Арбитражный суд Чукотского автономного округа
улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000
www.chukotka.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Анадырь Дело № А80-05/2019
05 ноября 2019 года
резолютивная часть решения объявлена 28.10.2019
Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе судьи Дерезюк Юлии Владимировны, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Борисовой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Рудник Валунистый» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чукотскому автономному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 03.07.2018 № 360 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица - Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>).
при участии:
от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности от 24.01.2019 № 2/19;
от Межрайонной ИФНС России № 1 по ЧАО – представитель ФИО2 по доверенности 18.03.2019 № 02-36/02225, представитель ФИО3 по доверенности от 27.02.2019 № 02-36/01648;
от УФНС России по ЧАО – представитель ФИО4 по доверенности от 26.03.2019 № 04-11/02893.
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Рудник Валунистый» (далее – заявитель, ООО «Рудник Валунистый») обратилось в арбитражный суд с заявлением от 17.12.2018 о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чукотскому автономному округу (далее – Инспекция, налоговый орган) от 03.07.2018 № 360 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уменьшить заявленный убыток от ведения финансово-хозяйственной деятельности в уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2014 год (корректировка № 5) на 60401892 рубля 10 копеек.
Определением от 29.01.2019 заявление принято к производству, к участию в деле привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу (далее – Управление). Определением от 04.04.2019 произведена замена состава суда. Судебное заседание откладывалось до 24.05.2019, 24.06.2019, 24.07.2019, 13.08.2019, 04.09.2019, 23.09.2019, 21.10.2019, по ходатайствам сторон в целях представления дополнительных доказательств, пояснений, расчетов. В судебном заседании объявлялись перерывы.
В судебное заседание обеспечена явка представителей заявителя, Инспекции и Управления.
В обоснование доводов, со ссылками на положения статей 261, 325 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 206.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», заявитель указал, что налоговым органом необоснованно не признаны в качестве расходов по освоению природных ресурсов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, расходы, понесенные по оплате работ подрядным организациям, по лизинговым платежам, оплате услуг страхования, расходы на товарно-материальные ценности, амортизации, по оплате труда и сумм страховых взносов, поскольку такие расходы понесены при выполнении работ собственными силами. Всего заявитель полагает необоснованным отказ в признании расходов по налогу на прибыль на сумму 60401892,10 руб. В остальной части решение налогового органа, в редакции решения Управления, не оспаривается.
В дополнение к иску, со ссылкой на статью 65 АПК РФ, заявитель указал, что решение налогового органа не содержит доводов, по которым Обществу отказано в признании заявленных расходов, факт неправомерного учета в составе расходов затрат на оплату услуг подрядным организациям, которые Общество отнесло к расходам, произведенным собственными силами, надлежащим образом не установлен и не доказан. В оспариваемом решении отсутствует перечень документов, которые не были представлены Обществом по требованиям налогового органа. Относительно доводов налогового органа о повторном включении расходов по амортизации, оплате труда, оплате страховых взносов, лизингу, Общество указало, что все названные расходы капитализированы со счета 20 на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», без включения их в состав расходов в декларацию по налогу на прибыль 2013 года и начали списываться только в 2014 году.
Указанные доводы и основания для оспаривания решения налогового органа поддержаны заявителем в ходе судебного заседания.
Налоговый орган и Управление возражали против доводов Общества, изложенных в заявлении, считают их неправомерными и несостоятельными, по основаниям, указанным в отзыве и дополнениях, оспариваемом решении и решении по апелляционной жалобе, просят в удовлетворении требований отказать.
При рассмотрении дела судом установлено, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица и состоит на учете в МИФНС России № 1 по ЧАО с 01.06.2012.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, Общество осуществляет добычу руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов плат. гр.) в качестве основного вида деятельности, а также дополнительные виды деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 246 НК РФ Общество является плательщиком налога на прибыль организаций. Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы соответствующие налоговые декларации (пункт 1 статьи 289 НК РФ).
30.11.2017 Обществом представлена в налоговый орган уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2014 год (корректировка № 5) (далее – уточненная декларация) (л.д.100-135,т.6).
По результатам проведения камеральной налоговой проверки представленной уточненной декларации налоговым органом составлен акт от 16.03.2018 № 129. Налоговым органом проведены дополнительные мероприятия налогового контроля, направлены требования о представлении документов, допрошены свидетели.
Рассмотрев акт, дополнительно представленные документы и возражения Общества, уточнения и дополнения к возражениям, налоговым органом вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 360 от 03.07.2018.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу.
Управление, рассмотрев апелляционную жалобу, дополнительно представленные Обществом документы, решением от 13.09.2018 № 05-10/08650, оспариваемое решение признало недействительным в части, в остальной части в удовлетворении жалобы Общества отказало.
