ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-8304/2006 от 30.10.2006 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-8304/2006

октября 2006 года

Арбитражный суд в составе:

председательствующего судьи Кудряшовой Г.Г.,

судей Михайлова А.Т., Степановой В.М.

при ведении протокола судебного заседания,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

закрытого акционерного общества  «Эко Лайн» 

к Администрации г. Новочебоксарска  Чувашской Республики,

о признании недействующим нормативного правового акта

при участии в судебном заседании: Маркизова С.В., Шагалина Д.В., Галкина Е.А., Бельцова А.Н.,

у с т а н о в и л:

закрытое акционерное общество  (далее - ЗАО) «Эко Лайн» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим постановление главы администрации г. Новочебоксарска от 03.07.2006 № 187 «Об утверждении порядка согласования объектов игорного бизнеса на территории города Новочебоксарска Чувашской Республики».

Требование мотивировано тем, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит действующему федеральному законодательству и существенно нарушает права общества, осуществляющего свою деятельность в сфере игорного бизнеса. По мнению заявителя, оспариваемый нормативный правовой акт принят главой администрации города с превышением своей компетенции и существенно ограничивает права ЗАО «Эко Лайн».

ЗАО «Эко Лайн» имеет лицензию на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений № 005286, выданную Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму от 23.08.2004, и занимается предпринимательской деятельностью в сфере игорного бизнеса на территории г. Новочебоксарска.

В соответствии со статьей 5 Закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» положение о лицензировании отдельных видов деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.

Положение о лицензировании по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений» утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2002 № 525, в котором указаны лицензионные требования и условия осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, перечень является исчерпывающим. В связи  с чем, органы местного самоуправления  не вправе расширять и ограничивать перечисленные в перечне лицензионные требования и условия.

Пунктом 8 Положения определен уведомительный порядок лицензирующего органа о размещении объектов игорного бизнеса.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены полномочия глав муниципальных образований, и данный закон не наделяет главу муниципальных образований полномочиями по регулированию предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию. Не предусматривает таких полномочий и статья 43 Устава муниципального образования г. Новочебоксарска Чувашской Республики.

Нормы оспариваемого постановления обязывают субъектов  предпринимательской деятельности получать заключения органов Роспоребнадзора, Госпожнадзора, Ростехнадзора, органов внутренних дел, что по своей сути является расширением лицензионных требований и регулированием главой муниципального образования лицензионных требований, что в соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.2002 № 525 находится в ведении лицензирующего органа.

Федеральными законами Российской Федерации «О милиции», «О пожарной безопасности», постановлениями Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере потребителей и благополучия человека», «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» не предусмотрено полномочий данных органов по регулированию деятельности в сфере игорного бизнеса, а именно, в отношении вынесения заключения для открытия игрового салона.

Таким образом, постановление главы администрации г. Новочебоксарска от 03.07.2006 № 187 «Об утверждении порядка согласования объектов игорного бизнеса на территории города Новочебоксарска Чувашской Республики» незаконно возлагает на субъектов  предпринимательской деятельности в сфере  игорного бизнеса обязанность по согласованию размещения объектов игорного бизнеса с органами местного самоуправления и противоречит Федеральным законам «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также ранее перечисленным  правовым актам Правительства Российской Федерации.

В судебном заседании представители заявителя поддержали требование в полном объеме, просили признать недействующим постановление главы администрации г. Новочебоксарска от 03.07.2006 № 187 «Об утверждении порядка согласования объектов игорного бизнеса на территории города Новочебоксарска Чувашской Республики» в полном объеме. По мнению представителей не предусмотрено федеральным законодательством представление в администрацию для согласования размещения объектов игорного бизнеса документов, перечисленных в подпунктах 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13. 15, 16, 18 пункта 2.1, а также не установлен срок рассмотрения заявления.

Согласно объяснениям представителей ЗАО «Эко Лайн»  предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса общество осуществляет на территории г. Новочебоксарска  на основании  лицензии в нежилых помещениях, расположенных по адресу: ул. Х-й Пятилетки 37А, ул. Коммунистическая 34, объекты  игорного бизнеса были размещены по перечисленным адресам до издания обжалуемого постановления. После принятия главой администрации постановления от 03.07.2006 № 187 предпринимательская деятельность ЗАО «Эко Лайн» в сфере  игорного бизнеса не приостанавливалась.

Представитель Администрации г. Новочебоксарска с требованием не согласился, объяснил суду, что оспариваемое постановление разработано в соответствии с действующим законодательством - со статьей 1 Закона Чувашской Республики от 10.10.2005 № 33 «Об организации игорного бизнеса в Чувашской Республике»,  предусматривающей осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющих соответствующую лицензию на предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, согласование размещения объектов игорного бизнеса с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположены соответствующие объекты игорного бизнеса.

Глава администрации города действовал в пределах, предоставленных законом субъекта, соответствие которого федеральному законодательству подтверждено, вступившим в законную силу Определением Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24 мая 2006 года № 31-ГО-06.

Положения положительных заключений перечисленных в постановлении контролирующих органов, исходя из смысла статей 1 и 2 Закона Российской Федерации «О милиции», преамбулы Федеральных законов «О пожарной безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 1 Положения  о Федеральной службе по надзору в сфере потребителей и благополучия человека, пункта 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, призваны обеспечить защиту прав и свобод граждан и организаций.

Следовательно, постановление главы администрации г. Новочебоксарска от 03.07.2006 № 187 основано на конституционном требовании первоочередного обеспечения прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления (статьи 2 и 18 Конституции РФ), само по себе не может квалифицироваться как вторжение органа местного самоуправления в сферу лицензионного регулирования.

