ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-84/2010 от 03.06.2010 АС Чувашской Республики

16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-84/2010

10 июня 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 03.06.2010

Полный текст решения изготовлен 10.06.2010

Арбитражный суд в составе: судьи Кузьминой О.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Косовым А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью "Реал-Бизнес-лес", 429700, Чувашская Республика, п. Ибреси, ул. Советская, 35

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Чувашской Республике, 429220, Чувашская Республика, п. Вурнары, ул. К. Маркса, 4 В

о признании частично недействительным решения от 30.09.2009 № 000042

при участии:

от заявителя: Яруткин И.В. по доверенности от 25.12.2009

от Межрайонной инспекции ФНС № 3 по Чувашской Республике: начальник отдела выездных проверок Егоров Ю.В. по доверенности от 01.02.2010 № 09-15/01105, зам. начальника правового отдела Управления ФНС по Чувашской Республике Журавлев Н.В. по доверенности от 2602.2010 № 03-10/02477

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Реал-Бизнес-лес» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Чувашской Республике от 30.09.2009 № 000042 в части начисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2007 год в размере 247533 руб., за 2008 год в размере 590594 руб., соответствующих пени в сумме 92874 руб. 21 коп., привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового Кодекса РФ в виде взыскания штрафа размере 1668 руб. за неуплату налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Представитель заявителя требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении и дополнениях.

Пояснил, что общество не согласно с оспариваемым решением в части эпизода в подпункте 1.1 мотивировочной части решения, налоговый орган необоснованно вменил доход при исчислении налога при упрощенной системе налогообложения.

Подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законом, в том числе в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).

Согласно статьи 1 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 29.10.2004 № 118 «О дополнительных мерах по инновационному развитию Чувашской Республики» принято Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.03.2005 № 55 "О Правительственной комиссии по отбору наиболее приоритетных и перспективных инновационных пpoектов патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец, создаваемый в Чувашской Республике и за ее пределами".

Указанным Постановлением утверждено Положение о Правительственной комиссии по созданию наиболее приоритетных и перспективных инновационных проектов, патенте-изобретении, полезной модели, промышленном образце, создаваемых в Чувашской Республике и за ее пределами.

Согласно раздела 3 Положения Правительственной Комиссии одной из основных функций данной комиссии является проведение конкурсного отбора наиболее приоритетных и перспективных инновационных проектов, патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец, создаваемых в Чувашской Республике и за ее пределами, в целях внедрения в серийное производство в организациях в Чувашской Республике, в том числе и для государственных нужд Чувашской Республики. Решения Правительственной Комиссии в соответствии с регламентом Положения оформляются протоколом и являются обязательными для реализации органами исполнительной власти Чувашской Республики.

Инвестиционный проект заявителя «Организация производства биотоплива (древесных гранул) и активированного угля методом глубокой переработки древесных массы» в результате конкурсного отбора был признан Правительственной Комиссией приоритетным и дано поручение Минпромэнерго внести на рассмотрение Кабинета Министров Чувашской Республики проекта распоряжения по предоставлению государственной поддержки вышеуказанному инвестиционному проекту (протокол заседания Правительственной Комиссии от 28.09.2006 № 30).

На основании вышеуказанного конкурсного отбора издано распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.09.2007 № 279-р, дано распоряжение Министерству промышленности и энергетики Чувашской Республики (государственный заказчик) о заключении договора на реализацию инновационного проекта и Министерству финансов Чувашской Республики о финансировании реализации вышеуказанного проекта в размере 5500000 руб. за счет средств республиканского бюджета.

Во исполнение данного постановления Кабинета Министров Чувашской Республики 03.10.2007 заключен договор № 4/1-9 на реализацию инновационного проекта, в соответствие с пунктом 1.2 которого обществом на территории Чувашской Республики впервые было организовано серийное производство биотоплива (древесных гранул) на основе переработки дровяной массы, сорного леса и вторичных отходов деревообработки.

Указанный инновационный (инвестиционный) проект реализован в полном объеме, акт сдачи-приемки работ по договору подписан обществом и государственным заказчиком 25.12.2008. Отчет об итогах реализации инвестиционного (инновационного) проекта представлен к утверждению 18.12.2008.