В соответствии с оспариваемым решением, в редакции решения Управления, Обществу предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, уменьшить заявленный убыток от ведения финансово-хозяйственной деятельности в уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2014 год (корректировка № 5) на сумму 144372836 руб.
Несогласие с принятым решением в части предложения уменьшить убыток на сумму 60401892,10 руб. явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 приведенной нормы установлено, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судом установлено, решение по апелляционной жалобе Общества получено им 17.09.2018, посредством вручения копии представителю Общества.
Согласно данным системы «Электронное правосудие» заявление об оспаривании налогового решения подано Обществом через систему «Мой арбитр» 17.12.2018. Согласно данным электронного ресурса направление заявления Общества и приложенных документов подтверждается, однако поданное заявление не признано поступившим в суд, поскольку при подаче имелись ошибки, препятствующие принятию системой поданных документов.
18.12.2018 заявление и прилагаемые к нему документы направлены Обществом в суд посредством почтового отправления.
В соответствии с частью 2 статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными, и если не истек предельно допустимый срок для восстановления.
Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока. Если пропуск срока обусловлен уважительными причинами, такие ходатайства подлежат удовлетворению. Отсутствие уважительных причин к восстановлению срока является основанием для отказа в удовлетворении этого ходатайства.
Вопрос уважительности причин пропуска процессуальных сроков решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В данном случае пропуск срока на обращение в суд для Общества составил 1 день и обусловлен техническим характером невозможности подачи документов через электронный ресурс «Мой арбитр». Вместе с тем из представленных документов следует, что Обществом заявление и документы загружены в систему 17.12.2018, заявление и прилагаемые документы с теми же атрибутами направлены на следующий день в арбитражный суд почтой, что свидетельствует о добросовестности участника процессуальных отношений. Суд признает в данном случае уважительность причины пропуска срока.
Учитывая изложенное, пропущенный срок на обращение в арбитражный суд подлежит восстановлению, а требование заявителя рассмотрению по существу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ, налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей (пункт 1 статьи 81 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Пунктом 8.3 статьи 88 НК РФ установлено, при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Положениями статьи 313 НК РФ определено, что подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете) оформлению первичным учетным документом подлежит каждый факт хозяйственной жизни организации.
Частью 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете установлено, что обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных п. 6 данной части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
В силу части 4 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете, формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете.
Первичные документы должны составляться таким образом, чтобы на их основании возможно было судить об обоснованности произведенного расхода.
Оспариваемым решением Обществу отказано в принятии расходов, участвующих в определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, заявленных в уточненной налоговой декларации (корректировка № 5) на сумму 145 444 676 руб. в связи с отсутствием документального подтверждения расходов по освоению природных ресурсов.
Налоговым органом в ходе проведения камеральной налоговой проверки, дополнительных мероприятий налогового контроля у налогоплательщика запрашивались пояснения и документы, подтверждающие обоснованность расходов, которые явились причиной увеличения убытков.
Согласно представленным налогоплательщиком пояснениям увеличение убытков в представленной уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2014 г. (корректировка № 5) на сумму 145 444 676 руб. было обусловлено, в т.ч., включением в состав расходов суммы расходов по освоению природных ресурсов по поисковым активам на сумму 192 252 562,42 руб., ранее были включены расходы на освоение природных ресурсов на сумму 46 807 886 рублей.
При этом документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений, в целях определения правомерности увеличения убытка в заявленной сумме (разнице), налогоплательщиком не представлены.
Из материалов камеральной налоговой проверки, а также материалов по рассмотрению жалобы Общества на стадии апелляционного рассмотрения следует, что налогоплательщиком неоднократно корректировались суммы заявляемых расходов, а также данные, указанные в представленных регистрах списания налогового учета по освоению природных ресурсов за 2014 года. Объяснения главных бухгалтеров Общества (исполняли обязанности в период 2014-2017 годы) сведений об организации учета расходов на освоение природных ресурсов и что входит в состав заявленных к увеличению расходов не содержат.
В спорный период Общество осуществляло деятельность по двум лицензиям на пользование недрами АНД 01219БР (л.д.95,т. 9) и АНД 01204БЭ (л.д.13,т.10).
Протоколом заседания территориальной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых от 15.11.2012 утвержден проект на проведение разведочных работ 2012-2014 гг., протоколом заседания НТС Федерального агентства по недропользованию по Чукотскому автономному округу от 30.07.2013 согласован проект на проведение работ по объекту «Поисковые и оценочные работы на золото-серебряное оруднение в пределах Валунистой площади на 2013-2017 гг.»
По данным информационных отчетов по действующим лицензиям в 2013 году завершено составление смет и проектов, буровые работы выполнены силами ООО «Восточная буровая компания», продолжено разведочное бурение по проекту, пробурено 110 и 67 скважин.
