АРБИТРАЖНЫЙ СУДЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ | |||
Именем Российской Федерации | |||
Р Е Ш Е Н И Е | |||
г. Чебоксары | Дело № А79-6505/2014 | ||
Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2015 года. Полный текст решения изготовлен 04 марта 2015 года.
Арбитражный суд в составе судьи Афанасьева А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Майоровой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Чувашской Республики, Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике, Кабинета Министров Чувашской Республики, администрации Алатырского района Чувашской Республики, администрации Аликовского района Чувашской Республики, администрации Батыревского района Чувашской Республики, администрации Вурнарского района Чувашской Республики, администрации Ибресинского района Чувашской Республики, администрации Канашского района Чувашской Республики, администрации Козловского района Чувашской Республики, администрации Комсомольского района Чувашской Республики, администрации Красноармейского района Чувашской Республики, администрации Красночетайского района Чувашской Республики, администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, администрации Моргаушского района Чувашской Республики, администрации Порецкого района Чувашской Республики, администрации Урмарского района Чувашской Республики, администрации Цивильского района Чувашской Республики, администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, администрации Шумерлинского района Чувашской Республики, администрации Шемуршинского района Чувашской Республики, администрации Ядринского района Чувашской Республики, администрации Яльчикского района Чувашской Республики, администрации Янтиковского района Чувашской Республики, администрации г. Алатырь Чувашской Республики, администрации г. Канаш Чувашской Республики, администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики, администрации г. Шумерля Чувашской Республики, администрации г. Чебоксары Чувашской Республики
о признании недействительным представления от 11.07.2014 № 04-11/27/47/10/1511 и акта проверки от 30.06.2014,
при участии:
от заявителя – ФИО1 по доверенности № 01/01-17 от 23.09.2014,
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ЧР - ФИО2 по доверенности № 4 от 21.01.2015, ФИО3 по доверенности № 17 от 22.10.2014, ФИО4 по доверенности № 5 от 06.05.2014,
от третьего лица - Министерства образования и науки Российской Федерации – не было,
от третьего лица - Министерства финансов РФ – не было,
от третьего лица - Министерства финансов ЧР – ФИО5 по доверенности № 05/14 -41 от 12.01.2015,
от третьего лица - Управления Федерального казначейства по ЧР – не было,
от третьего лица - Кабинета Министров ЧР – не было,
от третьего лица - администрации Алатырского района ЧР – не было,
от третьего лица - администрации Аликовского района ЧР – не было,
от третьего лица - администрации Батыревского района ЧР – не было,
от третьего лица - администрации Вурнарского района ЧР – не было,
от третьего лица - администрации Ибресинского района ЧР – не было,
от третьего лица - администрации Канашского района ЧР – не было,
от третьего лица - администрации Козловского района ЧР – не было,
от третьего лица - администрации Комсомольского района ЧР – не было,
от третьего лица - администрации Красноармейского района ЧР – не было,
от третьего лица - администрации Красночетайского района ЧР – не было,
от третьего лица - администрации Мариинско - Посадского района ЧР – не было,
от третьего лица - администрации Моргаушского района ЧР – не было,
от третьего лица - администрации Порецкого района ЧР – не было,
от третьего лица - администрации Урмарского района ЧР – не было,
от третьего лица - администрации Цивильского района ЧР – не было,
от третьего лица - администрации Чебоксарского района ЧР – не было,
от третьего лица - администрации Шумерлинского района ЧР – не было,
от третьего лица - администрации Шемуршинского района ЧР – не было,
от третьего лица - администрации Ядринского района ЧР – не было,
от третьего лица - администрации Яльчикского района ЧР – не было,
от третьего лица - администрации Янтиковского района ЧР – не было,
от третьего лица - администрации г. Алатырь ЧР – не было,
от третьего лица - администрации г. Канаш ЧР – не было,
от третьего лица - администрации г. Новочебоксарск ЧР – не было,
от третьего лица - администрации г. Шумерля ЧР – не было,
от третьего лица - администрации г. Чебоксары ЧР – не было,
установил:
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее – Минобразования ЧР) обратилось в арбитражный суд
с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике (далее – Территориальное управление Росфиннадзора в ЧР) о признании недействительным представления от 11.07.2014 № 04-11/27/47/10/1511 и акта проверки от 30.06.2014.
