ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-6536/2006 от 02.08.2006 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-6536/2006

августа 2006 года

                       Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2006 года.

                       Решение в полном объеме изготовлено 07 августа 2006 года.

Арбитражный суд Чувашской Республики в составе судьи Николаева Ю.П. при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрел в   заседании суда дело по заявлению

ООО «Росинка», г. Чебоксары Чувашской Республики 

к инспекции ФНС по г. Чебоксары Чувашской Республики, г. Чебоксары

об оспаривании  постановления № 25 от 12.07.2006 о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – ФИО1,

ответчика – специалиста 1 категории ФИО2.

         Общество с ограниченной ответственностью «Росинка» (далее - «заявитель», «Организация») обратилось в суд с заявлением о признании недействительным постановления № 25 от 12.07.2006 инспекции ФНС по г. Чебоксары Чувашской Республики (далее – «ответчик», «Инспекция»)  о наложении административного штрафа, а действий по его вынесению незаконными.

         В обоснование требования Организация указала, что оспариваемым постановлением Инспекция признала ее виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наложила штраф в размере 30 тысяч  рублей за непредставление 08.06.2006 в магазине «Росинка» накладной, подтверждающей законность нахождения в обороте вина «Улыбка».   Согласно ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» вся первичная документация хранится у юридического лица, каковым является заявитель. Накладная была немедленно представлена проверяющим в электронном виде и им же было предложено поехать в офис или подождать, пока привезут накладную из офиса, на что проверяющие не согласились. Также проверяющим были представлены все сертификаты.  

           В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 02 августа 2006 года. 

          В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 уточнила требование и просит суд признать постановление № 25 от 12.07.2006 Инспекции незаконным. Привела вышеуказанные доводы. Суду пояснила, что Организация факт непредставления в момент проверки товарно-транспортной накладной на вино «Улыбка Кубани»  не оспаривает. Магазин «Росинка» заявителя расположен в нежилом помещении, находящемся в пользовании заявителя на основании договора субаренды № юр-727 от 01.11.2005. Проверяющим предлагалось поехать в офис Организации и удостовериться в наличии подлинной ТТН. Однако работники  Инспекции отказались поехать  в офис. Одновременно полагает, что в соответствии в законом и Положением о ФНС работники налогового органа  не уполномочены осуществлять проверку соблюдения закона при розничной продаже алкогольной продукции и составлять протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Спорное вино «Улыбка Кубани» емк. 0,7 л было получено Организацией от ООО «ПКФ «Атон» по расходной накладной № СО2999 от 24.05.2006, в момент проверки 08.06.2006 на указанное  вино проверяющим были представлены сертификат соответствия, разделы А и Б справки к ТТН, подлинная ТТН была представлена ответчику  к моменту составления протокола об адми-нистративном правонарушении 07.07.2006. При составлении 07.07.2006 про-токола об административном правонарушении присутствовала директор зая-вителя, при рассмотрении 12.07.2006 административного дела на основании доверенности участвовала директор магазина «Росинка» ФИО3. 

     Ответчик письменным отзывом и пояснениями представителя Татано –

вой Н.В. в заседании суда заявление не признал. Представил суду подлинные материалы дела об административном правонарушении. Полагает, что факт допущенного Организацией административного правонарушения материалами  дела доказан и заявителем не оспаривается. В момент проверки на спорное вино «Улыбка Кубани» были представлены сертификат соответствия, разделы А и Б справки к ТТН, однако сама ТТН не представлена. В подтверждение наличия товарно-транспортной накладной на вино «Улыбка Кубани» заявитель представил Инспекции к моменту составления протокола об административном правонарушении 07.07.2006 расходную накладную № СО2999 от 24.05.2006. Процедура возбуждения административного дела, составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела Инспекцией не нарушена.  Протокол об административном правонарушении составлен 07.07.2006 в присутствии руководителя Организации, права и обязанности, установленные ст. 25.1 КоАП РФ, законному представителю заявителя были разъяснены, копия протокола вручена в этот же день. Материалы дела рассмотрены руководителем Инспекции 12.07.2006 в присутствии уполномоченного представителя заявителя.

       Свидетель ФИО4 суду показал, что 08.06.2006 около 15 час. 30 мин. перед началом проверки директору магазина «Росинка» было предложено представить документы, подтверждающие легальность производства и оборота на алкогольную продукцию, имеющуюся в продаже.  После согласования по телефону  с руководством организации директор магазина представила им затребованные документы. При проверке проверяющие выявили, что на вино «Улыбка Кубани» емк. 0,7 л креп. 15%  им представлены только сертификат соответствия, разделы А и Б справки к ТТН, а сама товарно-транспортная накладная не представлена. На вопросы проверяющих директор магазина пояснила, что ТТН находится в основном офисе или бухгалтерии Организации. Проверяющие предложили директору представить подлинную ТТН на вино, находились в проверяемом магазине более одного часа. Однако ТТН на вино «Улыбка Кубани» им так и не была привезена и не представлена. Полагает, что проверяющим должны были представить ТТН, по которой непосредственно в магазин «Росинка» была доставлена алкогольная продукция. Однако и такая накладная не была представлена. По факту отсутствия в момент проверки ТТН на месте в магазине в отношении заявителя было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

