АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | |||
Именем Российской Федерации | |||
Р Е Ш Е Н И Е | |||
г. Чебоксары | Дело № А79-9477/2006 | ||
октября 2006 года | |||
Резолютивная часть решения объявлена 26 октября 2006 года.
Решение в полном объеме изготовлено 30 октября 2006 года.
Арбитражный суд Чувашской Республики в составе судьи Николаева Ю.П. при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрел в заседании суда дело по жалобе
ОАО «Новочебоксарский хлебозавод», г. Новочебоксарск Чувашской Республики
к инспекции ФНС по г. Новочебоксарску Чувашской Республики, г. Новочебоксарск
об оспаривании постановления № 57 от 26.09.2006 о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – юрисконсульта ФИО1,
ответчика – специалиста - эксперта ФИО2.
Открытое акционерное общество «Новочебоксарский хлебозавод» (далее - «заявитель», «Организация») обратилось в суд с заявлением об отмене постановления № 57 от 26.09.2006 инспекции ФНС по г. Новочебоксарску Чувашской Республики (далее – «ответчик», «Инспекция») о наложении административного штрафа.
В обоснование требования заявитель указал, что оспариваемым постановлением Инспекция признала его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - «КоАП РФ»), и наложила наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.. Организация считает, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения. Полагает, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.1992 № 23 «О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации» и постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.04.2002 «О дополнительных мерах по упорядочению розничной продажи алкогольной продукции» осенне-зимний период для продажи алкогольной продукции следует исчислять с момента перехода на осенне-зимний период, то есть с момента перевода стрелок часов в 3 часа последнего воскресенья октября на один час назад. Следовательно, 12 сентября 2006 года относится к весенне-летнему периоду, в связи с чем продажа покупателю ФИО3 одной бутылки водки «Серебряный источник» в 07 час. 08 мин. в магазине Организации не является нарушением условий выданной заявителю лицензии, разрешающей продажу алкогольной водки в весенне-летний период времени с 07 до 23 часов. При проверке работниками магазина были предъявлены все документы, сопровождающие продажу водки «Серебряный источник» емкостью 0,5 л по цене 77,50 руб., произведенной 26.05.2006 спиртзаводом «Марпосадский», в том числе товарно-транспортная накладная № 0003113 от 09.08.2006, справка к указанной накладной и удостоверение качества № 0003113/3108 от 09.08.2006.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в заседании суда объявлялся перерыв до 26 октября 2006 года.
Представитель заявителя ФИО1 в судебном заседании поддержал заявление по указанным в нем основаниям. Суду пояснил, что магазин №1 «Продукты» по адресу <...> является собственностью Организации, сам факт продажи 12.09.2006 в 07 час. 08 мин. в указанном магазине одной бутылки водки «Серебряный источник» покупателю заявитель не оспаривает. В момент проверки документы, подтверждающие легальность производства и оборота водки «Серебряный источник», а именно ТТН, качественное удостоверение, разделы А и Б справки к ТТН, находились в магазине и проверяющим были представлены старшим продавцом магазина. Через полчаса после проверки указанные документы были привезены в налоговую инспекцию и предъявлены. При составлении протокола № 000319 об административном правонарушении 20.09.2006 присутствовала заведующая магазином, которой руководителем заявителя была выдана доверенность. При составлении протокола заведующая магазином написала письменную объяснительную, в которой указала о том, что в ходе составления акта ТТН, разделы А и Б справки к ТТН и качественное удостоверение на водку «Серебряный источник» были представлены старшим продавцом, а в момент проверки продавец-кассир растерялась и не смогла представить указанные документы проверяющим. В подтверждение довода о необходимости исчисления осенне-зимнего периода с первого воскресенья октября представил суду письменный ответ заместителя министра экономического развития и торговли ЧР от 06.10.2006 № 11/25-4397-исх. Пояснил, что при рассмотрении материалов административного дела 26.09.2006 представитель заявитель присутствовала, действовала на основании выданной руководителем заявителя доверенности. Копии протокола от 20.09.2006 и постановления от 26.09.2006 заявитель получил в дни их вынесения.