По доводам Общества расходы на освоение природных ресурсов, отраженные в уточненной налоговой декларации (корректировка № 5) в сумме 60401892,10 руб. (оспариваемая часть) относятся к работам, выполненным собственными силами, в том числе
- расходы на оплату труда и страховые взносы в размере 4418218,36 руб.;
- расходы на амортизацию в размере 6374786,99 руб.;
- расходы на товарно-материальные ценности в размере 19465706,28 руб.;
- расходы по лизинговым платежам по договорам с ООО «Катерпиллар Файненшил» в размере 13776407,15 руб.;
- расходы по страхованию по договору с ОАО «Страховая акционерная компания Энергогарант» в размере 64811,58 руб.;
- расходы выплаченные по договорам с подрядчиками ООО «Дэтра», ОАО трест «НефтегазВзрывПромСтрой», ООО «Восточная буровая компания» в размере 14913925,11 руб.
В соответствии со статьей 9 Закона о бухгалтерском учете каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.
Соответственно, с целью формирования данных налогового учета необходимо наличие надлежащим образом составленных документов, подтверждающих понесенные расходы.
На основании пункта 1 статьи 261 НК РФ расходы на геологоразведочные работы относятся к расходам на освоение природных ресурсов.
Пунктом 3 статьи 325 НК РФ установлено, что при проведении ГРР сумма осуществленных налогоплательщиком расходов определяется на основании актов выполненных работ по договорам с подрядчиками, а также на основании сумм фактически осуществленных налогоплательщиком затрат, относимых к расходам на освоение природных ресурсов.
Расходы, осуществленные по договору с подрядчиком, включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, в котором подписан соответствующий акт выполненных работ (этапов работ) по данному договору.
При выполнении геолого-разведочных работ собственными силами произведенные расходы признаются для целей исчисления налога на прибыль в сумме фактических затрат с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ).
При выполнении геолого-разведочных работ собственными силами расходы по отдельным видам работ, выполненным по договорам с подрядчиками, принимаются к уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль организаций с 1-го числа месяца, в котором подписан итоговый акт выполненных работ (этапов работ) по соответствующему договору, и включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, равномерно в течение 12 месяцев.
Данная позиция согласуется с позицией Минфина России, изложенной в письме от 27.11.2013 № 03-03-10/51227, доведенном ФНС России до налоговых органов и налогоплательщиков письмом № ГД-4-3/1898 от 05.02.2014.
1. Обществом и ООО «Дэтра» заключен договор подряда на проведение буровых работ от 26.12.2011 № 7 (л.д.67-94,т.26). Протоколом согласования договорной цены и порядка оплаты (Приложение № 3 к договору) стороны определили стоимость работ на 2014 год, в которую включили стоимость буровых работ, в том числе базовая ставка работы станка, базовая ставка нахождения бригады на объекте, 1 погонный метр бурения, часовая ставка простоя 1 бурового станка. Перечень работ, выполняемых подрядной организацией приведен в техническом задании и графике работ, в соответствии с которыми доставка бурового инструмента, ТМЦ, вахт подрядчика, хранение входит в обязанности подрядчика. Пунктом 5 Приложения № 3 к договору стороны определили, что стоимость Договора увеличивается на стоимость затрат подрядчика, понесенных им в связи с выполнением работ, в том числе затраты по доставке оборудования и ТМЦ, вахт подрядчика, оборудования, затраты по хранению, по выполнению погрузо-разгрузочных работ и иное. Срок выполнения работ по договору с 26.12.2011 по 31.10.2014.
Таким образом, условиями договора подряда предусмотрено, что все работы, по предмету договора, в том числе сопутствующие работы, не связанные непосредственно с бурением, выполняются подрядчиком и оплачиваются заказчиком.
Согласно актам выполненных работ, подписанных Обществом и ООО «Дэтра» за период июнь-ноябрь 2013 года (т.11,14), в рамках заключенного договора подряда ООО «Дэтра», в том числе выполнило работы по доставке вахт подрядчика, базовая ставка работы станка ROC L8, базовая ставка нахождения бригады на проекте и готовности станка к бурению, бурение скважины эксплуатационной разведки на оборудовании ROC L8, дизельное топливо зимнее, доставка оборудования и ТМЦ.
Обществом в расходы по уточненной налоговой декларации (корректировка № 5) включены расходы (налоговые регистры № 77-13-63, 77-12-50 (л.д.6-10,т.11))с данной подрядной организацией, как расходы, произведенные собственными силами на сумму 12168742,61 руб.
Обществом заявлены расходы по оплате работ, выполненных подрядной организацией ОАО трест «НефтеГазВзрывПромСтрой». В подтверждение расходов представлены акты, справки, счета-фактуры. Вместе с тем в материалах налоговой проверки отсутствует и не представлен в ходе рассмотрения дела в суде договор от 17.07.2012 № 110-РВ между Обществом и ОАО трест «НефтеГазВзрывПромСтрой», который является основанием для оценки выполненных, принятых и оплаченных Обществом работ.
