АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-8035/2013
02 декабря 2013 года
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в составе судьи Афанасьева А.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к индивидуальному предпринимателю Тимергалиеву Самату Рагитовичу
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора или Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Тимергалиева Самата Рагитовича (далее – индивидуальный предприниматель Тимергалиев С.Р. или предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявление мотивировано тем, что по результатам проверки выявлено нарушение предпринимателем лицензионных требований при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом, а именно: не организован контроль за проведением периодического технического обслуживания автотранспорта, отсутствуют графики проведения ТО-1, ТО-2, не ведется учет пробега автобуса для постановки на ТО, отсутствует журнал учета проведения технического обслуживания и ремонта автотранспорта; не организовано обучение водителей Петрова Н.П., Александрова С.Н., Тимергалиева С.Р., Сираева М.Ф. по ежегодной 20-часовой программе повышения профмастерства; не организована стажировка водителей Петрова Н.П., Александрова С.Н., Бакулина А.Э., Адеева И.Д., Сираева М.Ф. на маршруте № 8 г. Канаш; не организован контроль за периодическим медосвидетельствованием водителей, не представлены медицинские справки на водителей: Петрова Н.П., Александрова С.Н., Бакулина А.Э., Сираева М.Ф., медицинская справка № 608220 от 13.09.2010 водителя Адеева И.Д. просрочена; нарушается порядок заполнения путевых листов; не организовано снятие показаний номеров и серий последних билетов; не организовано проведение сверок с УГИБДД МВД по Чувашской Республике о дорожно-транспортных правонарушениях и нарушениях Правил дорожного движения.
По указанным обстоятельствам 23.09.2013 должностным лицом Управления с участием предпринимателя составлен протокол № 130296 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В этой связи заявитель просит привлечь индивидуального предпринимателя Тимергалиева С.Р. к административной ответственности.
Индивидуальный предприниматель Тимергалиев С.Р. заявленные требования Управления не оспорил, отзыв на заявление не представил. При этом в протоколе от 23.09.2013 № 130296 предприниматель указал, что выявленными нарушениями согласен.
В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле. При этом суд располагает сведениями о получении лицами, участвующими в деле, копии определения о принятии заявления к производству.
Проанализировав и оценив имеющиеся доказательства, суд считает заявление Управления подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Тимергалиев Самат Рагитович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 01.08.2005, сведения о чем внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за ОГРНИП 305213421300018.
На осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), 27.09.2005 Управлением предпринимателю выдана лицензия № АСС-21-010171.
Из материалов дела следует, что уполномоченным должностным лицом Управления проведена плановая проверка соблюдения предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автотранспортом.
По итогам проверки установлено, что предпринимателем не организован контроль за проведением периодического технического обслуживания автотранспорта, отсутствуют графики проведения ТО-1, ТО-2, не ведется учет пробега автобуса для постановки на ТО, отсутствует журнал учета проведения технического обслуживания и ремонта автотранспорта; не организовано обучение водителей Петрова Н.П., Александрова С.Н., Тимергалиева С.Р., Сираева М.Ф. по ежегодной 20-часовой программе повышения профмастерства; не организована стажировка водителей Петрова Н.П., Александрова С.Н., Бакулина А.Э., Адеева И.Д., Сираева М.Ф. на маршруте № 8 г. Канаш; не организован контроль за периодическим медосвидетельствованием водителей, не представлены медицинские справки на водителей: Петрова Н.П., Александрова С.Н., Бакулина А.Э., Сираева М.Ф., медицинская справка № 608220 от 13.09.2010 водителя Адеева И.Д. просрочена; нарушается порядок заполнения путевых листов; не организовано снятие показаний номеров и серий последних билетов; не организовано проведение сверок с УГИБДД МВД по Чувашской Республике о дорожно-транспортных правонарушениях и нарушениях Правил дорожного движения.
23 сентября 2013 года с участием предпринимателя составлен протокол № 130296 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указанной нормой КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Пунктом 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статьи 8 указанного Федерального закона лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров установлены пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение № 280).
Подпунктом «з» пункта 4 Положения № 280 установлено, что в число лицензионных условий входит соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Абзацем восьмым пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» не установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
В этой связи статьей 18 названного Федерального закона установлено, что техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения (пункт 1).
Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации (пункт 2).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами (пункт 3).
В нарушение указанных норм права предпринимателем не организован контроль за проведением периодического технического обслуживания автотранспорта, отсутствуют графики проведения ТО-1, ТО-2, не ведется учет пробега автобуса для постановки на ТО, отсутствует журнал учета проведения технического обслуживания и ремонта автотранспорта.
Подпунктом «и» пункта 4 Положения № 280 установлено, что в число лицензионных условий входит соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно пункту 2.3.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 № 15 при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет организации занятий и обеспечения условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей по программе в соответствии с установленными нормами.