Заявление мотивировано тем, что Территориальным управлением Росфиннадзора в ЧР в отношении Минобразования ЧР проведена плановая выездная проверка целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на модернизацию региональных систем общего образования, за 2012
и 2013 годы.
Результаты проверки отражены в акте проверки Территориального управления Росфиннадзора в ЧР от 30.06.2014.
Территориальным управлением Росфиннадзора в ЧР по результатам рассмотрения акта проверки от 30.06.2014 и возражений на акт проверки было вынесено представление № 04-11/27/47/10/1511 от 11.07.2014.
В соответствии с представлением Минобразования ЧР признано нарушившим положения бюджетного законодательства Российской Федерации
и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Заявитель полагая, что выводы Территориального управления Росфиннадзора в ЧР о нарушении Министерством бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения необоснованными, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Представитель Минобразования ЧР в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении
и письменных пояснениях к нему.
Представители Территориального управления Росфиннадзора в ЧР
в судебном заседании просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, указанным в отзыве и письменных пояснениях к нему, пояснив, что Территориальное управление Росфиннадзора в ЧР правомерно проверило целевое использование заявителем средств федерального бюджета.
Представитель третьего лица - Министерства финансов ЧР в судебном заседании поддержала заявленные требования Минобразования ЧР о признании недействительным представления от 11.07.2014 № 04-11/27/47/10/1511 в части установления нарушений положений соглашений, заключенных Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики с муниципальными образованиями Чувашской Республики по доводам, изложенным в отзыве.
Иные третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку полномочных представителей в суд не обеспечили.
По условиям соглашения от 13.05.2013 № 1302 между Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики и администрацией Порецкого района ЧР бюджету Порецкого района ЧР на модернизацию системы общего образования предусмотрено софинансирование за счет средств бюджета Порецкого района 756, 5 тыс. руб. Данная сумма была учтена в полном объеме.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 25.02.2015.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что в соответствии с поручением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 16.01.2014 № 01-05-25/294@, планом контрольной работы Территориального управления Росфиннадзора в ЧР на 2014 год, с 05.06.2014 по 27.06.2014 проведена Территориальным управлением Росфиннадзора в ЧР выездная проверка целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на модернизацию региональных систем общего образования, в Министерстве образования и молодежной политики Чувашской Республики за 2012 и 2013 годы, в ходе которой выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, которые были указаны в заключительной части акта проверки от 30.06.2014.
11 июля 2014 года Территориальным управлением Росфиннадзора в ЧР было вынесено представление № 04-11/27/47/10/1511, в котором указано на следующие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а именно:
- в нарушение статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 64.4 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 № 36 «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике», Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Чувашской Республики и внесении изменений в нее, утвержденной приказом Минфина Чувашии от 05.10.2007 № 507/п главным распорядителем - Минобразованием ЧР не внесены на рассмотрение Минфина Чувашии предложения по уменьшению бюджетных ассигнований на модернизацию системы общего образования для внесения изменений в сводную бюджетную роспись на 2012 год в сумме 557 500 руб.;
-в 2012 году в бюджете Шумерлинского района ЧР не предусмотрены бюджетные ассигнования на софинансирование расходного обязательства муниципального района по осуществлению капитального ремонта общеобразовательных учреждений в размере 438 350 руб.,в бюджете Янтиковского района ЧР предусмотрено на 221 300 руб.меньше объема софинансирования, установленных соглашениями согласно представленным соглашениями от 25.05.2012 № 562 с администрацией Шумерлинского района ЧР (л.д. 80 - 88 Том 2),от 25.05.2012 № 569 с администрацией Янтиковского района ЧР (л.д. 89 - 97 Том 2),письмами администрации Шумерлинского района ЧР от 23.06.2014 № 02-1-23/2067 (л.д. 171-172 Том 2), администрации Янтиковского района ЧР от 25.06.2014 № б/н с выпиской из Решения собрания депутатов Янтиковского района от 16.12.2011 № 16/2 (л.д. 173-174 Том 2), реестром соглашений, заключенных Минобразованием ЧР с администрациями районов (городов) о предоставлении в 2012 году средств республиканского бюджета Чувашской Республики и объемов бюджетных ассигнований; в 2013 году в бюджетах 15 муниципальных образований Чувашской Республики (Алатырского, Аликовского, Батыревского, Ибресинского, Комсомольского, Козловского, Красноармейского, Красночетайского, Мариинско-Посадского, Моргаушского, Чебоксарского, Янтиковского районов и городов Алатырь, Канаш и Шумерля) предусмотрены бюджетные ассигнования на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по осуществлению капитального ремонта общеобразовательных учреждений и на модернизацию пищеблоков на 9 697 439 руб. меньше объемов софинансирования, установленных соглашениями, что подтверждается соглашениями, заключенными с соответствующими администрациями районов и городов (л.д. 1 - 79, 98 - 128 Том 2), ответами администраций городов и районов на запрос Территориального управления Росфиннадзора в ЧР от 19.06.2014 № 04-17/16/242/1284 (л.д. 129 - 182 Том 2),реестром соглашений, заключенных Минобразованием ЧР с администрациями районов (городов) о предоставлении в 2013 году средств республиканского бюджета Чувашской Республики и объемов бюджетных ассигнований;
