АРБИТРАЖНЫЙ СУДЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ | |||
Именем Российской Федерации | |||
Р Е Ш Е Н И Е | |||
г. Чебоксары | Дело № А79-7723/2015 | ||
Арбитражный суд в составе: судьи Каргиной Н.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к индивидуальному предпринимателю Афанасьеву Владимиру Николаевичу
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора или Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Афанасьева Владимира Николаевича (далее – предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявление мотивировано тем, что по результатам проверки выявлено нарушение предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом, а именно: не организован учет ДТП, с участием принадлежащих транспортных средств, и нарушений ПДД, журнал отсутствует; не организована ежемесячная сверка с ОГИБДД о ДТП с участием принадлежащих транспортных средств, и нарушений ПДД, журнал отсутствует; не ведется документация по организации хранения, выдаче и учету билетов и выручки от перевозок пассажиров и багажа, отсутствует контроль за продажей проездных билетов водительским составом, а именно: не обеспечен текущий контроль за использованием билетно-учетных листов; билетно-учетные листы отсутствуют, на установленных контрольных пунктах междугороднего маршрута № 1 А г. Канаш не организовано снятие показаний номеров и серий последних билетов; путевые листы ведутся с нарушениями: не указаны: дата (число, месяц, год) и время (час. мин.) фактического заезда автобуса в гараж в путевых листах № 202 от 11.08.2015, № 203 от 12.08.2015; в заголовочной части путевых листов № 202 от 11.08.2015 и № 203 от 12.08.2015 отсутствует печать или штамп индивидуального предпринимателя; не указаны сведения о проведенном контроле техсостояния АТС и месте его проведения в путевых листах № 202 от 11.08.2015 и № 203 от 12.08.2015.
По указанным обстоятельствам 24.08.2015 должностным лицом Управления с участием предпринимателя составлен протокол № 150334 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В этой связи заявитель просит привлечь предпринимателя к административной ответственности.
Предприниматель заявленные требования Управления не оспорил, отзыв на заявление не представил.
В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле. При этом суд располагает сведениями о получении лицами, участвующими в деле, копии определения о принятии заявления к производству.
Проанализировав и оценив имеющиеся доказательства, суд считает заявление Управления подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Афанасьев Владимир Николаевич зарегистрирован в ЕГРИП за основным государственным регистрационным номером 304213413200082.
На осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), 26.10.2004 предпринимателю выдана лицензия
№ АСС-21-009367.
Из материалов дела следует, что Управлением проведена проверка соблюдения предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автотранспортом.
По итогам проверки установлено, что у предпринимателя: не организован учет ДТП, с участием принадлежащих транспортных средств, и нарушений ПДД, журнал отсутствует; не организована ежемесячная сверка с ОГИБДД о ДТП с участием принадлежащих транспортных средств, и нарушений ПДД, журнал отсутствует; не ведется документация по организации хранения, выдаче и учету билетов и выручки от перевозок пассажиров и багажа, отсутствует контроль за продажей проездных билетов водительским составом, а именно: не обеспечен текущий контроль за использованием билетно-учетных листов; билетно-учетные листы отсутствуют, на установленных контрольных пунктах междугороднего маршрута № 1 А г. Канаш не организовано снятие показаний номеров и серий последних билетов; путевые листы ведутся с нарушениями: не указаны: дата (число, месяц, год) и время (час. мин.) фактического заезда автобуса в гараж в путевых листах № 202 от 11.08.2015, № 203 от 12.08.2015; в заголовочной части путевых листов № 202 от 11.08.2015 и № 203 от 12.08.2015 отсутствует печать или штамп индивидуального предпринимателя; не указаны сведения о проведенном контроле техсостояния АТС и месте его проведения в путевых листах № 202 от 11.08.2015 и № 203 от 12.08.2015.
24.08.2015 с участием предпринимателя составлен протокол № 150334 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указанной нормой КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с частью 1 статьи 8 указанного Федерального закона лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров установлены пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение № 280).
Пунктом 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статьи 8 указанного Федерального закона лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров установлены пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение № 280). К таким условиям относятся:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке;
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе «Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств», или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию;
г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении);
ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащённых в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьёй 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;
и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
- соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
- организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
- соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
- создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
- анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
- организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
- обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 42 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 №112, проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.
Продажа билетов для проезда в городском и пригородном сообщениях производится (пункт 49 указанных Правил): в транспортных средствах (кондукторами или водителями) и в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств.
Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта (пункт 50 указанных Правил).