Так в соответствии с актами выполненных работ, счетами-фактурами за период июнь-ноябрь 2013 года (т.14) ОАО трест «НефтеГазВзрывПромСтрой» выполнило работы по доставке персонала подрядчика, в акты включена компенсация затрат подрядчика в связи с периодом временной приостановки работ, зафиксированного времени простоя оборудования и персонала подрядчика.
Обществом в расходы по уточненной налоговой декларации (корректировка № 5) включены расходы (налоговые регистры № 77-13-63, 77-12-50 (л.д.6-10,т.11)) с данной подрядной организацией, как расходы, произведенные собственными силами на сумму 2680370,92руб.
Обществом и ООО «Восточная буровая компания» заключен договор подряда на проведение буровых работ № 65-РВ от 20.03.2012 (л.д. 33-59, т.2) в редакции дополнительного соглашения от 01.03.2013 № 2. Пунктом 3 Протокола согласования договорной цены и порядка оплаты стороны определили, что в стоимость Договора включаются работы по мобилизации и демобилизации оборудования и материалов, а именно: доставка оборудования, ТМЦ, погрузо-разгрузочные работы, страхование, хранение.
Таким образом, условиями договора подряда предусмотрено, что все работы, по предмету договора, в том числе сопутствующие работы, не связанные непосредственно с бурением, выполняются подрядчиком и оплачиваются заказчиком.
Согласно актам выполненных работ, подписанных Обществом и ООО «Восточная буровая компания» за период июль, сентябрь 2013 года (т.11), в рамках заключенного договора подряда ООО «Восточная буровая компания», в том числе выполнило работы по доставке оборудования и ТМЦ, необходимых для проведения работ, погрузочно-разгрузочные работы, хранение и другие необходимые действия, связанные с мобилизацией и демобилизацией оборудования, материалов, топлива до места проведения работ.
Обществом в налоговых регистрах по проектам (налоговые регистры № 77-13-63, 77-12-50 (л.д.6-10,т.11)) расходы по освоению природных ресурсов (разведочное колонковое бурение скважины) по договору № 65-РВ от 20.03.2012, заключенному с подрядчиком ООО «Восточная буровая компания», отражены, как по работам, выполненным подрядными организациями.
Вместе с тем Обществом в расходы по уточненной налоговой декларации (корректировка № 5) включены расходы (налоговые регистры № 77-13-63, 77-12-50 (л.д.6-10,т.11)) с данной подрядной организацией, как расходы, произведенные собственными силами на сумму 1452848,13 руб.
Таким образом, из имеющихся в материалах дела документов следует, что работы (услуги), перечисленные в вышеназванных актах о приемке выполненных работ, справке о стоимости выполненных работ и затрат, выполненные подрядными организациями не относятся к работам, выполненным собственными силами Общества, поскольку они выполнены силами подрядных организаций.
Правовых оснований для отнесения указанных расходов к расходам 2014 года, понесенным при выполнении работ собственными силами в 2013 году, у Общества не имелось, в связи с чем, налоговый орган обоснованно отказал в их учете. Работы по договорам подряда выполнялись именно силами и средствами подрядчиков в период с июня по ноябрь 2013 года, выделенная часть расходов, которые Общество учитывает как расходы, понесенные при выполнении работ собственными силами, понесена Обществом именно при оплате работ по договорам подряда.
Доводы Общества о возможности отнесения таких расходов к расходам, понесенным собственными силами по тем основаниям, что данные расходы понесены в целом по работам, связанным с освоением месторождения подлежат отклонению, как несоответствующие положениям статей 261, 325 НК РФ, положению об учетной политике Общества.
2. Согласно материалам проверки работы на сумму 64 811,58 руб. выполнены ОАО «Страховая акционерная компания Энергогарант» Северо-восточный филиал на основании разового договора.
В обоснование расходов Обществом представлены только расчеты страховой премии (л.д.151,т.11)в отношении перечисленных в них транспортных средств, договор и иные документы Обществом не представлены.
Согласно положениям главы 48 ГК РФ договор страхования должен быть заключен в письменной форме. При заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение об определенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования.
Поскольку иных документов, подтверждающих расходы на сумму 64811,58 руб. Обществом не представлено, в том числе и по предложению суда, оснований для учета указанных расходов по уточненной налоговой декларации (корректировка № 5) у Общества не имелось.
3. Оспаривая решение налогового органа в части непринятия в составе расходов по налогу на прибыль за 2014 год, расходов на товарно-материальные ценности в размере 19465706,28 руб., Общество указывает, что имеющиеся недостатки в первичных документах не препятствовали инспекции идентифицировать существенные данные об основных средствах.