Анализ положений статьи 4 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности», статей 71-73 Конституции Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового Кодекса РФ, позволяет сделать выводы, что создание серийного производства биотоплива (древесных гранул) на основе переработки дровяной массы, сорного леса и вторичных отходов деревообработки является инвестиционным (инновационным) проектом, отобранным на конкурсной основе в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Чувашской Республики; инвестором вышеуказанного инвестиционного проекта является Чувашская Республика; общество является заказчиком, который реализовал этот инвестиционный проект и пользователем созданного объекта капитального вложения.

Таким образом, денежные средства в размере 5500000 руб. были получены заявителем в качестве инвестиционных средств в результате отбора на инвестиционном конкурсе, то есть соответствуют понятию «целевое финансирование» согласно подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового Кодекса РФ, а именно в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Следовательно, денежные средства в размере 5500000 руб. в соответствие статьей 251 и 346.15 Налогового Кодекса РФ не являются доходом и общество обосновано не включило их в объект налогообложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Налоговый орган не отрицает того факта, что вышеуказанные денежные среде были получены по результатам проведения конкурса, что следует из страницы 10 и 11 оспариваемого решения и страницы 5 решения Управления ФНС по Чувашской Республике, при этом неправомерно утверждают о том, что средства не могут быть целевыми поступлениями из бюджета.

Однако общество не включало полученные денежные средства в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения не на основании того, что имело место целевое финансирование в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям (статья 251 Налогового Кодекса РФ), а на основании того, что имеет место целевое финансирование в виде инвестиций, полученных при проведет инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательство Российской Федерации.

В соответствие с Бизнес-планом «Организация производства биотоплива (древесных гранул) и активированного угля методом глубокой переработки древесной массы», разработанным обществом и представленным Правительственной комиссии, общая стоимость составляет 30072896 руб., при этом согласно таблицы 1 Бизнес-плана только часть необходимых денежных средств была покрыта за счет средств республиканского бюджета, остальные денежные средства были собственными и привлеченными, в том числе по договору взаимного инвестирования № 07/2007 от 10.07.2007.

Указанная стоимость подтверждается также договором финансовой аренды (лизинга) от 12.11.2007 б/н с ООО «БИОМАГ Экотехнологии», договором № 24/10/2007 от 12.10.2007 на инжиниринг с ООО «БИОМАГ Экотехнологии», договору поставки б/н от 17.07.2006 с ООО «МагМетиз» и договором купли-продажи 1075/П от 18.08.2009 с ЗАО «ДельтаЛизинг».

За время реализации Бизнес-проекта обществом произведена оплата по платежным поручениям, приложенным в материалы дела.

Указанные обстоятельства также подтверждают, что создание производства биотоплива (древесных гранул) и активированного угля методом глубокой переработки древесной массы, которое реализовало общество является инвестиционным проектом в соответствие с положениями действующего законодательства.

В соответствии с требованиями подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового Кодекса РФ общество вело раздельный учет доходов, полученных в рамках целевого финансирования для реализации инновационного проекта, и расходов, произведенных за счет средств целевого финансирования, для чего использовались счета 86 «Целевое финансирование», 76.5 «Министерство промышленности», 98 «Доходы будущих периодов», для ведения раздельного учета расходов, произведенных за счет средств целевой финансирования использовались счета 86 «Целевое финансирование», 98 «Доходы будущих периодов».

В связи с изложенным, общество правомерно уменьшило налоговую базу по налогу на размер оспариваемой суммы.

Общество заключило договор на оказание юридических услуг № 2-ИП/2009 от 21.12.2009 с индивидуальным предпринимателем Яруткиным И.В. на сумму 20000 руб., в связи с чем имеет право на возмещение судебных расходов. На основании изложенного, просил заявление удовлетворить, признать незаконным решение в оспариваемой части и возместить судебные расходы. Представители Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы № 3 по Чувашской Республике заявление не признали по доводам, изложенным в отзывах и пояснениях. Указали, что в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Чувашской Республики от 29.10.2004 № 118 «О дополнительных мерах по инновационному развитию Чувашской Республики» установлены специальные вознаграждения в размере до 5500000 руб. в зависимости от эффективности проекта для разработчиков инновационных идей и патентообладателей, передающих право на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца в установленном федеральным законодательством порядке государственным заказчикам Чувашской Республики или организациям, зарегистрированным на территории Чувашской Республики, в целях внедрения их в серийное производство. Денежные средства в сумме 5500000 руб. выделены ООО «Реал-Бизнес-лес» из республиканского бюджета Чувашской Республики на основании протокола правительственной комиссии от 28.09.2006 N 3 по отбору наиболее приоритетных и перспективных инновационных проектов, патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец, создаваемых в Чувашской Республике и за ее пределами. Таким образом, специальные вознаграждения выплачены ООО «Реал-Бизнес-лес» как победителю конкурса по отбору наиболее приоритетных и перспективных инновационных проектов, что не соответствует в соответствии действующим законодательством понятию инвестиционных проектов, поскольку инновационный проект отличается от инвестиционного рядом существенных различий.

