ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-7585/08 от 22.10.2008 АС Чувашской Республики

А79-7585/2008

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-7585/2008

22 октября 2008 года

Арбитражный суд в составе судьи Кудряшова В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Чебоксары

к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Чебоксары

о привлечении к административной ответственности

при участии:

от заявителя – старшего специалиста 1 разряда Управления ФИО2 (доверенность № 01-1879 от 28.12.2007);

от ответчика – индивидуального предпринимателя ФИО1;

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта г. Чебоксары (далее - Управление, заявитель) обратилось в суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – Предприниматель, ответчик) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Заявление мотивировано тем, что Предпринимателю была выдана лицензия на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. При получении лицензии ее владелец обязался выполнять лицензионные требования и условия.

С 23 сентября по 29 сентября 2008 года государственным инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО3 на основании приказа от 23.09.2008 № 306/лиц была проведена проверка перевозочной деятельности ответчика по вопросам выполнения условий лицензирования, выполнения транспортного законодательства, безопасности движения.

При проверке были выявлены следующие недостатки в организации и осуществлении лицензируемого вида деятельности:

- с нарушением оформляется журнал дорожно-транспортных происшествий;

- не проводятся ежемесячные сверки с территориальными органами внутренних дел о дорожно-транспортных происшествиях;

- отсутствует документация по организации служебного расследования дорожно-транспортного происшествия, совершенного 02.09.2008, в частности отсутствует акт служебного расследования, объяснительная записка водителя, схема ДТП;

- не организована стажировка водительского состава (отсутствуют сведения о проведении стажировки);

- не обеспечивается подбор водительского состава, соответствующей категории для допуска водителя к перевозке пассажиров на автобусе. Так, у ответчика отсутствуют сведения о наличии водительских прав с указанием соответствующей категории по допуску к перевозке пассажиров по работающему у него водителю ФИО4;

- не организован контроль за соблюдением сроков прохождения периодических медицинских освидетельствований, а именно, отсутствуют сведения о прохождении водителем ФИО4 периодического медицинского освидетельствования;

- не созданы условия для повышения профессионального мастерства водителей в соответствии с учебно-тематическим планом и программой ежегодных занятий с водителями, отсутствуют сведения о прохождении курсов в 2007, 2008 гг.;

- не надлежащим образом оформлены путевые листы;

- нарушается режим труда и отдыха водителей (не соблюдается продолжительность рабочей смены и продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителей).

На основании изложенного Управление просит привлечь Предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Управления заявление поддержал по изложенным в нем основаниям. При этом, просил привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 000 руб.

В судебном заседании ответчик нарушения, указанные в протоколе № 000428 об административном правонарушении от 29.09.2008 признал. Просил при назначении административного наказания учесть, что ранее к административной ответственности не привлекался, вину признал и раскаялся. В настоящее время им принимаются меры по устранению выявленных в ходе плановой проверки нарушений.

Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району г. Чебоксары Чувашской Республики 22.06.2004 и внесен в ЕГРИП за основным государственным регистрационным номером <***>.

09.08.2004 Чувашским республиканским отделением Ространсинспекции индивидуальному предпринимателю ФИО1 выдана лицензия № АСС-21-009237 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек сроком действия до 02.08.2009.

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Так, в порядке статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

В соответствии с разделом III Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2005 года № 647, владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с учетом принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения по форме, установленной Минтрансом России; ежемесячно сверяют с органами ГИБДД сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

Согласно пунктам 2.1, 2.2, 3.2, 3.3.1, 3.3.2, 3.3.3, 3.4.1, 3.4.2, 3.4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерством транспорта РФ от 09 марта 1995 года № 27, основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, являются: обеспечение профессиональной надежности водительского состава; проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению; обеспечение проведения стажировки водителей, продолжительность стажировки, объемы и содержание определяются в зависимости от стажа работы и срока перерыва в работе, типа транспортного средства, категории маршрута (городской, пригородный, междугородный, горный) в соответствии с действующими нормативными документами; должен осуществляться контроль за соблюдением сроков прохождения периодических медицинских освидетельствований; организация и проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации; организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей; повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями; осуществление контроля за соблюдением водителями Правил дорожного движения, трудовой дисциплины, Правил перевозок пассажиров (грузов), Правил технической эксплуатации подвижного состава, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения, наличием и состоянием водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию; соблюдение режима труда и отдыха водителей в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.

