ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-5822/08 от 24.10.2008 АС Чувашской Республики

А79-5822/2008

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-5822/2008

30 октября 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 октября 2008 года.

Судья Арбитражного суда Чувашской Республики Трусов А.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Трусова А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

акционера открытого акционерного общества "Химпром"

ФИО1,

, <...>

к открытому акционерному обществу "Химпром",

, <...>

об обязании ответчика раскрыть информацию на собственном веб-сайте и об обязании ответчика выдать истребованные документы,

при участии:

от истца: ФИО1,

от ответчика: ФИО2 по доверенности № Ю-8-264 от 02 сентября 2008 года, ФИО3 по доверенности № Ю-8-260 от 02 сентября 2008 года, ФИО4 по доверенности № Ю-8-286 от 17 сентября 2008 года,

установил:

акционер открытого акционерного общества "Химпром" ФИО1 (далее истец) обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу "Химпром" (далее ответчик) с требованиями:

. Об обязании раскрыть в полном соответствии с Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг на сайте в сети Интернет в разделе "Корпоративная информация" следующей информации:

а) двух сообщений о существенных фактах –о покупке Компанией "Ellinbay consultants limited" совместно с аффилированными лицами более 50 % и более 75 % обыкновенных акций ОАО "Химпром";

б) сообщения о существенных фактах, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг эмитента;

в) сведений о конечных крупных номинальных держателях акций ОАО "Химпром" в пункте 6.2 во всех ежеквартальных отчетах ОАО "Химпром" за последние прошедшие 6 кварталов, начиная с 2 кв. 2008 года;

г) сведений о всех крупных акционерах на дни закрытия реестров акционеров за последние 5 лет в пункте 6.5 в ежеквартальном отчете ОАО "Химпром" за 2 кв. 2008 года;

д) сведений о всех крупных акционерах в списке аффилированных лиц ОАО "Химпром" по состоянию на 30 июня 2008 года и

2. Об обязании выдать следующие копии документов:

а) протокола годового общего собрания акционеров ОАО "Химпром" от 27 июня 2008 года;

б) всех бюллетеней, проголосовавших по вопросу выбора Совета директоров ОАО "Химпром" на собраниях от 08 августа 2007 года, от 29 октября 2007 года, от 09 января 2008 года, от 27 июня 2008 года.

Исковые требования мотивированы следующим. Истец с 2001 года является акционером ОАО "Химпром". В соответствии с положениями статей 89 и 91 ФЗ "Об акционерных обществах" акционер (не имеющий 25 % акций) имеет доступ ко всем документам, хранящимся в Обществе, кроме документов бухгалтерского учета и протоколов заседаний Правления общества. Полагает, что эти ограничения не могут иметь расширительного толкования. Однако, на неоднократные обращения истца с заявлениями о представлении ему, как акционеру, копий документов о деятельности общества –ответчик не прореагировал, документов не выдал, о готовности документов не проинформировал. Кроме того, по мнению истца, ответчик не соблюдает требований статьи 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и "Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг", тем самым нарушает права и интересы мелких акционеров. В защиту своих прав и законных интересов, истец обратился с настоящим иском в суд. Это требование основано на статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и заявлено в порядке статьи 33 Кодекса.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и дополнениях к нему. От требований указанных в подпункте Б пункта 1 искового заявления о раскрытии информации по сообщениям о существенных фактах, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг эмитента истец отказался. Истцом заявлено ходатайство об увеличении исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил дополнительно обязать ответчика выдать копии следующих документов: протокола об одобрении сделок (сделки) по перечислению ОАО «Химпром» денежных средств около 1 200 миллионов рублей другим лицам (лицу) в течении второго квартала 2008 года; договора (соглашения) о перечислении ОАО «Химпром» другим лицам (лицу) денежных средств в размере около 1 200 миллионов рублей в течении второго квартала 2008 года; кредитного договора, заключенного между ОАО «Химпром» (заемщик) и ЗАО «ЮниКредит Банк» (кредитор) о привлечении кредита на сумму 50 миллионов долларов США. Просил исключить подпункт Б пункта 1 исковых требований, раскрыть информацию по пункту 1 исковых требований за 2007-2008 годы. Данные документы не были выданы ответчиком по требованию истца от 01 сентября 2008 года.