- нарушение пункта 2.3.5 Соглашения от 28.05.2013 № 1346, пункта 13 Правил предоставления в 2011 -2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 № 436 в 2013 году администрацией г. Чебоксары не обеспечено достижение показателя результативности предоставления средств по параметру «доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений» - на 2% (при предусмотренном значении показателя на 22,0 % фактически достигнуто значение показателя на 20,0 %) согласно представленному Минобразованием ЧР Территориальному управлению Росфиннадзора в ЧР отчету об осуществлении расходов бюджета города Чебоксары за 4 квартал 2013 года и сведениям о достигнутых значений показателей результативности представления субсидий за 2013 год, представленных в ходе выездной проверки и подписанных представителем Минобразования Чувашии;
- проведенный в ходе проверки Территориальным управлением Росфиннадзора в ЧР сравнительный анализ данных отчетов об осуществлении расходов бюджетов муниципальных образований, представленных в Минобразования ЧР, и сведений об объемах бюджетных ассигнований, предусмотренных в 2012-2013 годах в местных бюджетах на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования в рамках реализации соглашений, представленных муниципальными образованиями на запрос Территориального управления Росфиннадзора в ЧР (л.д.186-188 Том 2)свидетельствует, что отдельными администрациями муниципальных образований допущено искажение данных Отчетов об осуществлении расходов бюджетов муниципальных образований по объемам бюджетных ассигнований, предусмотренных в 2012-2013 годах в местных бюджетах на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований: за 2012 год данные занижены на общую сумму 7 579 руб., за 2013 год - завышены на 506 578 руб.
Как пояснили представители Территориального управления Росфиннадзора в ЧР в ходе судебного заседания вышеназванный анализ произведен путем сравнения данных отчетов об осуществлении расходов бюджетов муниципальных образований Чувашской Республики за 2012 (л.д. 188 - 208 Том 2) и 2013 годы(л.д. 209 - 230 Том 2),заверенных Минобразованием ЧР, и данных об объемах средств муниципальных образований по соответствующим выпискам Решений собраний депутатов муниципальных образований которые подтверждают факты искажения вышеуказанных отчетов.
В представлении от 11.07.2014 № 04-11/27/47/10/1511 Территориальное управление Росфиннадзора в ЧР указало требования, адресованные министру образования и социальной политики ЧР ФИО6: о рассмотрении информации об указанных в настоящем представлении нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; принятии меры по недопущению в дальнейшем выявленных в ходе проверки нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации; рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности виновных лиц, допустивших нарушение требований законодательства.
О результатах исполнения вышеназванного представления следует Минобразованию ЧР проинформировать Территориальное управление Росфиннадзора в ЧР до 11.08.2014.
Не согласившись с представлением от 11.07.2014 № 04-11/27/47/10/1511 и актом проверки от 30.06.2014, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Изучив доводы лиц, участвующих в деле и материалы настоящего дела, суд считает, что заявленные требования Минобразования ЧР подлежат удовлетворению частично исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий, ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение решением, действием, ненормативным правовым актом государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
При этом пунктами 3, 4 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должны быть указаны (в том числе) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действиями (бездействием); законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действия (бездействие).
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из анализа названных норм, нарушение прав и законных интересов должен доказывать заявитель.
При этом целью обращения лица, права которого нарушены, в арбитражный суд является восстановление нарушенных прав этого лица.
В пункте 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Согласно статье 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
В случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания (статья 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что представлением является документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Согласно пунктам 1, 4 и 5 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 № 77, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.19 указанного Положения Росфиннадзор в установленной сфере деятельности осуществляет контроль за своевременностью и полнотой устранения объектами контроля нарушений законодательства Российской Федерации.
