АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-7260/2014
27 октября 2014 года
Арбитражный суд в составе: судьи Каргиной Н.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к индивидуальному предпринимателю Скворцову Вячеславу Вениаминовичу
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Скворцова Вячеслава Вениаминовича (далее – предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявление мотивировано тем, что по результатам проверки выявлено нарушение предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом, а именно: не организовано проведение периодического технического обслуживания: отсутствует график проведения ТО; не ведется учет пробега автотранспорта для постановки на учет. Не с составлен договор на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава со специализированной организацией. Журнал учета проведения технического обслуживания не ведется; не организовано проведение контроля технического состояния автотранспорта по возвращении в гараж; не организовано проведение стажировки водительского состава на маршруте №510: Чебоксары-Козьмодемьянск. Путевые листы оформлены с нарушениями; не ведется документация по организации хранения, выдаче и учету билетов и выручки от перевозок пассажиров и багажа. Отсутствует контроль за продажей проездных билетов водительским составом, а именно: не обеспечен контроль за использованием билетно-учетных листов; на установленных контрольных пунктах маршрутов: №510 Чебоксары-Козьмодемьянск не организовано снятие показаний номеров и серий последних билетов; не организован учет ДТП, с участием принадлежащих транспортных средств, не проводятся ежемесячно сверки с ОГИБДД о ДТП с участием принадлежащих транспортных средств. Журналы отсутствуют.
По указанным обстоятельствам 27.08.2014 должностным лицом Управления с участием предпринимателя составлен протокол № 140257 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В этой связи заявитель просит привлечь предпринимателя к административной ответственности.
Предприниматель отзыв на заявление не представил.
В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле. При этом суд располагает сведениями о получении лицами, участвующими в деле, копии определения о принятии заявления к производству.
Проанализировав и оценив имеющиеся доказательства, суд считает заявление Управления подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Скворцов Вячеслав Вениаминович зарегистрирован в ЕГРИП за основным государственным регистрационным номером 306212436100015.
На осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), 22.06.2007 предпринимателю выдана лицензия № АСС-21-010649.
Из материалов дела следует, что Управлением проведена проверка соблюдения предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автотранспортом.
По итогам проверки установлено, что предпринимателем не организовано проведение периодического технического обслуживания: отсутствует график проведения ТО; не ведется учет пробега автотранспорта для постановки на учет. Не с составлен договор на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава со специализированной организацией. Журнал учета проведения технического обслуживания не ведется; не организовано проведение контроля технического состояния автотранспорта по возвращении в гараж; не организовано проведение стажировки водительского состава на маршруте №510: Чебоксары-Козьмодемьянск. Путевые листы оформлены с нарушениями; не ведется документация по организации хранения, выдаче и учету билетов и выручки от перевозок пассажиров и багажа. Отсутствует контроль за продажей проездных билетов водительским составом, а именно: не обеспечен контроль за использованием билетно-учетных листов; на установленных контрольных пунктах маршрутов: №510 Чебоксары-Козьмодемьянск не организовано снятие показаний номеров и серий последних билетов; не организован учет ДТП, с участием принадлежащих транспортных средств, не проводятся ежемесячно сверки с ОГИБДД о ДТП с участием принадлежащих транспортных средств. Журналы отсутствуют.
27.08.2014 с участием предпринимателя составлен протокол № 140257 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указанной нормой КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Пунктом 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статьи 8 указанного Федерального закона лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров установлены пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение № 280).
Подпунктом «з» пункта 4 Положения № 280 установлено, что в число лицензионных условий входит соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Абзацем восьмым пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Статьей 18 названного Федерального закон установлено, что техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения (пункт 1).
Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации (пункт 2).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами (пункт 3).
В нарушение указанных норм предпринимателем не организовано проведение периодического технического обслуживания: отсутствует график проведения ТО; не ведется учет пробега автотранспорта для постановки на учет. Не с составлен договор на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава со специализированной организацией. Журнал учета проведения технического обслуживания не ведется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» установлено, что путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе (пункт 3).
Сведения о водителе включают, в том числе, дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (подпункт 2 пункта 7).
В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании (пункт 12).
Однако в ходе проверки было установлено, что путевые листы ведутся с нарушениями: не указывается дата (число, месяц, год ), фактическое время (час. мин.) заезда автотранспорта в гараж (путевые листы: №401 от 26.08.2014, №317 от 30.07.2014, №318 от 31.08.2014, №389 от 20.08.2014, №391 от 21.08.2014, №393 от 22.08.2014, №395 от 23.08.2014, №397 от 24.08.2014, №399 от 25.08.2014); не указан телефон перевозчика (путевые листы: №401 от 26.08.2014, №317 от 30.07.2014, №318 от 31.08.2014, №389 от 20.08.2014, №391 от 21.08.2014, №393 от 22.08.2014, №395 от 23.08.2014, №397 от 24.08.2014. №399 от 25.08.2014); в заголовочной части путевого листа отсутствует печать или штамп индивидуального предпринимателя (путевые листы: №401 от 26.08.2014, №317 от 30.07.2014, №318 от 31.08.2014. №389 от 20.08.2014, №391 от 21.08.2014, №393 от 22.08.2014, №395 от 23.08.2014, №397 от 24.08.2014, №399 от 25.08.2014). Журнал регистрации путевых листов автотранспортных средств индивидуального предпринимателя отсутствует.
