ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-5352/2012 от 24.07.2012 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-5352/2012

31 июля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 июля 2012 года. Полный текст решения изготовлен 31 июля 2012 года.

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Бойко О.И.,

судей: Афанасьева А.А., Павловой О.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Епифановой С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Волжский Трикотаж – 2», г.Чебоксары,

к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики, администрации города Чебоксары Чувашской Республики,

о признании недействующими подразделов 8, 9 раздела V и подраздела 10 раздела VI Положения о символах города Чебоксары – столицы Чувашской Республики, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 04.08.1998 № 409,

заинтересованное лицо – прокуратура Чувашской Республики,

при участии:

от заявителя – Сазонова П.П. по доверенности от 01.10.2011, Федорова Д.В. по доверенности от 11.10.2011,

от Чебоксарского городского собрания депутатов – Кусковой О.Л. по доверенности от 16.01.2012 № 01-18ЧГСД,

от администрации г. Чебоксары – Яковлевой Э.А. по доверенности от 30.12.2011 № 29/01-5784,

от прокуратуры Чувашской Республики – прокурора отдела Бельцова А.Н. по доверенности от 22.06.2012,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Волжский Трикотаж – 2» (далее – ООО «Волжский Трикотаж – 2», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики и к администрации города Чебоксары Чувашской Республики о признании недействующими подразделов 8, 9 раздела Vи подраздела 10 раздела VI Положения о символах города Чебоксары – столицы Чувашской Республики, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 04.08.1998 № 409 (далее – Положение о символах).

Заявитель указал, что оспариваемыми положениями установлен порядок получения разрешений на право воспроизведения и использования символов города Чебоксары и наименований «Шупашкар» - «Чебоксары» и образованных на их основе слов и словосочетаний. Заявитель считает, что официальными символами города Чебоксары являются герб, флаг и гимн. Наименования «Шупашкар» - «Чебоксары» к официальным символам города Чебоксары не относятся. Органы местного самоуправления наделены полномочиями по установлению лишь официальных символов муниципальных образований и порядка официального использования указанных символов. По мнению заявителя, вышеуказанное Положение принято с превышением полномочий, предоставленных органам местного самоуправления федеральным законодательством.

В силу положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 21.03.19996 № 403 «О геральдическом регистре Российской Федерации», Распоряжения Президента Российской Федерации от 13.10.2003 № 471-рп «О Порядке выдачи свидетельств о регистрации официальных символов и отличительных знаков в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации» официальные символы муниципальных образований подлежат государственной регистрации. В установленном порядке символы города Чебоксары не зарегистрированы.

Заявитель указывает, что в результате применения оспариваемого Положения ему было отказано в праве на применение наименования «Чебоксарский трикотаж», используемого в розничной сети Общества с 2009 года, что является нарушением Федерального закона «О защите конкуренции».

В судебном заседании представители Общества заявление поддержали по изложенным в нём и в дополнении основаниям. Пояснили, что оспариваемые положения официально не были опубликованы, в связи с чем не могут применяться.

Представители Чебоксарского городского Собрания депутатов и администрации г. Чебоксары заявление не признали по основаниям, изложенным в отзывах.

Представитель прокуратуры Чувашской Республики поддержал изложенные ранее доводы, согласно которым оспариваемые разделы Положения о символах, определяющие порядок воспроизведения и использования наименований «Шупашкар» - «Чебоксары», приняты Чебоксарским городским Собранием депутатов с превышением полномочий, без надлежащей регистрации, и не соответствуют требованиям федерального законодательства.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 04.08.1998 № 409 частично утверждено Положение о символах города Чебоксары – столицы Чувашской Республики – утверждены разделы I (Общие положения), II (Герб города Чебоксары), V (Наименование «Шупашкар» - «Чебоксары»), VI (Заключительные положения) Положения о символах города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, в частях, касающихся герба города Чебоксары и наименования «Шупашкар» - «Чебоксары» (Приложение № 1).

Заявитель оспаривает пункты 8, 9 раздела V и пункт 10 раздела VI Положения о символах в части, касающейся порядка использования наименований «Чебоксары», «Шупашкар» и их словосочетаний.

