ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-8805/09 от 03.11.2009 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-8805/2009

25 ноября 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 03.11.2009

Полный текст решения изготовлен 25.11.2009

Арбитражный суд в составе: судьи Кузьминой О.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Разумовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью "Сиес", 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул.50 лет Октября, 13

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Базарная, 40

о признании недействительными решений от 16.03.2009 №№ 619, 12, обязании возместить НДС в размере 25402111 руб.

при участии:

от заявителя: Максакова М.А. по доверенности от 02.03.2008

от Инспекции ФНС по г. Чебоксары: начальник юридического отдела Павлов С.Л. по доверенности от 11.12.08 № 05-22/328, зам. начальника юридического отдела Борисов Д.В. по доверенности от 11.12.08 № 005-22/337, зам. начальника ОКП № 3 Миронова Н.А. по доверенности от 05-22/339, старший госналогинспектор Донец Е.Н. по доверенности от 01.09.2009 № 05-22/340, начальник правового отдела Управления ФНС по ЧР Черкасова Н.С. по доверенности от 21.01.09 № 05-22/019, специалист правового отдела Управления ФНС по ЧР Волкова Е.А. по доверенности от 11.01.09 № 05-22/001, главный госналогинспектор отдела налогообложения юридических лиц Управления ФНС по ЧР Осипов Н.И. по доверенности от 01.10.09 № 05-22/391

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Сиес» обратилось в суд с уточненным заявлением о признании недействительным решения № 619 от 16.03.2009 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, недействительным решения № 12 от 16.03.2009 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 25402111 руб., принятых Инспекцией федеральной налоговой службы по г. Чебоксары по результатам камеральной проверки уточненной декларации по НДС за 2 квартал 2008 года, обязании Инспекцию ФНС по г. Чебоксары принять новое решение о возмещении НДС в размере 25402111 руб.

В ходе рассмотрения дела представитель заявителя требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении и дополнениях к нему. Пояснила, что решениями Инспекции ФНС по г. Чебоксары № 619 от 16.03.2009 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и № 12 от 16.03.2009 об отказе в возмещении частично суммы НДС обществу частично отказано в возмещении налога на добавленную стоимость. Решением № 05-13/82 от 05.05.2009 Управления ФНС по Чувашской Республике в удовлетворении апелляционной жалобы общества отказано, решения Инспекции оставлены без изменения, однако решения Инспекции являются незаконными.

Исходя из положений статьи 171 Налогового Кодекса РФ необходимыми условиями для применения налоговых вычетов являются: приобретение товаров (работ, услуг) для операций, подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, оприходование (постановка на учет) товаров (работ, услуг); наличие первичных документов, подтверждающих реальность совершения хозяйственных операций.

Всегоналоговый вычет заявлен на сумму 52574959 руб., в том числе: по оборудованию - в размере 4052016 руб., введенному в эксплуатацию в период применения упрощенной системы налогообложения. В Законе о бухгалтерском учете установлено, что предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения учитывают основные средства в порядке, предусмотренном законодательством, согласно этому порядку первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат на приобретение за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (пункт 8 ПБУ 6/01).

Однако в первую очередь в рассматриваемом случае следует учитывать положения статьи 346.16 Налогового Кодекса РФ, поскольку именно она определяет состав затрат для расчета налога при упрощенной системе налогообложения и разрешает относить на расходы суммы налогов, которые заплатила организация, а к ним относится и перечисленный поставщику НДС, что подтверждается Письмом Минфина РФ от 04.11.2004 N 03-03-02-04/1/44 "Об учете доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения".

В случае, если организация переходит с упрощенной системы налогообложения (независимо от объекта налогообложения) на общий режим налогообложения и имеет основные средства и нематериальные активы, расходы на приобретение (сооружение, изготовление, создание самой организацией, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) которых, произведенные в период применения общего режима налогообложения до перехода на упрощенную систему налогообложения, не полностью перенесены на расходы за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 Налогового Кодекса РФ, на дату перехода на уплату налога на прибыль организаций в налоговом учете остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется путем уменьшения остаточной стоимости этих основных средств и нематериальных активов, определенной на дату перехода на упрощенную систему налогообложения, на сумму расходов, определяемую за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 Кодекса.

В соответствии с пунктом 6 статьи 346.25 Налогового Кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели, применявшие упрощенную систему, при переходе на общий режим налогообложения выполняют правило, при котором суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном в главе 21 Налогового Кодекса РФ. Данная норма не содержит запрета на применение вычета по НДС в случае принятия на учет основных средств, НДС по которым не был включен в состав расходов, в период упрощенного нало­гообложения. Кроме того, переход со специального на общий режим налогообложения в ООО «Сиес» произошел в вынужденном порядке в связи с вводом в эксплуатацию основного средства стоимостью бо­лее 100 млн. рублей.

Организации, уплачивающие налог при упрощенной системе налогообложения, должны формировать свои расходы в порядке, установленном статьей 346.16 Налогового кодекса. Пункт 4 данной нормы включает в состав основных средств и нематериальных активов таких налогоплательщиков основные средства и нематериальные активы, которые признаются амортизируемым имуществом в соот­ветствии с главой 25 Налогового Кодекса РФ.

Для расчета сумм единого налога при упрощенной системе налогообложения организации обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности на основании Книги учета доходов и расходов (пункт 1 статьи 346.24 Налогового Кодекса РФ). Порядок отражения в ней хозяйственных операций указывает, что расчет суммы затрат на приобретение основных средств производится исходя из их первоначальной стоимости, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ.

