ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-8596/18 от 05.09.2019 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-8596/2018

12 сентября 2019 года

Резолютивная часть решения оглашена 05 сентября 2019 года.

Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в составе судьи Кузьминой О.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги", Россия 410031, г. Саратов, Саратовская область, ул. Первомайская, д. 42/44 4/4 ,

к акционерному обществу "Чувашхлебопродукт";

к обществу с ограниченной ответственностью "Независимая энергосбытовая компания", (ИНН <***>, ОГРН <***>), Россия 428022, г. Чебоксары, Чувашская Республика, проезд Соляное д. 1 А; Россия 428000, г. Чебоксары, Чувашская Республика, ул. Декабристов д. 33, корп. А, оф. 308 ,

при участии третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, на стороне ответчика – публичного акционерного общества «ФСК ЕЭС»

о взыскании 1039027 руб. 51 коп. долга за услуги по передаче электрической энергии за май 2018 года

при участии:

от истца: ФИО1 по доверенности от 04.06.2019 № Д/19-284

от ответчика (АО «Чувашхлебопродукт»): не было

от ответчика (ООО "Независимая энергосбытовая компания"): не было

от третьего лица: (Госслужбы): ФИО2 по доверенности № 28 от 12.08.2019

от третьего лица (ПАО) «ФСК ЕЭС»: не было

установил:

публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Чувашхлебопродукт", ООО "Независимая энергосбытовая компания" о взыскании задолженности за услуги по передаче электрической энергии за май 2018 года в размере 1 039 027 руб. 51 коп.

Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 03.10.2018 по делу № А79-8596/2018 привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца: Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.

Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 08 мая 2019 года по делу № А79-8596/2018 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, - ПАО «ФСК ЕЭС».

Представитель истца ходатайствовал об уточнении исковых требований, просил взыскать с ООО "Независимая энергосбытовая компания" задолженность за услуги по передаче электрической энергии за май 2018 года в размере 1 039 027 руб. 51 коп.

Представитель Госслужбы не возражал относительно заявленного ходатайства, просил удовлетворить уточненные исковые требования истца, представил дополнительные документы.

Суд, руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил: принять ходатайство об уточнении исковых требований, как не противоречащее закону и не нарушающее права третьих лиц, суд расценивает и принимает в качестве отказа от исковых требований к акционерному обществу "Чувашхлебопродукт" по делу № А79-4711/2018.

АО «Чувашхлебопродукт», ООО "Независимая энергосбытовая компания", (ПАО) «ФСК ЕЭС», извещенные о дне, времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили.

Участники процесса возражали относительно заявленного ходатайства ООО "Независимая энергосбытовая компания" об отложении судебного разбирательства.

Суд, руководствуясь статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил: отказать ООО "Независимая энергосбытовая компания" в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства в связи с тем, что по ходатайству ответчика от 15.08.2019 явка представителя Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам обеспечена в судебном заседании от 05.09.2019, в указанную дату 05.09.2019 представлены письменные пояснения, ответчик не был лишен возможности ознакомиться с данными пояснениями и доводами третьего лица - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам – и выразить свою позицию, чем ответчик не воспользовался.

Представитель Госслужбы представил письменные пояснения следующего содержания: в соответствии с абз. 7 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" цены (тарифы), а также их предельные (минимальный и максимальный) уровни на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности (ином законном основании) сетевым организациям, подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.

При утверждении цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе и при утверждении котлового тарифа на передачу электрической энергии, Госслужба руководствуется Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее - Основы) и Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее - Методические указания).

В соответствии с пп. 3 п. 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) входят: - единый (котловой) тариф, то есть тариф на услуги по передаче электрической энергии в целях расчетов с потребителями услуг (кроме сетевых организаций), расположенными на территории соответствующего субъекта РФ и принадлежащими к одной группе (категории); - тариф для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями, то есть индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов за оказываемые друг другу услуги по передаче.

Расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций) (далее -потребители), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (далее - единые (котловые) тарифы), производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний.

Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный; одноставочный.

Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.

Предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной антимонопольной службой дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81 Основ на долгосрочный период или очередной год.