В соответствии с пунктом 1 раздела I Положения о символах (в редакции на момент утверждения Положения) официальными символами города Чебоксары - столицы Чувашской Республики являются городской герб, городской флаг, городской гимн.

Городской герб, городской флаг, городской гимн олицетворяют собой гарантированную Конституцией Российской Федерации и Конституцией Чувашской Республики самостоятельную, под свою ответственность деятельность населения города Чебоксары, преемственность его историческим традициям, отражающую культурные, национальные и иные традиции.

Официальными символами города Чебоксары и атрибутами муниципальной власти являются также Знамя города Чебоксары и Штандарт главы самоуправления города.

В соответствии с пунктами 8,9 раздела V, пунктом 10 раздела VI (в редакции на момент принятия Положения) правом использования наименований «Шупашкар» - «Чебоксары» обладают Чебоксарское городское Собрание депутатов, администрация города Чебоксары и находящиеся в их подчинении муниципальные предприятия, учреждения и организации.

Указанные в пункте 8 Положения перечисленные городские органы власти, предприятия, учреждения, организации имеют право воспроизводить наименования «Шупашкар» - «Чебоксары»:

- на административных зданиях, в которых они размещаются;

- при оформлении залов, где производятся официальные мероприятия;

- на печатях и бланках официальных документов;

- на наградах города Чебоксары;

- на гербе города Чебоксары;

- на своих официальных изданиях;

- на ценных бумагах;

- на изданиях средств массовой информации;

- на одежде спортсменов.

Во всех других случаях, не предусмотренных пунктом 9, использование наименований «Шупашкар» - «Чебоксары» допускается лишь с разрешения администрации города Чебоксары.

Право воспроизведения (использования) символов города Чебоксары - герба; флага и наименования «Шупашкар» - «Чебоксары» и образованных на их основе слов и словосочетаний на своей продукции может предоставляться юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм в порядке, устанавливаемом администрацией города Чебоксары.

Использование символов города Чебоксары - герба; флага и наименований «Шупашкар» - «Чебоксары» и образованных на их основе слов и словосочетаний на продукции, наносящей вред здоровью и нравственный урон гражданам, запрещается.

Чебоксарским городским Собранием депутатов могут предусматриваться иные случаи обязательного воспроизведения и использования символов города Чебоксары.

Воспроизведение изображений и использование символов города Чебоксары, кроме случаев, оговоренных настоящим положением, осуществляется только с разрешения администрации города Чебоксары.

В настоящее время действует иная редакция оспариваемых пунктов. Так, согласно пункту 8 Положения о символах правом использования словесных символов города Чебоксары обладают Чебоксарское городское Собрание депутатов, администрация города Чебоксары и находящиеся в их подчинении муниципальные предприятия, учреждения.

В соответствии с пунктом 9 Положения о символах указанные в пункте 8 настоящего положения перечисленные органы местного самоуправления города Чебоксары, предприятия, учреждения имеют право воспроизводить словесные символы города Чебоксары:

- на административных зданиях, в которых они размещаются;

- при оформлении залов, где производятся официальные мероприятия;

- на печатях и бланках официальных документов;

- на наградах города Чебоксары;

- на гербе города Чебоксары;

- на своих официальных изданиях;

- на ценных бумагах;

- на изданиях средств массовой информации;

- на одежде спортсменов.

Во всех других случаях, не предусмотренных пунктом 9, использование словесных символов города Чебоксары допускается лишь с разрешения администрации города Чебоксары.

Пунктом 10 Положения о символах установлено, что право воспроизведения (использования) символов города Чебоксары - герба; флага и словесных символов города Чебоксары на своей продукции может предоставляться юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм в порядке, устанавливаемом администрацией города Чебоксары.

Использование символов города Чебоксары - герба; флага и словесных символов города Чебоксары на продукции, наносящей вред здоровью и нравственный урон гражданам, запрещается.

Чебоксарским городским Собранием депутатов могут предусматриваться иные случаи обязательного воспроизведения и использования символов города Чебоксары.

Воспроизведение изображений и использование символов города Чебоксары, кроме случаев, оговоренных настоящим положением, осуществляется только с разрешения администрации города Чебоксары.

