ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-8837/15 от 30.11.2015 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-8837/2015

Арбитражный суд в составе: судьи Щетинкина А.В.

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Чебоксары Чувашской Республики

к индивидуальному предпринимателю ФИО1, пос. Бугуян Ибресинского  района Чувашской Республики,

о привлечении к административной ответственности

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель или Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель, ИП ФИО1) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Заявление мотивировано тем, что по результатам плановой документарной проверки выявлено несоблюдение ИП ФИО1 лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

По фактам выявленных нарушений 28.09.2015 был составлен протокол № 150377 об административном правонарушении, а связи с чем Управление просит привлечь ИП ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Предприниматель требования Управления не оспорил, отзыв на заявление не представил.

В порядке части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон по истечению сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов. При этом суд располагает сведениями о получении лицами, участвующими в деле, копии определения о принятии заявления к производству.

Проанализировав и оценив имеющиеся доказательства, суд считает заявление Управления подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), а именно для выполнения регулярных перевозок пассажиров в городском и пригородном сообщении, 07.11.2012 предпринимателю Управлением выдана лицензия № АСС-21-011983.

На основании приказа УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора от 25.08.2015 № 500/лиц проведена плановая документарная проверка деятельности ИП ФИО1 По итогам проверки 28.09.2015 составлен акт проверки № 164-лиц, в котором были отражены нарушения лицензионных требований.

В тот же день с участием ИП ФИО1 был составлен протокол № 150377 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Указанной нормой Кодекса предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров установлены пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение № 280).

Подпунктом «з» пункта 4 названного Положения установлено, что в число лицензионных условий входит соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

Материалами дела подтверждено, что ИП Яичниковым Л.И. нарушается режим труда и отдыха в части продолжительности междусменного отдыха; не организовано проведение послерейсового медицинского осмотра водителя; не организован контроль за соблюдением сроков прохождения периодических медицинских освидетельствований; не организовано повышение профессионального мастерства водительского состава согласно учебно-тематического плана и программы ежегодных занятий в с водителями; не организовано проведение стажировки на междугороднем маршруте №587 (Чебоксары - Ульяновск-Новый город - Чебоксары); не представлена документация по организации хранения, выдаче и учету билетов и выручки от перевозок пассажиров и багажа, не обеспечен контроль за использованием билетно-учетных листов, не организовано снятие показаний номеров и серий последних билетов.

Абзацем четвертым пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

Согласно пунктам 9-11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2004 за № 6094), при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, однако работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников. Пункт 25 данного Положения устанавливает, что при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

Данные положения ИП ФИО1 не соблюдаются, поскольку материалами дела подтверждается несоблюдение водителями режима труда и отдыха. Так, согласно путевым листам междусменный отдых водителя ФИО2 с 12.08.2015 на 13.08.2015 составил 06 час. 14 мин.  – путевой лист №182 от 12.08.2015; с 15.09.2015 на 16.09.2015 составил 07 час. 40мин. – путевой лист №213 от 15.09.2015; междусменный отдых водителя ФИО1 в период с 24.08.2015 на 25.08.2015 составил 06 час. 35 мин. – путевой лист № 193 от 24.08.2015;  с 05.09.2015 на 06.09.2015 – 09 час. 40 мин. - путевой лист №204 от 05.09.2015.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ              «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.

В нарушение указанного требования предпринимателем не организовано проведение послерейсового медицинского осмотра водителя, не  организован контроль за соблюдением сроков прохождения периодических медицинских освидетельствований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предприниматель обязан создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Данная обязанность также предпринимателем не исполняется, не организовано повышение профессионального мастерства водительского состава согласно учебно-тематического плана и программы ежегодных занятий в с водителями.

Подпунктом 1.3 Приложения 2 Приказа Минтранса России от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации»
к мероприятиям по подготовке работников, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе, относит в том числе проведение стажировок водителей транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при переводе на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства.

Указанные требования предпринимателем не соблюдаются, не организовано проведение стажировки на междугороднем маршруте №587 (Чебоксары - Ульяновск-Новый город - Чебоксары).