Пунктами 7 - 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 20 августа 2004 года № 15, определено, что нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю, для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

Приказом Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», также определено, что путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование и номер путевого листа; сведения о сроке действия путевого листа; сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе. Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день - даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.

Сведения о транспортном средстве включают: тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того - модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа; государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса; показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.

Сведения о водителе включают: фамилию, имя, отчество водителя; дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя; 13. Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя. Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на указанную стоянку проставляются индивидуальным предпринимателем в случае, если указанный предприниматель совмещает обязанности водителя.

Из материалов дела следует, что с 23 сентября по 29 сентября 2008 года была проведена проверка ответчика, по вопросам выполнения условий лицензирования.

29.09.2008 в отношении Предпринимателя составлен протокол № 000428 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении был составлен в присутствии Предпринимателя, права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, Предпринимателю были разъяснены, копию протокола Предприниматель получил.

Указанные в протоколе нарушения лицензионных требований и условий, а именно: нарушение оформления журнала дорожно-транспортных происшествий; не проводятся ежемесячные сверки с территориальными органами внутренних дел о дорожно-транспортных происшествиях; отсутствует документация по организации служебного расследования дорожно-транспортного происшествия, совершенного 02.09.2008, в частности отсутствует акт служебного расследования, объяснительная записка водителя, схема ДТП; не организована стажировка водительского состава (отсутствуют сведения о проведении стажировки); не обеспечивается подбор водительского состава, соответствующей категории для допуска водителя к перевозке пассажиров на автобусе; не организован контроль за соблюдением сроков прохождения периодических медицинских освидетельствований водителей; не созданы условия для повышения профессионального мастерства водителей в соответствии с учебно-тематическим планом и программой ежегодных занятий с водителями, отсутствуют сведения о прохождении курсов в 2007, 2008 гг.; не надлежащим образом оформлены путевые листы; нарушается режим труда и отдыха водителей (не соблюдается продолжительность рабочей смены и продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителей), нашли свое подтверждение материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 29.09.2008 № 000428 (л.д. 5-6), актом № 360 инспектирования предприятия на предмет выполнения условий лицензирования перевозочной деятельности и обеспечения БД на автомобильном транспорте от 23.09.-29.09.2008 (л.д. 7-8), выпиской из журнала учета ДТП (л.д. 12), выпиской из журнала учета нарушения ПДД водителями (л.д. 18-19), путевыми листами (л.д. 13).

В судебном заседании Предприниматель указанные в протоколе нарушения признал.

При таких обстоятельствах в действиях Предпринимателя усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания должны учитываться характер совершенного правонарушения, имущественное положение ответчика, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственностью.

При определении меры административной ответственности суд в соответствии со статьями 2.2 и 4.2 КоАП РФ в качестве смягчающих ответственность правонарушителя обстоятельств учитывает, что Предприниматель ранее к административной ответственности не привлекался, принимает в настоящее время меры по выявленных нарушений.

На основании изложенного, с учетом характера совершенного ответчиком административного правонарушения, суд считает возможным применить к нему административную ответственность в виде штрафа в размере 3 000 руб.

Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...> Узбекской ССР, проживающего <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 3 000 (три тысячи) рублей.

Административный штраф перечислить по следующим реквизитам:

Получатель - Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта).

Банк получателя - ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ

Расчетный счет - <***>

ИНН - <***>

КПП - 213001001

ОКАТО - 94701000000

БИК - 049706001

КБК - 106 1 16 90040 04 0000 140

Назначение платежа - Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.

По истечении 30 дней со дня вступления решения в законную силу и при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате штрафа, выдать исполнительный лист.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней.

С. Кудряшов