В пунктах 5.14, 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, предусмотрено, что территориальное управление в установленной сфере деятельности направляет в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 6 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, (далее - Правила № 1092) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе об исполнении государственных заданий.
Согласно пункту 7 Правил № 1092 объектами контроля Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в финансово-бюджетной сфере являются в том числе главные распорядители, распорядители, получатели средств федерального бюджета,главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета; финансовые органы {главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета; федеральные государственные учреждения, а также государственные бюджетные и автономные учреждения субъекта Российской Федерации (муниципальные бюджетные и автономные учреждения) в части соблюдения ими целей и условий предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета; федеральные государственные унитарные предприятия, а также государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации (муниципальные унитарные предприятия) в части соблюдения ими целей и условий предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета; государственные корпорации и государственные компании.
Из подпункта «а» пункта 68 Правил № 1092, следует, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений Росфиннадзор направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 9 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Минфина России от 20.03.2014 № 18н (далее - Административный регламент), должностные лица Росфиннадзора (территориального органа), указанные в пункте 8 Административного регламента, в пределах установленных должностными регламентами полномочий при исполнении государственной функции имеют право в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, выдавать представления, предписания
Пунктами 2, 3 Административного регламента предусмотрено, что полномочия по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляются посредством плановых и внеплановых проверок в отношении главных распорядителей (распорядителей, получателей) средств федерального бюджета, главных администраторов (администраторов) доходов федерального бюджета, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита федерального бюджета; финансовых органов (главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета; федеральных государственных учреждений.
При этом, предметом государственного контроля является соблюдение объектами контроля бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (пункт 7 Административного регламента).
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что Территориальным управлением Росфиннадзора в ЧР правомерно, в пределах полномочий, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 №77, Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, и в порядке, определенном Правилами № 1092, Административным регламентом, в соответствии с поручением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 16.01.2014 № 01-05-25/294@, планом контрольной работы Территориального управления Росфиннадзора в ЧР на 2014 год, с 05.06.2014 по 27.06.2014 проведена выездная проверка целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на модернизацию региональных систем общего образования, в Министерстве образования и молодежной политики Чувашской Республики за 2012 и 2013 годы, в ходе которой выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, которые указаны в акте проверки от 30.06.2014.
На основании пункта 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта «а» пункта 68 Правил № 1092 Территориальным управлением Росфиннадзора в ЧР Минобразованию ЧР направлено представление от 11.07.2014 № 04-11/27/47/10/1511.
Как установлено судом и следует из материалов дела Территориальным управлением Росфиннадзора в ЧР 11.07.2014 было вынесено представление № 04-11/27/47/10/1511, в котором указано на следующие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а именно:
- в нарушение статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 64.4 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 № 36 «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике», Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Чувашской Республики и внесении изменений в нее, утвержденной приказом Минфина Чувашии от 05.10.2007 № 507/п главным распорядителем - Минобразованием ЧР не внесены на рассмотрение Минфина Чувашии предложения по уменьшению бюджетных ассигнований на модернизацию системы общего образования для внесения изменений в сводную бюджетную роспись на 2012 год в сумме 557 500 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств.
В части 1 статьи 64.4. Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 № 36 «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике» предусмотрено, что бюджетные росписи главных распорядителей средств республиканского бюджета Чувашской Республики составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Чувашской Республики, и утвержденными Министерством финансов Чувашской Республики лимитами бюджетных обязательств.
При этом, утверждение бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются главным распорядителем (распорядителем) средств республиканского бюджета Чувашской Республики (пункт 2 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 64.4 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 № 36 «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике»).
В соответствии с подпунктами 6, 7 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями на внесение предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и сводной бюджетной росписи.
Приложением № 1 к Комплексу мер по модернизации системы общего образования Чувашской Республики в 2012 году предусмотрен объем финансирования мероприятий Комплекса мер по модернизации системы общего образования Чувашской Республики за счет средств федерального бюджета в сумме 801 063 000 руб.