В соответствии с пунктом 42 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

Продажа билетов для проезда в городском и пригородном сообщениях производится (пункт 49 указанных Правил): а) в транспортных средствах (кондукторами или водителями); б) в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств.

Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта (пункт 50 указанных Правил).

Согласно параграфам 43, 44 и 49 Инструкции о порядке снабжения, хранения, выдачи и учета всех видов билетов на проезд в автобусах и автомобилях-такси, контроля и учета выручки от перевозок пассажиров и багажа, утвержденной Минавтотрансом РСФСР 12.07.1978, для учета и контроля выручки от продажи билетов каждому подотчетному лицу при получении билетов выдается бланк билетно-учетного листа.

В целях обеспечения контроля за использованием бланков билетно-учетных и контрольных листов при выдаче бланков со склада автотранспортного предприятия в билетную кассу или диспетчерскую каждый бланк должен быть пронумерован и заверен печатью автотранспортного предприятия.

Для контроля за правильностью продажи билетов кондуктором (водителем) в пути следования автобуса (маршрутного такси) кондуктор или водитель обязан на установленных контрольных пунктах маршрута производить в контрольном листе порейсовую запись номеров и серий последних билетов по их купюрам.

Данные нормы ИП ФИО1 также не соблюдаются, поскольку им не ведется документация по организации хранения, выдаче и учету билетов и выручки от перевозок пассажиров и багажа, отсутствует контроль за использованием билетов водительским составом, поскольку не обеспечен текущий контроль за использованием билетно-учетных листов, на установленных контрольных пунктах маршрута не организовано снятие показаний номеров и серий последних билетов.

Факт совершения правонарушения предприниматель признал, о чем имеется отметка в протоколе.

При изложенных обстоятельствах следует признать, что ИП ФИО1 совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Санкция названной нормы Кодекса предусматривает ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ индивидуальный предприниматель несет ответственность как должностное лицо.

Суд расценивает несоблюдение ИП ФИО1 указанных выше лицензионных требований и условий как нарушение основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Суд, исходя из характера и конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, не усматривает основанийдля применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признания совершенного правонарушения малозначительным. Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности совершенного административного правонарушения. Доказательств, свидетельствующих об обратном, не приведены.

Вина предпринимателя заключается в том, что он при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований лицензионного законодательства, но не предпринял необходимых мер для их соблюдения.

В соответствии с частью 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Суд считает необходимым привлечь ИП ФИО1  к административной ответственности и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере в сумме 3 000 руб.

Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности, заявителем не допущено.

Вместе с тем, ИП ФИО1 не может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, за неорганизацию контроля за соблюдением сроков прохождения водителем обязательного периодического медицинского освидетельствования и непроведение послерейсового медицинского осмотра водителя по путевым листам от 05.09.2015 №204, от 06.09.2015 №205,  ввиду того, что статьей 11.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров, а частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

За осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам (в части неорганизации повышения профессионального мастерства водительского состава согласно учебно-тематического плана и программы ежегодных занятий с водителями), предприниматель также не может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, так как ответственность за это правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ.

При этом в результате переквалификации вышеперечисленных составов правонарушений рассмотрение таких административных дел не будет относиться к подведомственности арбитражного суда.

Кроме того, по нарушениям, установленным заявителем в путевых листах            от 12.08.2015 №182, от 13.08.2015 №183, от 24.08.2015 №193, от 25.08.2015 №194 истек, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.     

Вопрос о взыскании расходов, связанных с рассмотрением дела, не рассматривается, так как заявления о привлечении к административной ответственности, разрешаемых арбитражным судом, госпошлиной не облагаются.

Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 16.08.2012 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы 3 по Чувашской Республике, ОГРНИП <***> ИНН <***>, зарегистрированного по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 000 руб. 00 коп.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти  дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: наименование получателя – Управление Казначейства России по Чувашской Республике (УГАДН по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), банк получателя – Отделение - НБ Чувашская Республика, расчетный счет: <***>, ИНН – <***>, КПП – 213001001, ОКТМО – 97701000 (г. Чебоксары), БИК – 049706001, КБК – 106 116 90040 04 6000 140, назначение платежа – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.

Доказательство уплаты штрафа необходимо представить в суд.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.

Судья                                                                                                                  А.В. Щетинкин