АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-8917/2007
19 ноября 2007 года
Арбитражный суд Чувашской Республики в составе судьи Николаева Ю.П.
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы
по надзору в сфере транспорта по Чувашской Республике, г. Чебоксары
к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Чебоксары Чувашской Республики
о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - старшего специалиста 1 разряда ФИО2,
ответчика - индивидуального предпринимателя ФИО3.
Управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Чувашской Республике (далее – «Управление» ) обратилось в суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – «предприниматель» ) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявление мотивировано тем, что при проведении с 10 по 19 октября 2007 года проверки государственным инспектором Управления выявлены следующие недостатки в организации и осуществлении предпринимателем лицензируемого вида деятельности: ответчик не прошла переподготовку на курсах повышения квалификации по программе КПОПАТ и переаттестацию по БДД (срок удостоверения по БДД вышел 26.04.2007); путевые листы нумеруются и регистрируются по каждому автобусу раздельно, допускается выдача путевых листов без регистрационного номера, в путевых листах не заполняются графы «адрес предпринимателя»; не соблюдается режим труда и отдыха водителей, допущено превышение месячной нормы рабочего времени водителя ФИО4, который на автобусе гос. номер АМ 715 в сентябре 2007 года отработал 28 рабочих дней, в том числе 22 дня без выходных, отработал на линии 249, 6 часов при месячной норме 160 часов; при приеме на работу водителей не обращается внимание на наличие непрерывного стажа водителем автобуса в течение трех последних лет. Так, у ФИО5 отсутствуют документы о наличии непрерывного стажа водителя автобуса.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 19.11.2007.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО2 поддержал заявление по указанным в нем основаниям. Просит суд привлечь ответчика к административной ответственности по части 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Пояснил, что с актом проверки № 325 от 10-19.100.2007 ответчик ознакомлена и его копию получила, однако какие-либо возражения на указанные в нем нарушения со стороны ответчика не поступали. Протокол № 000981 об административном правонарушении составлен 19.10.2007 в присутствии ответчика, при этом права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ей разъяснены, копия протокола вручена в день его составления, возражения к протоколу со стороны предпринимателя также не заявлены.
Ответчик в судебном заседании заявление признала частично в части неуказания в путевом листе от 10.08.2007 номера, непрохождении к моменту проверки переподготовки по организации перевозки пассажиров автотранспортом и аттестации по безопасности дорожного движения. Пояснила, что после проверки указанные нарушения устранены, 26.10.2007 прошла переподготовку и аттестацию. В остальной части заявление не признала. Считает, что довод заявителя о нарушении в сентябре 2007 года режима труда и отдыха водителя ФИО4 необоснован, так как указанный водитель работал на маршруте ежедневно только по 6 часов, общее количество отработанного им в сентябре 2007 года на маршруте «Чебоксары-Казань» рабочего времени составляет 168 часов, что соответствует норме. Необоснован и довод заявителя о том, что водитель ФИО5 обязан иметь трехлетний стаж работы водителем на автобусе. Автобусный маршрут «Чебоксары-Казань» является не междугородным, а межрегиональным, в связи с чем требование п. 2.3.1 приказа № 2 от 08.01.1997 о непрерывном стаже работы водителем автобуса не менее трех последних лет на ФИО5 не распространяется. Сведения о времени выезда и возврата ФИО4 в сентябре 2007 года, указанные в приложенной к заявлению копии журнала регистрации путевых листов, не соответствуют фактическому времени работы водителя на линии. 17.11.2007 провела хронометраж рабочего времени водителя ФИО4 на маршруте «Чебоксары-Казань» и обратно. В ходе данного хронометража установлено, что время управления ФИО4. автобусом составляет всего лишь 5 час. 31 мин., то есть менее 7 часов в день. Согласно Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей в рабочее время водителя засчитывается только время управления автобусом. Паспортом маршрута или иными документами она время для обеда водителей не устанавливала и не декларировала, водитель ФИО4 в сентябре 2007 года выезжал на автобусе и заезжал в гараж во время, указанное в путевых листах и журнале регистрации путевых листов. Представила суду на обозрение подлинные путевые листы за сентябрь 2007 года, журнал регистрации путевых листов за период с 03.04.2007 по настоящее время, копию паспорта автобусного маршрута № 707 «Чебоксары-Казань», ведомости продажи билетов за 17.11.2007, удостоверение от 26.10.2007.
Выслушав представителя заявителя и ответчика, изучив и оценив имеющиеся материалы дела, суд приходит к следующему:
в период с 10 по 19 октября 2007 года Управлением проведена проверка соблюдения ответчиком лицензионных условий при осуществлении перевозки пассажиров автотранспортом и обнаружены следующие нарушения, допущенные предпринимателем: ответчик не прошла переподготовку на курсах повышения квалификации по программе КПОПАТ и переаттестацию по БДД (срок удостоверения по БДД вышел 26.04.2007); путевые листы нумеруются и регистрируются по каждому автобусу раздельно, допускается выдача путевых листов без регистрационного номера, в путевых листах не заполняются графы «адрес предпринимателя»; не соблюдается режим труда и отдыха водителей в части превышения месячной нормы рабочего времени; при приеме на работу водителей не обращается внимание на наличие непрерывного стажа водителя автобуса в течение трех последних лет.