Представитель Инспекции ФИО2 в заседании суда просит отказать в удовлетворении заявления. Представила суду на обозрение подлинные материалы дела об административном правонарушении. Пояснила, что в момент проверки документы, подтверждающие легальность производства и оборота всего ассортимента алкогольной продукции, в том числе на водку «Серебряный источник», именно ТТН, разделы А и Б справок к ТТН и качественные удостоверения, покупателю и проверяющим не были представлены. Указанные документы представлены заявителем ответчику только 20.09.2006 при составлении протокола об административном правонарушении. Кроме того, заявитель нарушил условия лицензии в части времени продажи водки «Серебряный источник». Протокол об административном правонарушении составлен 20.09.2006 в присутствии представителя заявителя, ознакомившейся с текстом протокола, права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ей при этом разъяснены, письменная объяснительная получена, копия протокола вручена 20.09.2006. Материалы дела рассмотрены 26.09.2006 также в присутствии представителя заявителя, действовавшей на основании надлежащей доверенности от 14.09.2006, копия постановления вручена ей непосредственно после вынесения. Копия протокола об административном правонарушении и копия постановления о наложении штрафа дополнительно направлены заявителю по почте заказными письмами и вручены адресату, что подтверждается почтовыми квитанциями и уведомлениями о вручении.
Свидетель заведующая магазином № 1 «Продукты» Организации ФИО4 суду пояснила, что после проверки 12.09.2006 начали торговать алкогольной продукцией с 08 часов утра. В этот день она пришла на работу в магазин в 08 часов и при ней старший продавец представила налоговому инспектору подлинные ТТН, разделы А и Б справки к ТТН и качественное удостоверение на водку «Серебряный источник». Указанные документы вместе с остальными документами находились в кабинете заведующего магазином в шкафу на видном месте, сам кабинет на ключ не закрывается. Налоговый инспектор попросил принести подлинные документы через полчаса в налоговую инспекцию, что она и сделала. Акт проверки она прочитала, ознакомилась 12.09.2006 в 09 часов, однако в нем не расписалась, т.к. в акте в первую очередь было указано о нарушении времени торговли водкой «Серебряный источник». В письменной объяснительной 20.09.2006 она указала о представлении документов на указанную водку при второй явке в налоговую инспекцию. Объяснительную написала сама, для участия 20.09.2006 при составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении 26.09.2006 административного дела ее направил руководитель Организации.
Выслушав представителей сторон, изучив и оценив письменные материалы дела, суд установил следующее:
Организация создана в порядке приватизации ГУП Чувашской Республики «Новочебоксарский хлебозавод» и внесена в ЕГРЮЛ.
В ходе проверки 12.09.2006 при участии сотрудника ОВД г. Новочебоксарска работники Инспекции установили, что в магазине № 1 «Продукты» заявителя, расположенном по адресу <...>, осуществляется реализация алкогольной продукции в ассортименте. При этом в 07 час. 08 мин. покупателю ФИО5 продана одна бутылка водки «Серебряный источник» емкостью 0,5 л, алк. 40%, дата розлива 26.05.2006, по цене 77,50 руб., произведенной спиртзаводом «Марпосадский».
Согласно лицензии Г 830038 регистрационный номер 00035 от 14.04.2006 со сроком действия до 13.04.2011 Организации разрешено осуществлять розничную продажу алкогольной продукции в указанном магазине в осенне-зимний период с 08 до 22 часов, в весенне-летний период с 07 до 23 часов.
Одновременно с этим проверяющие установили, что в момент проверки на весь ассортимент алкогольной продукции, в частности на реализованную водку «Серебряный источник», по требованию покупателя и должностных лиц контролирующих органов не представлены сертификаты соответствия, качественные удостоверения, товарно-транспортные накладные и справки к ТТН.
По факту обнаружения указанных нарушений правил розничной продажи алкогольной продукции главный государственный налоговый инспектор Инспекции на месте в присутствии продавцов-кассиров магазина составил акт № 000189 от 12.09.2006 и вынес определение от 12.09.2006 о возбуж-дении в отношении Организации дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ и проведении по нему административного расследования.
В письменной объяснительной от 12.09.2006 к акту проверки кассир-контролер магазина подтвердила факты продажи одной бутылки водки «Серебряный источник» в 07 час. 08 мин. и непредставления документов на алкогольную продукцию, так как сильно испугалась и растерялась.
От получения акта и определения от 12.09.2006 работники магазина отказались, о чем сделаны соответствующие записи, заверенные подписями должностных лиц Инспекции, ОВД г. Новочебоксарска и покупателя ФИО5.