С учетом применения положений пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса РФ и согласно статье 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.

Инновационная деятельность в Чувашской Республике регулируется Законом Чувашской Республики от 20.06.2002 № 18 «О науке и научно-технической политике Чувашской Республики».

Согласно статье 2 указанного закона под инновационной деятельностью признается выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции, создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции, обеспечивающих экономию затрат или создающих условий для такой экономии.

Инновационный проект - это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

При этом в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиционная деятельность – это вложение инвестиций (денежных средств, ценных бумаг, иного имущества) в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, приобретение машин и оборудования.

Инвестиционный проект – это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Инновационный проект отличается от инвестиционного рядом специфических характеристик. Так, целью инновационного проекта является создание инновации, внедрение которой способно в будущем принести коммерческий эффект, а целью инвестиционного проекта - коммерциализация созданного новшества; вовлечением в реализацию проектов уникальных ресурсов (специалистов высокой квалификации); главной целью инновационного проекта является разработка и применение инноваций: новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие различных систем (экономических, производственных, социальных); для инвестиционного проекта единственным и главным критерием выступает финансовый успех, для инновационных проектов - принципиальная новизна, патентная чистота, приоритетность направления инновации, конкурентоспособность внедряемого новшества.

Согласно Указа Президента Российской Федерации от 17.09.1994 № 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации» государственная поддержка реализации прошедших конкурсный отбор коммерческих высокоэффективных инвестиционных проектов осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, или путем предоставления государственных гарантий по возмещению части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора.

Законом Чувашской Республики от 25.05.2004 № 8 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике» установлены формы и методы государственной поддержки инвестиционной деятельности, как предоставление льгот по налогу на прибыль в части, подлежащей зачислению в республиканский бюджет Чувашской Республики, республиканским налогам, предоставление инвестиционных налоговых кредитов по налогу на прибыль, осуществление бюджетных инвестиций из республиканского бюджета Чувашской Республики в объекты капитального строительства государственной собственности Чувашской Республики, предоставление на конкурсной основе государственных гарантий Чувашской Республики (статья 4 Закона).

В соответствии со статьей 1 Закона № 39-ФЗ инвестициями являются денежные средства, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта, инвестиционной деятельностью признается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Главным критерием инвестиционного проекта выступает финансовый успех, ибо денежные средства вкладываются в объекты предпринимательской деятельности с целью получения дохода. Чувашская Республика, выделяя денежные средства в размере 5500000 руб., не ставила перед собой цель - получение дохода.

Учитывая конечную цель инвестиционного проекта - получение коммерческой прибыли от вложений, получение части доходов (акций) инвестором, Чувашская Республика не преследовала вышеуказанные цели.

Обществом в представленном бизнес - плане одной из социально-экономических целей проекта указывало гарантированное получение бюджетом Чувашской Республики дополнительно 6837412 руб. в виде налога на прибыль, налога на имущество, единого социального налога, налога на доходы физических лиц, однако в добровольном порядке перешло на упрощенную систему налогообложения и показало убыток от деятельности в 2007 году в размере 29681 руб., исчислило налог за 2008 год в размере 13094 руб. исходя из чистого дохода 87291 руб.

При таких обстоятельствах доводы заявителя, что денежные средства не включены в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, как целевое финансирование в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов), не состоятельны.

Судебные издержки по данному делу в виде расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь, также не обоснованы.

Как следует из материалов дела ООО «Реал-Бизнес-лес» представлен в суд договор от 21.12.2009 №2-ИП/2009, в соответствии с которым предприниматель Яруткин И.В. (исполнитель) обязуется оказать услуги по предоставлению интересов заказчика в арбитражном суде, а ООО «Реал-Бизнес-лес» (заказчик) обязуется оплатить оказанные услуги в сроки и в порядке, предусмотренном договором. В соответствии с пунктом 3.3 договора стоимость услуг по Договору оплачивается Заказчиком в порядке 100%-ной предоплаты в срок до 28.12.2009.