Госслужба в рамках указанных предельных уровней в соответствии с Методическими указаниями установила единые (котловые) тарифы.

Размер единых (котловых) тарифов дифференцируется в соответствии с дифференциацией по уровням напряжения, предусмотренной пунктом 81(1) Основ, в точке технологического присоединения энергоиринимающих устройств потребителей электрической энергии.

При расчете и установлении единых котловых цен (тарифов) была учтена величина перекрестного субсидирования.

В ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии в порядке, определенном Методическими указаниями учитываются расходы на оплату величины потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, определяемой в соответствии с пунктом 40( 1) Основ.

В качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, используются объем отпуска электрической энергии потребителям и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и прогнозным балансом, а также величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, определяемая в соответствии с пунктами 38( 1) и 40( 1) Основ.

Порядок формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России (далее — ЕЭС) по субъектам Российской Федерации установлен приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2012 г. № 53-э/1 (далее - Порядок). Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2015 г. № 373 упразднена Федеральная служба по тарифам. Ее функции переданы Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России).

Сводный прогнозный баланс формируется в рамках ЕЭС России по субъектам Российской Федерации.

Не позднее 1 июля года, предшествующего периоду регулирования, сводный прогнозный баланс формируется и утверждается ФАС России с определением суммарных по субъекту Российской Федерации показателей баланса электрической энергии (мощности) по соответствующим ГТП, зарегистрированным за организациями, являющимися субъектами оптового рынка и осуществляющими поставку (покупку) электрической энергии (мощности) на оптовый рынок, состав которых определен на дату представления соответствующей информации некоммерческим партнерством "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью" (далее - Совет рынка).

Сводный прогнозный баланс формируется согласно графику прохождения документов (приложение № 1 к Порядку).

Не позднее 15 августа года, предшествующего году регулирования, субъекты ОРЭМ, поставщики (производители) электрической энергии и мощности розничного рынка и сетевые организации представляют предложения по уточнению сводного прогнозного баланса для согласования и формирования консолидированных предложений в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Совет рынка и Системному оператору.

В эти же сроки поставщики электрической энергии и мощности - субъекты оптового рынка, осуществляющие производство электрической энергии на тепловых электрических станциях в неценовых зонах оптового рынка, представляют в ФАС России согласованные с Системным оператором предложения о дополнительной загрузке генерирующего оборудования для обеспечения потребности организации, осуществляющей экспортно-импортные операции, для поставки электрической энергии из неценовой зоны оптового рынка в энергосистемы иностранных государств.

Сводные по субъекту Российской Федерации предложения по уточнению сводного прогнозного баланса до начала периода регулирования представляются в ФЛС России не позднее 1 сентября года, предшествующего году регулирования, по таблицам согласно приложению № 2 к Порядку, с документальным обоснованием необходимости уточнения.

Выслушав представителей участников дела, суд установил следующее.

В период с 01.05.2018 по 31.05.2018 в соответствии с действующим законодательством ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» (ПАО «МРСК Волги») оказывало потребителю АО «Чувашхлебопродукт» (ООО Независимая энергосбытовая компания» (ООО «НЭСК»)) услуги по передаче электрической энергии.

В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергией через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов; данные услуги оказываются сетевыми организациями.

В соответствии с п. 15.3 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 (далее по тексту - Правила), стоимость услуг по передаче электрической энергии оплачивается в адрес сетевой организации до 20 числа месяца, следующего за расчетным.

Ответчикам были направлены расчетные документы за май 2018 г., в том числе Акт об оказании услуги по передаче электрической энергии, Акты учета почасовых фактических объёмов потребления мощности в спорный период, счет-фактура. Однако, до настоящего времени обязательства по оплате оказанных в спорный период услуг потребителем не исполнены.

В адрес потребителя АО «Чувашхлебопродукт» была направлена претензия от 25.06.2018г. №МР6/122/1/2143 с требованием об оплате оказанных в мае 2018 г. услуг (получена 02.07.2018г.).

В адрес ООО «Независимая энергосбытовая компания» была направлена претензия от 25.06.2018г. №МР6/122/1/2145 с требованием об оплате оказанных в мае 2018 г. услуг (получена 29.06.2018г.).

