АРБИТРАЖНЫЙ СУДЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ | |||
Именем Российской Федерации | |||
Р Е Ш Е Н И Е | |||
г. Чебоксары | Дело № А79-6506/2014 | ||
Арбитражный суд в составе: судьи Павловой О.Л.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в Батыревском районе
к индивидуальному предпринимателю Амосову Владимиру Николаевичу, д.Карабай-Шемурша
о привлечении к административной ответственности,
без участия сторон,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии (далее – Управление) обратилось в суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Амосову Владимиру Николаевичу о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Заявление мотивировано тем, что 18.07.2014 в 14 час. 30 мин. при проведении внеплановой выездной проверки магазина «Пилеш» индивидуального предпринимателя Амосова В.Н., расположенного по адресу: Чувашская Республика, Шемуршинский район, д. Карабай-Шемурша, ул. Ленина, д. 2 при непосредственном обнаружении выявлены следующие нарушения:
- в обороте (реализации) в торговом зале находятся рыбные изделия без соответствующей маркировки с указанием следующих сведений: наименование продукта; сведения о массе нетто; о дате изготовления и сроке годности пищевой продукции; об условии хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем, о наименовании и месте нахождения изготовителя пищевой продукции, а также и наименование и месте нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименовании и месте нахождения организации-импортера; о едином знаке обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза; маркировка пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства – члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) – члена(ов) Таможенного союза: свежемороженая рыба «Минтай» без головы в количестве 8 кг по цене 82 руб. за 1 кг, рыба свежемороженая «Сельдь» в количестве 10 кг по цене 116 руб. за 1 кг; сельдь соленая в количестве 3 кг; хлеб и хлебобулочные изделия в количестве 9 кг;
- на реализацию в торговом зале выставлены хлеб и хлебобулочные изделия при отсутствии сопроводительных документов (сертификатов соответствия, деклараций о соответствии),
что создает действительную непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, и является нарушением статей 4, 6 Федерального закона «О техническом регулировании», статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881, пункта 3 статьи 5 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880.
Об изложенных обстоятельствах в отношении индивидуального предпринимателя Амосова В.Н. составлен протокола об административном правонарушении от 07.08.2014 № 279, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 13.08.2014 заявление принято к производству в порядке упрощенного производства, установлен пятнадцатидневный срок для представления индивидуальным предпринимателем Амосовым В.Н. отзыва на заявленные требования или других доказательств, а также тридцатидневный срок для представления сторонам документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Копии определения о принятии заявления в порядке упрощенного производства заявителем и предпринимателем получены, о чем в материалах дела имеются уведомления.
От индивидуального предпринимателя Амосова В.Н. – документально обоснованный отзыв на заявление, доказательство его направления заявителю в установленные арбитражным судом сроки не поступили.
В порядке части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон по истечению сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной поверки от 09.07.2014 № 92 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении индивидуального предпринимателя Амосова В.Н. в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В ходе проверки обнаружено, что в 14 час. 30 мин. 18.07.2014 в магазине «Пилеш» индивидуального предпринимателя Амосова В.Н., расположенном по адресу: Чувашская Республика, Шемуршинский район, д. Карабай-Шемурша, ул. Ленина, 2, выявлены следующие нарушения:
- в обороте (реализации) в торговом зале находятся рыбные изделия без соответствующей маркировки с указанием следующих сведений: наименование продукта; сведения о массе нетто; о дате изготовления и сроке годности пищевой продукции; об условии хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем, о наименовании и месте нахождения изготовителя пищевой продукции, а также и наименование и месте нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименовании и месте нахождения организации-импортера; о едином знаке обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза; маркировка пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства – члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) – члена(ов) Таможенного союза: свежемороженая рыба «Минтай» без головы в количестве 8 кг по цене 82 руб. за 1 кг, рыба свежемороженая «Сельдь» в количестве 10 кг по цене 116 руб. за 1 кг; сельдь соленая в количестве 3 кг; хлеб и хлебобулочные изделия в количестве 9 кг;
- на реализацию в торговом зале выставлены хлеб и хлебобулочные изделия при отсутствии сопроводительных документов (сертификатов соответствия, деклараций о соответствии).
По результатам проверки составлен акт проверки от 07.08.2014 № 92.
Уполномоченным должностным лицом Управления в отношении индивидуального предпринимателя Амосова В.Н. 07.08.2014 составлен протокол № 279 об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд находит, что административным органом не было допущено нарушений норм процессуального законодательства при проведении проверки, составлении протокола об административном правонарушении.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно примечанию к указанной норме права под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Объективная сторона вменяемого предпринимателю правонарушения заключается в нарушении обязательных требований к продукции и к процессам ее реализации.