Согласно пункта 1 статьи 257 Налогового Кодекса РФ под основными средствами понимается часть имущества, ис­пользуемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказа­ния услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 20000 руб. Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобре­тение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для ис­пользования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотрен­ных Налоговым Кодексом РФ.

Как следует из данной нормы, в первоначальную стоимость основного средства не включаются суммы налогов, подлежащие вычету или учитываемые в составе расходов, то есть аналогично учету входного налога по приобретенным товарно-материальным ценностям, который следует учитывать в рас­ходах обособленно.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового Кодекса РФ суммы НДС по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов, уменьшают получен­ные доходы. Статья 38 Налогового Кодекса РФ признает товаром любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. Следовательно, основные средства - это тоже товар в целях налогообложения. Соответст­венно, "входной" НДС по основным средствам должен учитываться по правилам, установленным для уче­та НДС по товарам, если иное не установлено Налоговым Кодексом РФ, при этом в главе 26.2 Налогового Кодекса РФ нет специальных правил в от­ношении НДС по основным средствам и нематериальным активам.

Правила, установленные подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 Налогового Кодекса РФ, на которые ссылается налоговый орган, обя­зательны только для лиц, не являющихся плательщиками НДС или освобожденными от НДС по основа­ниям, установленным главой 21 Кодекса. Общество освобождено от НДС согласно главе 26.2 Налогового Кодекса РФ и ведет налоговый учет в соответствии с ее положениями, где не содержится указаний на то, что расходы на приобретение основных средств следует определять в соответствии с правилами бухгалтерского учета. Поэтому вывод Инспекции, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 Кодекса сумму входного НДС общество должно было учитывать в стоимости приобре­таемых основных средств, некорректен.

Так как общество учитывало «входной» НДС отдельно в качестве отдельного вида расходов на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового Кодекса РФ, а не в составе стоимости основного средства, то тогда при переходе на общий режим у заявителя появилась возможность поставить к вычету ту часть НДС, кото­рая не была включена в расходы при упрощенной системе налогообложения, например, по причине неоплаты, руководствуясь пере­ходными правилами, закрепленными в пункте 6 статьи 346.25 Налогового Кодекса РФ.

Также налоговый вычет заявлен: из стоимости здания – вычет в размере 37833589 руб. 21 коп., из стоимости оборудования (лифты, системы вентиляции, видеонаблюдения, подсчета посетителей) – вычет в размере 3936010 руб. 88 коп., из стоимости дискотечного оборудования – вычет в размере 4205578 руб. 02 коп., введенных в эксплуатацию в период применения общего режима налогообложения.

Основанием для отказа в налоговом вычете указана ссылка на пункт 5 статьи 149 Налогового Кодекса РФ, согласно которой налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 статьи 149 Налогового Кодекса РФ вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. В связи с этим Инспекцией сделан вывод о том, что общество, осуществляя деятельность, связанную с деятельностью учреждений культуры, освобождаемую от уплаты налога на добавленную стоимость, не вправе использовать налоговый вычет по НДС.

Однако указанная деятельность регулируется пунктом 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ, на который не распространяется действие пункта 5 статьи 149 Налогового Кодекса РФ (отказ от льготы только при представлении соответствующего заявления).

Кроме того, согласно письма МНС РФ от 22.07.2003 № ВГ-6-03/807 освобождению от НДС по подпункту 20 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ подлежит только реализация входных билетов по форме бланков строгой отчетности, а не услуги аналогичного характера с применением ККМ.

Общество осуществляет свою предпринимательскую деятельность как общество с ограниченной ответственностью, и не является учреждением культуры и искусства, о которых говорится в подпункте 20 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ, то вывод налогового ор­гана об отнесении ООО «Сиес» к категориям налогоплательщиков, операции по реализации соответствую­щих видов услуг которых подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость, является не правильным.

Кроме того, пункт 2 статьи 56 Налогового Кодекса РФ предоставляет налогоплательщику право отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В главе 21 Налогового кодекса РФ содержится единственное положение, устанавливающее ограничение права отказа от льготы только для видов деятельности поименованных в пункте 3 статьи 149 Кодекса - на основании письменного заявления налогоплательщика, поданного в порядке пункта 5 статьи 149 Кодекса. Данная норма не ограничивает и не исключает право общества для одностороннего отказа от льго­ты без подачи соответствующего заявления по пункту 2 статьи 56 Налогового Кодекса РФ в случае отнесения его в принудительном порядке к учреждениям культуры и искусства.

Обстоятельство, что налогоплательщик не воспользовался освобождением от налогообложения, само по себе не свидетельствует о неправомерном применении налоговых вычетов, учитывая, что пункт 5 статьи 149 Налогового Кодекса РФ предоставляет налогоплательщику право отказаться от освобождения от налогообложения операций, перечисленных в пункте 3 статьи 149 Налогового Кодекса РФ и использовать обычный способ исчисления НДС и применения налоговых вычетов.

В результате исчисления НДС от всех видов деятельности у общества возникли обязательства по уплате в бюджет НДС и налоговый орган не подтвердил наличия негативных последствий для бюджета от непризнания обществом себя как учреждения культуры и искусства. Обстоятельство, что общество не воспользовалось освобождением от НДС как учреждение культуры и искусства, само по себе не свидетельствует о неправомерном применении налоговых вычетов, учитывая, что пункт 2 статьи 56 Налогового Кодекса РФ предоставляет налогоплательщику право отказаться от использования льготы.

