ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-8985/2005 от 05.10.2005 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-8985/2005

октября 2005 года

Арбитражный суд в составе:

судьи Кудряшовой Г.Г.,

при ведении протокола судебного заседания,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО5

к Чувашской таможне

о признании незаконными действий Чувашской таможни

при участии: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4,

у с т а н о в и л:

ФИО5, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий  Чувашской таможни по принятию решения № 07-10/4046 от 15.08.2005 о проведении специальной таможенной ревизии, по принятию постановления и протокола от 16.08.2005 об изъятии товаров.

         Требование мотивировано тем, что согласно решению исполняющего обязанности начальника Чувашской таможни от 15.08.2005 № 07-10/4046 была назначена и проведена специальная таможенная ревизия в отношении индивидуального предпринимателя ФИО5

В качестве основания проведения ревизии в решении  указывается: «Данные, свидетельствующие о том, что реализуемые товары иностранного производства имеют признаки контрафактности, следовательно, ввезены на таможенную территорию РФ с нарушением требований и условий, установленных Таможенным Кодексом РФ (помимо таможенного контроля либо с недостоверным декларированием)».

         По результатам ревизии 16.08.2005 был составлен акт осмотра помещений в магазине «Спорт-Сити», а также составлен протокол об изъятии 252 единиц спортивных изделий с логотипом «Adidas», в этот же день, изъятый товар был передан в зону временного хранения на склад Чувашской таможни.

         ФИО5 не согласен с решением Чувашской таможни о проведении специальной таможенной ревизии, считает действия незаконными, так как согласно статье 376 Таможенного кодекса РФ специальная таможенная ревизия проводится только в случаях и у лиц, перечисленных в п. 3 указанной статьи 376 Кодекса.

ФИО5 в заявлении указывает, что он не является участником внешнеэкономической деятельности и декларацию не подавал. Реализуемый в магазине товар (спортивная одежда с размещением на ней логотипом «Adidas») приобретен у уполномоченного импортера компании «Adidas» - в магазине ООО «Adidas» г. Москвы, на товар имеются сертификаты соответствия, содержащие информацию об изготовителе и другие сведения о товаре. Следовательно, реализация товара производилась ФИО5 в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Индивидуальный предприниматель ФИО5 не согласен с изъятием товара, проведенного согласно постановлению и протоколу об изъятии товаров от 16.08.2005, поскольку согласно п. 3 статьи 377 Таможенного кодекса РФ изъятие товара допускается в случаях, если товары запрещены к ввозу в РФ или обороту в соответствии законодательством РФ; при наличии достаточных оснований полагать, что арест товаров не является мерой для обеспечения их сохранности.

Следовательно, как считает ФИО5, невозможно изъятие товара у лиц, которые приобрели их в ходе оборота на территории РФ, если эти лица не могли каким-то образом влиять на соблюдение требуемых при перемещении товара через границу таможенных формальностей, поскольку не были участниками таможенных отношений, при том, что приобретая товар, они не знали и не должны были знать о незаконности  его ввоза.

Кроме того,  изъятие товара в магазине «Спорт-Сити» происходило при участии  понятых, в качестве которых выступали продавцы магазина, то есть, лица, состоящие в подчинении предпринимателя ФИО5, был нарушен порядок изъятия товара - не производилась надлежащая упаковка и опечатывание товара, протокол об изъятии не содержит индивидуализирующих признаков, поэтому нельзя однозначно утверждать, что решение по итогам специальной таможенной ревизии будет принято именно в отношении конкретных вещей.

Предприниматель ФИО5 считает себя добросовестным участником гражданских правоотношений, поэтому, исходя из смысла статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, Определений Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.1999 № 8-П, от 27.11.2001 № 202-О, от 21.04.2003 № 6-П под добросовестностью следует понимать субъектную сторону поведения, то есть, когда участник гражданских правоотношений не знал и не мог знать о правах третьих лиц на имущество или об иной своей неуправомоченности.  Тогда противоправность в их поведении не принимается. Самостоятельно определить природу происхождения товаров предприниматель не имеет возможности, поскольку отсутствуют какие-либо методические рекомендации по способам идентификации подделок.

Предприниматель ФИО5 считает, что в результате незаконных действий нарушаются права и законные интересы его как предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, выразившееся в отвлечении из оборота собственных денежных средств более чем 160 тыс. руб., что негативно отражается на коммерческой деятельности.

В судебном заседании представители поддержали требование в полном объеме, представив дополнения по тексту заявления, просят признать незаконными действия Чувашской таможни в части назначения и проведения  специальной таможенной ревизии в отношении индивидуального предпринимателя ФИО5 и изъятию товара согласно постановлению и протоколу от 16.08.2005 об изъятии товаров.

