ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-5228/15 от 27.07.2015 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-5228/2015

Резолютивная часть решения объявлена 27 июля 2015 года. Полный текст решения изготовлен 03 августа 2015 года.

Арбитражный суд в составе судьи Бойко О.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Епифановой С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Лето-Сервис+», г. Мариинский Посад, Чувашской Республики,

к Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики, г. Чебоксары,

Лицензионной комиссии Чувашской Республике по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, г.Чебоксары,

о признании незаконным решения лицензионной комиссии, изложенного в протоколе от 28.04.2015 № 6, признании незаконными акта проверки от 27.04.2015 № 22/152, приказа от 30.04.2015 № 137 и уведомления от 30.04.2015 № 22/22-3300, обязании предоставить лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами,

при участии:

от заявителя – директора Фадеенко Я.Г., представителя Журиной О.А. по доверенности от 06.05.2015,

от Государственной жилищной инспекции по Чувашской Республике – Казамбаевой Н.Н. по доверенности от 13.10.2014,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Лето-Сервис+» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики (далее – Жилищная инспекция) о признании незаконным уведомления от 30.04.2015 №22/22-3300 и обязании предоставить лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Заявитель указал, что обратился в Жилищную инспекцию с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Уведомлением от 30.04.2015 Жилищная инспекция отказала в выдаче лицензии. По мнению заявителя, отказ в предоставлении лицензии является незаконным, так как общество коммунальные услуги населению не оказывает, начисление производится за содержание жилья и текущий ремонт, следовательно, не обязано размещать в сети Интернет сведения о тарифах на жилищно-коммунальные услуги. Вся необходимая информация размещена в установленном порядке на официальном портале ЖКХ.

Определением суда от 09.07.2015 к участию в деле в качестве соответчика привлечена лицензионная комиссия Чувашской Республике по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Лицензионная комиссия).

В судебном заседании на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО «Лето-Сервис+» изменило предмет заявления, и просило признать незаконным решение Лицензионной комиссии об отказе в выдаче лицензии, изложенное в протоколе от 28.04.2015 № 6, признать незаконными: акт проверки Жилищной инспекции от 27.04.2015 №22/152, приказ Жилищной инспекции от 30.04.2015 № 137 и уведомление от 30.04.2015 № 22/22-3300, обязать предоставить лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии со статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель вправе изменить предмет заявления, в связи с чем дело рассмотрено судом по изменённому требованию.

Представители общества заявление поддержали.

Представитель Жилищной инспекции заявление не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что часть необходимой информации, относящаяся к лицензионным требованиям, обществом в открытом доступе не размещена, и это является основанием для отказа в выдаче лицензии.

Лицензионная комиссия, будучи уведомленной о времени и месте судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направила. На основании части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело без участия представителя второго ответчика.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Распоряжением руководителя Жилищной инспекции от 27.03.2015 № 613 решено провести внеплановую документарную проверку общества с целью оценки соответствия сведений, содержащихся в заявлении о предоставлении лицензии и представленных документах, положениям частей 1 и 3 статьи 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также лицензионным требованиям (л.д. 48).

Результаты проверки отражены в акте от 27.04.2015 № 22/152 (л.д. 42-43).

В частности, в акте указано, что ООО «Лето-Сервис+» раскрывает информацию в сети Интернет на сайте, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – www.reformagkh.ru и на портале ЖКХ Чувашской Республики www.jkh.cap.ru.

На сайте www.reformagkh.ru отсутствует информация об оказываемых коммунальных услугах, об установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления в сведениях по многоквартирным домам, находящимся в управлении общества. Также отсутствуют отчёты об исполнении управляющей организацией договоров управления за 2014 год.

На сайте www.jkh.cap.ru ссылки на отчёты об исполнении управляющей организацией договора управления за 2014 год не активны.

Данные обстоятельства в акте отражены проверяющими как нарушения требований пункта 6 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731.

Основанием отказа явились обстоятельства, изложенные Жилищной инспекцией в указанных выше акте проверки и мотивированном решении.

Не согласившись с актом проверки, приказом и уведомлением Жилищной инспекции, решением Лицензионной комиссии, общество оспорило их в судебном порядке.

Суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.

Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» часть 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии) дополнена пунктом 51 «Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами».

Этим же Федеральным законом Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен разделом X, устанавливающим необходимость лицензирования деятельности управляющих организаций. В соответствии со статьёй 7 указанного Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Аналогичное требование содержится в части 1.3 статьи 161 ЖК РФ, вступившей в силу с 01.05.2015.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014          № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» утверждены Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, Положение о ведении реестра лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, Положение об осуществлении контроля за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».

Таким образом, с 01.05.2015 предпринимательская деятельность управляющих организаций по управлению многоквартирными домами является лицензируемым видом деятельности.

В соответствии со статьёй 194 ЖК РФ заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом государственного жилищного надзора в порядке, установленном Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. По результатам рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Основанием для отказа соискателю лицензии в предоставлении лицензии является:

1) установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

2) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации.

Лицензионные требования перечислены в части 1 статьи 193 ЖК РФ. Таковыми являются:

1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

2) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;

3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

Принятие решения о выдаче лицензии (отказе в выдаче) относится к компетенции постоянно действующей лицензионной комиссии для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации, созданной в субъекте Российской Федерации.

В Чувашской Республике Лицензионная комиссия создана постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.12.2014 № 435.

Как было указано выше, одним из лицензионных требований, которым должен соответствовать соискатель лицензии, является соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса (пункт 6 части 1 статьи 193 ЖК РФ).

Согласно части 10 статьи 161 ЖК РФ  управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731 (далее–Стандарт).

