АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-960/2010
08 апреля 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 02 апреля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 08 апреля 2010 года.
Арбитражный суд в составе: судьи Щетинкина А.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Администрации города Чебоксары Чувашской Республики 428000, <...>
к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Чувашской Республики 428000, <...>
о взыскании 990500.00
при участии:
от заявителя – ФИО1 (доверенность от 30.12.2009);
от ответчика – ФИО2 (доверенность от 21.01.2009);
от третьего лица – ФИО3 (доверенность от 11.01.2010);
ФИО4
установил:
Администрации города Чебоксары Чувашской Республики обратилось в суд с заявлением к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Чувашской Республики о взыскании – 990500 руб. 00 коп.
Истец указал, что вступившими в законную силу решениями суда общей юрисдикции на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность по предоставлению жилых помещений семи участковым уполномоченным милиции.
Эта обязанность Администрацией выполнена. Предоставленные квартиры являются муниципальной собственностью.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 № 58-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона Российской Федерации «О милиции» указано, что компенсация расходов, затраченных на приобретение жилых помещений, подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований и при этом не будет нарушаться самостоятельность местного самоуправления, то есть установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления – предоставить сотрудникам, а федеральных органов государственной власти – компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Администрация г. Чебоксары вынуждена предоставлять жилые помещения из муниципального жилищного фонда, поскольку решения судов обязательны в силу статьи 13 ГПК РФ.
Администрация предоставила участковому уполномоченному милиции квартиру, площадью 42,9 кв.м., общая стоимость которой согласно отчётам об оценке рыночной стоимости составляет 990500 рублей. Эта сумма является убытками Администрации, подлежащими возмещению за счёт казны Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Администрации иск поддержал.
Представитель ответчика иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Дополнительно пояснил, что в соответствии со статьей 35 Закона «О милиции» Финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе самостоятельно увеличивать расходы на содержание милиции в пределах имеющихся в их распоряжении средств.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1993 года 1026-1 "О милиции" милиция общественной безопасности, в численность которых входит участковый уполномоченный милиции, финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, устанавливается соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Ни в одной норме закона не сказано, что обеспечение жильем участковых уполномоченных милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Положения абзаца 1 статьи 30 Закона «О милиции» определяют порядок обеспечения жильем, но не предусматривают возможность его бесплатного предоставления.
Согласно абзаца 3 статьи 30 Закона «О милиции» право на бесплатное обеспечение жилья имеют только участковые уполномоченные милиции, работающие в сельской местности и в поселках городского типа.
По настоящему делу участковый уполномоченный милиции проходил службу в органах внутренних дел г. Чебоксары, соответственно право на бесплатное получение жилья не имеет.
Представитель ответчика также указал что, применение истцом статьи 1069 ГК РФ неправомерно. В иске основанием причинения убытков названа статья 30 Закона Российской Федерации "О милиции". Однако, из приложенных документов, в частности договоров передачи квартир усматривается, что основанием предоставления жилых помещений участковому уполномоченному милиции являлся Закон РФ от 4 июля 1991 г. №1541-1 «Оприватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Одновременно два основания передачи никак не может быть. Правом на приватизацию один раз обладают все граждане России, которым и воспользовался участковый уполномоченный милиции. При таких обстоятельствах отсутствуют основания считать, что убытки причинены в результате незаконных действий государственных органов. Для применения статьи 1069 Гражданского кодекса РФ квартиры должны быть расприватизированы и переданы в собственность на основании Закона «О милиции».
Для наступления ответственности в соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса РФ необходимо наличие состава правонарушения, включающего в себя противоправность поведения причинителя вреда, наступление вреда, связь между противоправным поведением и наступлением вреда.
Возложение на Российскую Федерацию обязанности компенсации убытков одной из сторон в правоотношениях, в которых не участвовало Министерство финансов Российской Федерации, является необоснованным. Незаконные действия и причинная связь между противоправным поведением и наступлением вреда, как существенные условия применения статьи 1069 ГК РФ, отсутствует.
Минфин РФ считает, что участковым уполномоченным милиции должны предоставляться служебные жилые помещения, поскольку выделение жилья связано исключительно с прохождением сотрудником милиции службы на соответствующей должности. Правовое положение специализированных жилых помещений установлено Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно статье 92 которого специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем. Указанный статус жилых помещений препятствует их приватизации и возможности выбытия из собственности муниципальных образований, забота о сохранности данного имущества ложится именно на собственника данного имущества.
По мнению ответчика, возложение ответственности на Российскую Федерацию за не разработку порядка финансирования в соответствии с законом РФ «О милиции» необоснованно, поскольку реализацию закона «О милиции» Российская Федерация осуществляет посредством выделения средства на строительство и обеспечение жильем сотрудников
милиции соответствующему органу исполнительной власти - главному распорядителю Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год Министерству внутренних дел Российской Федерации выделены средства на строительство и обеспечение жильем сотрудников милиции на 2006 год - 2 млрд. 285 млн.руб., 2007год - 3 млрд. 582 млн.099 тыс. руб., 2008 год - 3 млрд.694 млн. 964 тыс. руб., на 2009 год - 7 млрд. 736 млн. 428 тыс. руб.