Как установлено в ходе проведения проверки и не оспорено Обществом,
в целях подтверждения расходов по работам, выполненным собственными силами, налогоплательщиком представлены Отчеты о расходе топлива за период июнь, июль, август, сентябрь, ноябрь 2013 г., которые содержат только натуральные показатели. К данному отчету представлены требования – накладные (т.14, л.д.15-40).
Требования-накладные не содержат подписи должностных лиц, расшифровки подписей должностных лиц, которые отпустили, получили, через кого, разрешили, затребовали, а также не заполнены следующие реквизиты: код вида операций, вид деятельности, код аналитического учета, учетную единицу выпуска продукции (работ, услуг), порядковый номер по складской картотеке, наименование должностей, структурное подразделение получателя.
Требования - накладные не содержат реквизит «подпись» лиц, получивших ТМЦ. Реквизит «подпись» входит в состав обязательных реквизитов первичных документов, установленных пунктом 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете.
При этом по данным анализа счета 20 по субсчету 10.03 выявлена разница в отражении расходов на счете 20 по субсчету 10.03. и подтверждающими документами.
Общество пояснило, данная разница - это корректировка (выравнивание) стоимости номенклатуры - регламентный процесс, проводимый для определения достоверной суммы остатка по материальным счетам. Она дает возможность выровнять себестоимость реализованных на протяжении месяца МПЗ на среднескользящей цене (т.е. определяемой на момент отпуска) до средневзвешенной, т.е. рассчитанной в конце периода, когда известны все стоимостные показатели. Необходимость данной операции возникает из-за внушительного разброса закупочных цен по однородным группам товаров. Подтверждает данную операцию бухгалтерская справка. Указанные пояснения поддержаны представителем в судебном заседании.
Вместе с тем, в нарушение статьи 313 НК РФ, статьи 9 Закона о бухгалтерском учете, положения об Учетной политике Общества, руководителем ООО «Рудник Валунистый» форма бухгалтерской справки, используемая в организации, не утверждена. В ходе рассмотрения материалов проверки по жалобе Общества представлены за спорный период оригиналы бухгалтерских справок, не содержащих обоснование внесенных изменений, сведения о составлении таких справок в документах бухгалтерского учета Общества отсутствуют.
При таких обстоятельствах справки Общества, корректирующие ранее представленные данные по расходу топлива, обоснованно не приняты налоговым органом.
Данные отчетов о расходе ТМЦ не содержат стоимостных показателей и могут быть оценены в соответствии с соотносящимися с ними первичными документами, содержащими стоимостные показатели.
Все представленные Обществом первичные документы – путевые листы, расчеты к путевым листам, требования-накладные имеют существенные недостатки, в том числе отсутствует информация о номерном знаке, отсутствует информация о работе водителя и автомобиля, отсутствует информация о движении горючего, а также иная информация, обязательная к заполнению в соответствии с Учетной политикой Общества.
Общество не оспаривает наличие недостатков в первичных учетных документах, однако полагает, что такие недостатки не могут явиться основанием для отказа в принятии расходов. Иных возражений по данному эпизоду Обществом не представлено.
В соответствии с письмом ФНС России от 12.02.2015 N ГД-4-3/2104@ каждый налогоплательщик определяет свои формы первичных учетных документов самостоятельно. Указанные документы могут быть разработаны на базе форм первичных учетных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Разработанные налогоплательщиком первичные учетные документы могут состоять как только из обязательных реквизитов, так и из обязательных и дополнительных реквизитов.
Ошибки в первичных учетных документах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость и другие обстоятельства документируемого факта хозяйственной жизни, обуславливающие применение соответствующего порядка налогообложения, не являются основанием для отказа в принятии соответствующих расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.
Налоговым органом при проведении проверки установлено, что имеющиеся в первичных учетных документах Общества ошибки, недочеты и несоответствия препятствуют идентифицировать обстоятельства факта хозяйственной жизни Общества и реально проверить достоверность заявленных расходов, поскольку с учетом совокупности всех изложенных обстоятельств и фактов, а также документов, имеющихся в материалах дела, Обществом не обеспечено представление полной и достоверной информации о порядке формирования данных о величине внесенных изменений в показатели по расходам по уточненной налоговой декларации (корректировка № 5), определяющих размер налоговой базы отчетного налогового периода - 2014 год, в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
Выявленные налоговым органом недостатки в документах, в том числе свидетельствующие о недостоверности данных в них содержащихся, Обществом не опровергнуты.
При таких обстоятельствах налоговым органом обоснованно не приняты расходы Общества на ТМЦ в размере 19465706,28 руб.
Кроме того, при исчислении налога на прибыль налогоплательщикам предоставлено право учесть убыток при условии соблюдения установленных законом требований. К их числу пунктом 4 статьи 283 НК РФ отнесена обязанность налогоплательщиков хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.