19.10.2007 госинспектор заявителя в присутствии ответчика составил протокол № 000981 об административном правонарушении со стороны предпринимателя, а именно о нарушении условий лицензии при организации и осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
С протоколом № 000981 от 19.10.2007 об административном правонарушении предприниматель ознакомилась в день его составления, экземпляр протокола она получила, о чем свидетельствуют соответствующие записи и подписи предпринимателя на протоколе, а также показания представителя заявителя и ответчика в суде.
19.10.2007 предпринимателю были разъяснены ее права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, о чем свидетельствуют соответствующая запись и личная подпись ответчика на протоколе.
В судебном заседании представителя заявитель и ответчик подтвердили вышеуказанные факты.
ФИО1 зарегистрирована в качестве предпринимателя администрацией Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики 12 апреля 2002 года.
16.01.2003 Управление государственного автодорожного надзора по ЧР выдало предпринимателю лицензию АСС-21-007695 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июня 2002 года № 402, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов в числе иных является выполнение требований, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
На основании части 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей, обеспечивающий безопасность дорожного движения.
В соответствии с Положением об утверждении положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утвержденного Приказом Министерством транспорта РФ от 11 марта 1993 года № 13/11 основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, должны иметь кроме документов, свидетельствующих о специальной подготовке, удостоверение установленной формы о прохождении ими аттестации.
Согласно статьям 91, 104, 329 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 20 августа 2004 года № 15, рабочее время водителя состоит из следующих периодов: время управления автомобилем; время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах; подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии; время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; время простоев не по вине водителя; время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем; время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей; время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерством транспорта РФ от 09 марта 1995 года № 27 основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, является: организация обязана обеспечивать соблюдение режима труда и отдыха водителей в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.
Статьей 104 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктами 7 – 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 20 августа 2004 года № 15, определено, что нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю, для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения; при таком учете продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Приказом Министерства транспорта РФ от 30 июня 2000 года № 68 утвержден Порядок ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями; путевой лист оформляется самим предпринимателем, если он непосредственно управляет автотранспортным средством; в разделе "Предприниматель" указываются сведения, идентифицирующие предпринимателя, а именно: фамилия, имя, отчество, домашний адрес и номер телефона предпринимателя; в строке "Лицензионная карточка" указывается вид лицензионной карточки и ее регистрационный номер.
В соответствии с пунктами 1.2.3, 1.2.3.1, 1.2.3.2, 2.3.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 № 2, определено, что "Вид автобусных перевозок" – это характеристика автобусных перевозок по следующим основным признакам: регулярности осуществления - регулярные (перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленному маршруту с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках), разовые (единичные перевозки по маршруту, определяемому заказчиком; территориальному: городские; пригородные; междугородные; международные; к управлению автобусами, осуществляющими междугородные, международные перевозки, перевозки детей до 16 лет, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет, выполнение указанного требования обеспечивается владельцами автобусов при приеме водителей на работу и направлении на осуществление указанных перевозок.
Материалы дела доказывают, что предприниматель нарушила вышеперечисленные нормы законов, нормативных правовых актов и совершила правонарушения, указанные в пунктах 1-4 акта № 325 от 10-19.10.2007, в том числе допустила отработку водителем ФИО4 в сентябре 2007 года 247, 6 часов (28 дней) при месячной норме 160 часов (20 дней), что подтверждается записями в путевых листах и журнале регистрации путевых листов.
На основании вышеизложенного суд считает, что протокол № 000981 от 19.10.2007 о совершении предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно нарушении требований транспортного законодательства, являющихся неотъемлемыми условиями лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, работником заявителя составлен обоснованно, заявление управления подлежит удовлетворению.
Доводы ответчика суд считает необоснованными и не подтвержденными надлежащими доказательствами.
Маршрут «Чебоксары-Казань» в соответствии с пунктами 1.2.3, 1.2.3.1, 1.2.3.2, 2.3.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 № 2, относится к междугородним автобусным маршрутам.
Записями в путевых листах и журнале регистрации путевых листов подтверждается, что водитель ФИО4 отработал в сентябре 2007 года 247, 6 часов (28 дней, из них 22 дня – без выходных) при нормальном числе рабочих часов 160 часов (20 дней).
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц, к которым указанным законом отнесены и индивидуальные предприниматели, за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 указанного кодекса, совершенных индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов.
Вопрос о судебных расходах судом не разрешается, законом не предусмотрено взимание государственной пошлины по делам о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167 – 170 и 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление удовлетворить.
Индивидуального предпринимателя ФИО1, дата и место рождения 20 февраля 1965 года д. Анишхири Цивильского района Чувашской АССР, проживающую по адресу <...>, зарегистрированную 12 апреля 2002 года администрацией Московского района города Чебоксары, привлечь к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наложить на нее административный штраф в размере 3 000 руб. (Три тысячи рублей).
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по Чувашии (УГАДН по Чувашии Ространснадзора).
Банк получателя - ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ г. Чебоксары.
Расчетный счет - <***>.
ИНН - <***>.
КПП - 213001001.
ОКАТО - 97401000000.
БИК - 049706001.
КБК - 106 1 16 90040 04 0000 140.
Назначение платежа - «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов».
На решение в десятидневный срок может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья Ю.П. Николаев