Копии акта и определения от 12.09.2006 направлены Инспекцией Организации 13.09.2006 вместе с сопроводительным письмом № 15-13/11891 от 13.09.2006 через орган связи и вручены адресату 15.09.2006, что подтверждается почтовой квитанцией и уведомлением о вручении почтового заказного письма.
Водка «Серебряный источник» получена заявителем от «Спиртзавода «Марпосадский» - филиала ФГУП «Россспиртпром» по ТТН № 12.00031135 от 09.08.2006.
По итогам административного расследования главный государственный налоговый инспектор Инспекции составил в отношении Организации протокол № 000319 от 20.09.2006 об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Указанный протокол составлен ответчиком 20.09.2006 в присутствии заведующей магазином Организации.
О месте и времени рассмотрения вопроса об окончании административного расследования и составления протокола заявитель был извещен ответчиком надлежащим образом письмом № 15-13/11891 от 13.09.2006, направленным Инспекцией Организации через орган связи 13.09.2006 заказным письмом и полученным адресатом 15.09.2006, что подтверждается почтовой квитанцией, почтовым уведомлением о вручении з/п за № 34006 и показаниями представителей сторон в судебном заседании.
В письме от 13.09.2006 содержится также письменное разъяснение законному представителю Организации прав и обязанностей, предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ.
Копия протокола об административном правонарушении № 000319 от 20.09.2006 вручена заявителю 20.09.2006, что подтверждается показаниями представителей сторон, записями и подписью в протоколе.
В письменной объяснительной от 20.09.29006 к протоколу заведующая магазином указала, что продавец в момент проверки растерялась и не смогла представить документы на алкогольную продукцию, за что лишена премии на 100%, алкогольная продукция убрана с продажи и затребованы документы в Марпосадском спиртзаводе.
Дело об административном правонарушении рассмотрено и постановление № 57 о наложении на Организацию административного штрафа в размере 30 тысяч рублей по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ вынесено руководителем Инспекции 26.09.2006 в присутствии заведующего магазином заявителя, копия постановления о наложении штрафа вручена последнему в день вынесения, что подтверждается соответствующей записью и подписью на постановлении.
Заявитель не согласился с назначением административного штрафа в размере 30 тысяч рублей и 06.10.2006 обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления № 57 от 26.09.2006.
Суд признает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» к алкогольной продукции относится пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 процентов объема готовой продукции (ст. 2); к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится определение порядка лицензирования и выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции (ст. 6); оборот алкогольной продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортной накладной, справки, прилагаемой к ТТН (ГТД ) (ст. 10.2); производство и оборот алкогольной продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий (п. 1 ст. 11); на розничную продажу алкогольной продукции выдаются лицензии (п.2 ст. 18); .не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 указанного закона (п. 2 ст. 16, п. 1 ст. 26)); субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции (п. 3.1 ст. 16); в области производства и оборота алкогольной продукции запрещается нарушение установленных правил ее продажи (п.1 ст. 26).
Согласно пунктам 11, 12 и 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь товарно-транспортную накладную, копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, произведенную на территории РФ; при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателей информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификатом или декларацией о соответствии, копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации, выдавшим сертификат, товарно-сопроводительными документами.
Постановлениями Правительства РФ от 31.12.2005 № 864 и 16.06.2006 № 379 утверждены Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, форма справки к ТТН, в соответствии с которыми при получении алкогольной продукции организация-покупатель обязана указать в правой части раздела Б справки к ТТН свои реквизиты и данные, заверить их подписью уполномоченного лица организации-покупателя с указанием фамилии, имени, отчества и должности, а также печатью организации-покупателя.
Материалами дела подтверждается осуществление 12 сентября 2006 года в магазине № 1 «Продукты» Организации в г. Новочебоксарске розничной торговли алкогольной продукцией в ассортименте.
Однако в нарушение вышеуказанных норм закона и нормативных правовых актов реализация алкогольной продукции производится с нарушением установленных правил, а именно при непредставлении покупателю и должностным лицам государственных контролирующих органов по их требованию ТТН, разделов А и Б справок к ТТН, сертификатов соответствия или их заверенных надлежащим образом копий, то есть документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции, в том числе на водку «Серебряный источник».
Указанные документы представлены Организацией Инспекции 20.09.2006 при рассмотрении вопроса об окончании административного расследования и составлении протокола об административном правонарушении.