Из представленных ООО «Реал-Бизнес-лес» платежных поручений видно, что оплата по ним была произведена через «третье» лицо - через предпринимателя Дорохову И.В., следовательно, указанные платежные документы не могут свидетельствовать о понесенных ООО «Реал-Бизнес-лес» расходов на представителя в отрыве от первичных документов, подтверждающих задолженность.

На основании изложенного, просили в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее. Общество с ограниченной ответственностью «Реал-Бизнес-лес» зарегистрировано 14.06.2005 Инспекцией федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Чебоксары.

В соответствии с действующим законодательством общество является плательщиком налогов и сборов, установленных законодательством и обязано вести учет своих доходов и расходов, представлять в налоговый орган соответствующие отчеты и декларации по налогам и сборам и уплачивать налоги в установленные законом сроки. Как следует из материалов дела, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Чувашской Республике с 02.07.2009 по 31.08.2009 провела выездную налоговую проверку общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе в отношении единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за период с 01.01.2006 по 31.12.2008, результаты проверки оформлены актом № 09-09/48 от 08.09.2009.

По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, иных материалов заместителем начальника Инспекции принято решение № 000042 от 30.09.2009 о привлечении к налоговой ответственности, оставленное без изменения решением № 05-13/281 от 19.11.2009 Управления федеральной налоговой службы по Чувашской Республике.

Не согласившись с решением № 000042 от 30.09.2009 Межрайонной Инспекции ФНС № 3 по Чувашской Республике в части начисления к уплате единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2007 год в размере 247533 руб., за 2008 год в размере 590594 руб., соответствующих пени в сумме 92874 руб. 21 коп., привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового Кодекса РФ в виде взыскания штрафа размере 1668 руб. за неуплату налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, общество с ограниченной ответственностью "Реал-Бизнес-лес" обратилось в суд с заявлением о признании его недействительными в обозначенной части.

Проанализировав имеющиеся материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Налогового Кодекса РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно статье 346.12 названного Кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

Объекты налогообложения в силу статьи 346.14 Налогового Кодекса РФ признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Статьей 346.15 Налогового Кодекса РФ предусмотрен порядок определения доходов, так, налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Налогового Кодекса РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 настоящего Кодекса.

Пунктом 14 части 1 статьи 251 Налогового Кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, для определения полученных заявителем денежных средств в размере 5500000 руб. в качестве средств целевого финансирования необходимо их использование заявителем по назначению, определенному организацией –источником целевого финансирования, средства должны соответствовать характеру инвестиций, и получены заявителем при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Правовое регулирование инвестиций на территории Российской Федерации осуществляется Федеральным законом N 39-ФЗ от 25.02.1999 "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и Законом РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (в части, не противоречащей Федеральному закону N 39-ФЗ от 25.02.1999).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ инвестициями являются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта, в том числе, инвестиции в основной капитал (основные средства) осуществляются в форме капитальных вложений. Под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Таким образом, инвестициями могут выступать денежные средства, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности не только в целях получения прибыли, но и для достижения иного полезного эффекта.

Субъектами инвестиционной деятельности, в том числе осуществляемой в форме капитальных вложений согласно статье 4 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса.

Права инвесторов определены в статье 6 Федерального закона N 39-ФЗ от 25.02.1999.

В силу названных норм, инвесторы имеют право на самостоятельное, по своему усмотрению, определение объемов, направлений и размеров инвестиций, привлечение на договорной, преимущественно конкурсной, основе физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций.

Таким образом, инвестиционная деятельность осуществляется инвестором в целях достижения им собственной экономической или иной выгоды, инвестором определяются цели инвестирования.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 39-ФЗ от 25.02.1999 отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 447 Гражданского Кодекса РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Согласно пункту 2 статьи 447 Гражданского Кодекса РФ в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Специализированная организация действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает от их имени или от своего имени.

На основании пункта 4 статьи 447 Гражданского Кодекса РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 29.10.2004 № 118 «О дополнительных мерах по инновационному развитию Чувашской Республики» принято Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.03.2005 № 55 "О Правительственной комиссии по отбору наиболее приоритетных и перспективных инновационных пpoектов патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец, создаваемый в Чувашской Республике и за ее пределами".

Указанным Постановлением утверждено Положение о Правительственной комиссии по созданию наиболее приоритетных и перспективных инновационных проектов, патенте-изобретении, полезной модели, промышленном образце, создаваемых в Чувашской Республике и за ее пределами.

