А79-5559/2009
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-5559/2009
15 июня 2009 года
Арбитражный суд в составе судьи Афанасьева А.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевым Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
прокуратуры Чебоксарского района Чувашской Республики, Чувашская Республика, п. Кугеси, ул. Советская, 8
к индивидуальному предпринимателю Пайманову Александру Вениаминовичу, Чувашская Республика, Чебоксарский район, д. Шобашкаркасы, ул. Новая, 15, г. Чебоксары, Бульвар Миттова, д. 45, кв. 77
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя – прокурора отдела прокуратуры Чувашской Республики Бельцова А.Н. (удостоверение № 161291),
индивидуального предпринимателя Пайманова А.В. (свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серия 21 № 002152068, паспорт серии 97 02 № 750430, выдан Московским РОВД г. Чебоксары, ЧР, 15.11.2002),
установил:
прокуратура Чебоксарского района Чувашской Республики (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Пайманова Александра Вениаминовича к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Заявление мотивировано тем, что индивидуальному предпринимателю Пайманову А.В. была выдана лицензия на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. При получении лицензии ее владелец обязуется выполнять лицензионные требования и условия.
При проведении проверки деятельности предпринимателя Пайманова А.В. по вопросам выполнения условий лицензирования выявлено, что индивидуальным предпринимателем Паймановым А.Н. не организован учет и анализ дорожно-транспортных происшествий. Так, 23.04.2009 было совершенно дорожно-транспортное происшествие с участием автобуса государственный регистрационный номер АО 142 21РУС, однако предпринимателем не оформлен раздел 1 журнала учета ДТП, где должны быть отражены сведения, подлежащие сверке с территориальными органами внутренних дел, отсутствуют акт служебного расследования ДТП, схема ДТП; не организована стажировка водителя Авандеева А.В. (отсутствуют сведения о проведении стажировки); индивидуальным предпринимателем Паймановым А.В. не созданы условия для повышения профессионального мастерства водительского состава (отсутствуют сведения о прохождении курсов в 2008, 2009 годы; допускаются нарушения в оформлении путевых листов (в заголовочной части путевого листа отсутствует печать индивидуального предпринимателя; в путевых листах не в полном объеме оформляются сведения о собственнике (владельце) транспортного средства - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона; сведения о водителе - фамилию, имя, отчество; сведения уполномоченного лица осуществлявшего выпуск транспортного средства с места стоянки с указанием фамилии и инициалов.
Также установлено, что отсутствует контроль за продолжительностью рабочего времени водителей. Продолжительность рабочего времени водителей Авандеева А.В. 26.04.2009 составила 13,9 час. (согласно путевому листу № 78 время заезда – 21 час. 05 мин., время выезда - 6 час. 28 мин., 0,3 час. подготовительно-заключительное время, 1,0 час. обеденного перерыва (не представлены подтверждающие документы о нахождении водителя на обеденном перерыве или в разрыве); 27.04.2009 – 15,6 час. (согласно путевому листу № 79 время заезда – 22 час. 00 мин., время выезда 5 час. 44 мин., 0,3 час. подготовительно-заключительное время, 1,0 час. обеденного перерыва (не представлены подтверждающие документы о нахождении водителя на обеденном перерыве или в разрыве); Пайманова А.В. 04.05.2009 – 14 час. 00 мин. (согласно путевому листу № 84 заезд – 21 час. 30 мин., время выезда 6 час. 32 мин., 0,3 час. подготовительно-заключительное время, 1,0 час. обеденного перерыва (не представлены подтверждающие документы о нахождении водителя на обеденном перерыве или в разрыве), 05.05.2009 – 14,5 час. (согласно листу № 85 время заезда – 22 час. 00 мин., время выезда 6 час. 45 мин., 0,3 час. подготовительно-заключительное время, 1,0 час. обеденного перерыва (не представлены подтверждающие документы о нахождении водителя на обеденном перерыве или в разрыве), 06.05.2009 – 14,3 час. (согласно путевому листу № 86 время заезда – 21 час. 30 мин., время выезда 6 час. 25 мин., 0,3 час. подготовительно-заключительное время, 1,0 час. обеденного перерыва (не представлены подтверждающие документы о нахождении водителя на обеденном перерыве или в разрыве), 07.05.2009 - 14,1 час. (согласно путевому листу № 87 время заезда – 21 час 30 мин., время выезда 6 час. 43 мин., 0,3 час. подготовительно-заключительное время, 1,0 час. обеденного перерыва (не представлены подтверждающие документы о нахождении водителя на обеденном перерыве или в разрыве)
Индивидуальным предпринимателем Паймановым А.В. не осуществляется контроль за межсменным отдыхом водителей. Так, межсменный отдых водителей Пайманова А.В. с 04 на 05.05.2009 составил 8,2 час. (согласно путевым листам №№ 84, 85 заезд 04.05.2009 – 21 час. 30 мин., выезд 05.05.2009 - в 6 час. 45 мин.), с 05 на 06.05.2009 - 8,4 час. (согласно путевым листам №№ 85, 86 заезд 05.05.2009 – 22 час. 00 мин., выезд 06.05.2009 - в 6 час. 25 мин.), с 06 на 07.05.2009 - 9,2 час. (согласно путевым листам №№ 86, 87 заезд 06.05.2009 – 21 час. 30 мин., выезд 07.05.2009 - в 6 час. 43 мин.) вместо положенных 12 часов; Авандеева А.В. с 26 на 27.04.2009 - 8,9 час. (согласно путевым листам №№ 78, 79 заезд 26.04.2009 – 21 час. 05 мин., выезд 27.04.2009 - в 5 час. 44 мин.), вместо положенных 12 часов.