В случае отражения в налоговой декларации убытка без соответствующих подтверждающих первичных документов, оформленных в соответствии со статьей 252 НК РФ, на основании регистров налогового учета и иных аналитических документов порядок, установленный названным пунктом, нельзя признать соблюденным.
Поскольку возможность учесть суммы убытка носит заявительный характер и на налогоплательщика возложена обязанность доказать их правомерность и обоснованность, при отсутствии документального подтверждения убытка соответствующими документами, включая первичные учетные документы, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу на суммы ранее полученного убытка, налогоплательщик несет риск неблагоприятных налоговых последствий.
4. В ходе камеральной проверки уточненной декларации (корректировка № 5), а также на стадии апелляционного рассмотрения, налоговым органом не признаны обоснованными расходы по лизинговым платежам по договорам с ООО «Катерпиллар Файненшил», расходы на оплату труда и страховые взносы, расходы по амортизации основных средств.
Основанием для отказа в признании расходов обоснованными явилось недостаточность данных для подтверждения сумм заявленных расходов по начисленной амортизации, непредставление документов для подтверждения всей суммы расходов (анализ счета 20), неправомерное отнесение расходов по работам, выполненным ООО «Катерпиллар Файненшил» по финансовой аренде (лизингу) к расходам по работам, выполненным собственными силами, непредставление подтверждающих документов в отношении оценочного обязательства по отпускам (расходы июня 2013), представление расчетных ведомостей организации без подписи должностного лица, расшифровки подписи, должности должностного лица, несоответствие сумм начисленных страховых взносов (анализ счета 20) карточкам индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов, несовпадение сумм выплат, отсутствие информации о начислениях заработной платы в отношении некоторых работников.
Заявленные суммы расходов не подтверждены документально, имеют существенные недостатки, в связи с чем, в соответствии с положениями статьи 252 НК РФ, не признаны налоговым органом обоснованными.
Дополнительно к названным основаниям, в ходе рассмотрения дела в суде установлено, что расходы по начисленной амортизации на сумму 6374786,99 руб., по оплате труда и страховым взносам на сумму 4418218,36 руб., по финансовой аренде (лизингу) в размере 13776407,15 руб., ранее были включены Обществом в расходы при подаче налоговой декларации по налогу на прибыль за 2013 год, т.е. в уточненной налоговой декларации (корректировка № 5) указанные расходы для целей исчисления налога на прибыль, заявлены повторно.
Налоговым органом установлено и не оспорено Обществом, согласно данных сводного налогового регистра по освоению природных ресурсов за 2014 в сумму расходов в размере 145 444 676 руб. включены, в том числе поисковые и оценочные работы на золоторудное оруденение в пределах Валунистой площади (регистрационный номер 77-13-63) в размере 81705855,14 руб., из них 59215685,3 руб. выполненных собственными силами в 2013 г.(т.11). Как следует из раздела 2 налогового регистра № 77-13-63, в сумму 59215685,3 руб. включены следующие работы: проходка геологоразведочных траншей июнь 2013 г. - 14786018.00 руб., проходка геологоразведочных траншей июль 2013 г. – 14664069,66 руб., проходка геологоразведочных траншей август 2013 г. - 13038051 руб., проходка геологоразведочных траншей сентябрь 2013 г. – 15438707,64 руб., проходка геологоразведочных траншей ноябрь 2013 г. – 1288839,38 руб.
Июнь 2013 года. Согласно анализу счета 20 (т.14 ) в сумму расходов за июнь 2013 г. в размере 14786018,00 руб. включены в том числе расходы по выплате страховых взносов (счет № 69) в размере 383951,05 руб. и расходы по выплате заработной платы (счет № 70) в размере 1283225,74 руб.
Сумма выплат по расчетной ведомости составила 1283225.74 руб. (549524.68 руб. + 733701.06 руб.) в том числе по работникам:ФИО5 – 101481,32 руб.,ФИО6 – 110178,69 руб.,ФИО7 - 66223.81 руб.,ФИО8 - 25.45 руб.,ФИО9 - 25.45 руб.,ФИО10 - 67768.68 руб.,ФИО11 - 9645.85 руб.,ФИО12 - 52982.74 руб.,ФИО13 - 67768.68 руб.,ФИО14 J1. - 54820.25 руб.,ФИО15 - 25.45 руб.,Оценочное обязательство - 733701.06 руб.
Июль 2013 года. Согласно анализу счета 20 (т.11 ) в сумму расходов за июль 2013 в размере 14664069.66 руб. включены в том числе расходы по выплате страховых взносов (счет № 69) в размере 170951.78 руб. и расходы по выплате заработной платы (счет № 70) в размере 685056.66 руб.