До настоящего времени оплаты оказанных услуг от Ответчиков не поступило.

В соответствии с договором от 04.02.2016 г. №1520-003532, ПАО «МРСК Волги» оказывало услуги по передаче электрической энергии АО «Чувашхлебопродукт» по точкам поставки согласно Приложению №3 к договору. Однако соглашением сторон (per. №1520-003532) договор от 04.02.2016 г. №1520-003532 с 01.01.2018 расторгнут.

Вместе с тем, расторжение договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, исключение точек поставки из договора и отсутствие урегулированных со сбытовой организацией отношений по оказанию потребителям услуг по передаче электрической энергии, при сохранении перетока электроэнергии из сетей Истца (при наличии опосредованного технологического присоединения) до точек поставки потребителя, не является основанием для отказа потребителем от оплаты фактически оказанных сетевой организацией услуг.

Вышеуказанный потребитель имеет технологическое присоединение к электроустановкам производителя электроэнергии (Чебоксарская ТЭЦ-2 ПАО «Т Плюс»),

В соответствии с п. 5 Правил, в случае, если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии.

В данном случае, сетевыми организациями, к которым присоединены электроустановки производителя электроэнергии являются ПАО "МРСК Волги" (по уровню напряжения 110 кВ) и ПАО «ФСК ЕЭС» (по уровню напряжения 220 кВ). Соответственно, условия п. 5 Правил не определяют, с какой именно сетевой организацией из имеющихся должен быть заключен договор оказания услуг по передаче в отношении потребителей.

Но при этом, имеются иные нормы законодательства, в соответствии с которыми ООО «НЭСК» должно оплачивать услуги по передаче ПАО "МРСК Волги".

В соответствии с п. 6 Правил, потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В отношении сетей ПАО «ФСК ЕЭС», таким документом являются Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, утв. Приказом Федеральной службы по тарифам от 21 марта 2006 г. N 56-э/1 (далее по тексту - методические указания по ЕНЭС).

В соответствии с п. 5 Методических указаний по ФСК, тарифы устанавливаются для: 5.1. сетевых организаций, технологически присоединенных в установленном порядке к ЕНЭС; 5.2. энергоснабжающих, энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков электрической энергии, заключивших договоры на услуги по передаче электрической энергии с Организацией в интересах потребителей (покупателей), имеющих на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства и прочие объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к ЕНЭС; 5.3. потребителей (покупателей) - субъектов оптового рынка электрической энергии и потребителей розничного рынка электрической энергии, самостоятельно заключивших договоры на услуги по передаче электрической энергии с Организацией, имеющих на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства и прочие объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к ЕНЭС; 5.4. собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, самостоятельно использующих объекты ЕНЭС; 5.5. субъектов оптового рынка электрической энергии, осуществляющих экспортно-импортные операции в отношении электрической энергии.

Пункт 25 Методических указаний по ФСК содержит следующую формулу расчета тарифа где:

НВВ сод - необходимая валовая выручка Организации на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС;

ДНВВ- часть необходимой валовой выручки Организации на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, не учитываемая при расчёте ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, дифференцированного для субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, предусмотренный в приложении к Основам ценообразования;N - суммарная величина заявленной мощности лиц, указанных в пункте 5 настоящих Методических указаний; М - число месяцев в периоде регулирования.

Таким образом, содержание двух вышеуказанных пунктов указывает на то, что тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии для ПАО «ФСК ЕЭС» устанавливается только для расчетов с потребителями (обслуживающими их Гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями), имеющим технологическое присоединение к сетям ЕНЭС.

АО «Чувашхлебопродукт» осуществил технологическое присоединение к сетям ПАО «МРСК Волги», что подтверждается ранее действовавшим в отношении точек поставки потребителя договором оказания услуг по передаче электрической энергии между ПАО «МРСК Волги» и АО «Чувашхлебопродукт» (от 04.02.2016 г. №1520-003532). Следовательно, АО «Чувашхлебопродукт» не произвел и не имеет технологического присоединения к сетям ЕНЭС, соответственно, в отношении них невозможно как установление тарифа для расчетов с ПАО «ФСК ЕЭС», так и его применение.