Законом Чувашской Республики от 05.12.2011 № 86 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (с изменениями и дополнениями) на реализацию Комплекса мер по модернизации системы общего образования Чувашской Республики предусмотрены расходы за счет субсидии из федерального бюджета по целевой статье 4362100 «Модернизация региональных систем общего образования», видам расходов 001 «Выполнение функций казенными учреждениями», 009 «Фонд компенсаций», 012 «Выполнение функций государственными органами» и 017 «Иные межбюджетные трансферты» в сумме 801 620 500 руб.Бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств - Минобразования ЧР, утвержденной министром образования и молодежной политики Чувашской Республики (с учетом внесенных изменений), также предусмотрены бюджетные ассигнования за счет субсидии из федерального бюджета на реализацию в 2012 году Комплекса мер по модернизации системы общего образования Чувашской Республики по разделу 0700, подразделу 0702, целевой статье 4362100 «Модернизация региональных систем общего образования» в общей сумме 801 620 500 руб.
Согласно Закону Чувашской Республики от 05.06.2013 № 21 «Об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2012 год» на реализацию Комплекса мер по модернизации системы общего образования Чувашской Республики в республиканский бюджет Чувашской Республики поступили субсидии из федерального бюджета в размере 801 063 000 руб., произведены расходы за счет указанной субсидии в сумме 801 062 875 руб.
Следовательно, Территориальным управлением Росфиннадзора в ЧР правомерно сделан вывод о том, что в нарушение статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 64.4. Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 № 36 «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике», Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Чувашской Республики и внесения изменений в нее, утвержденного приказом Минфина Чувашии от 05.10.2007 № 507/п, главным распорядителем - Минобразования ЧР не внесены на рассмотрение Минфина Чувашии предложения по уменьшению бюджетных ассигнований на модернизацию системы общего образования для внесения изменений в сводную бюджетную роспись на 2012 год в сумме 557 500 руб.;
Довод Минобразования ЧР о том, чтопоскольку дополнительных писем и поручений Министерства образования и науки Российской Федерации об отмене перераспределения объемов субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации Минобразования ЧР не вносились соответствующие предложения по уменьшению бюджетных ассигнований» суд считает необоснованным, поскольку пунктом 1.3 Соглашения № 18.G64.24.0041 от 20.02.2012 между Министерством образования и науки Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики о предоставлении в 2012 году субсидии из федерального бюджета бюджету Чувашской Республики по модернизации региональной системы общего образования Соглашения № 18.G64.24.0041 от 20.02.2012 между Министерством образования и науки Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики о предоставлении в 2012 году субсидии из федерального бюджета бюджету Чувашской Республики по модернизации региональной системы общего образования (л.д. 208 – 217 Том 1) и Приложением № 1 к Комплексу мер по модернизации системы общего образования Чувашской Республики в 2012 году предусмотрен объем финансирования мероприятий Комплекса мер по модернизации системы общего образования Чувашской Республики за счет средств федерального бюджета в сумме 801 063 000 руб. Изменения и дополнения в указанные документы в части объемов финансирования не вносились;
-в 2012 году в бюджете Шумерлинского района ЧР не предусмотрены бюджетные ассигнования на софинансирование расходного обязательства муниципального района по осуществлению капитального ремонта общеобразовательных учреждений в размере 438 350 руб.,в бюджете Янтиковского района ЧР предусмотрено на 221 300 руб.меньше объема софинансирования, установленных соглашениями согласно представленным соглашениями от 25.05.2012 № 562 с администрацией Шумерлинского района ЧР (л.д. 80 - 88 Том 2),от 25.05.2012 № 569 с администрацией Янтиковского района ЧР (л.д. 89 - 97 Том 2),письмами администрации Шумерлинского района ЧР от 23.06.2014 № 02-1-23/2067 (л.д. 171-172 Том 2), администрации Янтиковского района ЧР от 25.06.2014 № б/н с выпиской из Решения собрания депутатов Янтиковского района от 16.12.2011 № 16/2 (л.д. 173-174 Том 2), реестром соглашений, заключенных Минобразования ЧР с администрациями районов (городов) о предоставлении в 2012 году средств республиканского бюджета Чувашской Республики и объемов бюджетных ассигнований; в 2013 году в бюджетах 15 муниципальных образований Чувашской Республики (Алатырского, Аликовского, Батыревского, Ибресинского, Комсомольского, Козловского, Красноармейского, Красночетайского, Мариинско-Посадского, Моргаушского, Чебоксарского, Янтиковского районов и городов Алатырь, Канаш и Шумерля) предусмотрены бюджетные ассигнования на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по осуществлению капитального ремонта общеобразовательных учреждений и на модернизацию пищеблоков на 9 697 439 руб. меньше объемов софинансирования, установленных соглашениями, что подтверждается соглашениями, заключенными с соответствующими администрациями районов и городов (л.д. 1 - 79, 98 - 128 Том 2), ответами администраций городов и районов на запрос Территориального управления Росфиннадзора в ЧР от 19.06.2014 № 04-17/16/242/1284 (л.д. 129 - 182 Том 2),реестром соглашений, заключенных Минобразования ЧР с администрациями районов (городов) о предоставлении в 2013 году средств республиканского бюджета Чувашской Республики и объемов бюджетных ассигнований.