         Свидетель ФИО3 суду показала, что с 01.02.2006 работает директором магазина «Росинка», расположенного в <...>. 08.06.2006 после 15 час. в магазин пришли два работника налоговой инспекции в г. Чебоксары и предложили ей предъявить документы на пять выбранных ими наименований алкогольной продукции, находящейся в продаже. По их требованию проверяющим представлены все имеющиеся документы, подтверждающие легальность производства и оборота указанной проверяющими алкогольной продукции. На вино «Улыбка Кубани» она представила проверяющим заверенную копию сертификата соответствия, разделы А и Б справки к ТТН № 3, а также ТТН в электронном виде, то есть набранный на компьютере текст накладной. Подлинная ТТН или заверенная ее копия в момент проверки в магазине отсутствовали и проверяющим не были предъявлены, поскольку она находилась в офисе Организации. Об этом она написала на месте в письменной объяснительной.  Проверяющие находились в магазине около 1,5 часов. Им предлагалось поехать в офис и проверить наличие подлинной ТТН, однако проверяющие не поехали. Вино «Улыбка Кубани», находившееся в момент проверки 08.06.2006 в магазине в продаже, было получено от ООО ПКФ «Атон» непосредственно самим магазином «Росинка», которому присвоен номер 28, товар был получен старшим продавцом магазина.  Указанное обстоятельство подтверждается подписью старшего продавца и штампом на расходной накладной от 24.05.2006 и справке к ТТН № 3.      

         Выслушав представителей сторон и свидетелей, изучив и оценив письменные материалы дела, суд установил следующее:

           в качестве юридического лица Организация  зарегистрирована инспекцией МНС РФ по Ленинскому району г. Чебоксары Чувашской Республики 18.10.2004, в подтверждение внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ ей выдано свидетельство о государственной регистрации серии 21 № 001659527.

         08.06.2006 в ходе проверки сотрудники Инспекции установили, что в магазине «Росинка» заявителя, расположенном по адресу <...>, осуществляется розничная торговля алкогольной продукцией в ассортименте.

           Проверка производилась в период с 15 час. 30 мин. до 16 час. 40 мин..

           В ходе проверки проверяющим не была представлена товарно-транспортная накладная на вино «Улыбка Кубани» крепостью 15%, емк. 0,7 л по цене 77 руб. 50 коп., произведенное ООО «Винтрест-7», дата розлива 08.04.2006, и находящееся в магазине в розничной продаже.

           По данному факту госналогинспектор ответчика  на месте в присутствии директора магазина вынес определение № 0148 от 08.06.2006 о возбуждении дела об административном правонарушении по 3 ст. 14.16 КоАП РФ и проведении административного расследования.

            В письменной объяснительной от 08.06.2006 директор магазина обстоятельства, указанные в определении, не оспорила, указав о нахождении всех ТТН в бухгалтерии в головном офисе.

            Заявлением от 27.06.2006 руководитель обязалась представить Инспекции ТТН на вино «Улыбка Кубани» до 09 час. 29.06.2006.

            По итогам административного расследования главный госналог-инспектор Инспекции 07.07.2006 составил в отношении Организации протокол № 0184 об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ.  

           Указанный протокол составлен ответчиком в присутствии руководителя Организации, являющейся  ее законным представителем.

             В письменной объяснительной к протоколу законный представитель Организации указала, что в момент проверки проверяющим были представлены все документы, подтверждающие законность оборота отобранных видов, кроме ТТН на вино «Улыбка Кубани». На указанное вино ТТН была представлена в электронном виде, т.к. подлинники ежедневно сдаются в центральную бухгалтерию вместе с товарным отчетом. 

            Дело об административном правонарушении рассмотрено руководителем Инспекции и постановление о наложении на Организацию административного штрафа в размере 30 тысяч рублей по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ вынесено 12.07.2006 в присутствии директора магазина «Росинка» Организации, копия постановления о наложении  штрафа вручена в день его вынесения.   

             Доверенностью № 16 от 10.07.2006 директор магазина «Росинка» ФИО3 уполномочена представлять Организацию во всех предприятиях, организациях и  учреждениях  Российской Федерации, в том числе налоговых органах, с правом совершения от имени доверителя действий, в том числе получении документов, представлении объяснений, подписи документов.           

            Заявитель не согласился с назначением административного штрафа в размере 30 тысяч рублей и 19.07.2006 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании постановления  от 12.07.2006 недействительным, а действий ответчика по его вынесению незаконными.