Кроме этого, Организация осуществила продажу одной бутылки водки «Серебряный источник» покупателю ФИО5 12 сентября 2006 года в 07 час. 08 мин., тем самым нарушила условия розничной продажи алкогольной продукции в указанном магазине, определенные лицензией от 14.04.2006 регистрационный номер 00035.
Согласно условиям данной лицензии розничная продажа алкогольной продукции разрешена заявителю в осенне-зимний период с 08 до 22 часов.
При таких обстоятельствах суд признает, что Организация не обеспечила соблюдение работниками его магазина требований Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», Правил продажи отдельных видов товаров, в связи с чем подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Совершение правонарушения подтверждается актом проверки, объяснительными кассира-контролера от 12.09.2006 и заведующего магазином от 20.06.2006, показаниями представителей сторон и свидетеля ФИО4 в судебном заседании.
Согласно части 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Суд полагает, что определенная КоАП РФ процедура возбуждения дела и составления протокола об административном правонарушении, а также рассмотрения административного дела Инспекцией соблюдена.
Частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно части 1 статьи 23.50 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно Федеральному закону от 07 января 1999 года № 18-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 года № 783, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочих государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
Указом Президента РФ от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года № 506, Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам; Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции (п.1).
В силу пункта 4 указанного Положения Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с Перечнем должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом Федеральной налоговой службы от 2 августа 2005 года № САЭ-3-06/354@, руководителю и должностным лицам инспекции по районам, района в городах, городам без районного деления право составления протокола об административном правонарушении предоставлено.
С учетом указанного следует признать, что постановление № 57 от 26.09.2006 о привлечении Организации к административной ответственности вынесено уполномоченным должностным лицом уполномоченного органа.
Протокол об административном правонарушении составлен 20.06.2006, материалы административного дела рассмотрены Инспекцией в присутствии заведующего магазином № 1 «Продукты».
Доверенность от 14.09.2006 на право представления Организации в Инспекции при составлении протокола и рассмотрении административного дела по материалам проверки заведующей магазином выдана генеральным директором заявителя.
Таким образом, у Инспекции было основание для привлечения Орга-низации к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ; процессуальный порядок производства по делу об адми-нистративном правонарушении ответчик не нарушил.
Суд полагает доводы Организации необоснованными по вышеуказанным основаниям.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.04.2002 № 85 «О дополнительных мерах по упорядочению розничной продажи алкогольной продукции» установлено ограничение времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции для предприятий розничной торговли в осенне-зимний период не ранее 8 часов и не позднее 22 часов, в весенне-летний период не ранее 7 часов и не позднее 23 часов с учетом порядка исчисления времени на территории Российской Федерации.
Лицензией Г 8300038 от 14.04.2006 регистрационный номер 00035 Организации предоставлено право розничной торговли алкогольной продукции в осенне-зимний период с 08 до 22 часов, в весенне-летний период с 07 до 23 часов.
Однако ни в постановлении № 85 от 01.04.2002, ни в лицензии от 14.04.2006 не указывается о необходимости исчисления осенне-зимнего периода со дня перевода стрелок часов в последнее воскресенье октября на один час назад. В связи с указанным суд полагает необходимым исходить из буквального толкования понятия «осенне-зимний период», то есть начиная с первого дня осени до последнего дня зимы (в данном случае с 01 сентября 2006 года по 28 февраля 2007 года).
Постановление Правительства Российской Федерации от 08.01.1992 № 23 «О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации» не содержит понятия «осенне-зимний период» либо «весенне-летний период»; определяет порядок исчисления только времени суток по поясам, в том числе с учетом перевода стрелок часов в последнее воскресенье марта и в последнее воскресенье октября каждого года.
Довод заявителя о представлении в момент проверки документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции, опровергается актом проверки от 12.09.2006, материалами административного дела, письменными объяснительными работников магазина от 12 и 20 сентября 2006 года.
В соответствии со статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 167- 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Открытому акционерному обществу «Новочебоксарский хлебозавод», г. Новочебоксарск Чувашской Республики в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления № 57 от 26 сентября 2006 года инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску Чувашской Республики, г. Новочебоксарск о наложении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 руб. отказать.
Возвратить открытому акционерному обществу «Новочебоксарский хлебозавод», г. Новочебоксарск Чувашской Республики из федерального бюджета 2000 руб. (Две тысячи руб.) государственной пошлины.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.
С удья | Ю.П.Николаев |