Представители ответчика исковые требования не признали по доводам, изложенным в отзыве. Пояснили, что согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг», Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» порядок раскрытия информации возложен на ФСФР. Статья 92 Федерального закона «Об акционерных обществах» определяет, какая информация должна раскрываться. Требования первого раздела исковых требований уже были предметом судебного разбирательства по делу № А79-1849/2008. Протокол общего собрания от 27 июня 2008 года имеется, и он должен быть выдан по решению по делу № А79-1849/2008. Требование в отношении бюллетеней оставлено на усмотрение суда. В указанные в исковом заявлении даты, собрания по вопросам выбора совета директоров проводились. Относительно новых требований, считают, что суд не должен их рассматривать, так как до иска в суд истец с требованием о выдаче данных документов к ответчику не обращался. Это может быть только предметом нового иска, что подтверждается судебной практикой, в частности, Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 марта 2006 года № А79-9581/2005. Истребуемые истцом договора не относятся к бухгалтерским документам по статье 89 Федерального закона «Об акционерных обществах». ФСФР проверял ответчика в части раскрытия информации. Иск по первому разделу не мог быть заявлен исходя из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку это не гражданский спор, он не является и корпоративным спором применительно к статье 33 Кодекса.

Изучив заявленные истцом ходатайства, суд считает, что дополнительные требования об обязании ОАО «Химпром» выдать истцу копии протокола об одобрении сделок (сделки) по перечислению ОАО «Химпром» денежных средств около 1 200 миллионов рублей другим лицам (лицу) в течение второго квартала 2008 года, договора (соглашения) о перечислении ОАО «Химпром» другим лицам (лицу) денежных средств в размере около 1 200 миллионов рублей в течении второго квартала 2008 года, кредитного договора, заключенного между ОАО «Химпром» (заемщик) и ЗАО «ЮниКредит Банк» (кредитор) о привлечении кредита на сумму 50 миллионов долларов США не могут быть приняты в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как увеличение размера исковых требований, поскольку это новые требования, в иске от 25 августа 2008 года они не заявлялись, основаны на письменном требовании истца к ответчику от 01 сентября 2008 года.

Заявленное истцом ходатайство об отказе от иска в части подпункта Б пункта 1 исковых требований суд принимает, поскольку по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он вправе до принятия решения совершать данные распорядительные действия.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основанием.

Предметом иска по настоящему делу являются требование об обязании ответчика раскрыть в соответствии с "Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" на своем сайте в сети Интернет в разделе "Корпоративная информация" информации о деятельности акционерного общества и требование о предоставлении его акционеру информации о деятельности общества путем предоставления копий ряда документов, основанием иска является право акционера на получение информации о деятельности акционерного и отказ в предоставлении такой информации.

Судом установлено, что ФИО1 является владельцем 780 387 обыкновенных акций открытого акционерного общества «Химпром», что подтверждается выпиской из реестра по состоянию на 30 мая 2008 года.

Заявлением № 4 от 01 июля 2008 года истец обратился к ответчику о предоставлении ему в соответствии со статьями 89, 91 Федерального Закона «Об акционерных обществах» копий следующих документов:

- протокола годового общего собрания акционеров ОАО «Химпром» от 27 июня 2008 года;

- всех бюллетеней, проголосовавших по вопросу выбора Совета директоров ОАО «Химпром» на следующих собраниях ОАО «Химпром»: от 08 августа 2007 года, от 29 октября 2007 года, от 09 января 2008 года, от 27 июня 2008 года.

Заявление получено ответчиком 03 июля 2008 года, что подтверждается уведомлением отделения почтовой связи.

Поскольку требования о предоставлении документов не исполнены, истец обратился с настоящим иском в суд.

Согласно статье 90 Федерального закона «Об акционерных обществах» информация об обществе предоставляется им в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации.

В силу статьи 30 Федерального Закона «О рынке ценных бумаг» в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме: ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет) и сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента эмиссионных ценных бумаг (сообщения о существенных фактах).

В соответствии с п. 1.9 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 10 октября 2006 года № 06-117/ПЗ-Н эмитент обязан предоставлять копию каждого сообщения, в том числе копию каждого сообщения о существенном факте, публикуемого эмитентом в соответствии с настоящим Положением, а также копию зарегистрированных решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, проспекта ценных бумаг и изменений и/или дополнений к ним, отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, копию ежеквартального отчета, копию иных документов, обязательное раскрытие которых предусмотрено разделом VIII настоящего Положения, владельцам ценных бумаг эмитента и иным заинтересованным лицам по их требованию за плату, не превышающую расходы по изготовлению такой копии, в срок не более 7 дней с даты предъявления требования.