Однако в ходе проверки установлено, что предпринимателем не организовано обучение водителей Петрова Н.П., Александрова С.Н., Тимергалиева С.Р., Сираева М.Ф. по ежегодной 20-часовой программе повышения профмастерства;
В соответствии с пунктом 2.3.7 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 № 15 владельцы лицензий обеспечивают надёжность водительского состава за счёт обеспечения своевременного прохождения водителями медицинского освидетельствования, контроля состояния водителей перед выездом на линию.
Предпринимателем не организован контроль за периодическим медосвидетельствованием водителей, не представлены медицинские справки на водителей: Петрова Н.П., Александрова С.Н., Бакулина А.Э., Сираева М.Ф., медицинская справка № 608220 от 13.09.2010 водителя Адеева И.Д. просрочена.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» установлено, что путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе (пункт 3).
Сведения о водителе включают, в том числе, дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (подпункт 2 пункта 7).
В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании (пункт 12).
Однако в ходе проверки было установлено, что приведенные нормы индивидуальным предпринимателем не соблюдаются, поскольку в путевых листах № 1627 от 13.09.2013, № 1981 от 10.09.2013, № 1986 от 15.09.2013, № 1629 от 15.09.2013, № 1830 от 16.09.2013, № 1987 от 16.09.2013 в заголовочной части путевого листа не проставляются печать или штамп индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 42 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.
Параграфом 49 Инструкции о порядке снабжения, хранения, выдачи и учёта всех видов билетов на проезд в автобусах и автомобилях-такси, контроля и учёта выручки от перевозок пассажиров и багажа, утверждённой Министерством автомобильного транспорта РСФСР 12.07.1978, установлено, что для контроля за правильностью продажи билетов кондуктором (водителем) в пути следования автобуса (маршрутного такси) кондуктор или водитель обязан на установленных контрольных пунктах маршрута производить в контрольном листе порейсовую запись номеров и серий последних билетов по их купюрам. Контрольные пункты отметок устанавливаются автотранспортным предприятием для каждого маршрута в отдельности. В случае работы на маршруте автобусов или такси нескольких автотранспортных предприятий контрольные пункты устанавливаются вышестоящей организацией.
В нарушение указанных норм права на установленных контрольных пунктах маршрута предпринимателем не организовано снятие показаний номеров и серий последних билетов.
Согласно абзацу шестому части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.
Исходя из пункта 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647, владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Законодателем предусмотрена обязанность владельцев транспортных средств, вне зависимости от того, были или нет дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств, проводить ежемесячную сверку с территориальными органами внутренних дел.
Однако в ходе проверки установлено, что предпринимателем не организовано проведение ежемесячных сверок с ГИБДД МВД по Чувашской Республике о ДТП и нарушениях ПДД, что необходимо в целях анализа и устранения причин ДТП. При этом журналы учета ДТП и нарушений ПДД отсутствуют.
На основании вышеизложенного суд считает, что предприниматель совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Данная норма КоАП РФ предусматривает ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ индивидуальный предприниматель несет ответственность как должностное лицо.
Суд расценивает несоблюдение предпринимателем вышеназванных лицензионных требований и условий как нарушение основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Соответственно указанные обстоятельства создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Вина предпринимателя заключается в том, что он при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований лицензионного законодательства, но не предпринял необходимых мер для их соблюдения.
Вместе с тем, предприниматель не может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, за не непроведение стажировки водителей Петрова Н.П., Александрова С.Н., Бакулина А.Э., Адеева И.Д., Сираева М.Ф. на маршруте № 8 г. Канаш, в связи с тем, что в протоколе от 23.09.2013 № 130296 об административном правонарушении не указано, когда названные водители должны были пройти стажировку, на каком транспортном средстве и в течение какого времени.
С учетом всех обстоятельств по делу, суд считает необходимым привлечь предпринимателя к административной ответственности и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в сумме 3 000 руб. 00 коп.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении предпринимателя к административной ответственности, заявителем не допущено.
Вопрос о распределении судебных расходов арбитражным судом не рассматривается, так как по заявлениям о привлечении к административной ответственности, рассматриваемым арбитражным судом, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202-206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
привлечь индивидуального Тимергалиева Самата Рагитовича (ОГРНИП – 305213421300018, ИНН – 212304168018), зарегистрированного по адресу: Чувашская Республика, г. Канаш, ул. Ленинградская, дом 37 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 3 000 руб. 00 коп. (Три тысячи рублей 00 коп.).
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:
наименование получателя – Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора), банк получателя: ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ г. Чебоксары, расчетный счет: 40101810900000010005, ИНН - 2128011031, КПП - 213001001, ОКАТО - 97401000000 (г. Чебоксары), БИК - 049706001, КБК- 106 116 90040 04 6000 140, назначение платежа - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья А.А. Афанасьев