Для выдачи разрешений на право воспроизведения и использования символов города Чебоксары и словесных символов города Чебоксары заинтересованные лица обращаются в комиссию по рассмотрению обращений по использованию символов города Чебоксары - столицы Чувашской Республики.

Таким образом, оспариваемые пункты Положения о символах регулируют не только использование непосредственно символов города Чебоксары – его герба и флага, но и наименования города.

Вместе с тем, наименование муниципального образования не является его символом в смысле, придаваемом законом.

Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 04.08.1998 № 409 принято в соответствии со статьёй 11 Закона Чувашской Республики от 16.03.1996 № 3 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», согласно которой муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.

Аналогичные положения содержались в статье 11 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Из определения, данного в Толковом словаре Ожегова, следует, что символ – это то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи.

Следовательно, символами государственного или муниципального определения могут служить герб, флаг и гимн, поскольку именно они отражают местные исторические, культурные, национальные и иные традиции.

Само по себе наименование города не символизирует этот город, так как наименование не является условным знаком какого-либо понятия, явления; наименование не отражает какие-либо традиции местного населения, национальные, культурные особенности населённого пункта.

То есть наименование города с точки зрения закона никак не символизирует этот город.

Следовательно, распространение Положения о символах на наименование города Чебоксары («Шупашкар» на чувашском языке) необоснованно.

При этом внесение изменений в Положение о символах решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 06.03.2012 № 506, согласно которому наименования «Шупашкар» - «Чебоксары» и образованные на их основе слова и словосочетания (в том числе и сокращения) отнесены к словесным символам города Чебоксары, правового значения не имеет. Вне зависимости от того, включил ли законодатель наименование города в число символов или нет, это наименование не становится символом с точки зрения закона.

При этом ответчики не смогли пояснить суду, что же символизирует наименование «Чебоксары» или «Шупашкар».

В соответствии со статьёй 9 действующего Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности.

Официальные символы муниципальных образований подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством.

Официальные символы муниципальных образований и порядок официального использования указанных символов устанавливаются уставами муниципальных образований и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Аналогичные положения содержатся в статье 12 Закон Чувашской Республики от 18.10.2004 № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике»

Таким образом, как ранее действовавшее законодательство в сфере организации местного самоуправления, так и ныне действующее предоставляет органам местного самоуправления устанавливать официальные символы муниципальных образований, а также порядок их использования.

Однако названные нормы не регулируют порядок использования наименований муниципальных образований, которые, как было указано выше, к символам не относятся.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в Постановлении от 21 января 2010 года № 1-П, общеправовой критерий формальной определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы (формальной определенности закона), обусловленный природой нормативного регулирования в правовых системах, основанных на верховенстве права, непосредственно вытекает из закрепленных Конституцией Российской Федерации принципа юридического равенства (статья 19, части 1 и 2) и принципа верховенства Конституции Российской Федерации и основанных на ней федеральных законов (статья 4, часть 2; статья 15, части 1 и 2). Неопределенность содержания правовых норм влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное применение, создает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению указанных конституционных принципов, реализация которых не может быть обеспечена без единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П и от 11 ноября 2003 года № 16-П).

То есть принцип правовой определенности предполагает формальную и материальную определенность норм. Формальная определенность предполагает, что участники соответствующих правоотношений должны быть уверены в неизменности своего официально признанного статуса, а также приобретенных прав и обязанностей.

При этом к публично-правовым правоотношениям не может быть применён принцип «разрешено все, что не запрещено», поскольку он создаёт правовую неопределённость.

Таким образом, органам власти, в том числе органам местного самоуправления, разрешено устанавливать какие-либо порядки, правила в том случае, если это прямо предусмотрено законом.

В рассматриваемом случае закон предоставляет органам местного самоуправления определить официальные символы и установить порядок их использования, но не разрешает распоряжаться по собственному усмотрению наименованиями муниципальных образований.

Акт, возлагающий на физическое или юридическое лицо дополнительные обязанности по сравнению с тем, как они определены законом или иным нормативно-правовым актом, является незаконным и применению не подлежит.