Представители Чувашской таможни с требованиями индивидуального предпринимателя  ФИО5 не согласились, объяснив суду, что таможенные органы наделены функциями по осуществлению таможенного контроля, проводят его в формах, установленных статьей 376 Таможенного кодекса РФ. Одной из таких форм является проведение таможенной ревизии.

При вынесении решения о назначении специальной таможенной ревизии в отношении индивидуального предпринимателя ФИО5 должностное лицо таможенного органа руководствовалось требованиями статьи 376 Таможенного кодекса РФ.

Представители Чувашской таможни  считают, что решение о проведении таможенной ревизии не нарушает права лица, так как данный документ не создает для него юридически значимые последствия, поэтому решение от 15.08.2005 № 07-10/4046 о назначении специальной таможенной ревизии не может быть предметом обжалования.

Представители объяснили, что согласно п. 3 статьи 376 Таможенного кодекса РФ таможенная ревизия может проводиться также у лиц, осуществляющих торговлю иностранными товарами. Цели проведения указанной ревизии определены приказом  ГТК РФ от 11.06.2004 № 663 «Об утверждении порядка организации и проведения таможенной ревизии». Исходя из указанных целей, объектами ревизии могут являться иностранные товары, а проверяемыми лицами могут быть как участники внешнеэкономической деятельности, так и иные лица.

Утверждение заявителя о том, что основанием для назначения специальной таможенной ревизии является обязательное наличие достоверных фактов нарушения законодательства, представители таможенного органа считают ошибочным. Пункт 3 статьи 376 Таможенного кодекса РФ определяет основания для назначения ревизии, которые заключаются в недостоверно установленных фактах нарушения законодательства РФ, а в их предположительном характере, а именно, при обнаружении данных, которые могут свидетельствовать о том, что товары ввезены на таможенную территорию с нарушением требований и условий, установленных Таможенным кодексом РФ.

Незнание ФИО5 о незаконности ввоза товаров на таможенную территорию РФ не исключает не только возможность проведения их изъятия, но при наличии оснований,  и ответственность лица за приобретение такого товара. ФИО5, приобретая и реализуя товар, в соответствии с п. 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляет предпринимательскую деятельность на свой риск, то есть с переходом права собственности на товар к лицу переходят и все риски, связанные с таким приобретением.

Порядок производства изъятия товаров определен п.п. 5, 6 статьи 377 Таможенного кодекса РФ. В соответствии с указанными требованиями был составлен протокол об изъятии товаров иностранного производства, при изъятии товара присутствовали понятые, требования к понятым Таможенным кодексом РФ не установлены.

Представители  Чувашской таможни считают, что упаковка и опечатывание изъятого у индивидуального предпринимателя ФИО5 товара производились в соответствии с требованиями статьи 390 Таможенного кодекса РФ, в присутствии понятых и самого предпринимателя. Извлечение, замена товаров без  повреждения средств идентификации или упаковки невозможны.

Заслушав представителей и оценив представленные материалы, суд признает требование индивидуального предпринимателя ФИО5 правомерным и подлежащим удовлетворению.

Согласно статьям 45 - 57 Таможенного кодекса РФ любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность. При этом, решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных  лиц могут обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд. Данное право предусмотрено также статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.   

Из материалов дела видно, что согласно решению исполняющего обязанности начальника Чувашской таможни от 15.08.2005 № 07-10/4046 была назначена и проведена специальная таможенная ревизия в магазине «Спорт-Сити», расположенного по адресу: <...> и принадлежащего индивидуальному предпринимателю ФИО5

         По результатам ревизии 16.08.2005 был составлен акт осмотра помещений в магазине «Спорт-Сити», а также составлен протокол об изъятии спортивных изделий с логотипом «Adidas», в этот же день, изъятый товар был передан в зону временного хранения на склад Чувашской таможни.

         Из смысла статьи 376 Таможенного кодекса РФ следует, что таможенная ревизия (общая или специальная) представляет собой самостоятельную форму таможенного контроля. Она проводится исключительно таможенными органами по основаниям, прямо предусмотренным в статье 378 указанного Кодекса, лишь после выпуска товаров. При этом специальная таможенная ревизия, в отличие от общей, проводится только в случае выявления данных, которые могут свидетельствовать о совершении правонарушения в области таможенного дела.

         Специальная таможенная ревизия проводится только один раз по письменному решению начальника (его заместителя) таможенного органа и только в случаях и у лиц, исчерпывающим образом перечисленных в п. 3 статьи 376 Таможенного кодекса РФ.  Решение может быть обжаловано в соответствии со статьями 45 - 57 Таможенного кодекса РФ.