           В судебном заседании представитель Организации уточнила требование и просит суд признать постановление № 25 от 12.07.2006 Инспекции незаконным.

          Суд признает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

согласно Федеральному закону от 07.01.99г. № 18-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» к алкогольной продукции относится пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 процентов объема готовой продукции (ст. 2); оборот алкогольной продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, а именно товарно-транспортной накладной, справки к грузовой таможенной декларации (для импортированной алкогольной продукции) и справки к товарно-транспортной накладной (для алкогольной продукции, произведенной  на территории Российской Федерации) (ст. 10.2); в области производства и оборота алкогольной продукции запрещается нарушение установленных правил ее продажи (п.1 ст. 26).

В соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской  Федерации от 19.01.1998 № 55, продавец обязан иметь на продаваемую алкогольную продукцию сопроводительные документы, в том числе товарно-транспортную накладную.     

Материалами дела подтверждается  осуществление 08 июня 2006 года в магазине «Росинка» Организации в г. Чебоксары розничной торговли алкогольной продукцией в ассортименте.

         Однако в нарушение вышеуказанных норм закона и нормативных правовых актов розничная торговля вином «Улыбка Кубани» по цене 77 руб. 50 коп. крепостью 7% осуществляется при отсутствии товарно-транспортной накладной. 

          При таких обстоятельствах суд признает, что Организация не обеспечила соблюдение работниками его магазина Правил продажи отдельных видов товаров, в связи с чем подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ

 Согласно части 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Суд полагает, что определенная КоАП РФ процедура возбуждения дела и составления протокола об административном правонарушении, а также рассмотрения административного дела Инспекцией не нарушена. 

Частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно части 1 статьи 23.50 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с Федеральным законом от 07 января 1999 года № 18-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

Согласно Положению о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 года № 783, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочих государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

         Указом Президента РФ от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу.

         В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года № 506, Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам; Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции (п.1).

В силу пункта 4 указанного Положения Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии с Перечнем должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом Федеральной налоговой службы от 2 августа 2005 года № САЭ-3-06/354@, руководителю, государственному налоговому инспектору инспекции по районам, района в городах, городам без районного деления право составления протокола об административном правонарушении предоставлено.

С учетом указанного следует признать, что протокол № 0184 от 07.07.2006 об административном правонарушении составлен,  постановление от 12.07.2006 о привлечении Организации к административной ответственности вынесено уполномоченными должностными лицами уполномоченного органа.

Протокол № 0184 от 07.07.2006 об административном правонарушении составлен в присутствии руководителя Организации. При этом права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, законному представителю заявителя разъяснены, письменная объяснительная от него получена, копия протокола вручена в день его составления.

Дело об административном правонарушении рассмотрено и постановление от 12.07.2006 вынесено в присутствии уполномоченного представителя Организации, извещенной надлежащим образом о месте и месте времени рассмотрения материалов дела.

Копия постановления вручена Инспекцией уполномоченному представителю Организации непосредственно после вынесения.

Таким образом, у Инспекции было основание для привлечения Организации к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ; процессуальный порядок производства по делу об административном правонарушении ответчик не нарушил.

Доводы заявителя суд признает необоснованными по вышеуказанным основаниям, а также с учетом, что:

- как усматривается из представленной суду расходной накладной № СО2999 от 24.05.2006, пояснений представителя заявителя и свидетеля ФИО3 в судебном заседании, вино «Улыбка Кубани» было получено магазином «Росинка» Организации под № 28, расположенным по адресу <...>. Следовательно, товарно-транспортная накладная на указанное вино должна была находиться в указанном магазине;   

-  в подтверждение легальности производства и оборота вина «Улыбка Кубани» товарно-транспортная накладная от 24.05.2006 была представлена Организацией Инспекции только  07.07.2006, то есть через месяц после проверки. С учетом указанного суд полагает, что на момент проверки товарно-транспортная накладная не имелась не только в проверяемом магазине  «Росинка» по улице Чернышевского, 5А, но в головном офисе по улице Хузангая, дом 3/2. Подтверждением  указанного вывода является и то, что сотрудники налогового органа находились 08.06.2006 в магазине «Росинка» с проверкой с 15 часов 30 минут до 16 часов 40 минут и за такое длительное время работники Организации имели реальную возможность для доставки и представления проверяющим ТТН в случае ее действительного наличия. Однако ТТН не была представлена заявителем Инспекции вплоть до 07.07.2006.

Обязанность представления документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции, лежит на продавце, в связи с чем Организация обязана была обеспечить доставку ТТН из офиса и ее представление проверяющим в момент проверки.             

           Руководствуясь статьями  167- 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

         Обществу с ограниченной ответственностью «Росинка», г. Чебоксары   в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления № 25 от 12 июля 2006 года инспекции Федеральной налоговой службы по  г. Чебоксары Чувашской Республики, г. Чебоксары о наложении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 руб.  отказать.   

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.

С удья

Ю.П.Николаев