Также налоговый орган не правильно исчислил пропорцию по пункту 4 статьи 179 Налогового Кодекса РФ, включив в выручку от дискотеки сумму НДС, при этом исключив сумму НДС из общей выручки за указанный налоговый пери­од и выручку, облагаемую НДС по ставке 10 %.

Согласно книге продаж за 2 квартал 2008 года заявитель выставлял счета-фактуры для выруч­ки от дискотеки с начислением НДС, поскольку пункт 5 статьи 173 Кодекса обязывает исчислить и уплатить НДС с такой реализации.

Тем самым налоговый орган нарушил пункт 1 статьи 154 Налогового Кодекса РФ, что привело к завышению доли необлагаемого, по мнению налогового органа, дохода на 6,71%, исходя из расчета: 4643372 руб. 88 коп. (выручка от дискотеки без НДС) / 12452715 руб. руб. (общая выручка без
 НДС) * 100 % = 37, 29 %.

На основании изложенного, просила заявление удовлетворить в уточненном объеме.

Представители Инспекции федеральной налоговой службы по г. Чебоксары заявление не признали по доводам, изложенным в отзывах. Пояснили, что по результатам камеральной налоговой проверки уточненной декларации заявителя по НДС за 2 квартал 2008 года установлено неправомерное возмещение налога в сумме 25402111 руб.

Общество с 2004 года по 1 квартал 2008 года применяло упрощенную систему налогообложения. В проверяемом периоде у налогоплательщика остаточная стоимость основных средств составляла более 100000000 руб., что повлекло утрату права на применение упрощенной системы налогообложения.

В ходе камеральной налоговой проверки ООО «СИЕС» были представлен акт о приеме - передаче объектов основных средств № 31 от 23.04.2008 на сумму 347104648 руб. 07 коп. Нежилое трехэтажное кирпичное здание с подвалом и сооружениями приобретено у Фонда имущества Чувашской Республики по договору купли-продажи № 71 от 12.02.2001 за 2671600 руб., право собственности на объект недвижимости от 08.05.2008, кадастровый номер объекта недвижимости 21-21-01/060/2008-362.

В соответствии с подпунктами 1, 23 пункта 1 статьи 346.16 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик вправе учесть при определении объекта налогообложения по единому налогу расходы на приобретение основных средств и расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.

Реконструкция здания осуществлялась в период применения упрощенной системы налогообложения. Предъявленные услуги, приобретенные материалы оприходованы на счете 08,10. Согласно журналу-ордеру по счету 60 за период с 01.02.2006 по 31.03.2008 сумма НДС, предъявленная поставщиками (подрядчиками) на счете 19 не выделялась, оплата контрагентам производилась за счет средств, полученных в период применения упрощенной системы налогообложения. Таким образом затраты, формирующие первоначальную стоимость объекта производились в период применения упрощенной системы налогообложения.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового Кодекса РФ, в том числе на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств (с учетом положений пунктов 3 и 4 статьи 346.16 Налогового Кодекса РФ ).

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 346.16 Налогового Кодекса РФ расходы в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения включаются в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию.

Подпунктом 4 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса установлено, что расходы на приобретение основных средств, учитываемые в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 Кодекса, признаются после их фактической оплаты и отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В соответствии с пунктом 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). При этом невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств, включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств.

В соответствии со статьей 346.11 Налогового Кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

В связи с тем, что суммы НДС, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, являются невозмещаемыми налогами, они включаются в стоимость приобретаемых основных средств и нематериальных активов и включаются в расходы в порядке, установленном статьей 346.16 Налогового Кодекса РФ, что подтверждено письмом Министерства финансов Российской Федерации от 04.11.2004 № 03-03-02-04/1/44, от 04.10.2005 № 03-11-04/2/94.

Именно данный подход вытекает из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 346.16 Налогового Кодекса РФ, где говорится о том, что расходы на приобретение основных средств принимаются в следующем порядке: в отношении основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения - в момент ввода этих средств в эксплуатацию.

В период применения упрощенной системы налогообложения заявитель в мае-июне 2007 года приобрело у ООО «Лайт-Сервис М», ООО «Фактор» оборудование стоимостью 29772956 руб. 05 коп., в том числе НДС в размере 4052016 руб., оборудование введено в эксплуатацию 01.08.2007, что подтверждается актом ввода в эксплуатация основных средств формы № ОС-1 от 01.08.2007, и, следовательно, суммы НДС должны быть включены в расходы, уменьшаемые доход по упрощенной системе налогообложения в момент ввода их в эксплуатацию.

В связи с этим Инспекцией сделан вывод о том, что заявителем неправомерно предъявлен к вычету НДС за 2 квартал 2008 по счетам-фактурам ООО «Лайт-Сервис М» и ООО «Фактор» за приобретенное оборудование в период применения упрощенной системы налогообложения и не являющимся на тот период плательщиком налога на добавленную стоимость. Лицам, которые не являются налогоплательщиками НДС право осуществления налоговых вычетов не предоставлено.

