ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-9418/06 от 24.01.2007 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-9418/2006

31 января 2007 года

Резолютивная часть решения объявлена 24.01.07.

Решение суда в полном объеме изготовлено 31.01.07

Арбитражный суд в составе:

судьи Велитченко Г.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Даниловым А.Р.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Чебоксарской городской ассоциации жилищно-строительных и жилищных кооперативов, товариществ собственников жилья г. Чебоксары

к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" г. Чебоксары

с участием третьего лица Администрации г.Чебоксары в лице подразделения Управление ЖКХ и энергетики г.Чебоксары

о взыскании 145 837 руб. 13 коп.,

при участии

от истца Мокеевой Е.Н. по доверенности от № 31/1-1 от 10.01.07, Маториной Л.С. по доверенности № 31/1-596 от 12.12.06, Гурьянкиной В.С. по доверенности № 31/1-596 от 12.12.06, Григорьевой Е.В. по доверенности № 31/1-594 от 12.12.06, Михайловой О.В. по дов. № 31/1-30 от 16.01.07

от ответчика Васильевой Н.А. по доверенности № 16 от 19.04.06, Князькиной О.В. по доверенности № 18 от 19.04.06, Егоровой Е.В. по доверенности № 22 от 01.06.06.

от третьего лица Филипповой Т.Ф. по дов. № 29/01-3363 от 28.12.06, Порфирьева П.Н. по дов. № 29/01-78 от 17.01.07

установил:

Чебоксарская городская ассоциация жилищно-строительных и жилищных кооперативов, товариществ собственников жилья г. Чебоксары (далее – ГО ЖСК) обратилась в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" г. Чебоксары о взыскании 145 837 руб. 13 коп. неосновательного обогащения.

Определением суда от 14.12.06 в качестве третьего лица привлечено Управление ЖКХ и энергетики Администрации г.Чебоксары.

Протокольным определением суда от 17.01.07 уточнен статус Управления и в качестве третьего лица привлечена Администрация г.Чебоксары, поскольку Управление ЖКХ и энергетики является структурным подразделением Администрации г.Чебоксары и несет все права обязанности юридического лица.

В ходе судебного разбирательства представитель истца уменьшил размер исковых требований до 120 972 руб.89 коп.

В судебном заседании был объявлен перерыв с 17.01.07 по 24.01.07 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представители истца поддержали иск.

По существу пояснили, что отношения сторон вытекают из договора на отпуск тепловой энергии № 52 от 15.02.02, который заключен истцом от имени и в интересах 95 юридических лиц, в том числе ЖСК, ЖК, ТСЖ, управляющих жилыми домами в г.Чебоксары. В 15 обслуживаемых истцом домах общедомовых приборов учета тепловой энергии нет. Жильцы 2 100 квартир в этих домах установили индивидуальные приборы учета горячей воды и оплачивают ее по показаниям приборов учета в соответствии с Временным положением о порядке организации в жилых домах учета потребления тепло-, водоснабжения и водоотведения, его оплаты по показаниям измерительных приборов, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 27.03.03 № 877 (далее- Временное положение).

В результате того, что жильцы оплачивают тепловую энергию по индивидуальным приборам учета, а на оплату ответчик предъявляет счета-фактуры исходя из тарифа, установленного Республиканской службой по тарифам, то истец несет большие убытки в виде разницы стоимости горячей воды, оплачиваемой жильцами, и стоимости горячей воды оплачиваемой истцом по предъявленным счетам-фактурам.

Представитель истца считает, что за период с марта по июнь 2006 года ответчиком неосновательно получены денежные средства в сумме 120 972 руб. 89 коп. Предъявленные к оплате счета-фактуры оплачены путем безакцептного списания денежных средств в соответствии с условиями пункта 5.2 договора. Акт сверки взаимных расчетов подтверждает, что денежные средства за спорный период перечислены ответчику. Неоплата предъявленных платежных требований, в соответствии с предупреждениями ответчика, грозила задержкой пуска тепла в следующий отопительный период.

Ответчику письмами от 23.01.06 № 31/1-26, от 14.02.06 № 31/1-58 было предложено произвести расчет потребленной горячей воды в домах, где отсутствуют общедомовые приборы учета, с учетом количества жильцов, установивших в своих квартирах индивидуальные приборы учета.