Таким образом, расчеты за услуги по передаче электроэнергии по потребителю АО «Чувашхлебопродукт» с ПАО «ФСК ЕЭС» противоречат п. 6 Правил.

Точки поставки по спорному потребителю на протяжении всех лет взаимоотношений на розничном рынке электрической энергии относились к точкам поставки из сетей ПАО "МРСК Волги" и объемы потребления электроэнергии (мощности) включались в величины, используемые для расчета тарифа на передачу электрической энергии ПАО "МРСК Волги".

Так, и в 2018 г. объем потребления электрической энергии и мощности АО «Чувашхлебопродукт» был включен в объемы услуг ПАО "МРСК Волги" в Чувашской Республике и расчет единого (котлового) тарифа, используемого для расчетов между потребителями услуг и ПАО "МРСК Волги", производился с учетом данных объемов.

Постановлением Государственной службы ЧР по конкурентной политике и тарифам от 28.12.2017 №130-26/э (далее - Постановление №130-26/э) установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Чувашской Республики на 2018 год. Покупатели и продавцы электрической энергии оплачивают услуги по передаче электрической энергии на основании указанного единого тарифа, независимо от того, через какие сети осуществлялась передача электрической энергии.

Денежные средства, получаемые от гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций и потребителей за передачу электрической энергии, должны аккумулироваться у сетевой организации, на которую возложены соответствующие функции с последующей передачей части полученных средств сетевым организациям по установленным для них индивидуальным тарифам.

Такой сетевой организацией на территории Чувашской Республики является ПАО «МРСК Волги» в лице филиала «Чувашэнерго»

Изменение схемы расчетов приводит так же к нарушению требований п. 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утв. Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2, в соответствии с которым:

«Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом v необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 настоящих Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).»

В данном же случае, учет объема потребителя АО «Чувашхлебопродукт» от ТЭЦ-2 в расчете тарифа для ПАО «ФСК ЕЭС» привел бы к нарушению требований вышеуказанного пункта, т.к. остальные потребители, присоединенные к ТЭЦ-2, учитывались в составе полезного отпуска ПАО "МРСК Волги" при расчете единого котлового тарифа в Чувашской Республике. Соответственно, возникла бы ситуация, когда для одной и той же категории потребителей рассчитаны разные тарифы на передачу электрической энергии.

Таким образом, переход потребителя АО «Чувашхлебопродукт» на договорные отношения с ПАО «ФСК ЕЭС» не был учтен при тарифном регулировании, и не мог быть учтен исходя из приведенных выше норм действующего законодательства, соответственно, оплата услуг по передаче электрической энергии в адрес ПАО «ФСК ЕЭС» в соответствии с действующим законодательством производится не может.

На основании изложенного, в соответствии с п.5, 6 Правил, а также тарифно-балансовым решением, принятым Государственной службой по конкурентной политике и тарифам, в спорный период филиал ПАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго» оказывал АО «Чувашхлебопродукт» (ООО «НЭСК») услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с данными расчетных приборов учета электрической энергии, установленных на границе балансовой принадлежности электрических сетей (энергопринимающих устройств) стоимость услуг за май 2018 года составила 1 039 027 руб. 51 коп.

Истцом соблюден претензионный порядок урегулирования спора, однако ответчики в добровольном порядке не исполнили свои обязательства.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и пунктом 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861) оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.

Как следует из статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно статье 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Из статьи 3 Закона об электроэнергетике следует, что услугами по передаче электрической энергии признается комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.

Указанные действия осуществляются сетевыми организациями. Потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги (пункты 8, 12 Правил № 861).

Передача электроэнергии может осуществляться с использованием объектов электросетевого хозяйства, относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети (по магистральным сетям) или при помощи объектов, не входящих в ЕНЭС (по распределительным сетям).

Территориальные сетевые организации оказывают услуги по распределительным сетям (статья 3, пункты 1, 4 статьи 41 Закона об электроэнергетике).

Субъектам оптового рынка, а также иным лицам, имеющим на законном основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к ЕНЭС, услуги по передаче электроэнергии по магистральным сетям оказывает организация по управлению ЕНЭС - публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (пункт 2 статьи 7, статьи 8 - 10 Закона об электроэнергетике, статьи 4, 8 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", статья 3 Устава федеральной сетевой компании).