С учетом изложенного, право на налоговый вычет могло быть реализовано заявителем в периоде, когда приобретены, оплачены и приняты на учет объекты основных средств, при условии, что такое лицо являлось в этом периоде плательщиком НДС и имело право применять налоговые вычеты. Обществом основные средства, по которым заявлен вычет во 2 квартале 2008 года, приобретены, оплачены и приняты на учет в 2007 году. Изменение режима налогообложения не влечет возникновение у него права предъявить к вычету суммы НДС в последующем налоговом периоде, поскольку это не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Как следует из материалов дела, объекты основных средств приобретались и оплачивались обществом в период применения упрощенной системы налогообложения, затраты на приобретение основных средств являлись расходами.

Исходя из положений подпункта 3 пункта 2 статьи 170 Налогового Кодекса РФ суммы налога, предъявленные заявителю при приобретении товаров (работ, услуг) учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), поскольку приобретались товары (работы, услуги) лицом, не являющимся плательщиком НДС либо освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога.

Таким образом, условия, перечисленные в пункте 1 статьи 172 Налогового Кодекса РФ, необходимые для принятия к вычету НДС имелись у заявителя только во втором квартале 2007 года, однако в указанные период у общества отсутствовало право заявлять вычет по НДС в связи с нахождением на упрощенной системе налогообложения. При этом общество обязано было учесть в расходах сумму приобретения объектов основных средств с учетом НДС в момент ввода их в эксплуатацию.

Подпунктом «в» пункта 19 статьи 1 Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации» статья 346.25 Налогового Кодекса РФ дополнена пунктом 6, согласно которому организации и индивидуальные предприниматели, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету припереходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Налогового Кодекса РФ для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 85-ФЗ данный Закон вступает в силу с 01.01.2008, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Закон N 85-ФЗ опубликован в «Российской газете» № 117 от 02.06.2007, "Собрании законодательства РФ» 04.06.2007 N 23, статья 2691, "Парламентской газете" 05.06.2007 № 75.

Согласно пункту 4 статьи 5 Налогового Кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Однако пункт 6 статьи 346.25 Налогового Кодекса РФ не предусматривает обратной силы этой нормы.

По второму эпизоду пояснили, что Инспекцией сделан вывод о том, что заявитель, осуществляя деятельность учреждений культуры, освобождаемую от уплаты налога на добавленную стоимость в силу подпункта 20 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ, не вправе использовать право на налоговые вычеты по данному налогу. Так, Инспекция посчитала, что у заявителя имеются необходимые условия для применения названной налоговой льготы: оказание услуг, поименованных в закрытом перечне второго абзаца подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ; налогоплательщик является одним из учреждений культуры, перечисленных в абзаце 5 названного подпункта.

Для целей правового регулирования главы 21 Налогового кодекса РФ дано специальное понятие учреждения культуры и искусства. Перечень организаций, которые отнесены к учреждениям культуры, действительно является закрытым, однако этот перечень не органичен условиями создания указанных организаций в определенной форме, и без цели получения прибыли, то есть в форме некоммерческих организаций.

Обществом получен доход, отраженный в книге продаж за 2 квартал 2008 года, «наименование покупателя» - от прочих покупателей - клуб «MEGAGALAXY» на сумму 13166758 руб. 78 коп., в том числе налог на добавленную стоимость в размере 2008488 руб. 62 коп. При входе в клуб посетителям выдают билет с прикрепленным кассовым чеком.

Согласно представленному анализу счета 90 «Выручка» оборот за 2 квартал 2008 года составляет 14692539 руб.,в том числе: 771779 руб. 61 руб. - аренда, 16054 руб. 30 коп. - бой посуды, 1383512 руб. 01 коп. - боулинг, бильярд, 4230 руб. - гардероб (за утерю номерка), 5479180 руб. - реализация билетов, 138750 руб. - реализация билетов на столы, 6869118 руб. 48 коп. - товар (деятельность баров), 5517 руб. - реализация стройматериалов, 24397 руб. 50 коп. - комиссионное вознаграждение.

То есть, по данным организации, выручка от реализации билетов составила 5479180 руб.

Письмом от 19.01.2009 исх. № 2 ООО «СИЕС» сообщило, что бланки входных билетов в культурно-развлекательный центр «Галактика» были разработаны самостоятельно, не придерживаясь установленного порядка по их оформлению как бланка строгой отчетности.

Таким образом, при входе в клуб посетителям выдают билет с прикрепленным кассовым чеком.

Входные билеты, которые заявитель реализовывал на посещение аттракционов в спорный период, соответствовали форме бланка строгой отчетности «Образец билета для театрально-концертных, культурно-просветительских организаций и учреждений и посещения спортивно-массовых мероприятий», утвержденной Приказом Минфина России от 25.02.2000 № 20н.

Инспекцией проанализирована книга покупок и представленные счета-фактуры на приобретении товаров (работ, услуг), по данным которых установлено, что обществом размещены аудиоролики в эфире радио, то есть, заявитель позиционирует культурно-развлекательный центр «MEGAGALAXY» в качестве клуба и осуществляет реализацию входных билетов на посещение зрелищно-развлекательных мероприятий.

Согласно техническому паспорту, выданному МУП «Бюро технической инвентаризации и приватизации жилищного фонда» на объект недвижимости (дата выполнения технического паспорта 24.04.2008): наименование (по документам) реконструкция объекта «кинотеатр «Октябрь» под культурно-развлекательный центр по ул. 50 лет Октября, д. 13, г. Чебоксары.