В целях модернизации системы общего образования Чувашской Республики постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.08.2011 № 355 утверждены Правила предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на модернизацию системы общего образования (далее - Правила от 26.08.2011 № 355), которые определяют порядок и условия предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на модернизацию системы общего образования за счет субсидии из федерального бюджета.
В соответствии с указанными Правилами от 26.08.2011 № 355 средства из республиканского бюджета Чувашской Республики предоставляются бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на софинансирование расходных обязательств муниципальных районов и городских округов,возникающих при реализации комплекса мер по модернизации общего образования муниципального района, согласно сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Чувашской Республики в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке главному распорядителю средств республиканского бюджета Чувашской Республики - Минобразования Чувашии, на основании соглашений, заключаемых с администрациями муниципальных образований.
В 2012-2013 годах Минобразованием ЧР заключены соглашения о предоставлении средств из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Чувашской Республики на модернизацию системы общего образования с 26 администрациями районов и городов Чувашской Республики.
В соответствии с пунктами 1.3 указанных соглашений одним из условий предоставления средств бюджетам муниципальных образований является наличие в бюджетах муниципальных районов (городских округов) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципальных районов (городских округов), возникающих при реализации комплекса мер.
Пунктами 2.3.5 и 2.3.6 соглашений также предусмотрено представление муниципальными образованиями в Минобразования ЧР: в срок до 20 сентября 2012 года подтверждения о внесенных изменениях в Решения собраний депутатов муниципальных образований, предусматривающих увеличение бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, возникающих в рамках реализации соглашений, заключенных в 2012 году; в срок до 30 июня 2013 года подтверждения о внесенных изменениях в Решения собраний депутатов муниципальных образований, предусматривающих увеличение бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, возникающих в рамках реализации соглашений, заключенных в 2013 году.
Однако как следует из анализа сведений об объемах бюджетных ассигнований, предусмотренных в 2012-2013 годах в местных бюджетах на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования, представленных администрациями муниципальных образований Чувашской Республики, следует, что в нарушение пунктов 1.3, 2.3.5 и 2.3.6 указанных соглашений: в 2012 году в бюджете Шумерлинского района не предусмотрены бюджетные ассигнования на софинансирование расходного обязательства муниципального района по осуществлению капитального ремонта общеобразовательных учреждений в размере 438 350 руб., в бюджете Янтиковского района предусмотрено на 221 300 руб. меньше объема софинансирования, установленного соглашением; в 2013 году в бюджетах 15 муниципальных образований Чувашской Республики (Алатырского, Аликовского, Батыревского, Ибресинского, Комсомольского, Козловского, Красноармейского, Красночетайского, Мариинско-Посадского, Моргаушского, Чебоксарского, Янтиковского районов и городов Алатырь, Канаш и Шумерля) предусмотрены бюджетные ассигнования на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по осуществлению капитального ремонта общеобразовательных учреждений и на модернизацию пищеблоков на 9 697 439 руб. меньше объемов софинансирования, установленных соглашениями;
- нарушение пункта 2.3.5 Соглашения от 28.05.2013 № 1346, пункта 13 Правил предоставления в 2011 -2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 № 436 в 2013 году администрацией г. Чебоксары не обеспечено достижение показателя результативности предоставления средств по параметру «доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений» - на 2% (при предусмотренном значении показателя на 22,0 % фактически достигнуто значение показателя на 20,0 %) согласно представленному Минобразованием ЧР Территориальному управлению Росфиннадзора в ЧР отчету об осуществлении расходов бюджета города Чебоксары за 4 квартал 2013 года и сведениям о достигнутых значений показателей результативности представления субсидий за 2013 год, представленных в ходе выездной проверки и подписанных представителем Минобразования Чувашии;
- проведенный в ходе проверки Территориальным управлением Росфиннадзора в ЧР сравнительный анализ данных отчетов об осуществлении расходов бюджетов муниципальных образований, представленных в Минобразования ЧР, и сведений об объемах бюджетных ассигнований, предусмотренных в 2012-2013 годах в местных бюджетах на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования в рамках реализации соглашений, представленных муниципальными образованиями на запрос Территориального управления Росфиннадзора в ЧР (л.д.186-188 Том 2)свидетельствует, что отдельными администрациями муниципальных образований допущено искажение данных Отчетов об осуществлении расходов бюджетов муниципальных образований по объемам бюджетных ассигнований, предусмотренных в 2012-2013 годах в местных бюджетах на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований: за 2012 год данные занижены на общую сумму 7 579 руб., за 2013 год - завышены на 506 578 руб.