Согласно пункта 1.12 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 10 октября 2006 года № 06-117/ПЗ-Н в случае, если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в том числе не указывает такую информацию в сообщениях, опубликование которых является обязательным в соответствии с настоящим Положением, и/или в проспекте ценных бумаг, в отчете (уведомлении) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в ежеквартальном отчете, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается. Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

За своевременностью, правильностью раскрытия информации эмитентами контроль возложен на федеральный орган, уполномоченный в области рынка ценных бумаг, или его территориальные органы, в настоящее время на Федеральную службу по финансовым рынкам, которая вправе привлекать эмитента к ответственности за нарушение по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством на основании части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 11 Федерального закона № 46-ФЗ от 05.03.1999 "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" федеральный исполнительный орган по рынку ценных бумаг вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, по вопросам, предусмотренным как указанными законами, так и другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг.

Таким образом, в случае нарушения ответчиком обязанности по раскрытию информации, истец вправе воспользоваться своим правом на защиту путем обращения с жалобой в Федеральную службу по финансовым рынкам.

Арбитражному суду такие споры не подведомственны. Не подведомственные арбитражному суду споры не подлежат рассмотрению, а возбужденное производство по таким спорам подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы истца о праве на такой иск в соответствии с положениями статей 4 и 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несостоятельны, поскольку истцом не ставиться требование о предоставлении ему информации на бумажных носителях, а по вопросам надлежащего раскрытия информации на сайте в сети Интернет акционерным обществом обращения заинтересованных лиц рассматриваются соответствующей Федеральной службой по финансовым рынкам.

В соответствии со статьями 89, 91 Федерального закона «Об акционерных обществах» общество обязано хранить и предоставлять акционерам по их требованию следующие документы: договор о создании общества; устав общества с изменениями и дополнениями, зарегистрированными в установленном порядке, решение о создании общества, документ о государственной регистрации общества; документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе; внутренние документы общества; положение о филиале или представительстве общества; годовые отчеты; документы бухгалтерского учета; документы бухгалтерской отчетности; протоколы общих собраний акционеров, заседаний совета директоров общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции); бюллетени для голосования, а также доверенности на участие в общем собрании акционеров; отчеты независимых оценщиков; списки аффилированных лиц общества; списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, имеющих право на получение дивидендов, а также иные списки, составляемые обществом для осуществления акционерами своих прав; заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля; проспекты эмиссии, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.

Указанные документы должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Кроме того, общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к перечисленным документам, предоставить им копии этих документов.

Таким образом, законодательно предусмотрена обязанность акционерного общества предоставить акционеру по его требованию копии определенных законом документов, содержащих информацию о деятельности этого общества, следовательно, в этой части исковые требования подлежат удовлетворению.

С учетом вышеизложенного исковые требования о предоставлении протокола годового общего собрания акционеров ОАО «Химпром» от 27 июня 2008 года и всех бюллетеней, проголосовавших по вопросу выбора Совета директоров ОАО «Химпром» на следующих собраниях ОАО «Химпром»: от 08 августа 2007 года, от 29 октября 2007 года, от 09 января 2008 года, от 27 июня 2008 года подлежат удовлетворению как основанные на законе, обоснованные материалами дела и ответчиком по существу не оспоренные.

В оставшейся части исковых требований производство по делу следует прекратить.

Возражения ответчика относительно наличия по данным требованиям судебного акта не могут быть приняты судом, поскольку в деле № А79-1849/2008 они не рассматривались.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине суд относит на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.

В связи с частичным прекращением производства по делу следует возвратить истцу из федерального бюджета 1 900 руб. 00 коп. государственной пошлины, уплаченной по квитанции от 24 декабря 2007 года.

Руководствуясь статьями 104, 110, 150, 167 –и 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить частично.

Обязать открытое акционерное общество "Химпром" предоставить акционеру открытого акционерного общества "Химпром" ФИО1 за плату в семидневный срок со дня вступления решения в законную силу копии следующих документов:

В оставшейся части требований производство по делу прекратить.

Взыскать с открытого акционерного общества "Химпром" в пользу ФИО1 2 000 руб. 00 коп. государственной пошлины.

Возвратить из федерального бюджета ФИО1 1 900 руб. 00 коп. государственной пошлины, уплаченной по квитанции от 24 декабря 2007 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.

С. Трусов