01.03.06 ответчику письмом № 31/1-92 было предложено выписать счет-фактуру за потребленную горячую воду и акт выполненных работ за февраль 2006 года с учетом количества жильцов по состоянию на 01.02.06.

С требованием о перерасчете с 01.03.06 стоимости потребленной энергии в марте-мае 2006 года, согласно Временному положению, истец обратился с письмом № 31/1-284 от 14.06.03 с приложением расчетов. Однако ответчик игнорировал данные письма и перерасчет не производил.

Представители истца считают, что Временное положение не предусматривает участие энергоснабжающей организации при вводе индивидуальных приборов учета в эксплуатацию. Лицо, желающее установить индивидуальный прибор учета, обращается в энергосервисную организацию, имеющую лицензию на выполнение таких работ. Выбор организации принадлежит потребителю. Энергосервисная организация заключает с абонентом договор на выполнение работ по установке приборов учета. Ввод прибора учета в эксплуатацию оформляется трехсторонним актом, подписанным потребителем, ГО ЖСК и энергосервисной организацией. После подписания акта прибор учета пломбируется представителями ГО ЖСК. Показания приборов учета вводятся ежемесячно в специальную компьютерную программу.

Порядок расчетов за горячую воду, установленный Временным положением, не противоречит статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и порядку расчетов, установленному Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.06 № 307.

Представители ответчика исковые требования не признали. Считают, что индивидуальные приборы учета, установленные жильцами многоквартирных домов, не допущены в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго Российской Федерации

№ Вк-4936 от 12.09.95. Истец ни разу не приглашал ответчика для составления двухстороннего акта ввода в эксплуатацию приборов учета. Поэтому показания приборов учета приниматься к оплате не могут. Кроме того, условиями договора на отпуск тепловой энергии № 52 от 15.02.02 количество энергии измеряется в Гкал, а индивидуальные приборы учета измеряют только расход горячей воды в куб.м. Расчет потребленной тепловой энергии произведен по тарифам, установленным Постановлением Республиканской службы по тарифам № 14-6/т от 05.05.06 для соответствующей группы потребителей.

Представители ответчика считают, что Временное положение о порядке организации в жилых домах учета потребления тепло-, водоснабжения и водоотведения, утвержденное решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 27.03.03 № 877, противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.06, имеющим большую юридическую силу, и поэтому применяться судом не может.

Представители третьего лица полностью поддержали доводы истца. Пояснили, что жители г.Чебоксары в массовом порядке устанавливают в квартирах индивидуальные приборы учета коммунальных услуг. В муниципальном жилом фонде только 12% домов оборудовано общедомовыми приборами учета тепловой энергии и горячей воды. Исполнители коммунальных услуг начисляют населению за потребленную горячую воду в соответствии с правилами по показаниям приборов учета. С бюджета города дотации не предусмотрены.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил.

Между сторонами 15.02.02 заключен договор на отпуск тепловой энергии № 52, в соответствии с которым энергоснабжающая организация обязалась подавать на объекты потребителя (95 жилых домов в г.Чебоксары) тепловую энергию, а потребитель обязался оплачивать ее на условиях, предусмотренных договором. Договор пролонгирован и действует до настоящего времени.

Разделами 3, 4 договора предусмотрено, что учет тепловой энергии производится по контрольно-измерительным приборам, признанным коммерческими энергоснабжающей организацией. При отсутствии приборов - по проектным нагрузкам, а при отсутствии проектных нагрузок- расчетным методом по нормам теплопотребления. Взаимоотношения с потребителями, у которых установлены приборы учета, регламентируются «Положением о взаимоотношениях энергоснабжающей организации с потребителями тепла, имеющими приборы учета теплоэнергии». Расчет за потребленную тепловую энергию производится по тарифам соответствующих групп потребителей, утвержденных РЭК в соответствии с действующим законодательством. Изменение тарифов на период действия договора не требует его переоформления (л.д.12-13, 44-45 том 1).

Общедомовые приборы учета тепловой энергии установлены в 80 жилых домах, обслуживаемых истцом, а в 15 жилых домах такие приборы учета тепловой энергии не установлены.