Представитель третьего лица – МВД по Чувашской Республике в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Суду пояснил, что в связи с отсутствием факта причинения вреда истцу действиями (бездействием) государственных органов или их должностных лиц, отсутствует правовое основание возникновения ответственности для удовлетворения иска.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Калининскогорайонного суда г. Чебоксары от 22.01.2004 на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность по предоставлению по установленным нормам благоустроенного жилого помещения ФИО5, являющемуся участковым уполномоченным милиции, на семью из трех человек.
Постановлением администрации Калининского района г. Чебоксары от 20.02.2006 № 150 участковому уполномоченному милиции ФИО5 и членам его семьи предоставлена квартира № 13 общей площадью 42,9 кв.м. в доме № 16 корпус 1 по ул. Декабристов в г. Чебоксары.
Согласно договора передачи №03-09-654 от 07.10.2009 данная квартира перешла в собственность семьи ФИО5
Согласно отчету № 0896/9 об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества по состоянию на 07.10.2009 года стоимость указанной квартиры составляет 990500 рублей.
В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 30 Закона о милиции сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Указанной нормой не определен источник и порядок финансирования расходов, возникающих у перечисленных в ней исполнителей при ее реализации.
Возлагая обязанность на органы местного самоуправления по предоставлению жилых помещений, по смыслу статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации предполагается полная компенсация из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации). Только при таких условиях не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указанной в Определениях от 08.07.2004 № 303-О «По жалобе Кунгурской городской управы на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 35 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», от 15.02.2005 № 58-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации г. Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона «О милиции», от 17.10.2006 № 485-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 30 Закона «О милиции» компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
Правовая позиция, изложенная в вышеназванных определениях Конституционного Суда Российской Федерации в силу статей 6 и 71 Федерального Конституционного Суда Российской Федерации является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Поскольку льгота по предоставлению жилой площади работникам милиции предусмотрена федеральным законодательным актом, то до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование должно осуществляться из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», действовавшего в период предоставления квартиры участковому уполномоченному милиции ФИО5, при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны передаваться соответственно материальные и финансовые ресурсы для осуществления переданных государственных полномочий.
В связи с тем, что федеральным законодателем не разработан порядок финансирования данной льготы и компенсации расходов, понесенных органом местного самоуправления при реализации данной льготы, то суд считает необходимым взыскания суммы убытков, понесенных администрацией г. Чебоксары, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в доход бюджета г. Чебоксары в лице администрации г. Чебоксары в соответствии со статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Судом установлено, что право муниципальной собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, прекращено в связи с его передачей в порядке приватизации в личную собственность, то у администрации г. Чебоксары в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации возникло право на возмещение причиненных убытков, а у ответчика, соответственно, - обязанность компенсировать стоимость утраченного жилого помещения.
В нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике не представило доказательства, что по состоянию на день вынесения решения суда общей юрисдикции главному распорядителю в лице МВД России были выделены в достаточном объеме финансовые средства для этих целей.
Из решений Чебоксарского городского Собрания депутатов от 24.12.2003 № 1109 «О бюджете города Чебоксары на 2004 год», № 1491 от 22.12.2004 «О бюджете города Чебоксары на 2005 год» и № 453 от 26.12.2006 «О бюджете города Чебоксары на 2007 год» также не были предусмотрены денежные средства из местного бюджета на реализацию прав сотрудников милиции на льготное обеспечение жилыми помещениями согласно статье 30 Закона Российской Федерации «О милиции».
Как следует из письма № 029-02/63 от 22.01.2009 финансовое управление администрации г. Чебоксары сообщило, что из федерального бюджета не было выделены денежные средства на реализации прав сотрудникам милиции на льготное обеспечение жилыми помещениями согласно статье 30 Закона Российской Федерации «О милиции».
С учетом статей 15, 393, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу, что возмещение стоимости жилого помещения в размере 990500 руб., определенного в отчете № 0896/9 ООО «Эксперт» является равнозначным и полным. Из данного отчета следует, что специалист оценивал жилое помещение с учетом данных технического паспорта БТИ (инвентарный номер № 6643 – 131515), проводил анализ рынка недвижимости (жилых помещений), стоимости 1 кв.м. жилых помещений в г. Чебоксары.
Доказательств обратного, ответчик в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд не представил.
Ссылка ответчика на то, что из Федерального бюджета на соответствующий год Министерству внутренних дел Российской Федерации выделены средства на строительство и обеспечение жильем сотрудников милиции материалами дела не подтвержден.
На основании изложенного, суд считает исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, а доводы ответчика и третьего лица необоснованными.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Чувашской Республики освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 105, 110, 167 – 170 и 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в доход бюджета г. Чебоксары в лице администрации г. Чебоксары убытки в размере 990500 руб., понесенные в результате предоставления двухкомнатной квартиры общей площадью 42,9 кв.м., в доме № 16 корпус 1 по улице Декабристов г. Чебоксары участковому уполномоченному милиции отдела внутренних дел Московского района г. Чебоксары ФИО5 и членам его семьи.
На решение суда в течение месяца со дня его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Первый арбитражный апелляционный суд, г.Владимир, и в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу - кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород. Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики.
Судья А.В. Щетинкин