Согласно параграфам 43, 44 и 49 Инструкции о порядке снабжения, хранения, выдачи и учета всех видов билетов на проезд в автобусах и автомобилях-такси, контроля и учета выручки от перевозок пассажиров и багажа, утвержденной Минавтотрансом РСФСР 12.07.1978, для учета и контроля выручки от продажи билетов каждому подотчетному лицу при получении билетов выдается бланк билетно-учетного листа.
В целях обеспечения контроля за использованием бланков билетно-учетных и контрольных листов при выдаче бланков со склада автотранспортного предприятия в билетную кассу или диспетчерскую каждый бланк должен быть пронумерован и заверен печатью автотранспортного предприятия.
Для контроля за правильностью продажи билетов кондуктором (водителем) в пути следования автобуса (маршрутного такси) кондуктор или водитель обязан на установленных контрольных пунктах маршрута производить в контрольном листе порейсовую запись номеров и серий последних билетов по их купюрам.
В нарушение указанных норм у предпринимателя не ведется документация по организации хранения, выдаче и учету билетов и выручки от перевозок пассажиров и багажа, отсутствует контроль за продажей проездных билетов водительским составом, а именно: не обеспечен текущий контроль за использованием билетно-учетных листов; билетно-учетные листы отсутствуют, на установленных контрольных пунктах междугороднего маршрута № 1 А г. Канаш не организовано снятие показаний номеров и серий последних билетов.
Согласно пункту 4 раздела 1 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647 учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется: органами внутренних дел; владельцами транспортных средств; государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог.
Исходя из пункта 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647, владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Законодателем предусмотрена обязанность владельцев транспортных средств, вне зависимости от того, были или нет дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств, проводить ежемесячную сверку с территориальными органами внутренних дел.
В нарушение указанных положений у предпринимателя не организован учет ДТП, с участием принадлежащих транспортных средств, и нарушений ПДД, журнал отсутствует; не организована ежемесячная сверка с ОГИБДД о ДТП с участием принадлежащих транспортных средств, и нарушений ПДД, журнал отсутствует; не ведется документация по организации хранения.
В соответствии с пунктом 3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование и номер путевого листа;
2) сведения о сроке действия путевого листа;
3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
4) сведения о транспортном средстве;
5) сведения о водителе.
Пунктом 5 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» предусмотрено, что сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают, в том числе для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона.
В силу пункта 6 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» сведения о транспортном средстве включают:
1) тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того - модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;
2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;
3) показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо);
4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.
Статьей 18 названного Федерального закон установлено, что техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения (пункт 1).
Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации (пункт 2). Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами (пункт 3).
В нарушение указанных положений путевые листы ведутся с нарушениями: не указаны: дата (число, месяц, год) и время (час. мин.) фактического заезда автобуса в гараж в путевых листах № 202 от 11.08.2015, № 203 от 12.08.2015; в заголовочной части путевых листов № 202 от 11.08.2015 и № 203 от 12.08.2015 отсутствует печать или штамп индивидуального предпринимателя; не указаны сведения о проведенном контроле техсостояния АТС и месте его проведения в путевых листах № 202 от 11.08.2015 и № 203 от 12.08.2015.
На основании изложенного, суд считает, что предприниматель совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Данная норма КоАП РФ предусматривает ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ индивидуальный предприниматель несет ответственность как должностное лицо.
Суд расценивает несоблюдение предпринимателем вышеназванных лицензионных требований и условий как нарушение основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Соответственно указанные обстоятельства создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Вина предпринимателя заключается в том, что он при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований лицензионного законодательства, но не предпринял необходимых мер для их соблюдения.
С учетом всех обстоятельств по делу, суд считает необходимым привлечь предпринимателя к административной ответственности и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 3000 руб. 00 коп.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности, заявителем не допущено.
Вопрос о распределении судебных расходов арбитражным судом не рассматривается, так как по заявлениям о привлечении к административной ответственности, рассматриваемым арбитражным судом, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202-206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
привлечь индивидуального предпринимателя Афанасьева Владимира Николаевича (ИНН 212300196102, ОГРН 304213413200082, дата регистрации 11.05.2004 года МИФНС №4 по ЧР), 17.06.1968 года рождения, уроженца города Канаш Чувашской АССР, зарегистрированного по адресу: Чувашская Республика, г. Канаш, ул. Кирова, д. 60, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере
3 000 руб. 00 коп. (Три тысячи рублей 00 копеек).
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:
наименование получателя – Управление Федерального казначейства России по Чувашской Республике (УГАДН по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), банк получателя – Отделение - НБ Чувашская Республика, расчетный счет – 40101810900000010005, ИНН получателя – 2128011031, КПП получателя – 213001001, код ОКТМО – 97701000 (г.Чебоксары), БИК получателя – 049706001, код бюджетной классификации – 106 116 90040 04 6000 140, назначение платежа – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Н.А. Каргина