На основании изложенного заявитель просит привлечь индивидуального предпринимателя Пайманова А.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании просил суд привлечь индивидуального предпринимателя Пайманова А.В. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ по основаниям, изложенным в заявлении № 1198ж-09 от 25.05.2009.
Индивидуальный предприниматель Пайманов А.В. в судебном заседании факты, установленные и указанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.05.2009, признал в полном объеме.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Пайманов Александр Вениаминович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 16.01.2009 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 5 по Чувашской Республике за основным государственным регистрационным номером 309213501600034.
29 января 2009 года предпринимателю выдана лицензия № АСС-21-011125 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, сроком действия до 29.01.2014.
Как следует из материалов дела, Управлением государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведена проверка соблюдения предпринимателем Паймановым А.В. лицензионных условий при осуществлении перевозки пассажиров автотранспортом, в ходе которой установлено, что индивидуальным предпринимателем Паймановым А.Н. не организован учет и анализ дорожно-транспортных происшествий. Так 23.04.2009 было совершенно дорожно-транспортное происшествие с участием автобуса государственный регистрационный номер АО 142 21РУС, однако предпринимателем не оформлен раздел 1 журнала учета ДТП, где должны быть отражены сведения, подлежащие сверке с территориальными органами внутренних дел, отсутствуют акт служебного расследования ДТП, схема ДТП; не организована стажировка водителя Авандеева А.В. (отсутствуют сведения о проведении стажировки); индивидуальным предпринимателем Паймановым А.В. не созданы условия для повышения профессионального мастерства водительского состава (отсутствуют сведения о прохождении курсов в 2008, 2009 годы; допускаются нарушения в оформлении путевых листов (в заголовочной части путевого листа отсутствует печать индивидуального предпринимателя; в путевых листах не в полном объеме оформляются сведения о собственнике (владельце) транспортного средства - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона; сведения о водителе - фамилию, имя, отчество; сведения уполномоченного лица осуществлявшего выпуск транспортного средства с места стоянки с указанием фамилии и инициалов.
Также установлено, что отсутствует контроль за продолжительностью рабочего времени водителей. Продолжительность рабочего времени водителей Авандеева А.В. 26.04.2009 составила 13,9 час. (согласно путевому листу № 78 время заезда – 21 час. 05 мин., время выезда - 6 час. 28 мин., 0,3 час. подготовительно-заключительное время, 1,0 час. обеденного перерыва; 27.04.2009 – 15,6 час. (согласно путевому листу № 79 время заезда – 22 час. 00 мин., время выезда 5 час. 44 мин., 0,3 час. подготовительно-заключительное время, 1,0 час. обеденного перерыва; Пайманова А.В. 04.05.2009 – 14 час. 00 мин. (согласно путевому листу № 84 заезд – 21 час. 30 мин., время выезда 6 час. 32 мин., 0,3 час. подготовительно-заключительное время, 1,0 час. обеденного перерыва, 05.05.2009 – 14,5 час. (согласно листу № 85 время заезда – 22 час. 00 мин., время выезда 6 час. 45 мин., 0,3 час. подготовительно-заключительное время, 1,0 час. обеденного перерыва, 06.05.2009 – 14,3 час. (согласно путевому листу № 86 время заезда – 21 час. 30 мин., время выезда 6 час. 25 мин., 0,3 час. подготовительно-заключительное время, 1,0 час. обеденного перерыва, 07.05.2009 - 14,1 час. (согласно путевому листу № 87 время заезда – 21 час 30 мин., время выезда 6 час. 43 мин., 0,3 час. подготовительно-заключительное время, 1,0 час. обеденного перерыва. Подтверждающие документы о нахождении водителя на обеденном перерыве или в разрыве не представлены.