Согласно раздела 3 Положения Правительственной Комиссии одной из основных функций данной комиссии является проведение конкурсного отбора наиболее приоритетных и перспективных инновационных проектов, патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец, создаваемых в Чувашской Республике и за ее пределами, в целях внедрения в серийное производство в организациях в Чувашской Республике, в том числе и для государственных нужд Чувашской Республики.

Проект заявителя «Организация производства биотоплива (древесных гранул) и активированного угля методом глубокой переработки древесной массы» в результате конкурсного отбора признан Правительственной Комиссией приоритетным.

На основании данного конкурсного отбора издано распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.09.2007 № 279-р, дано распоряжение Министерству промышленности и энергетики Чувашской Республики (государственный заказчик) о заключении договора на реализацию инновационного проекта.

Министерство финансов Чувашской Республики финансировало вышеуказанный проект в размере 5500000 руб. за счет средств республиканского бюджета, что не отрицается налоговым органом.

Во исполнение данного постановления Кабинета Министров Чувашской Республики 03.10.2007 заключен договор № 4/1-9 на реализацию инновационного проекта, в соответствие с пунктом 1.2 которого обществом на территории Чувашской Республики впервые было организовано серийное производство биотоплива (древесных гранул) на основе переработки дровяной массы, сорного леса и вторичных отходов деревообработки.

Соответственно, названные обстоятельства свидетельствуют, что денежные средства в размере 5500000 руб. попадают под понятие инвестиций в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ, они вложены в объекты предпринимательской деятельности в целях достижения полезного эффекта (внедрения и организации производства биотоплива (древесных гранул) и активированного угля методом глубокой переработки древесных массы) в целом для заявителя, потребителей, общества, Чувашской Республики.

При заключении договора № 4/1-9 на реализацию инновационного проекта непосредственно преследовалось достижения целей, присущих инвестиционной деятельности, поскольку обязанности целевого инвестирования денежных средств в сумме 5500000 руб. корреспондировало право получения соответствующего экономического эффекта от вложений. Довод налогового органа о том, что экономический эффект должен наступить незамедлительно, отклоняется судом, в законодательстве об инвестиционной деятельности отсутствует такое условие, поэтому достижение полезного эффекта возможно и в будущем, в процессе внедрения технологий.

Учитывая изложенное, денежные средства, перечисленные заявителю при исполнении договора № 4/1-9 на реализацию инновационного проекта, подпадают под понятие инвестиций, установленное Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ.

Доводы налогового органа, основанный на наименовании договора № 4/1-9 от 03.10.2007 –«на реализацию инновационного проекта», не позволяющий отнести его по этому признаку к инвестиционному, а денежные средства в размере 5500000 руб. соответственно - к инвестиционным, судом отклоняются.

Инвестиционные отношения возникают не в силу наименования договора, оценивая их устанавливается существо денежных средств и возможность отнесения их к инвестиционным. Налоговым органом не опровергнуто, что реализация инновационного проекта, то есть по внедрению новых технологий, в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, не может произведена за счет инвестиционных вложений.

Полученные денежные средства использовались заявителем по назначению, определенному источником целевого финансирования, что подтверждается актом сдачи-приемки работ по договору, подписанным заявителем и государственным заказчиком 25.12.2008. Отчет об итогах реализации инвестиционного (инновационного) проекта представлен к утверждению 18.12.2008.

Доказательств того, что заявитель не вел раздельный учет доходов, полученных в рамках целевого финансирования для реализации инновационного проекта, и расходов, произведенных за счет средств целевого финансирования, налоговым органом не представлено. Налоговым органом непосредственно в материалы дела приложены соответствующие документы (том 2 л.д. 1-2, 19-29). По указанному основанию налоговым органом не произведено начисление налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора (пункт 3 статьи 75 Кодекса).

При отсутствии у заявителя обязанности уплачивать налог, пени начислены незаконно.

В силу пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления сумм налога или других неправомерных действий (бездействий) влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

В связи с отсутствием обязанности по уплате налога, штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ начислен незаконно.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

К последним согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Право на возмещение сторонам таких расходов установлено статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с проигравшей стороны в разумных пределах (части 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В обоснование доводов о понесенных расходах суду представлен договор оказания юридических услуг от 21.12.2009, заключенный между ООО «Реал-Бизнес-лес» (заказчик) и индивидуальным предпринимателем Яруткиным Игорем Вячеславовичем (исполнитель). Договор заключен после вынесения Управлением ФНС по Чувашской Республике решения № 05-13/281 от 19.11.2009 по апелляционной жалобе.