Также ООО ПДФ «Архформа» составлен рабочий проект по реконструкции здания кинотеатра «Октябрь» под культурно-развлекательный комплекс.

Согласно уставу ООО «СИЕС», заявитель имеет право осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом и обществом заявлены виды деятельности по ОКВЭД как показ фильмов, деятельность концертных и театральных залов, прочая зрелищно-развлекательная деятельность (ОКВЭД 92.34), деятельность по организации азартных игр (ОКВЭД 92.71).

Согласно представленному бухгалтерскому балансу по состоянию на 01.07.2008 обществом указано наименование вида деятельности «Деятельность танцплощадок, дискотек, школ танцев (92.34.2)».

Ранее по результатам выездной налоговой проверки ООО «СИЕС» было привлечено к налоговой ответственности решением № 16-09/77 от 23.03.2007, обществу было предложено уплатить налог на землю. Решение Инспекции было обжаловано обществом в Арбитражный суд Чувашской Республики в рамках дела № А79-2811/2007, где установлено, что общество приобрело здание по договору купли-продажи государственного предприятия «Чебоксарский кинотеатр «Октябрь» № 71 от 12.02.2001, заключенному между заявителем и Фондом имущества Чувашской Республики. Обязательным условием приватизации имущественного комплекса было выполнение инвестиционных условий по договору
 № 7, в том числе сохранение профиля в отчуждаемом здании - показ фильмов.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики по делу № А79-2811/2007 от 04.07.2007 со ссылкой на статью 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, статьи 1-3 Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации» от 22.08.1996 установлено, что деятельность ООО «Сиес» имеет культурную направленность.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 07.09.2007 по делу № А79-2811/2007 указал, что общество во исполнении принятых на себя обязательств производило реконструкцию здания кинотеатра с сохранением профиля деятельности и, следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ООО «Сиес» использует спорный земельный участок, занятый реконструируемым объектом, для осуществления культурной деятельности и правомерно применило льготу по земельному налогу в отношении этого земельного участка.

На основании вышеизложенных обстоятельств, Инспекция посчитала, что общество, имея право на льготу, установленную вышеуказанной статьей, не вправе применять налоговый вычет по НДС по данной деятельности и не вправе отказаться от предоставленной законодательством льготы.

Таким образом, невозможно воспользоваться правом на вычет по НДС, когда приобретаемые налогоплательщиком товары (работы, услуги) используются им для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих обложению НДС.

На основании изложенного, просили в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Сиес» зарегистрировано 22.11.1999 Администрацией Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики.

В соответствии с действующим законодательством общество является плательщиком налогов и сборов, установленных законодательствоми обязано вести учет своих доходов и расходов, представлять в налоговый орган соответствующие отчеты и декларации по налогам и сборам и уплачивать налоги в установленные законом сроки.

Как следует из материалов дела, общество представило 15.10.2008 в Инспекцию ФНС по г. Чебоксарыуточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2008 года с суммой налога, исчисленной к возмещению из бюджета в размере 47997424 руб.

На основании рассмотрения акта проверки Инспекцией принято решение № 12 от 16.03.2009 об отказе возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, согласно которому отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 25402111 руб.; принято решение № 619 от 16.03.2009 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу на основании пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса РФ отказано в привлечении к налоговой ответственности.

Не согласившись с решениями Инспекции ФНС по г. Чебоксары общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике с апелляционной жалобой. Решением Управления от 05.05.2009 № 05-13/82 решения Инспекции ФНС по г. Чебоксары оставлены без изменения.

Не согласившись с решениями налоговых органов в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2008 года в размере 25402111 руб., общество обратилось в суд с уточненным заявлением о признании их недействительными.

Проанализировав имеющиеся материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению.

Перечень налогооблагаемых операций приведен в статье 146 Налогового Кодекса РФ, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 данной нормы определено, что объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Статья 149 Налогового Кодекса РФ содержит перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

К таким операциям в соответствии с абзацем вторым подпункта 20 пункта 2 названной нормы относятся оказываемые учреждениями культуры и искусства услуги в сфере культуры и искусства, а именно реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.

К учреждениям культуры и искусства в целях главы 21 «Налог на добавленную стоимость» относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Применительно к рассматриваемому спору с целью распространения на заявителя подпункта 20 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ налоговый орган утверждает, что заявитель осуществлял реализацию входных билетов на посещение зрелищно-развлекательных мероприятий (дискотеки) при посещении клуба «MEGAGALAXY», так как при входе в клуб посетителям выдают билет с прикрепленным кассовым чеком. Отсутствие некоторых реквизитов в билете не свидетельствует, по мнению Инспекции, что он не относится к бланкам строгой отчетности. По аналогичным основаниям налоговый орган не принимает доводы заявителя, утверждающего, что обществом не утверждались и не разрабатывались в качестве бланков строгой отчетности билеты на посещение клуба.

Оценив по имеющимся материалам дела деятельность ООО «Сиес», суд считает, что перечень услуг, оказываемых обществом, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) в соответствии с подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ.

Из положений приведенной нормы следует, что необходимыми условиями для применения предусмотренной льготы являются: оказание организацией услуг, поименованных в закрытом перечне второго абзаца подпункта 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса; налогоплательщик должен являться одним из учреждений культуры, перечисленных в абзаце 5 названного подпункта.