Согласно положениям статьи 3, пунктов 6 - 11 статьи 8 Закона об электроэнергетике критерием определения организации, оказывающей услуги, является характер технологического присоединения энергопринимающего устройства потребителя к объекту электросетевого хозяйства: по общему правилу если присоединение осуществлено к объекту ЕНЭС, то услуги оказывает федеральная сетевая компания; если не к объекту ЕНЭС - то территориальная сетевая организация (одна или в совокупности со смежными территориальными сетевыми компаниями). Исключения установлены, например, для случаев передачи территориальным сетевым организациям в аренду объектов электросетевого хозяйства ЕНЭС и (или) их частей, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии (определение Верховного суда Российской Федерации от 19.01.2017 № 305-ЭС16-10930 по делу №А40-54847/2015).

В соответствии с пунктом 4 Правил № 861 потребителями услуг по передаче электроэнергии являются лица, владеющие на законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электросети (в том числе опосредованно), субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие ее экспорт (импорт), а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электроэнергии. Услуги по передаче электроэнергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по ее передаче.

Согласно пункту 5 Правил № 861 в случае, если энергопринимающие устройства потребителя электроэнергии присоединены к электросетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электроэнергии, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее -опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство. При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимающего устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.

Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (третий абзац пункта 6 Правил № 861).

Разногласия между сторонами возникли в отношении объема услуг по передаче электроэнергии по точкам поставки по потребителю АО "Чувашхлебопродукт", который имеет непосредственное технологическое присоединение к электрическим сетям производителя электрической энергии в лице Чебоксарской ТЭЦ-2, принадлежащей ПАО «Т Плюс» - организации, не оказывающей услуги по передаче электрической энергии.

АО «Чувашхлебопродукт» имеет опосредованное технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «МРСК Волги» через указанные электроустановки производителя электрической энергии - Чебоксарская ТЭЦ-2. К электрическим сетям ПАО «ФСК ЕЭС» также имеется опосредованное технологическое присоединение АО «Чувашхлебопродукт». Однако, как следует из пояснений сторон, уровень напряжения объектов электросетевого хозяйства ПАО «ФСК ЕЭС» (220 кВ) не соответствует уровню напряжения, на котором присоединены объекты АО «Чувашхлебопродукт» (6 кВ).

Ответчиками не оспаривалось оказание ПАО "МРСК Волги" услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки АО "Чувашхлебопродукт" и надлежащее технологические присоединение вплоть до расторжения договора.

При таких обстоятельствах, иск к обществу с ограниченной ответственностью "Независимая энергосбытовая компания" подлежит удовлетворению, суд взыскивает с общества с ограниченной ответственностью "Независимая энергосбытовая компания" в пользу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" долг в размере 1 039 027 руб. 51 коп. за услуги по передаче электрической энергии за май 2018 года.

Истец отказался от иска к акционерному обществу "Чувашхлебопродукт".

Согласно части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Отказ истца от иска к АО "Чувашхлебопродукт" по данному делу не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказ от иска является основанием прекращения производства по делу.

В связи с чем, суд прекращает производство по делу № А79-8596/2018 в части иска к акционерному обществу "Чувашхлебопродукт".

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы истца по уплате государственной пошлины относятся на ответчика ООО «НЭСК».

руководствуясь статьями 49, 110, 150 пункт 4 части 1, 151, 167 – 170, 176, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

прекратить производство по делу № А79-8596/2018 в части иска к акционерному обществу "Чувашхлебопродукт".

Иск к обществу с ограниченной ответственностью "Независимая энергосбытовая компания" удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Независимая энергосбытовая компания" в пользу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" долг в размере 1 039 027 (Один миллион тридцать девять тысяч двадцать семь) руб. 51 коп. за услуги по передаче электрической энергии за май 2018 года, возмещение расходов по оплате государственной пошлине в сумме 23 390 (Двадцать три тысячи триста девяносто) руб.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, в течение месяца с момента его принятия.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород, при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда или Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии.

Судья

О.С. Кузьмина