ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-7258/14 от 23.10.2014 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-7258/2014

23 октября 2014 года

Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии под председательством судьи Михайлова А.Т., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Чебоксары к индивидуальному предпринимателю Орлову Эдуарду Анатольевичу, пос. Ибреси Ибресинского района о привлечении к административной ответственности,

у с т а н о в и л:

Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Орлова Эдуарда Анатольевича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявление мотивировано тем, что по результатам плановой документарной проверки выявлено несоблюдение индивидуальным предпринимателем
 Орловым Э.А. лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

Так, проверкой было установлено, что индивидуальным предпринимателем не организовано проведение служебного расследования дорожно-транспортного происшествия, случившегося 19.07.2014 с автобусом марки FIAT DUCATO с государственным регистрационным номером А 579 НС 21 RUS. Не проведена повторная стажировка водителя Маслова А.И. после совершения данного ДТП с последующей сдачей тестовых экзаменов.

Кроме того, не организован контроль за проведением периодического технического обслуживания вышеуказанного автобуса, а также проведение контроля технического состояния автотранспорта, указанного в путевых листах от 18.7.2014 № 0397 и от 19.07.2014 № 0399, по возвращении в гараж. Им не организованы учет ДТП и проведение ежемесячных сверок с территориальными органами Госавтоинспекции о фактах ДТП.

По фактам выявленных нарушений 28.08.2014 был составлен протокол № 140248 об административном правонарушении. По изложенным выше основаниям просит привлечь индивидуального предпринимателя Орлова Эдуарда Анатольевича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Индивидуальный предприниматель Орлов Э.А. требования Управления не оспорил, в нарушение определения суда от 10.09.2014 отзыв на заявление не представил. Согласно объяснениям индивидуального предпринимателя, отраженным в протоколе от 28.08.2014 № 140248 об административном правонарушении, выявленные нарушения им не оспариваются.

В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон. При этом суд располагает сведениями о получении лицами, участвующими в деле, копии определения о принятии заявления к производству.

Проанализировав и оценив имеющиеся доказательства, суд считает заявление Управления подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что Орлов Эдуард Анатольевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 28.07.2002, сведения о чем внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за ОГРНИП 304213308500065.

На осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), 05.02.2008 индивидуальному предпринимателю Управлением выдана лицензия № АСС-21-010854.

На основании приказа УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора от 12.08.2014 № 557/л проведена внеплановая документарная проверка деятельности индивидуального предпринимателя Орлова Э.А. По её итогам 28.08.2014 составлен акт проверки № 177-лиц, в котором были отражены нарушения лицензионных требований.

В тот же день с участием индивидуального предпринимателя Орлова Э.А. составлен протокол № 140248 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Указанной нормой Кодекса предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров установлены пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение № 280).

Подпунктом «з» пункта 4 названного Положения установлено, что в число лицензионных условий входит соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Абзацем восьмым пункта 1 названной статьи Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

В этой связи статьей 18 данного Федерального закон установлено, что техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения (пункт 1).

Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации (пункт 2).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами (пункт 3).

Индивидуальным предпринимателем Орловым Э.А. не организован контроль за проведением периодического технического обслуживания автобуса марки FIAT DUCATO с государственным регистрационным номером А 579 НС 21 RUS, не ведется учет пробега автобуса для постановки на ТО в соответствии с Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984, а также Положением о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-трактора). РД 37.009.026-92, утвержденным приказом Минпрома России от 01.11.1992 № 43, а также отсутствует график проведения ТО-1 и ТО-2.

На основании части 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

В силу пункта 1.2 Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий, утвержденного приказом Минавтотранса РСФСР от 26.04.1990 № 49 (далее – Положение № 49), целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.

При этом служебное расследование должно производиться во взаимодействии с органами дознания, следствия и организациями, несущими ответственность за состояние автомобильной (железной) дороги, речных переправ и других сооружений, а в случае ранения или гибели работников предприятия автомобильного транспорта - с привлечением представителя профсоюзного комитета данного предприятия (пункт 1.5 Положения № 49).

Руководитель организации, автотранспортного предприятия, который проводит служебное расследование, создает комиссию, привлекая к работе в ней необходимых должностных лиц и специалистов (пункт 2.9 Положения № 49). По окончании служебного расследования комиссия составляет акт, который направляется в организации, участвующие в проведении служебного расследования (пункт 5.1 Положения № 49). При этом в акте служебного расследования указываются все обстоятельства ДТП.