Как пояснили представители Территориального управления Росфиннадзора в ЧР в ходе судебного заседания вышеназванный анализ произведен путем сравнения данных отчетов об осуществлении расходов бюджетов муниципальных образований Чувашской Республики за 2012 (л.д. 188 - 208 Том 2) и 2013 годы(л.д. 209 - 230 Том 2),заверенных Минобразованием ЧР, и данных об объемах средств муниципальных образований по соответствующим выпискам Решений собраний депутатов муниципальных образований которые подтверждают факты искажения вышеуказанных отчетов.
Правилами от 26.08.2011 № 355 и пунктами 2.3.6. соглашений о предоставлении средств из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Чувашской Республики на модернизацию системы общего образования, заключенных в 2012 году, и пунктами 2.3.7. соглашений о предоставлении средств из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Чувашской Республики на модернизацию системы общего образования, заключенных в 2013 году, предусмотрено представление администрациями муниципальных образований в Минобразования ЧР ежеквартально в срок до 5-ого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, Отчетов об осуществлении расходов бюджетов муниципальных образований, источником финансового обеспечения которых является средства, предоставленные из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету муниципальных образований на модернизацию системы общего образования, и о достигнутых значениях показателей результативности предоставления средств (далее - Отчеты об осуществлении расходов бюджетов муниципальных образований).
Из сравнительного анализа данных Отчетов об осуществлении расходов бюджетов муниципальных образований, представленных в Минобразования ЧР, и сведений об объемах бюджетных ассигнований, предусмотренных в 2012-2013 годах в местных бюджетах на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования в рамках реализации соглашений, представленных муниципальными образованиями следует, что отдельными администрациями муниципальных образований допущено искажение данных Отчетов об осуществлении расходов бюджетов муниципальных образований по объемам бюджетных ассигнований, предусмотренных в 2012-2013 годах в местных бюджетах на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований: за 2012 год данные занижены на общую сумму 7 579 руб., за 2013 год - завышены на 506 578 руб.
Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Следовательно, Минобразование ЧР как главный распорядитель бюджетных средств в нарушение соглашений, заключенных с администрациями муниципальных образований Чувашской Республики в 2012-2013 годах, не осуществлял должный контроль за исполнением администрациями муниципальных образований обязательств, предусмотренных соглашениями, а также не направлял в Минфин Чувашии предложения о приостановлении предоставления средств (сокращении объема средств) бюджетам муниципальных образований при наличии фактов нарушения условий их предоставления.
Суд считает, что представление Территориального управления Росфиннадзора в ЧР от 11.07.2014 № 04-11/27/47/10/1511 подлежит признанию недействительным в части пункта 3 о нарушении пункта 2.3.5 Соглашения от 28.05.2013 № 1346, пункта 13 Правил предоставления в 2011 -2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 № 436 в 2013 году, администрацией г. Чебоксары не обеспечено достижение показателя результативности предоставления средств по параметру «доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений» - на 2% (при предусмотренном значении показателя на 22,0 % фактически достигнуто значение показателя на 20,0 %) согласно представленному Минобразованием ЧР Территориальному управлению Росфиннадзора в ЧР отчету об осуществлении расходов бюджета города Чебоксары за 4 квартал 2013 года и сведениям о достигнутых значений показателей результативности представления субсидий за 2013 год, представленных в ходе выездной проверки и подписанных представителем Минобразования Чувашии на основании следующего.