         Порядок организации и проведения таможенной ревизии установлен приказом ГТК РФ от 11.06.21004 № 663 «Об утверждении порядка организации и проведения таможенной ревизии».

Пунктом 8 Порядка перечислены основания для назначения специальной таможенной ревизии. Из пункта 9 следует, что проведению ревизии предшествуют подготовительные мероприятия, лишь после результатов проведения  указанных мероприятий выносится решение о проведении таможенной ревизии, при этом копия решения вручается руководителю (уполномоченному представителю) проверяемого лица с одновременным предъявлением членами ревизионных комиссий служебных удостоверений.

         Из решения Чувашской таможни от 15.08.2005 № 07-10/4046 о назначении специальной таможенной ревизии в отношении  предпринимателя ФИО5 следует, что основанием для ее назначения и проведения являются: «Данные, свидетельствующие о том, что реализуемые товары иностранного производства имеют признаки контрафактности, следовательно, ввезены на таможенную территорию РФ с нарушением требований и условий, установленных Таможенным Кодексом РФ (помимо таможенного контроля либо с недостоверным декларированием)».

Между тем, к акту не прилагаются данные, свидетельствующие о том, что реализуемые товары иностранного производства имеют признаки контрафактности, результаты  подготовительных мероприятий  в отношении индивидуального предпринимателя ФИО5 также не приложены и  в суд не представлены. Из материалов дела следует, что изъятый товар был приобретен ФИО5 не за границей, а в специализированных магазинах г. Москвы.

Следовательно, при назначении специальной таможенной ревизии Чувашской таможней были нарушены требования пункта 3 статьи 376 Таможенного кодекса Российской Федерации, Порядка организации и проведения таможенной ревизии, утвержденного  приказом ГТК РФ от 11.06.21004 № 663.

Суд считает, что указанными действиями были нарушены также требования статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Согласно указанной норме при проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе осуществлять проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю индивидуальных  предпринимателей либо их представителей.

Обстоятельства дела и отметка в решении Чувашской таможни от 15.08.2005 свидетельствуют о том, что копия решения о назначении специальной таможенной ревизии  до начала ее проведения  в магазине «Спорт-Сити» предпринимателю ФИО5 не была вручена, ревизия была начата в присутствии продавцов магазина, которые согласно нормам Гражданского кодекса и Таможенного кодекса Российской Федерации не могут являться законными представителями индивидуального предпринимателя  ФИО5

Из объяснений представителей Чувашской таможни следует, что таможенные органы наделены функциями по осуществлению таможенного контроля, проводят его в формах, установленных статьей 376 Таможенного кодекса РФ. Следовательно, при осуществлении таможенного контроля должностные лица Чувашской таможни обязаны соблюдать нормы действующего законодательства Российской Федерации.

Согласно статьям 376-377 Таможенного кодекса РФ таможенная ревизия может сопровождаться изъятием товаров и наложением ареста на товары. Указанные действия производятся на основании мотивированного постановления должностного лица таможенного органа, проводящего специальную таможенную ревизию, в присутствии лица, у которого обнаружены товары, либо его представителя, а также в присутствии не менее двух понятых. Как следует из объяснений заявителя и материалов дела, указанные требования лицами, проводящими  ревизию, не выполнены.

Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании решений и действий (бездействия) незаконными.

Суд признает незаконными действия Чувашской таможни в части назначения  и проведения  специальной таможенной ревизии в отношении индивидуального предпринимателя ФИО5 и изъятию товара согласно постановлению и протоколу от 16.08.2005 об изъятии товаров. Они противоречат статьям 376-377 Таможенного кодекса РФ, статье 8 Федерального закона от 08.08.2001 №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», приказу  ГТК РФ от 11.06.2004 № 663 «Об утверждении порядка организации и проведения таможенной ревизии». Суд устанавливает, что оспариваемые действия Чувашской таможни нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, истцу следует вернуть из федерального бюджета сумму уплаченной государственной пошлины.

Руководствуясь статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

заявление индивидуального предпринимателя ФИО5  удовлетворить.

Признать незаконными действия Чувашской таможни в части назначения и проведения  специальной таможенной ревизии в отношении индивидуального предпринимателя ФИО5 и изъятию товара согласно постановлению и протоколу от 16.08.2005 об изъятии товаров.

Индивидуальному предпринимателю ФИО6 вернуть из бюджета Российской Федерации 2000 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.

          Судья                                                                                Г.Г. Кудряшова