АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-5402/2010
30 июня 2010 года
Арбитражный суд Чувашской Республики под председательством судьи Михайлова А.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рыбкиной К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокуратура Ленинского района города Чебоксары (г.Чебоксары, ул. Байдукова, дом 23 «А») к индивидуальному предпринимателю Степанову Владимиру Алексеевичу (г.Чебоксары, ул. Кулибина, дом 24) о привлечении к административной ответственности,
при участии: представителя заявителя – прокурора отдела Бельцова А.Н., индивидуального предпринимателя Степанова В.А.,
установил:
заместитель прокуратура Ленинского района города Чебоксары (далее– заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Степанова Владимира Алексеевича (далее – предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В заявлении указывается, что при проведении проверки деятельности предпринимателя были выявлены нарушения в осуществлении лицензируемых условий по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, а именно: не соблюдается продолжительность рабочего времени водителей, отсутствует документация, подтверждающая факт нахождения водителей на обеденном перерыве.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Предприниматель Степанов Владимир Алексеевич в заседании суда признал выявленные в ходе проверки правонарушения. Суду пояснил, что документально время отдыха водителей в путевых листах не отражено, хотя фактически водители отдыхают по полчаса после каждого рейса. В трудовых соглашениях с водителями также зафиксирован такой режим их отдыха.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что Степанов Владимир Алексеевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары Чувашской Республики 09.04.2007 за основным государственным регистрационным номером 307213009900237.
08.05.2007 предпринимателю выдана лицензия № АСС-21-010626 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек сроком до 02.05.2012.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары проведена проверка по соблюдению предпринимателем лицензионных условий перевозочной деятельности и обеспечения безопасности движения на автомобильном транспорте. По итогам проверки установлено, что предпринимателем не соблюдается продолжительность рабочего времени и продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителей, отсутствует документация, подтверждающая факт нахождения водителей на обеденном перерыве или в разрыве.
По результатам проверки 12.05.2010 заместителем прокурора Ленинского района г.Чебоксары вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Копию указанного постановления предприниматель получил 12.05.2010, предпринимателю разъяснены его права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, о чем свидетельствуют соответствующие записи и его личная подпись на постановлении от 12.05.2010.
Согласно статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.
В пункте 4 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 (далее – Положение о лицензировании), перечислены лицензионные условия и требования при осуществлении перевозок пассажиров. В частности, к таким условиям относятся:
- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»);
- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункт «в»).
В силу статей 20 и 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Согласно пунктам 7, 9 и 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15, нормальная продолжительность рабочего времени водителей автотранспорта не может превышать 40 часов в неделю, для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов; при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей автомобилей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения; при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
В соответствии с пунктом 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Предприниматель нарушил вышеперечисленные нормы законов, нормативных правовых актов и допустил правонарушения, указанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 12.05.2010. Изложенные в постановлении нарушения лицензионных требований и условий подтверждаются материалами дела, в частности: журналом регистрации путевых листов от 01.01.2010, путевыми листами от 01.04.2010, от 03.04.2010 по 30.04.2010.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ (в редакции, действующей до 04.05.2010) постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
С 04.05.2010 вступил в силу Федеральный закон от 30.04.2010 N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в соответствии с которым в часть 1 статьи 4.5 КоАП внесены следующие изменения: после слов "двух месяцев" статья дополнена словами «(по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев)"
Согласно статье 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. В этой связи по настоящему делу подлежит применению часть 1 статьи 4.5 КоАП в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 30.04.2010 N 69-ФЗ.
Следовательно, по эпизодам, связанным с нарушением индивидуальным предпринимателем Степановым В.А. режима труда и отдыха водителей согласно представленным в материалы дела путевым листам от 01.04.2010, от 03.04.2010 по 29.04.2010, сроки давности привлечения к административной ответственности истекли.
Вместе с тем, факты несоблюдения режима труда и отдыха водителя, нарушения межсменного отдыха водителей подтверждаются представленными путевыми листами от 30.04.2010 (л.д.29). По данным фактам сроки давности привлечения предпринимателя к административной ответственности не пропущены.
При таких обстоятельствах в действиях предпринимателя Степанова В.А. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Вина предпринимателя заключается в том, что он при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял для соблюдения требования Закона необходимых мер.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено.
Смягчающих вину правонарушителя обстоятельств в смысле статьи 4.2 КоАП РФ суд не усматривает.
На основании изложенного, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного индивидуальным предпринимателем Степановым В.А. административного правонарушения, суд пришел к выводу о необходимости привлечения предпринимателя к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 руб.
Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
привлечь индивидуального предпринимателя Степанова Владимира Алексеевича, 30.03.1953 года рождения, уроженца г. Золочев Львовской области Украинской ССР (ОГРН - 307213009900237, ИНН – 212703417040), зарегистрированного по адресу: г.Чебоксары, ул.Кулибина, дом 24, фактически проживающего по адресу: г.Чебоксары, ул. Калинина, дом 67, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 000 руб. (три тысячи рублей).
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
наименование получателя – УФК по Чувашской Республике (прокуратура Чувашской Республики), код ОКАТО – 97401000000 (г.Чебоксары), банк получателя – ГРКЦ НБ ЧР Банка России г.Чебоксары, БИК банка – 049706001, счет получателя - 40101810900000010005, ИНН получателя - 2128014498, КПП получателя – 212801001, код бюджетной классификации – 415 116 21010 01 0000 140, наименование платежа - денежные взыскания (штрафы) с виновных лиц.
По истечении 30 дней со дня вступления решения в законную силу и при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате штрафа, выдать исполнительный лист.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий А.Т. Михайлов