Таким образом, наличие у налогоплательщика права на льготу связано со сферой применения и характером оказываемых услуг. При реализации входных билетов выявляется стоимостная оценка результатов деятельности общества, выразившейся в создании и оказании услуг по проведению зрелищно-развлекательных мероприятий (дискотек). Факт оказания обществом таких услуг подтверждается документами, имеющимися в материалах дела и не оспаривается заявителем.

Из названной нормы следует, что предоставленным освобождением от обложения налогом на добавленную стоимость вправе воспользоваться налогоплательщики, имеющие статус учреждений культуры, поименованных в абзаце 5 подпункту 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса. К таким учреждениям относятся клубы.

При этом правомерность применения налогоплательщиком льготы не связана с наличием у юридического лица организационно-правовой формы в виде учреждения, поскольку указанная норма Налогового кодекса РФ не содержит такого безусловного основания.

Заявитель оказывал услуги по организации и проведению дискотек - культурно-массовых мероприятий, что подпадает под перечисленные в абзаце 2 названного подпункта видов услуг; данные услуги оказывались в клубе «MEGAGALAXY», что также относится к учреждению культуры, приведенному в абзаце 5 подпункта 20 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ.

Так, материалами дела подтверждено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ видами экономической деятельности заявителя являются: показ фильмов, деятельность концертных и театральных залов, деятельность ярмарок и парков с аттракционами, прочая зрелищно-развлекательная деятельность. (том 1 л.д.47-50).

Согласно протоколу от 14.01.2009 допроса свидетеля – главного бухгалтера ООО «Сиес» Константиновой Л.В. общество получало во 2 квартале 2008 года доходы от реализации входных билетов на дискотеки, проводило культурно-развлекательные мероприятия. По месту осуществления такой деятельности – в г. Чебоксары, ул. 50 Октября (фактическое место расположения клуба «MEGAGALAXY») при проведении данных мероприятий посетителям выдавались кассовые чеки, билеты. При этом билеты не являлись бланками строгой отчетности, связи с чем выбивался чек контрольно-кассовой техники. По данному адресу проводились культурно-развлекательные мероприятия, дискотеки, конкурсы, для них используется музыкальное танцевальное сопровождение, специальное оборудование, спецэффекты, работа ведущих, певцов, ди-джеев, арт-менеджеров. (том 2 л.д.74-79).

Книгой продаж общества за 2 квартал 2008 года подтверждается оказание заявителем услуг в клубе «MEGAGALAXY», «наименование покупателя» - от прочих покупателей, на сумму 13166758 руб. 78 коп., в том числе исчислен налог на добавленную стоимость в размере 2008488 руб. 62 коп. (том 2 л.д.81-100).

Согласно счета 90 «Выручка» оборот за 2 квартал 2008 года составляет 14692539 руб.,в том числе 5479180 руб. - реализация билетов, то есть деятельность, которую налоговый орган посчитал освобожденной от налогообложения на основании подпункта 20 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ. (том 2 л.д.182).

В соответствии с техническим паспортом по состоянию на февраль 2008 года он выдан на объект недвижимости с наименованием – реконструкция объекта «кинотеатр «Октябрь» под культурно-развлекательный центр по ул. 50 Лет Октября, дом 13 в г. Чебоксары. (том 2 л.д.126).

Общество занималось реконструкцией здания кинотеатра под культурно-развлекательный комплекс, что подтверждается проектом организации строительства. (том 2 л.д.128-130).

Согласно представленному бухгалтерскому балансу за полугодие 2008 года обществом указано наименование вида деятельности «Деятельность танцплощадок, дискотек, школ танцев (ОКВЭД 92.34.2).(том 2 л.д.141). Согласно актов выполненных услуг, выставленных заявителю, являющемуся заказчиком, ЗАО «Европа плюс Чебоксары», ООО «Ностальжи-Ч» размещали в эфире радио аудиоролики рекламного характера на посещение зрелищно-развлекательных мероприятий к клубе «MEGAGALAXY», выставляли при этом заявителю счета-фактуры, заключали договора на оказание рекламных услуг. (том 3 л.д.33-54, 57-94). Факт осуществления обществом в своей деятельности культурно-развлекательных мероприятий (дискотек), при посещении которых общество реализовывало билеты, не отрицается заявителем. Заявитель подтверждает, что оказывал подобного рода услуги, реализовывал при этом билеты с прикрепленным контрольно-кассовым чеком, реализацию билетов на дискотеку отражал в оборотно-сальдовой ведомости по счету 90.1.1 во 2 квартале 2008 года. (том 3 л.д.95). При этом одно из несогласий общества на позицию Инспекции о распространении в отношения заявителя спорной льготы, базируется на доводе о том, что бланки входных билетов в культурно-развлекательный центр были разработаны заявителем самостоятельно, не придерживаясь установленного порядка как бланка строгой отчетности. Поэтому, по мнению заявителя, факт отсутствия реализации билетов именно по форме бланка строгой отчетности лишает, помимо иных обстоятельств, перечисленных в заявлении, относить операции, осуществляемые обществом, к освобождаемые от налогообложения в соответствии с подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ. Однако, заявитель не отрицает, что реализовывал посетителям билеты неустановленной формы, что подтверждается материалами дела – ответами общества в налоговый орган, протоколом опроса главного бухгалтера, билетами с прикрепленными чеками контрольно-кассовой техники, (том 2 л.д. 74-79, 148, том 3 л.д.95). В ходе судебного разбирательства заявителем представлены пояснения, указано, что в период с апреля по июнь 2008 года при реализации услуг на территории культурно-развлекательного центра «MEGAGALAXY» расчеты производились с применением контрольно-кассовых машин, к кассовому чеку прикладывался флаер, носящий информационный характер о перечне действующих мероприятий (дискотека, бильярд, боулинг, бары), который, по мнению заявителя, не являлся бланком строй отчетности или билетом на посещение культурно-развлекательного центра. Исходя из данной позиции культурно-развлекательная направленность деятельности заявителя им не отрицается. При этом общество не пояснило значение понятия «флаер» или иным образом со ссылкой на нормы, документы не обосновало его отличие от билета на посещение перечисленных заявителем мероприятий. В связи с изложенным суд в рассматриваемой ситуации считает, что неприменение заявителем при осуществлении с посетителями бланков строгой отчетности – билетов или применение билетов неустановленной формы при реализации заявителем как учреждением культуры услуг по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий имеет иные правовые последствия, не связанные с лишением налогоплательщика права на применение налоговой льготы, установленной подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ. Несмотря на имеющееся у заявителя право на применение названной льготы во 2 квартале 2008 года, поскольку операции, осуществляемые заявителем не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), суд считает применительно к спорной ситуации и сложившимся отношениям незаконными выводы Инспекции об отсутствии у заявителя права на вычет НДС по основаниям, когда приобретаемые налогоплательщиком товары (работы, услуги) используются им для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих обложению НДС.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 56 Налогового Кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 149 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 настоящей статьи.