Прокурор отдела прокуратуры Чувашской Республики  просил отказать заявителю в удовлетворении требования, поскольку считает, что оспариваемое постановление не противоречит действующему законодательству, он разработан на основании Закона Чувашской Республики  от 10.10.2005 № 33 «Об организации игорного бизнеса в Чувашской Республике». Указанный закон   предусматривает согласование размещения объектов игорного бизнеса с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположены соответствующие объекты игорного бизнеса.

Заслушав представителей и оценив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требования ЗАО «Эко Лайн».   

Из материалов дела следует, что ЗАО «Эко Лайн» г. Новочебоксарск согласно решению Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму от 23.08.2004 выдана лицензия № 005286 на осуществление вида деятельности - организация и содержание тотализаторов и игорных заведений сроком действия до 23.08.2009.

ЗАО «Эко Лайн» осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса на территории г. Новочебоксарска  в нежилых помещениях, расположенных по адресу: ул. Х-й Пятилетки 37А, ул. Коммунистическая 34.

Главой  администрации г. Новочебоксарска принято постановление от 03.07.2006 № 187 «Об утверждении Порядка согласования объектов игорного бизнеса на территории города Новочебоксарска Чувашской Республики»,  которым установлены требования к размещению объектов игорного бизнеса, в соответствии с которыми организациям и индивидуальным предпринимателям необходимо согласовать размещение объектов игорного бизнеса с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположены соответствующие объекты игорного бизнеса.

Усмотрев в постановлении несоответствии его положений федеральному законодательству и правовым нормативным актам Правительства Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере игорного бизнеса, а также незаконное возложение на субъектов  предпринимательской деятельности обязанность по согласованию размещения объектов игорного бизнеса с органами местного самоуправления, ЗАО «Эко Лайн» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим вышеназванного постановления  главы администрации г. Новочебоксарска.

В соответствии со статьей 1 Закона Чувашской Республики от 10.10.2005 №33 «Об организации игорного бизнеса в Чувашской Республике» организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основании полученной в установленном порядке лицензии  предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, согласовывают размещение объектов игорного бизнеса с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположены соответствующие объекты игорного бизнеса, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.

Согласно определению Судебной коллегии по гражданским делам  Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2006 (дело №31-ГО6-2) оставлено без изменения решение Верховного Суда Чувашской Республики от 16.12.2005 об отказе в части признания недействующей статьи 1  Закона Чувашской Республики от 10.10.2005 №33, поскольку такое согласование, осуществление которого предписано в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательству субъекта Российской Федерации, не может рассматриваться как противоречие федеральному закону.

При этом Судебная коллегия допускает при согласовании мест размещения объектов игорного бизнеса с органами местного самоуправления обнаружение таких обстоятельств, которые могут исключать осуществление данного вида деятельности и в тех местах, где ее осуществление не запрещено. Таковыми могут быть, например, обстоятельства, создающие угрозу жизни, здоровью и нравственности граждан, их и организаций имуществу, а также другие обстоятельства, нарушающие права и свободы граждан и организаций.

Из смысла статей 1 и 2 Закона Российской Федерации «О милиции», преамбулы Федеральных законов «О пожарной безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 1 Положения  о Федеральной службе по надзору в сфере потребителей и благополучия человека, пункта 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, следует, что положительные заключения контролирующих органов призваны обеспечить защиту прав и свобод граждан и организаций.

В силу изложенного суд находит несостоятельными  доводы ЗАО «Эко Лайн» об отсутствии необходимости  у заинтересованных лиц согласовывать  места размещения объектов игорного бизнеса с органами местного самоуправления.

Кроме того, обстоятельства дела свидетельствуют о том, что  предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса ЗАО «Эко Лайн» осуществляет на территории г. Новочебоксарска  в нежилых помещениях, расположенных по адресу: ул. Х-й Пятилетки 37А, ул. Коммунистическая 34, объекты  игорного бизнеса были размещены по перечисленным адресам без согласования с администрацией города, то есть, до принятия обжалуемого постановления. После принятия главой администрации обжалуемого постановления предпринимательская деятельность ЗАО «Эко Лайн» в сфере игорного бизнеса не приостанавливалась.

Следовательно, суд не располагает доказательствами того, что обжалуемое постановление администрации г. Новочебоксарска нарушает права и законные интересы ЗАО «Эко Лайн» в предпринимательской деятельности (в сфере игорного бизнеса), возлагает на него какие-либо обязанности или создает иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

Суд считает, что в случаях создания со стороны администрации города, а также иных органов препятствий в осуществлении лицензионной деятельности, ЗАО «Эко Лайн» вправе разрешить спор в установленном законом порядке.

Суд отмечает, что лицензия № 005286, выданная ЗАО «Эко Лайн» согласно решению Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму от 23.08.2004, не содержит места (мест) нахождения тотализатора и (или) игорного заведения.

Между тем, согласно подпункту «а» пункта  4 Положения о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2002 № 525, указанные сведения необходимо представить в лицензионный орган соискателем лицензии.

Поскольку лицензия на организацию и содержанию тотализаторов и игорных заведений  ЗАО  «Эко Лайн» выдана, то суд вправе предположить, что место нахождения помещения, используемого для осуществления лицензируемой деятельности, было названо и включено лицензирующим органом в реестр лицензий для контроля за соблюдением лицензионных требований и условий.

В силу изложенного, суд полагает, что перечисленные заявителем положения постановления главы администрации г. Новочебоксарска от 03.07.2006 № 187 не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы ЗАО «Эко Лайн».

 В соответствии с частью 4 статьи 195 АПК РФ решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.  

Руководствуясь статьей 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении заявления закрытому акционерному обществу  «Эко Лайн».

Решение  может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий судья                                               Г.Г. Кудряшова

судьи                                                                                         А.Т. Михайлов

                                                                                                   В.М. Степанова