового органа заявленные требования не признали, считают, что в деле о признании недействительным требования инспекции № 7511 не рассматривался вопрос о прекращении исполнения требований и решений, принятых в порядке статьи 46 Налогового кодекса РФ в части налога на пользователей автомобильных дорог.
Судом в связи с чем не принималось во внимание, что письмом инспекции от 03.07.02. № 14-13/4511 общество уведомлено о прекращении исполнения ранее направленных требований и принятых решений. Более того, в письме от 03.07.02. инспекция указывала налогоплательщику, что в случае утраты права на реструктуризацию, налоговым органом будут приняты меры по взысканию задолженности в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Кроме того, по требованию от 09.04.04 № 09-06/985 указаны пени в сумме 452 336,92 руб., начисленные за период с 12.10.01. по 27.05.02., которые указаны в требовании впервые. При этом на сумму недоимки 532 850 руб., отозванную из проблемного банка, пени начислены за период с 12.10.01. по 05.02.02.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Открытое акционерное общество «Тестильмаш» зарегистрировано администрацией Калининского района города Чебоксары 25 июля 2002 года.
В соответствии с налоговым законодательством ОАО «Текстильмаш» являлось плательщиком налога на пользователей автомобильных дорог.
Общество «Текстильмаш» обратилось в Инспекцию министерства РФ по налогам и сборам по Калининскому району города Чебоксары с заявлениями о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог по состоянию на 01.01.02. в сумме 4 470 862,73 руб., начисленным пеням в сумме 3 852 150,6 руб., штрафам в сумме 2 090,28 руб.
Руководитель инспекции на основании Постановления Кабинета Министров ЧР от 11 марта 2002 года № 45 «О проведении реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогу на пользователей автомобильных дорог, служащему источником формирования республиканского дорожного фонда Чувашской Республики» принял решение от 28 мая 2002 года № 35 о проведении реструктуризации в сумме 4 395 862,73 руб. по состоянию на 01.01.02. и задолженности по пеням и штрафам в сумме 3 728 991,71 руб. по состоянию на 27.05.02.
26 мая 2003 года руководитель Инспекции в связи с нарушением ОАО «Текстильмаш» условий реструктуризации принял решение от 26 мая 2003 года № 11110/35 о прекращении действия решения о реструктуризации и возобновлении в отношении общества применения мер принудительного взыскания задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог.
Инспекция направила обществу требование от 27.05.03. № 7511 об уплате налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 5 658 884,73 руб. и пени в сумме 4 182 178 руб. и приняла в порядке статьи 46 Налогового кодекса РФ решение от 20.06.03.
Рассмотрев заявление налогоплательщика, не согласившегося с требованием и решением инспекции, арбитражный суд, удовлетворив заявление ОАО «Текстильмаш», (решение от 23.01.04. по делу № А79-7755/03-СК1-7380) в том числе указал, что налоговым органом нарушен порядок вынесения решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке.
Постановлением кассационной инстанции от 11.06.04. по указанному делу также указано, что поскольку возможность повторного выставления требования налоговым законодательством не предусмотрена, исходя из смысла статей 46-48 Налогового кодекса РФ взыскание реструктуризированной задолженности по налогу после прекращения действия реструктуризации должно производиться налоговым органом на основании ранее принятых и не отмененных решений о взыскании налога. Вынесение налоговым органом решения о предоставлении права на реструктуризацию не влечет за собой отмены ранее принятых решений о взыскании задолженности по налогу, а лишь приостанавливает процедуру их исполнения.
Без учета данной позиции Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Калининскому району города Чебоксары 09.04.04. направлено ОАО «Текстильмаш» требование № 09-06/985 об уплате налога на пользователей автомобильных дорог в размере 3 675 575 руб. и пени в размере 3 726 901 руб.
Посчитав свои права нарушенными налогоплательщик обратился в суд заявлением об обжаловании указанного ненормативного акта.
Требования заявителя подлежат удовлетворению ввиду следующего.
На судебном заседании представитель заявителя пояснил, а представители ответчика не оспорили то обстоятельство, что в обжалуемое требование так же включены суммы по налогу на пользователей автомобильных дорог и пени, на уплату которых требования направлялись ранее до принятия решения о проведении реструктуризации задолженности.
Следовательно, в силу статей 46-48 Налогового кодекса РФ требование от 09.04.04. № 09-06/985 так же следует признать недействительным.
Суд считает, что возобновление в отношении ОАО «Текстильмаш» применения мер принудительного взыскания задолженности по налогу, приостановленное в связи с принятием решения о проведении реструктуризации задолженности, должно предусматривать не повторное выставление требования, (поскольку соответствующая налоговая процедура уже соблюдена), а применение той процедуры принудительного взыскания налога, которая имела место на момент принятия решения о проведении реструктуризации задолженности.
Довод инспекции о направлении заявителю письма от 03.07.02. с сообщением о прекращении исполнения ранее принятых решений и требований не является обстоятельством, свидетельствующем об отмене данных решений, а лишь подтверждает довод о приостановлении действия актов, принятых до вынесения решения о проведении реструктуризации задолженности.
Учитывая, что в состав обжалуемого требования налогового органа включено требование о взыскании пеней суд учитывает, что досудебное урегулирование спора по этому вопросу состоит, как указано в пункте 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01. № 5, в указании налоговым органом в ранее направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней. Следовательно, обжалуемое требование также является повторным, что противоречит требованиям налогового законодательства.
Расходы по государственной пошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ суд относит на ответчика, освобожденного от ее уплаты по данному заявлению в соответствии со статьей 5 Закона РФ «О государственной пошлине».
Руководствуясь ст. ст.110,167-170,176, 201 АПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление открытого акционерного общества «Текстильмаш», зарегистрированного администрацией Калининского района города Чебоксары 19 августа 1993 года, расположенного в <...> удовлетворить.
Признать недействительными требование Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Калининскому району города Чебоксары от 9 апреля 2004 года № 09-06/985.
Возвратить открытому акционерному обществу «Текстильмаш» из федерального бюджета 1 000 руб. госпошлины, уплаченной по квитанции от 28.06.04.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок.
Судья М.Н.Кириллова
Полный текст решения изготовлен 31 августа 2004 года.