Таким образом, оспариваемые нормы Положения о символах в части, устанавливающей порядок использования наименований «Чебоксары» - «Шупашкар» и их словосочетаний противоречит Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закону Чувашской Республики от 18.10.2004 № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике».

Более того, оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует и положениям действующего и действовавшего на момент принятия решения Чебоксарского городского Собрания депутатов законодательства о вступлении в силу нормативных правовых актов.

Так, согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Статьёй 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

В статье 26 Устава муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 29.08.1996 (действовал на момент утверждения Положения о символах), установлено, что решения Чебоксарского городского Собрания депутатов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В статье 6 действующего в настоящее время Устава города Чебоксары говорится, что муниципальные правовые акты города Чебоксары, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В самом оспариваемом Положении о символах, в пункте 13 раздела VI указано, что настоящее положение вступает в силу со дня официального опубликования в средствах массовой информации.

Как установлено судом, оспариваемые разделы Положения о символах опубликованы не были.

Так, в газете «Чебоксарские новости» от 15.08.1998 № 135 опубликована часть Положения о символах – раздел II «Герб города Чебоксары» и приложения, описывающие герб и малый герб города Чебоксары.

Пункты 8, 9 раздела V, пункт 10 раздела VI Положения о символах официально не опубликованы, то есть в законную силу не вступили.

Следует также отметить, что в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» официальные символы муниципальных образований подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством.

Порядок государственной регистрации официальных символов, в том числе символов муниципальных образований, регулируется Указом Президента Российской Федерации от 21.03.1996 № 403 «О Государственном геральдическом регистре Российской Федерации», Распоряжением Президента Российской Федерации от 13.10.2003 № 471-рп «О Порядке выдачи свидетельств о регистрации официальных символов и отличительных знаков в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации».

Согласно Положению о государственном геральдическом регистре, утверждённому Указом Президента Российской Федерации от 21.03.1996 № 403, в Регистр вносятся следующие официальные символы и отличительные знаки:

- официальные символы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (флаги, гербы);

- официальные символы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (флаги, гербы, эмблемы);

- официальные символы органов местного самоуправления и иных муниципальных образований (флаги, гербы, эмблемы);

- знаки отличия и различия, награды федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Для регистрации официальных символов и отличительных знаков, перечисленных в пункте 3 настоящего Положения, необходимо представить в Геральдический совет при Президенте Российской Федерации их графическое изображение (рисунок), геральдическое описание и решение, утверждающее символ или отличительный знак в качестве официального.

Регистрация официального символа и отличительного знака осуществляется после принятия решения об утверждении их описаний.

Выдача свидетельства о регистрации официального символа и отличительного знака осуществляется Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

Право на официальный символ и отличительный знак, внесенные в Регистр, принадлежит обладателю свидетельства о регистрации официального символа и отличительного знака или его правопреемнику.

В установленном порядке официальные символы города Чебоксары не зарегистрированы. При этом регистрации подлежат только следующие официальные символы органов местного самоуправления и иных муниципальных образований - флаги, гербы, эмблемы, на что прямо указано в Положении.

Данное обстоятельство подтверждает, что наименование города не является его символом.

Кроме того, суд отмечает следующее.

Рассматриваемый спор возник в связи с осуществлением ООО «Волжский Трикотаж – 2» предпринимательской деятельностью.

Общество обращалось в Администрацию с заявлением о предоставлении ему права на использование наименования «Чебоксарский» в словосочетании «Чебоксарский трикотаж» при оформлении фирменных магазинов.

В этом праве Администрацией Обществу было отказано, поскольку право на использование данного словосочетания уже предоставлено другому юридическому лицу – ООО «Чулочно-трикотажная фабрика».

Таким образом, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, желающие использовать наименование «Шупашкар», «Чебоксары», «Чебоксарский» и т.п., должны обратиться в Администрацию за получением соответствующего разрешения. Положение о комиссии по рассмотрению обращений по использованию символов города Чебоксары - столицы Чувашской Республики» утверждено постановлением администрации г. Чебоксары от 24.11.2009 № 259.

