ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-6698/15 от 23.09.2015 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-6698/2015

Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в составе: судьи Павловой О.Л.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г.Чебоксары

к индивидуальному предпринимателю Семенову Александру Анатольевичу, дер. Карабаши Мариинско-Посадского района  

о привлечении к административной ответственности,

без вызова сторон,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Семенова Александра Анатольевича о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Заявление мотивировано тем, что при проведении проверки перевозочной деятельности индивидуального предпринимателя Семенова А.А. выявлено нарушение лицензионных требований и условий. А именно:  нарушается режим труда и отдыха водителей, в части продолжительности рабочего времени и междусменного отдыха. Не осуществляется контроль за прохождением водителями послерейсовых медицинских осмотров. Не организовано и не проводятся инструктажи по безопасности дорожного движения с водительским составом. Отсутствуют инструкции по безопасности дорожного движения, необходимые для проведения инструктажей с водителями автобусов (отсутствует журнал учета инструктажа по безопасности дорожного движения). Не проводятся технические обслуживания транспортных средств в порядке и объемах, определяемых технической и эксплуатационной документацией изготовителей транспортных средств в специализированной документацией изготовителей транспортных средств в специализированных организациях (отсутствует журнал учета проведения технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств). Предпринимателем не ведется журнал регистрации путевых листов и в путевых листах не содержатся следующие обязательные реквизиты: в графе «предприниматель» отсутствуют номер телефона; не ведется учет путевых листов, путевые листы не номеруются; марка автобусов государственный регистрационный знак В119СТ, В667МК 21rusне соответствуют паспортам транспортных средств; не оформляются графы «возврат» - не проставляются показание спидометров. Не ведется анализ и учет дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения водителями, также не организовано и не проводятся сверки с УГИБДД МВД по ЧР о наличии (отсутствии) фактов ДТП и нарушений Правил дорожного движения водителями.

Об изложенных обстоятельствах составлен протокол об административном правонарушении от 23.07.2015 № 150296.

В этой связи заявитель просит привлечь индивидуального предпринимателя Семенова А.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 28.07.2015 заявление принято к производству в порядке упрощенного производства, установлен пятнадцатидневный срок для представления индивидуальным предпринимателем Семеновым А.А. отзыва на заявленные требования или других доказательств, а также  тридцатидневный срок для представления  сторонам документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

Копии определения о принятии заявления в порядке упрощенного производства заявителем и предпринимателем получены, о чем в материалах дела имеются уведомления.

От предпринимателя – документально обоснованный отзыв на заявление, доказательство его направления заявителю в установленные арбитражным судом сроки не поступили.

В порядке части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон по истечению сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.

Сторонами возражения в отношении рассмотрения дела в порядке упрощенного производства не представлены.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что Семенов Александр Анатольевич  является предпринимателем и ему выдана лицензия на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек от 02.07.2008 № АСС-21-010992 со сроком действия бессрочно.

Согласно пункту 24 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.

В пункте 4 Положения о лицензировании, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение о лицензировании перевозок пассажиров), перечислены лицензионные условия и требования при осуществлении перевозок пассажиров. В частности, к таким условиям относятся:

- соблюдение лицензиатом требований, установленных статьёй 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (подпункт «з»);

- соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (подпункт «и»).

В порядке статей 20 и 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения, организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей, предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

В соответствии с пунктами 7, 9 и 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15, нормальная продолжительность рабочего времени водителей автотранспорта не может превышать 40 часов в неделю, для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов; при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей автомобилей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения; при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

Согласно пункту 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

В силу пункта 1.3. Положения о проведении инструктажей по безопасности дорожного движения (РД-200-РСФСР-12-0071-09 от 20.01.1986) допуск водителей к работе на линии без прохождения ими соответствующего инструктажа запрещается.

Пунктом  1.7 Положения предусмотрено, что отметка о прохождении водителями инструктажей по безопасности движения делается (под их расписку) в соответствующем журнале.

Пунктом 2.2 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР от 20.09.1984, предусмотрено, что работоспособное состояние подвижного состава обеспечивается проведением технического обслуживания и ремонта и соблюдением других рекомендаций правил технической эксплуатации.