Однако заявитель не осуществлял операции, освобожденные от налогообложения НДС и перечисленные в пункте 3 статьи 149 Кодекса, а исходя из оказываемых заявителем услуг осуществлял операции, обозначенные в пункте 2 статьи 149 Кодекса (подпункт 20), что также установлено налоговым органом в ходе камеральной проверки, льгота вменяется Инспекцией в соответствии с пунктом 2.

Следовательно, ссылка налогового органа на странице 5 оспариваемого решения на невозможность заявителя отказаться от льготы, к положениям пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ не допустима.

Таким образом, из приведенных норм статей 56, 149 пункт 2 подпункт 20 Налогового Кодекса РФ усматривается, что право на отказ от исчисления налога на добавленную стоимость при реализации учреждениями культуры входных билетов на посещение зрелищно-развлекательных мероприятий, не ограничено ни общей (статья 56 Кодекса), ни специальной нормой (статья 149 Кодекса).

Как следует из материалов дела, налогоплательщик представил в Инспекцию уточненную налоговую декларацию за 2 квартал 2008 года, в которой исчислил налог на добавленную стоимость от реализации билетов на дискотеки в клубе (культурно-развлекательном центре) «MEGAGALAXY», тем самым реализовал свое право на отказ от налоговой льготы, предусмотренное в пункте 2 статьи 56 Налогового Кодекса РФ.

Исчисление заявителем налога на добавленную стоимость от осуществления таких услуг подтверждается и данными налоговой проверки, выводами Инспекции и текстом оспариваемого решения, в том числе анализом показателей в налоговой декларации заявителя (лист решения 2).

В ходе проверки налоговый орган не производил перерасчет НДС (в сторону его исключения) в части исчисления налога с выручки от реализации билетов на дискотеки. Следовательно, выручка в декларации от этой деятельности принята Инспекцией, подтверждена книгой продаж, с нее исчислен НДС в размере 18 %.

В соответствии со статьей 171 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: 1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно пункта 1 статьи 172 Налогового Кодекса РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

При соблюдении названных условий налогоплательщик вправе принять к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг).

При таких обстоятельствах – исчислении налога на добавленную стоимость при оказании операций, подлежащих освобождению от налогообложения НДС по причине не применения льготы, у заявителя возникло право на применение вычетов по НДС, поскольку все условия, перечисленные в статьях 171, 172 Налогового Кодекса РФ заявителем выполнены. Право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей 171 Налогового Кодекса РФ налоговые вычеты у заявителя возникло исходя из положений данной нормы.

Налоговый орган не представил в материалы дела доказательства негативных последствий для бюджета в сложившейся ситуации, когда при возможности отказа от льготы налог на добавленную стоимость от реализации данных операций заявителем исчислен, задекларирован, в части вычетов - НДС поставщикам уплачен, в части документального оформления вычетов у Инспекции претензии отсутствуют.

По второму эпизоду выводы в решении о невозможности предъявить НДС к вычету, судом также отклоняются.

ООО «Сиес» с 2004 года по 1 квартал 2008 года включительно применяло упрощенную систему налогообложения. С 01.04.2008 (2 квартал 2008 года) общество перешло на общий режим налогообложения в связи с введением в эксплуатацию здания культурно-развлекательного комплекса «MEGAGALAXY».

При этом общество в декларации за 2 квартал 2008 года предъявило к вычету налог на добавленную стоимость по счетам-фактурам ООО «Лайт-Сервис М» и ООО «Фактор», выставленных и датированных 2007 годом, по которым заявитель приобрел у данных продавцов оборудование, оплатил его и ввел в эксплуатацию в период применения упрощенной системы налогообложения.

На основании пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

В статье 170 Налогового Кодекса РФ установлен порядок отнесения сумм налога на добавленную стоимость на затраты.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 данной нормы суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные при ввозе товаров, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в случаях: приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога.

В пункте 6 статьи 346.25 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.