В соответствии с пунктом 1.4 Положения № 49, служебное расследование проводится руководителем автотранспортного предприятия (организации) - всех дорожно-транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим предприятию, в срок до 5 суток.

В нарушение указанных положений индивидуальный предприниматель Орлов Э.А. не организовал проведение служебного расследования ДТП, произошедшего 19.07.2014 в 16 час. 45 мин. на 75 км + 266 м автодороги «Аниш» возле дер. Чагаси Канашского района Чувашской Республики с автобусом марки FIAT DUCATO с государственным регистрационным номером А 579 НС 21 RUS под управлением водителя Маслова А.И., в результате которого один человек пострадал. Документы, подтверждающие проведение расследования, отсутствуют.

Исходя из пункта 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647, владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

Законодателем предусмотрена обязанность владельцев транспортных средств, вне зависимости от того, были или нет дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств, проводить ежемесячную сверку с территориальными органами внутренних дел.

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем Орловым Э.А. не организовано проведение ежемесячных сверок с ГИБДД МВД по Чувашской Республике о совершенных ДТП, с участием принадлежащих ему транспортных средств, поскольку журналы сверок отсутствуют.

При изложенных обстоятельствах следует признать, что индивидуальный предприниматель Орлов Э.А. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Санкция названной нормы Кодекса предусматривает ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ индивидуальный предприниматель несет ответственность как должностное лицо.

Суд расценивает несоблюдение индивидуальным предпринимателем Орловым Э.А. указанных выше лицензионных требований и условий как нарушение основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Соответственно указанные обстоятельства создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Вина индивидуального предпринимателя Орлова Э.А. заключается в том, что он при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований лицензионного законодательства, но не предпринял необходимых мер для их соблюдения.

Вместе с тем, индивидуальный предприниматель не может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, за непроведение повторной стажировки водителя Маслова А.И. после совершения 19.07.2014 ДТП на автобусе марки FIAT DUCATO с государственным регистрационным номером А 579 НС 21 RUS, поскольку на день принятия настоящего решения истек установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности с учетом требования пункта 6.10 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей. РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, утвержденного 20.01.1986 Минавтотрансом РСФСР.

Пунктом 2.5 Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации (приложение № 2), утвержденного приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7 (зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2014 № 32585), установлено, что к мероприятиям по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации относится проведение ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию с места стоянки и по возвращении к месту стоянки с соответствующей отметкой о технической исправности (неисправности) транспортных средств в путевом листе.

Вместе с тем, данная норма в части установления обязанности по контролю технического состояния транспортных средств по возвращении к месту стоянки противоречит абзацу восьмому пункта 1 и абзацу пятому пункта 4 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и подпункту «з» пункта 4 Положения № 280.

Соответственно, индивидуальный предприниматель Орлов Э.А. не может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, за непроведение контроля технического состояния автобуса по возвращении в гараж.

При таких обстоятельств, суд считает необходимым привлечь индивидуального предпринимателя Орлова Э.А. к административной ответственности и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в сумме 3 000 рублей.

Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности, заявителем не допущено.

Вопрос о взыскании расходов, связанных с рассмотрением дела, не рассматривается, так как заявления о привлечении к административной ответственности, разрешаемых арбитражным судом, госпошлиной не облагаются.

Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202 - 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

привлечь индивидуального предпринимателя Орлова Эдуарда Анатольевича, 08.06.1970 года рождения, уроженца пос. Ибреси Ибресинского района Чувашской АССР, зарегистрированного по адресу: пос. Ибреси Ибресинского района Чувашской Республики, ул. Пионерская, дом 7 (ОГРНИП – 304213308500065, ИНН – 210501496286), к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 3 000 руб. (три тысячи рублей).

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:

наименование получателя – Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора), банк получателя: ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ г. Чебоксары, расчетный счет: 40101810900000010005, ИНН - 2128011031, КПП - 213001001, ОКТМО - 97701000, БИК - 049706001, КБК - 106 116 90040 04 6000 140, назначение платежа - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.

Не позднее чем через десять дней после истечения 60-дневного срока для добровольной уплаты суммы штрафа Орлову Э.А. представить в суд сведения об оплате наложенного штрафа.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.Т. Михайлов