Пунктом 1 статьи 46 вышеназванного Закона предусмотрено, что со дня вступления в силу этого Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей указанным в этой норме целям (одной из которых является предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
В пункте 2 данной статьи отражено, что указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Статьей 10 Закона «О защите прав потребителей» установлено, что:
наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг);
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
срок службы или срок годности товаров (работ);
адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;
информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг) (пункт 3).
Отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров регулируются Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (далее - Правила продажи).
В силу пункта 11 указанных Правил продажи продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Информация в обязательном порядке должна содержать сведения, перечисленные в пункте 10 Закона «О защите прав потребителей».
Пунктом 15 Правил продажи установлено, что информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.
Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
С 01.07.2013 вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» ТР ТС 022/2011, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 (далее - ТР ТС 022/2011), устанавливает требования к пищевой продукции в части ее маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции.
В соответствии с определением, данным в абзаце 6 пункта 2 ТР ТС 022/2011, маркировка пищевой продукции - это информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним.
Согласно подпункту 1 пункта 4.1 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011), утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881, маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения: 1) наименование пищевой продукции; 2) состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; 3) количество пищевой продукции; 4) дату изготовления пищевой продукции; 5) срок годности пищевой продукции; 6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки; 7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера); 8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции; 9) показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи; 10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов; 11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
С 01.07.2013 также вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (далее - ТР ТС 021/2011).
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.
В статье 4 ТР ТС 021/2011 определено, что прослеживаемость пищевой продукции - возможность документарно (на бумажных и (или) электронных носителях) установить изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции, кроме конечного потребителя, а также место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и (или) продовольственного (пищевого) сырья.
Из материалов дела следует, что в 14 час. 30 мин. 18.07.2014 в магазине «Пилеш», расположенном по адресу: Чувашская Республика, Шемуршинский район, д. Карабай-Шемурша, ул. Ленина, 2, индивидуальным предпринимателем Амосовым В.Н. в торговом зале выложены на реализацию рыбные изделия без соответствующей маркировки, а также хлеб и хлебобулочные изделия при отсутствии сопроводительных документов (сертификатов соответствия, деклараций о соответствии).
На основании вышеприведенных норм реализуемая предпринимателем Амосовым В.Н. продукция, в обязательном порядке должна иметь маркировку, входящую в обязательный перечень информации, установленный Техническим регламентом Таможенного союза, а также наличие сопроводительных документов (сертификатов соответствия, деклараций о соответствии).
Факт реализации предпринимателем Амосовым В.Н. в магазине «Пилеш» по адресу: Чувашская Республика, Шемуршинский район, д. Карабай-Шемурша, ул. Ленина, д. 2, рыбных изделий с предоставлением потребителю неполной информации о ней на маркировке, а также хлеба и хлебобулочных изделий при отсутствии сопроводительных документов (сертификатов соответствия, деклараций о соответствии), подтверждается имеющимися в деле доказательствами: актом проверки от 07.08.2014 № 92, фотографиями, протоколом об административном правонарушении от 07.08.2014 № 279.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях Амосова В.Н. состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствует материалам дела.
Суд считает, что указанное административное правонарушение нельзя признать малозначительным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Административное правонарушение, совершенное предпринимателем, посягает на установленный нормативными правовыми актами обязательный порядок общественных отношений в сфере защиты прав потребителей, носят существенный характер, поскольку в конечном отношении влияют на качество и безопасность товара, на жизнь и здоровье потребителей. Отсутствие вредных последствий не влияет на степень общественной опасности данного правонарушения и само по себе не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения.
При назначении административного наказания арбитражный суд, учитывая характер совершенного правонарушения, считает возможным назначить индивидуальному предпринимателю Амосову В.Н. административное наказание в минимальном размере штрафа в сумме 20 000 руб.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
привлечь индивидуального предпринимателя Амосова Владимира Николаевича, 15.10.1960 года рождения, уроженца д.Карабай-Шемурша Шемуршинского района Чувашской Республики, зарегистрированного по адресу: Чувашская Республика, Шемуршинский район, д. Карабай-Шемурша, ул. Полевая, д. 2 (ОГРНИП 311213218500038, ИНН 211700323963, зарегистрирован 04.07.2011), к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в сумме 20 000 рублей (двадцать тысяч рублей).
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
наименование получателя –– Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии), банк получателя – ГРКЦ НБ ЧР Банка России, номер счета получателя платежа - 40101810900000010005, КПП получателя - 213001001, код ОКТМО – 97647000, БИК получателя - 049706001, код бюджетной классификации – 14111690010016000140, назначение платежа – административный штраф.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии в течение десяти дней с момента его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья О.Л. Павлова