Согласно абзацу шестому части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.
Исходя из пункта 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647, владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Законодателем предусмотрена обязанность владельцев транспортных средств, вне зависимости от того, были или нет дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств, проводить ежемесячную сверку с территориальными органами внутренних дел.
Однако в ходе проверки установлено, что предпринимателем не организован учет ДТП, с участием принадлежащих транспортных средств, не проводятся ежемесячно сверки с ОГИБДД о ДТП с участием принадлежащих транспортных средств. Журналы отсутствуют.
В соответствии с пунктом 42 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 №112, проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.
Продажа билетов для проезда в городском и пригородном сообщениях производится (пункт 49 указанных Правил): в транспортных средствах (кондукторами или водителями) и в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств.
Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта (пункт 50 указанных Правил).
Согласно параграфам 43, 44 и 49 Инструкции о порядке снабжения, хранения, выдачи и учета всех видов билетов на проезд в автобусах и автомобилях-такси, контроля и учета выручки от перевозок пассажиров и багажа, утвержденной Минавтотрансом РСФСР 12.07.1978, для учета и контроля выручки от продажи билетов каждому подотчетному лицу при получении билетов выдается бланк билетно-учетного листа.
В целях обеспечения контроля за использованием бланков билетно-учетных и контрольных листов при выдаче бланков со склада автотранспортного предприятия в билетную кассу или диспетчерскую каждый бланк должен быть пронумерован и заверен печатью автотранспортного предприятия.
Для контроля за правильностью продажи билетов кондуктором (водителем) в пути следования автобуса (маршрутного такси) кондуктор или водитель обязан на установленных контрольных пунктах маршрута производить в контрольном листе порейсовую запись номеров и серий последних билетов по их купюрам.
В нарушение указанных норм предпринимателем не ведется документация по организации хранения, выдаче и учету билетов и выручки от перевозок пассажиров и багажа. Отсутствует контроль за продажей проездных билетов водительским составом, а именно: не обеспечен контроль за использованием билетно-учетных листов; на установленных контрольных пунктах маршрутов: №510 Чебоксары-Козьмодемьянск не организовано снятие показаний номеров и серий последних билетов.
На основании изложенного, суд считает, что предприниматель совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Данная норма КоАП РФ предусматривает ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ индивидуальный предприниматель несет ответственность как должностное лицо.
Суд расценивает несоблюдение предпринимателем вышеназванных лицензионных требований и условий как нарушение основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Соответственно указанные обстоятельства создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Вина предпринимателя заключается в том, что он при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований лицензионного законодательства, но не предпринял необходимых мер для их соблюдения.
Вместе с тем, предприниматель не может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, за не организацию контроля технического состояния автобусов по возвращении в гараж, так как абзац пятый пункта 4 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» устанавливает обязанность организовывать и проводить только предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.
Суд также находит необоснованным требование Управления о привлечении предпринимателя к административной ответственности за непроведение стажировки водителя-предпринимателя Скворцова В.В. в связи с тем, что в протоколе от 27.08.2014 № 140257 об административном правонарушении не указано, когда водитель должен был пройти стажировку, на каком транспортном средстве и в течение какого времени.
Суд не усматривает оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным. Предпринимателем не приведено доказательств, а судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих об исключительности совершенного административного правонарушения.
С учетом всех обстоятельств по делу, суд считает необходимым привлечь предпринимателя к административной ответственности и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 3000 руб. 00 коп.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности, заявителем не допущено.
Вопрос о распределении судебных расходов арбитражным судом не рассматривается, так как по заявлениям о привлечении к административной ответственности, рассматриваемым арбитражным судом, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202-206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
привлечь индивидуального предпринимателя Скворцова Вячеслава Вениаминовича, 11.10.1962 года рождения, уроженца с. Большая Таяба Яльчикского района Чувашской АССР, (ИНН 212401450436, ОГРН 306212436100015), зарегистрированного по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, пр-т Энергетиков, 7-71, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей 00 копеек (три тысячи рублей 00 копеек).
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:
наименование получателя – Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора), банк получателя: ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ г. Чебоксары, расчетный счет: 40101810900000010005, ИНН - 2128011031, КПП - 213001001, ОКТМО - 97701000 (г. Чебоксары), БИК - 049706001, КБК- 106 116 90040 04 6000 140, назначение платежа - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Н.А. Каргина