Индивидуальным предпринимателем Паймановым А.В. не осуществляется контроль за межсменным отдыхом водителей. Так, межсменный отдых водителей Пайманова А.В. с 04 на 05.05.2009 составил 8,2 час. (согласно путевым листам №№ 84, 85 заезд 04.05.2009 – 21 час. 30 мин., выезд 05.05.2009 - в 6 час. 45 мин.), с 05 на 06.05.2009 - 8,4 час. (согласно путевым листам №№ 85, 86 заезд 05.05.2009 – 22 час. 00 мин., выезд 06.05.2009 - в 6 час. 25 мин.), с 06 на 07.05.2009 - 9,2 час. (согласно путевым листам №№ 86, 87 заезд 06.05.2009 – 21 час. 30 мин., выезд 07.05.2009 - в 6 час. 43 мин.) вместо положенных 12 часов; Авандеева А.В. с 26 на 27.04.2009 - 8,9 час. (согласно путевым листам №№ 78, 79 заезд 26.04.2009 – 21 час. 05 мин., выезд 27.04.2009 - в 5 час. 44 мин.), вместо положенных 12 часов.
Письмом от 22.05.2009 № 01-942 материалы проверки направлены в прокуратуру Чебоксарского района Чувашской Республики.
25 мая 2009 года прокурором Чебоксарского района Чувашской Республики вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Копию указанного постановления предприниматель получил 25.05.2009, предпринимателю разъяснены его права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, о чем свидетельствуют соответствующие записи и его личная подпись на постановлении от 25.05.2009.
Согласно подпункту 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
В силу статьи 2 данного Закона лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В пункте 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 перечислены лицензионные условия и требования при осуществлении перевозок пассажиров. В частности, к таким условиям относятся:
- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»);
- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункт «в»).
В силу статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, к основным требованиям к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, относится проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению.
Пунктом 3.2.1 указанного Положения предусмотрено, что организация с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки лиц, впервые нанимаемых на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водителей, имевших перерыв в водительской деятельности более одного года, водителей, назначаемых для работы на горных маршрутах, а также водителей, переведенных на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров.
Пунктом 3.4.2 указанного Положения установлено, что повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя.
Согласно пунктам 4, 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647, владельцы транспортных средств осуществляют учет дорожно-транспортных происшествий. Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с территориальными органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2 предусмотрено, что к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся: прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы; организация стажировки водителей; организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей.
Пунктом 2.3.5 указанного Положения предусмотрено, что владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно-транспортном происшествии.
Положением о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 установлен порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей.
Согласно пунктам 7, 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15, нормальная продолжительность рабочего времени водителей автотранспорта не может превышать 40 часов в неделю, для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Из пунктов 3, 5, 7, 12, 13 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» следует, что путевой лист должен содержать ряд обязательных реквизитов, в том числе: сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о водителе. Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона. Сведения о водителе включают в том числе фамилию, имя, отчество водителя. В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании. Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.
Предприниматель нарушил вышеперечисленные нормы законов, нормативных правовых актов и допустил правонарушения, указанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.05.2009.
Указанные нарушения лицензионных требований и условий подтверждаются материалами дела, а именно постановлением по делу об административном правонарушении от 25.05.2009, актом инспектирования предприятия на предмет выполнения условий лицензирования перевозочной деятельности и обеспечения БД на автомобильном транспорте от 21-22.05.2009, журналом учета дорожно-транспортных происшествий владельцев транспортных средств, путевыми листами, письменными объяснениями Пайманова А.В. от 25.05.2009 и не отрицается предпринимателем.
На основании вышеизложенного суд считает, что предприниматель совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей. При этом в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Вина предпринимателя заключается в том, что он при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял для соблюдения требования Закона достаточных мер.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено.
Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
На основании изложенного, с учетом характера совершенного индивидуальным предпринимателем Паймановым А.В. административного правонарушения, признания вины в совершении правонарушения, суд пришел к выводу о необходимости привлечения предпринимателя к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 руб. 00 коп.
Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь Пайманова Александра Вениаминовича, 31.10.1978 года рождения, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 16.01.2009 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 5 по Чувашской Республике за основным государственным регистрационным номером 309213501600034, проживающего по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, д. Шобашкаркасы, ул. Новая, 15, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 000 руб. 00 коп.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
наименование получателя – Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (прокуратура Чувашской Республики), банк получателя – ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ, расчетный счет – 40101810900000010005, ИНН получателя – 2128014498, код ОКАТО – 97244000000, БИК получателя – 049706001, код бюджетной классификации – 415 116 210 1001 0000 140, назначение платежа – денежные взыскания (штрафы) с виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и в сроки, предусмотренные частью 4 статьи 206, статьями 259, 260, 275 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
СудьяА.А. Афанасьев