Некоторые жители, проживающие в домах г.Чебоксары по улицам : 139 Стрелковой дивизии; Гузовского-38; М.Павлова- 10, 14; Университетская-21; Б.Миттова-7, 17; пр.9 Пятилетки-1, 22; Баумана-12; Ленинского Комсомола-10; Бульвар Миттова-4; пр.Мира-17а; Эгерский б-р-47; Талвира-12; Промышленная- 2 в течение 2004-2006 годов установили индивидуальные приборы учета расхода горячей воды (л.д.63-86 том 2).

Установка приборов учета горячей воды в квартирах производилась энергосервисными организациями и предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление установки приборов учета и контроля в соответствии с договорами на установку и техническое обслуживание счетчиков воды, заключенными с отдельными жильцами.

Установка каждого прибора учета горячей воды оформлена актом ввода в эксплуатацию приборов учета потребления горячей/холодной воды, подписанным комиссией в составе представителя ГО ЖСК (исполнителя), энергосервисной организации и жильца (л.д. 7-8 том 1, 51- 59 том 2).

Письмами от 23.01.06 № 31/1-26, от 14.02.06 № 31/1-58, от 91.03.06

№ 31/1-92, от 14.06.03 № 31/1-284 истец просил произвести расчет (перерасчет) потребленной горячей воды, в том числе за март-июнь 2006 года, в домах, где отсутствуют общедомовые приборы учета, с учетом количества жильцов, установивших в своих квартирах индивидуальные приборы учета (л.д.61-65 том 1).

Оплата за потребленную тепловую энергию за март-июнь 2006 года произведена полностью путем безакцептного списания денежных средств с расчетного счета истца по выставленным платежным требованиям.

Оценив представленные документы, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Согласно статьям 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации № 188-ФЗ от 29.12.04 плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

Федеральный закон, регулирующий принципы и порядок установления тарифов на коммунальные услуги не принят. В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона № 189 от 29.12.04 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» подлежат применению нормативные акты Правительства Российской Федерации.

Пунктами 2, 3 Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных постановлением Правительства

№ 89 от 17.02.04, действовавших до 29.08.06, было предусмотрено, что регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства подлежат тарифы на коммунальные услуги, включающие тарифы и на услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению, регулирующими органами являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, полномочия которых в области установления цен и тарифов определяются федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными актами субъектов Российской Федерации и органом местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06

№ 306 утверждены «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», которыми предусмотрено (пункт 4 Правил), что уполномоченными органами (органами местного самоуправления) утверждаются нормативы потребления коммунальных услуг. Решение уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Закона Чувашской Республики «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» № 19 от 18.10.04 органы местного самоуправления обладают полномочиями на установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Администрацией г.Чебоксары, как органом местного самоуправления в соответствии с пунктами 9, 26 Устава города Чебоксары, в пределах предоставленных ей полномочий статьей 6 Закона Чувашской Республики «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» принято Постановление № 292 от 22.12.05 «Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для граждан города Чебоксары» с 01.01.06. Тариф установлен в размере 118 руб.12 коп. на 1 человека в месяц при норме расхода горячей воды 3, 97 куб.м на 1 человека (л.д.78-79 том 1).

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов № 877 от 27.03.03 (с изменениями от 22.02.06) утверждено Временное положение о порядке организации в жилых домах учета потребления тепло-, водоснабжения и водоотведения, его оплаты по показаниям измерительных приборов.

Пунктами 2.15- 2.17, 5.3 Временного положения предусмотрено, что ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды оформляется актом, подписанным представителями энергосервисной организации, исполнителем и потребителем. Ввод в эксплуатацию домовых приборов учета энергоресурсов оформляется актом, подписанным поставщиком, энергосервисной организацией и исполнителем. Домовые приборы учета энергоресурсов пломбируются поставщиком, индивидуальные приборы учета- исполнителем. Если многоквартирный дом не оснащен домовыми приборами учета, но индивидуальные приборы учета горячей и холодной воды потребителями частично установлены, то ежемесячные расчеты за услуги горячего, холодного водоснабжения и водоотведения между исполнителем и поставщиком производятся по фактическим показаниям прибора учета горячей и холодной воды, исходя из установленных тарифов (л.д.115-117 том 2).

В соответствии со статьей 6 Устава города Чебоксары правовые акты города Чебоксары обязательны для исполнения на всей территории города.