В соответствии с пунктом 3 Стандарта  управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг;

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Информация, предусмотренная подпунктами «в» - «и» настоящего документа, раскрывается в отношении каждого многоквартирного дома, управление которым осуществляет управляющая организация, товарищество или кооператив (пункт 3.1 Стандарта).

В пункте 5 Стандарта установлено, что управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.

Обществом «Лето-Сервис+» информация размещалась на сайтах www.reformagkh.ru и www.jkh.cap.ru.

В подпункте «и» Пункта 3 Стандарта указано, что управляющая организация должна размещать отчет об исполнении договора управления за год.

В нарушение данной нормы на сайте www.jkh.cap.ru в пункте 2.13 «Сведения о предоставлении собственникам помещений в многоквартирном доме отчетов о деятельности управляющей организации» раздела «Раскрытие информации (по постановлению № 731)» отчёты общества об исполнении договоров управления за 2014 год отсутствуют, как при указании в поиске 2014 год, так и 2015 год. При нажатии на соответствующую ссылку в данном разделе за 2014 год выходит сообщение «Ошибка сервера 404 – файл или каталог не найден или удалён. Запрашиваемый ресурс перемещен, переименован либо временно недоступен».

Общество указывает, что в отсутствии на сайте отчётов об исполнении договоров управления нет вины ООО «Лето-Сервис+», так как все отчёты обществом размещены на Конструкторе Портала ЖКХ www.jkh.cap.ru, а на сайте они не открываются по техническим причинам.

Между тем, обязанность по размещению соответствующей информации, в том числе отчетов по исполнению договоров управления, лежит на управляющей организации. Именно управляющая организация несёт риск последствий отсутствия необходимой информации, в том числе в виде получения отказа в предоставлении лицензии.

Обращаясь с заявлением о выдаче лицензии, общество должно было проконтролировать соответствие размещённой и доступной информации на сайте предъявляемым лицензионным требованиям.

На момент проведения внеплановой проверки и принятия решения об отказе в выдаче лицензии, отчёты об исполнении обществом договоров управления доступны не были.

Следовательно, размещённая обществом информация не соответствовала в полном объёме лицензионным требованиям.

Более того, само общество представило полученное по электронной почте письмо ООО «ИНСОЦ» от 27.07.2015, согласно которому отчёты о деятельности управляющей организации по домам № 28 по ул. Котовского и № 28 по ул.Набережная в г. Мариинский Посад, имеющиеся в Конструкторе Портала ЖКХ, не открываются на самом Портале ЖКХ из-за неверного формата файлов. По вопросу устранения технической проблемы ООО «Лето-Сервис+2» обратилось в техническую поддержку Портала ЖКХ только 24.07.2015.

То есть в результате недоработки общества отчёты остались недоступны для всеобщего обозрения. В любом случае, при обращении с заявлением о выдаче лицензии общество знало, что будет проводиться проверка, и могло устранить проблему, если бы приняло меры к её выявлению. Однако этого сделано не было. Само по себе размещение информации на Конструкторе Портала ЖКХ, куда имеется доступ только у управляющей организации через ввод пароля, не является размещением информации на сайте для всеобщего доступа.

Жилищная инспекция и Лицензионная комиссия также указали на нарушение обществом подпункта «д» пункта 3 Стандарта в части отсутствия информации об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг.

Действительно, на момент проведения проверки на сайте www.jkh.cap.ruв разделе «Раскрытие информации (по постановлению № 731)», в пункте 1.5 «Информация о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы» отсутствовала соответствующая информация, что подтверждается распечатками страниц сайта, заверенная подписью руководителя общества.

ООО «Лето-сервис+» утверждает, что не должно было размещать информацию о коммунальных услугах, так как таковые не оказывает, а начисления производит только за текущий ремонт и содержание жилья.

Однако на этом же сайте в разделе «Анализ доходов и расходов» в таблицах «Расчёты с потребителями по квартплате» указана информация о начислениях не только за текущий ремонт и содержание жилья, но и за коммунальные услуги, поименованные «Прочие». В представленной обществом в качестве образца квитанции на оплату за июнь 2015 года фигурирует, помимо сумм за найм, содержание и ремонт жилья, начисление за «прочие ТО» по тарифу 1,02 руб. за кв.м. Расшифровки этих начислений суду не представлено.

Таким образом, суд пришёл к выводу, что информация, размещённая обществом в сети Интернет, не полностью соответствовала лицензионным требованиям.

По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения заявленного требования является установление судом одновременно двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого решения, действия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения решением, действием прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку решение Лицензионной комиссии от 28.04.2015 об отказе в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, изложенное в пункте 4 протокола от 28.04.2015 № 6, и, соответственно, приказ  Жилищной инспекции от 30.04.2015    № 137 и уведомление от 30.04.2015 № 22/22-3300, соответствовали Жилищному кодексу Российской Федерации и Стандарту, оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Общество также оспаривает акт проверки Жилищной инспекции от 27.04.2015 № 22/152. Сам по себе акт не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку лишь отражает обстоятельства, установленные проверяющими. На права заявителя влияют последующие решения уполномоченных органов. Поэтому производство по делу в части оспаривания акта проверки подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на общество в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 49, 110, 151, 167 – 170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Лето-Сервис+» о признании незаконным решения Лицензионной комиссии Чувашской Республике по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами об отказе заявителю в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, изложенное в пункте 4 протокола от 28.04.2015 № 6, о признании незаконными приказа Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики от 30.04.2015 № 137 и уведомления от 30.04.2015 № 22/22-3300 отказать.

Производство по делу в части требования о признании незаконным акта проверки Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики от 27.04.2015 № 22/152 прекратить.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, в течение месяца с момента его принятия.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород, при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда или Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии.

Судья                                                                                                      О.И. Бойко