Между тем, Положение о символах, относящее к полномочиям органа местного самоуправления право распоряжения наименованием муниципального образования, затрагивает правоотношения, регулируемые частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так, одним из средств индивидуализации товаров, работ, услуг, является место происхождения товара.

В соответствии со статьёй 1516 ГК РФ наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара.

Согласно статье 1518 ГК РФ наименование места происхождения товара признается и охраняется в силу государственной регистрации такого наименования.

Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами либо юридическими лицами.

Лицам, зарегистрировавшим наименование места происхождения товара, предоставляется исключительное право использования этого наименования, удостоверяемое свидетельством, при условии, что производимый этими лицами товар отвечает требованиям пункта 1 статьи 1516 настоящего Кодекса.

Исключительное право использования наименования места происхождения товара в отношении того же наименования может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же особыми свойствами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1522 ГК РФ заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также заявка на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара (заявка на наименование места происхождения товара) подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Таким образом, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, производящие какие-либо товары в городе Чебоксары, в определённых случаях могут использовать место происхождения товара в качестве средства его индивидуализации в силу положений ГК РФ. Регистрацией наименования места происхождения товара занимается Федеральная служба по интеллектуальной собственности.

В то же время, согласно пункту 10 разделу VI Положения о символах право воспроизведения (использования) наименования «Шупашкар» - «Чебоксары» и образованных на их основе слов и словосочетаний на своей продукции может предоставляться юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм в порядке, устанавливаемом администрацией города Чебоксары.

В рассматриваем случае имеет место противоречие между федеральным законодательством и нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Согласно Положению о символах, если производитель, осуществляющий деятельность на территории города Чебоксары, захочет использовать наименование «Чебоксары» (или словосочетания с данным наименованием) на своей продукции как средство индивидуализации, он должен обращаться в администрацию города Чебоксары, тогда как ГК РФ прямо предусмотрен иной порядок.

Данное обстоятельство свидетельствует и о возможности нарушения органом местного самоуправления законодательства о защите конкуренции, поскольку в силу статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

На основании изложенного заявление ООО «Волжский Трикотаж – 2» подлежит удовлетворению в части, касающейся использования наименований «Шупашкар» - «Чебоксары» и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе и сокращений).

В удовлетворении заявления, предъявленного к администрации города Чебоксары, следует отказать, так оспариваемый нормативный правовой акт принят не Администрацией, а Чебоксарским городским Собранием депутатов.

Общество просит признать оспариваемые положения недействующими с момента их принятия.

Согласно части 4 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что датой принятия решения считается дата его изготовления решения в полном объеме.

В пункте 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 80 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» указано, что нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда (часть 5 статьи 195 Кодекса). Поэтому арбитражный суд не может признавать этот акт не действующим с момента его принятия.

Таким образом, оспариваемые нормы не подлежат применению с момента принятия решения.

Расходы по государственной пошлине относятся на надлежащего ответчика в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

признать полностью недействующими пункты 8, 9 раздела V Положения о символах города Чебоксары – столицы Чувашской Республики, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 04.08.1998 № 409 «О символах города Чебоксары – столицы Чувашской Республики и описании герба города Чебоксары», и пункт 10 раздела VI Положения о символах города Чебоксары – столицы Чувашской Республики, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 04.08.1998 № 409 «О символах города Чебоксары – столицы Чувашской Республики и описании герба города Чебоксары», в части, касающейся использования словесных символов – наименований «Шупашкар» - «Чебоксары» и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе и сокращений), не соответствующими части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указу Президента Российской Федерации от 21.03.1996 № 403 «О Государственном геральдическом регистре Российской Федерации», Распоряжению Президента Российской Федерации от 13.10.2003 № 471-рп «О Порядке выдачи свидетельств о регистрации официальных символов и отличительных знаков в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации», Закону Чувашской Республики от 18.10.2004 № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике».

В удовлетворении заявления, предъявленного к администрации города Чебоксары Чувашской Республики, отказать.

Взыскать с Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики (ОГРН 1052128158840) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Волжский трикотаж – 2», г. Чебоксары (ОГРН 1082130017881), 2000 рублей (две тысячи руб. 00 коп.) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья О.И. Бойко

Судьи А.А. Афанасьев

О.Л. Павлова