В соответствии с Законом Чувашской Республики от 04.12.2012 № 78 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.08.2011 № 355 «Об утверждении Правил предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и городских округов на модернизацию системы общего образования» между администрацией г. Чебоксары и Минобразованием ЧР заключено соглашение от 28.05.2013 г. № 1346 о предоставлении в 2013 году средств из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету города Чебоксары на модернизацию системы общего образования (далее - соглашение). Между сторонами было заключено дополнительное соглашение от 04.10.2013 № 1769 в части обеспечения достижения показателей результативности. Согласно которому значение показателя результативности «доля образовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение, в общей численности общеобразовательных учреждений» в 2013 году по г. Чебоксары равно 22 процентам (л.д. 78- 79 Том 1).
Согласно соглашению итого на модернизацию системы общего образования из республиканского бюджета Чувашской Республики выделено 25 373 400,00 руб., средства бюджета города Чебоксары 8 457 800,00 руб.
В целях реализации распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 05.03.2013 № 146-р постановлением администрации города Чебоксары от 28.05.2013 № 1692 утвержден комплекс мер по модернизации системы общего образования Чувашской Республики в 2013 году и на период до 2020 года. Согласно которому планируемый показатель результативности предоставления субсидии на 2013 год, а именно доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений - 22,0 процента.
Администрация г. Чебоксары, как получатель согласно пункту 2.3.7. соглашения должна предоставлять в Минобразования ЧР отчет об осуществления расходов бюджета города Чебоксары Чувашской Республики, источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета и достигнутых значениях показателей результативности предоставления средств.
Как пояснила представитель администрации г. Чебоксары в ходе судебного заседания вышеназванные отчеты предоставлялись администрацией г. Чебоксары в Минобразования ЧР согласно условиям соглашения ежеквартально, что подтверждает достигнутое значение показателя «доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений» в 2013 году по г. Чебоксары равно 22 процента.
Информация о плановых и достигнутых значениях показателей результативности предоставления субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики муниципальному бюджету на модернизацию системы общего образования в 2013 году подтверждается отчетом администрации г. Чебоксары за 2013 год (л.д. 83 - 90 Том 1), письмом управления образования администрации г. Чебоксары № 1865 от 30.06.2014 о дистанционном обучении детей-инвалидов (л.д. 80 - 82 Том 1).
В остальной части оспариваемое представление соответствует действующему законодательству, является законным и обоснованным.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное заявителем не доказано.
Следовательно, Территориальным управлением Росфиннадзора в ЧР вынесено представление от 11.07.2014 № 04-11/27/47/10/1511 в пределах своих полномочий по контролю за использованием средств федерального бюджета. В данном представлении содержатся выводы о бюджетных нарушениях, а также требования, обязывающие Минобразование ЧР принять меры по устранению этих нарушений, устранению их причин и условий.
Отсутствие совокупности двух условий, предусмотренных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является в силу части 3 статьи 201 указанного Кодекса основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований заявителя в части пунктов 1, 2 и 4 оспариваемого представления.
Доводы заявителя, указанные в заявлении и письменных пояснениях к нему не опровергают правомерность указанных пунктов оспариваемого представления.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Основанием для обращения в арбитражный суд является предполагаемое заявителем несоответствие оспариваемого акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание препятствий в ее осуществлении.
При этом в пункте 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве объекта оспаривания указывается ненормативный правовой акт, под которым понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательные предписания по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу и направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений.
Оспариваемый акт проверки от 30.06.2014 сам по себе не устанавливает, не изменяет и не отменяет прав и обязанностей сторон и не носит властно-распорядительного характера, и, соответственно, не затрагивает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не влечет для него последствий экономического характера и не создает препятствий для осуществления такой деятельности, не порождает экономического спора.
Таким образом, требование о признании недействительным акта проверки от 30.06.2014 не относится к подведомственности арбитражных судов, в связи с чем производство по делу в этой части требований подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При подаче заявления в арбитражный суд Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины в силу подпунктов 1, 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем возмещение ее заявителю не производится, при этом суд учитывает освобождение Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 167 – 170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
заявление Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (ИНН 2128054356, ОГРН 1042128010100) удовлетворить частично.
Признать недействительным пункт 3 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике от 11.07.2014 № 04-11/27/47/10/1511.
В остальной части заявления отказать.
Прекратить производство по делу № А79-6505/2014 в части требования Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
о признании недействительным акта проверки Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике от 30.06.2014.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья А.А. Афанасьев