Из содержания данной статьи следует, что при переходе к общему режиму налогообложения к вычету принимаются суммы налога на добавленную стоимость, которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения.

Согласно приведенным налоговым органом в оспариваемом решении нормам общество должно было отнести сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную продавцам оборудования – ООО Лайт-Сервис М» и ООО «Фактор», к расходам, уменьшающим налоговую базу при исчислении налога при упрощенной системе налогообложения. Данный вывод налогового органа является правомерным и основанным на действующем в период применения заявителем упрощенной системы налогообложения законодательстве.

Однако оспариваемое решение принято налоговым органом без учета положений пункта 6 статьи 346.25 Налогового Кодекса РФ, позволяющего налогоплательщикам, перешедшим с упрощенного режима налогообложения на общий, которые при этом суммы налога на добавленную стоимость, им предъявленные и не отнесенные к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, принять данные суммы НДС к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.

Положения пункта 6 статьи 346.25 Налогового Кодекса РФ позволяют заявителю поступить способом, названным в данной норме.

Так, оборудование приобретено заявителем у ООО «Лайт-Сервис М» и ООО «Фактор» в период применения упрощенной системы налогообложения по счетам-фактурам поставщиков, оплачено с учетом налога на добавленную стоимость, поставлено на учет, первоначальная стоимость без учета налога на добавленную стоимость, что подтверждается актами о приеме-передаче групп объектов основных средств. (том 2 л.д.21-73).

В ходе камеральной проверки налоговым органом ставился вопрос относительно того, по каким основаниям, в связи с какими обстоятельствами обществом заявлен к вычету НДС по оборудованию, приобретенному и поставленному на учет в период применения упрощенной системы налогообложения, что подтверждается протоколом допроса главного бухгалтера общества. (том 2 л.д.74-79).

Фактически общество предъявило к вычету НДС во 2 квартале 2008 года только в части, которая не включалась в расходы в период применения упрощенной системы налогообложения.

В ходе опроса Инспекцией ставился вопрос, почему предприятие в период применения упрощенной системы налогообложения не отнесло суммы НДС в состав расходов.

Заявитель указывает о том, что спорные суммы НДС в состав расходов в период применения упрощенной системы налогообложения не включались, именно это обстоятельство послужило основанием для предъявления НДС к вычету при переходе на общий режим во 2 квартале 2008 года на основании пункта 6 статьи 346.25 Налогового Кодекса РФ. Налоговый орган в свою очередь не отрицает, что суммы НДС в расходы не включались до 2 квартала 2008 года, что подтверждается текстом решения, пояснениями представителей Инспекции в ходе судебного разбирательства и доказательствами, выявленными налоговым органом в ходе проверки. Основаниям для отказа в вычете налога исходя из оспариваемого решения является только довод о том, каким образом должны включаться суммы НДС в состав расходов при уплате налога при упрощенной системе налогообложения, но отсутствует дальнейший вывод, каким образом поступать обществу в случае, когда НДС в этот период в состав расходов не включался.

Таким образом, при переходе на общий режим налогообложения при соблюдении всех условий, перечисленных в статье 172 Налогового кодекса РФ, общество вправе принять к вычету налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам в период применения упрощенной системы налогообложения и не включенный в состав расходов при исчислении данного налога.

Пункт 6 статьи 346.25 Налогового Кодекса РФ введен Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ, который вступает в силу с 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, опубликование закона было в июне 2007 года.

Заявитель предъявил к вычету спорный НДС во 2 квартале 2008 года, к моменту предъявления к вычету налога пункт 6 статьи 346.25 Налогового Кодекса РФ вступил в действие. В спорной ситуации речь не идет об обратном действии пункта 6 статьи 346.25 Налогового Кодекса РФ, поскольку заявитель в составе расходов при исчислении налога при упрощенной системе налогообложения в период применения данного специального налогового режима, налог на добавленную стоимость не учитывал. Общество предъявило к вычету НДС за период 2 квартала 2008 года, а не за периоды до 01.01.2008, то есть до даты вступления в силу Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ.

Расходы по уплате государственной пошлины суд в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относит на налоговый орган.

Руководствуясь статьями 49, 110, 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Обществу с ограниченной ответственностью «Сиес» заявление о признании недействительными решений Инспекции федеральной налоговой службы по г. Чебоксары от 16.03.2009 №№ 619, 12, обязании возместить НДС в сумме 25402111 руб. удовлетворить.

Признать недействительным решение Инспекции федеральной налоговой службы по г. Чебоксары № 619 от 16.03.2009 об отказе в привлечении к ответственности общества с ограниченной ответственностью «Сиес» за совершение налогового правонарушения.

Признать недействительным решение Инспекции федеральной налоговой службы по г. Чебоксары № 12 от 16.03.2009 об отказе в возмещении обществу с ограниченной ответственностью «Сиес», ИНН 2127307283, налога на добавленную стоимость в сумме 25402111 руб., обязав Инспекцию федеральной налоговой службы по г. Чебоксары возместить обществу с ограниченной ответственность «Сиес» налог на добавленную стоимость в сумме 25402111 руб. согласно уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2008 года.

Взыскать с Инспекции федеральной налоговой службы по г. Чебоксары в пользу общества с ограниченной ответственностью "Сиес", ИНН 2127307283, зарегистрированного 22.11.1999 Администрацией Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики, расходы по государственной пошлине в сумме 4000 руб.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья О.С. Кузьмина