Предметом договора является оказание комплекса юридических услуг по представлению интересов заказчика в арбитражном суде по настоящему делу применительно к участию в суде первой инстанции: анализ представленных документов на предмет выяснения судебной перспективы признания недействительным решения налогового органа по настоящему спору, консультирование, подготовка искового заявления, участие в качестве представителя (пункты 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3 договора).

Согласно пункту 3 договора стоимость услуг, указанных в пункте 1.2.3 договора (подготовка искового заявления и участие в качестве представителя заказчика в суде первой инстанции) составляет 20000 руб.

Как видно из материалов дела, представитель заявителя выполнил определенные договором поручения, о чем свидетельствуют подготовленные им исковое заявление с документальным обоснованием требований, участие в предварительном судебном заседании и в судебных заседаниях.

За оказанные юридические услуги ООО «Реал-Бизнес-лес» оплатило Яруткину И.В. 20000 руб., что подтверждается договором займа от 25.12.2009, заключенным между заявителем и индивидуальным предпринимателем Дороховой И.В., заявкой общества на перечисление 20000 руб. заемных денежных средств в адрес Яруткина И.В., платежным поручением № 1 от 01.02.2010 об оплате Дороховой И.В. в адрес Яруткина И.В. денежных средств в размере 20000 руб. по договору займа от 25.12.2009, платежным поручением № 18 от 22.01.2010 о возврате обществом 20000 руб. предпринимателю Дороховой И.В.

Таким образом, заявитель, в пользу которого принят судебный акт, понес расходы, связанные с представительством и защитой интересов в суде.

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2004 № 454-О, следует, что обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым –на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Именно поэтому в части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ разумность расходов на оплату услуг представителя должна быть обоснована стороной, требующей возмещения этих расходов.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При определении размера подлежащих возмещению заявителю расходов на оплату услуг представителя суд учитывает степень сложности спора, продолжительность рассмотрения дела, фактический объем оказанных представителем услуг, в связи с чем полагает необходимым взыскать с налогового органа в пользу заявителя расходы на оплату услуг представителя в сумме 20000 руб.

Судом установлено, что расходы налогоплательщика фактически понесены и документально подтверждены.

Возражая против заявленного обществом требования, налоговый орган не представил суду доказательств чрезмерности понесенных заявителем расходов.

В отсутствие таких доказательств суд вправе по собственной инициативе возместить расходы в разумных, по его мнению, пределах лишь в том случае, если заявленные требования превышают разумные пределы. Поскольку данных, позволяющих прийти к подобному выводу, налоговым органом в материалы дела не представлено, то судебные расходы на оплату услуг представителя возмещаются заявителю в заявленном размере.

Возмещение уплаченных заявителем расходов по государственной пошлине в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд относит на налоговый орган.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167 –, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Обществу с ограниченной ответственностью "Реал-Бизнес-лес" заявление о признании частично недействительным решения № 000042 от 30.09.2009 Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы № 3 по Чувашской Республике удовлетворить.

Признать недействительным решение № 000042 от 30.09.2009 Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы № 3 по Чувашской Республике в части начисления к уплате обществу с ограниченной ответственностью "Реал-Бизнес-лес", ИНН 2128703089, ОГРН 1052128071930, зарегистрированному 14.06.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2007 год в размере 247533 руб., за 2008 год в размере 590594 руб., пени по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 92874 руб. 21 коп., привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового Кодекса РФ в виде штрафа в размере 1668 руб. за неуплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Чувашской Республике в пользу общества с ограниченной ответственностью "Реал-Бизнес-лес", ИНН 2128703089, ОГРН 1052128071930, зарегистрированному 14.06.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары расходы по государственной пошлине в сумме 3000 (Три тысячи) рублей, 20000 (Двадцать тысяч) рублей расходов на оплату услуг представителя.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Реал-Бизнес-лес", ИНН 2128703089, ОГРН 1052128071930, зарегистрированному 14.06.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары государственную пошлину в сумме 800 руб., излишне уплаченную по квитанции № 50 от 25.12.2009.

Справку на возврат государственной пошлины выдать.

Меры по обеспечению заявления, принятые судом определением от 12.01.2010 оставить без изменения до вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья О.С. Кузьмина