Основным техническим воздействием, осуществляемым на автотранспортных предприятиях при эксплуатации подвижного состава, являются планово-предупредительные работы технического обслуживания и ремонта. Своевременное и качественное выполнение технического обслуживания в установленном объеме обеспечивает высокую техническую готовность подвижного состава и снижает потребность в ремонте.

Согласно пункту 3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.

Пункт 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации  №647 от 29.06.1995 предусматривает, что владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с территориальными органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

Приказом Минтранса Российской Федерации № 22 от 02.04.1996 предусмотрены формы учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортного средства.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» установлены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Согласно пункту 3 путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе.

Пунктами 9, 17, 18 названного Приказа предусмотрено, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

Суд считает, что факт совершения индивидуальным предпринимателем Семеновым А.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, находит свое подтверждение.

Названные выше положения законодательства предпринимателем Семеновым А.А., обязанным контролировать и организовывать работу водителей, не выполняются.

Так, материалами дела подтверждается факт нарушения предпринимателем требований действующего законодательства, а именно:предпринимателем нарушается режим труда и отдыха водителей, в части продолжительности рабочего времени и междусменного отдыха; не осуществляется контроль за прохождением водителями послерейсовых медицинских осмотров; не организовано и не проводятся инструктажи по безопасности дорожного движения с водительским составом; не проводятся технические обслуживания транспортных средств в порядке и объемах, определяемых технической и эксплуатационной документацией изготовителей транспортных средств в специализированных организациях; не ведется анализ и учет дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения водителями, также не организовано и не проводятся сверки с УГИБДД МВД по ЧР о наличии (отсутствии) фактов ДТП и нарушений Правил дорожного движения водителями. Предпринимателем не ведется журнал регистрации путевых листов и в путевых листах не содержатся следующие обязательные реквизиты: в графе «предприниматель» отсутствуют номер телефона; не ведется учет путевых листов, путевые листы не номеруются; марка автобусов государственный регистрационный знак В119СТ, В667МК 21rusне соответствуют паспортам транспортных средств; не оформляются графы «возврат» - не проставляются показание спидометров.

Доказательства обратного суду не представлены.

Смягчающих вину правонарушителя обстоятельств в смысле статьи 4.2 КоАП РФ суд не усматривает. В силу статьи 2.4 Кодекса предприниматель несет ответственность как должностное лицо.

Содеянное индивидуальным предпринимателем Семеновым А.А. правонарушение нельзя признать малозначительным, так как допущенные им   нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), создают существенную угрозу не только для самого водителя, но и для пассажиров.

На основании изложенного суд считает, что индивидуальный предприниматель Семенов А.А. совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данной нормой предусмотрена административная ответственность должностных лиц за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Вина предпринимателя заключается в том, что он обязан был знать и соблюдать обязательные требования нормативных правовых актов, действующих в сфере пассажирских перевозок, он должен был и мог предвидеть возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия) (часть 2 статьи 2.2 КоАП РФ), при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял для соблюдения требований закона необходимых мер.

Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено: протокол по делу об административном правонарушении составлен в присутствии предпринимателя, права и обязанности, предусмотренные статьёй 25.1 КоАП РФ, ему разъяснены, срок привлечения к административной ответственности не пропущен.

По изложенным основаниям, суд считает необходимым назначить ему административное наказание в виде штрафа в минимальном размере 3 000 руб.   

Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.

Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

привлечь индивидуального предпринимателя Семенова Александра Анатольевича, 18.10.1979 года рождения, уроженца г. Новочебоксарск Чувашской Республики, проживающего по адресу: Чувашская Республика, Мариинско-Посадский район, д. Карабаши, ул. Приволжская, д. 65 (ОГРНИП – 307213503100098, ИНН - 211101930535, зарегистрирован 31.01.2007) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 000 руб. (три тысячи рублей).

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:

наименование получателя – Управление Казначейства России по Чувашской Республике (УГАДН по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), банк получателя: Отделение – НБ Чувашская Республика, расчетный счет: 40105810200000010549, ИНН - 2128011031, КПП - 213001001, ОКТМО - 97701000 (г. Чебоксары), БИК - 049706001, КБК- 10611690040046000140, назначение платежа - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                 О.Л. Павлова