Суд считает, что Временное положение не противоречат Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.06 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», раздел 3 которого гласит, что при наличии в помещениях индивидуальных приборов учета и при отсутствии общедомовых приборов учета, размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета.

В том случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги горячее водоснабжение рассчитывается по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам.

Из представленных нормативов следует, что для граждан, проживающих в городе Чебоксары, стоимость 1 куб.м. горячей воды составляет 29 руб.76 коп.

Истцом представлен полный расчет стоимости потребленной горячей воды за март-июнь 2006 года жильцами, установившими индивидуальные приборы учета (л.д.63-86 том 2).

Ответчик возражения на уточненный расчет истца не представил.

На момент рассмотрения спора Временное положение о порядке организации в жилых домах учета потребления тепло-, водоснабжения и водоотведения, его оплаты по показаниям измерительных приборов, утвержденное решением Чебоксарского городского Собрания депутатов № 877 от 27.03.03 (с изменениями от 22.02.06) и Постановление Администрации г.Чебоксары № 292 от 22.12.05 «Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для граждан города Чебоксары» не оспорены.

Правила отмены решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации № 123 от 03.03.04 и не могут быть признаны судом недействующими в порядке статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд соглашается с доводами ответчика, что истец обязан исполнять обязательства по заключенному договору № 52 от 15.02.02 на отпуск тепловой энергии в части оплаты за потребленную тепловую энергию по контрольно-измерительным приборам, признанным коммерческими и по тарифам соответствующих групп потребителей, утвержденных РСТ в соответствии с действующим законодательством. Однако данные обязательства сохранятся при установке общедомовых приборов учета тепла, фиксирующих фактическое потребление энергии жильцами конкретных домов. В данном споре речь идет об индивидуальных приборах учета горячей воды, установленных отдельными жильцами домов, где общедомовые приборы учета тепла не установлены. Данные отношения договором не урегулированы. Положение о взаимоотношениях энергоснабжающей организации с потребителями тепла, имеющими приборы учета теплоэнергии, суду не представлено.

В соответствии с пунктом 6.9 договора на отпуск тепловой энергии № 52 от 15.02.02 взаимоотношения сторон, не предусмотренные договором, регулируются действующим законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.

Право потребителя на установку индивидуального прибора учета горячей воды и оплату по тарифам, установленным органами местного самоуправления предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации.

Доводы ответчика, что индивидуальные приборы учета расхода горячей воды не приняты им в эксплуатацию как коммерческие ввиду отсутствия актов ввода в эксплуатацию, подписанных энергоснабжающей организацией не могут быть приняты судом, поскольку, как следует из материалов дела, истец неоднократно обращался с требованием о перерасчете стоимости потребленной горячей воды по приборам учета. Однако ответчик не принимал никаких мер по перепроверке правильности установки индивидуальных приборов учета. Кроме того, при установке приборов учета были соблюдены все требования, предусмотренные Временным положением.

Истец заключил договор на отпуск тепловой энергии от имени и в интересах 95 юридических лиц, в том числе ЖСК, ЖК, ТСЖ, управляющих жилыми домами в г.Чебоксары.

По существу тепловую энергию потребляют и оплачивают не ЖСК, ЖК, ТСЖ и управляющие жилыми домами, а граждане.

Из материалов дела видно и стороны это не оспаривают, что денежные средства за потребленную горячую воду в марте-июне 2006 года в размере 225 847 руб.68 коп. списаны с расчетного счета истца в безакцептном порядке ( л.д.101 том 1, л.д.97-100 том 2).

На основании изложенного суд считает, что ответчик неосновательно получил денежные средства в сумме 120 972 руб.89 коп. за потребленную горячую воду в марте-июне 2006 года

Суд удовлетворяет требования в полном объеме.

Расходы по госпошлине суд относит на ответчика в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» г.Чебоксары в пользу Чебоксарской городской ассоциации жилищно-строительных и жилищных кооперативов, товариществ собственников жилья г. Чебоксары 120 972 руб.89 коп. неосновательного обогащения в марте-июне 2006 года.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» г.Чебоксары в доход федерального бюджета 3 919 руб.46 коп. государственной пошлины

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья Г.В. Велитченко