Сумма выплат по расчетной ведомости за июль 2013 составила 1283225.74 руб., в том числе по работникам: ФИО16 - 67702 руб.,ФИО17 - 69867.28 руб.,ФИО18 - 66700.00 руб.,ФИО10 - 67702.00 руб.,ФИО19 - 79496.37 руб.,ФИО13 - 65471.71 руб.,ФИО20 - 73611.52 руб.,ФИО21 - 98987.08 руб.,ФИО22 - 66700.00 руб.,
Август 2013 года. Согласно анализу счета 20 (т.11) в сумму расходов за август 2013 г. в размере 13038051.00 руб. включены в том числе расходы по выплате страховых взносов (счет № 69) в размере 223515.54 руб. и расходы по выплате заработной платы (счет № 70) в размере 834099.75 руб.
Сумма выплат по расчетной ведомости организации составила 834099.75 руб. в том числе по работникам: ФИО16 - 67702.00 руб.,ФИО5 - 93700.00 руб.,ФИО23 - 61871.99 руб.,ФИО6 - 81043.82 руб.,ФИО7 - 86990.63 руб.,ФИО8 - 60582.00 руб.,ФИО24 - 139816.64 руб.,ФИО10 - 70939.84 руб.,ФИО11 - 59698.00 руб.,ФИО13 - 5000.00 руб.,ФИО14 J1. - 106754.83 руб.,
Сентябрь 2013 года. Согласно анализу счета 20 (т.12) в сумму расходов за сентябрь 2013 г. в размере 15438707.64 руб. включены в том числе расходы по выплате страховых взносов (счет № 69) в размере 323194.19 руб. и расходы по выплате заработной платы (счет № 70) в размере 1233297.43 руб.
Сумма выплат по расчетной ведомости составила 1233297.43 руб. в том числе по работникам: ФИО25 - 77875.08 руб.,ФИО26 - 58696.29 руб.,ФИО17 - 69272.76 руб.,ФИО27 - 75528.39 руб.,ФИО28 - 51641.35 руб.,ФИО29 - 50671.39 руб.,ФИО30 - 57798.00 руб.,ФИО31 - 62395.77 руб.,ФИО32 - 50671.39 руб.,ФИО24 - 97271.04 руб.,ФИО10 - 78147.48 руб.,ФИО33 - 75528.39 руб.,ФИО34 - 66000.00 руб.,ФИО35 - 76984.23 руб.,ФИО22 — 99030.35 руб.,ФИО36 - 87363.68 руб.,ФИО37 - 50671.39 руб.,ФИО38 - 50671.39 руб.,
Ноябрь 2013 года. Согласно анализу счета 20 (т. 12) в сумму расходов за ноябрь 2013 г. в размере 1288839.38 руб. включены в том числе расходы по выплате страховых взносов (счет № 69) в размере 34067.42 руб. и расходы по выплате заработной платы (счет № 70) в размере 139091.22 руб.
Сумма выплат по расчетной ведомости составила 2028030.69 руб. в том числе по работникам:ФИО23 - 122668.71 руб.,ФИО39 - 96457.16 руб.,ФИО40 - 62394.66 руб.,ФИО6 - 74606.00 руб.,ФИО41 - 81482.28 руб.,ФИО42 - 58820.01 руб.,ФИО43 - 66290.94 руб.,ФИО44 - 71114.16 руб.,ФИО45 - 61525.41 руб.,ФИО46 - 89989.56 руб.,ФИО47 - 86338.75 руб.,Комендант Н.П. - 87065.79 руб.,ФИО8 - 72114.16 руб.,ФИО48 - 70022.76 руб.,ФИО49 - 86466.45 руб.,ФИО9 - 72114.16 руб.,ФИО50 - 62394.66 руб.,ФИО11 - 62394.66 руб.,ФИО51 - 72114.16 руб.,ФИО52 66750.00 руб.,ФИО53 - 29996.56 руб., ФИО54 - 64177.94 руб.,ФИО15 - 70022.76 руб.,ФИО55 - 74781.94 руб.,ФИО56 - 93991.65 руб.,ФИО57 - 66750.00 руб.,ФИО58 - 74781.94 руб.,ФИО59 - 30403.46 руб.
Ранее в отношении Общества налоговым органом проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период 2011 - 2013 гг.
В ходе проверки налоговым органом проанализированы Карточки бухгалтерских счетов: 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда», за 2011, 2012 и 2013 гг.; Регистры налогового учёта для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций за периоды 2011, 2012, 2013 гг.; Расчётные ведомости по заработной плате на основных и не основных работников за 2011, 2012, 2013 гг.; Лицевые счета унифицированной формы (Т-54 , Т-54а).
По налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2013 год (т.26,л.д.112) сумма расходов, уменьшающих доходы от реализации, составила 1297107005 руб. (раздел 2 строка 130 Налоговой декларации). Согласно отчету о прибылях и убытках за 2013 г., представленному налогоплательщиком в рамках проведенной выездной проверки (т.26) сумма расходов составила 1297107005 руб. в том числе расходы на оплату труда 252456939.66 руб., из них 53830492.66 руб. (прямые расходы) и 198626447.00 руб. (косвенные расходы).
Как следует из налогового регистра расходов принятых к налоговому учету в 2013 г. в сумму 1297107005 руб. включены в том числе следующие работы:
- По Участку открытых горных работ июнь 2013 г. - 14786018.00 руб.
- По Участку открытых горных работ июль 2013 г. - 14664069.66 руб.
- По Участку открытых горных работ август 2013 г. - 13038051.00 руб.
- По Участку открытых горных работ сентябрь 2013 г. - 15438707.64 руб.
- По Участку открытых горных работ ноябрь 2013 г. - 18792026.52 руб.
Согласно карточке счета 70 в сумму расходов за июнь 2013 г. в размере 14786018.00 руб. включены расходы по выплате заработной платы в размере 1283225.74 руб.
Расчетной ведомостью организации за июнь 2013 г. и лицевыми счетами работников за 2013 г. подтверждается сумма выплат в размере 549524.68 руб.
Также согласно карточке счета 69 в сумму расходов за июнь 2013 г. в размере 14786018.00 руб. включены расходы по выплате страховых взносов 366189.25 руб., в том числе в Пенсионный фонд РФ в размере 239876.44 руб.; ФОМС - 53704.2 руб.; ФСС - 30537.7 руб.; ФСС от НС - 42070.91 руб.
Согласно карточке счета 70 в сумму расходов за июль 2013 г. в размере 14664069.66 руб. включены расходы по выплате заработной платы в размере 656237.96 руб. Как следует из расчетной ведомости организации за июль 2013 г. и лицевых счетов работников за 2013 г. сумма выплат составила 656237.96 руб.
Согласно карточке счета 69 в сумму расходов за июль 2013 г. в размере 14664069.66 руб. включены расходы по выплате страховых взносов 161374.66 руб., в том числе в Пенсионный фонд РФ в размере 105348.45 руб.; ФОМС - 24421.68 руб.; ФСС - 13886.83 руб.; ФСС от НС - 17717.7 руб.
Согласно карточке счета 70 в сумму расходов за август 2013 г. в размере 13038051 руб. включены расходы по выплате заработной платы в размере 834099.75 руб.
Как следует из расчетной ведомости организации за август 2013 г. и лицевых счетов работников за 2013 г. сумма выплат составила 834099.75 руб. Также согласно карточке счета 69 в сумму расходов за август 2013 г. в размере 13038051 руб. включены расходы по выплате страховых взносов 210448.75 руб., в том числе в Пенсионный фонд РФ в размере 137898.68 руб.; ФОМС - 30840.03 руб.; ФСС - 17536.49 руб.; ФСС от НС - 24173.55 руб.
Согласно карточке счета 70 в сумму расходов за сентябрь 2013 г. в размере 15438707.64 руб. включены расходы по выплате заработной платы в размере 1236218.37 руб.
Как следует из расчетной ведомости организации за сентябрь 2013 г. и лицевых счетов работников за 2013 г. сумма выплат составила 1236218.37 руб. Также согласно карточке счета 69 в сумму расходов за сентябрь 2013 г. в размере 15438707.64 руб. включены расходы по выплате страховых взносов 303731.45 руб., в том числе в Пенсионный фонд РФ в размере 202090.02 руб.; ФОМС - 41842.52 руб.; ФСС - 23792.82 руб.; ФСС от НС - 36006.09 руб.
Согласно карточке счета 70 в сумму расходов за ноябрь 2013 г. в размере 18792026.52 руб. включены расходы по выплате заработной платы в размере 2028030.69 руб. Как следует из расчетной ведомости организации за ноябрь 2013 г. и лицевых счетов работников за 2013 г. сумма выплат составила 2028030.69 руб. Также согласно карточке счета 69 в сумму расходов за ноябрь 2013 г. в размере 18792026.52 руб. включены расходы по выплате страховых взносов 466944.18 руб., в том числе в Пенсионный фонд РФ в размере 316604.24 руб.; ФОМС - 59168.62 руб.; ФСС - 34958.33 руб.; ФСС от НС - 56212.99 руб.
Налоговым органом подготовлена и представлена суду сводная информация по расходам Общества, учтенным в составе расходов по налоговой декларации по налогу на прибыль 2013 года(т.26), из которой следует, что Обществом расходы, понесенные в 2013 году на оплату труда и страховые взносы за период июнь-ноябрь 2013 года, включенные в расходы по налогу на прибыль 2013 г. повторно включены в сумму расходов по налогу на прибыль 2014 г.
В соответствии со статьей 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
С учетом установленных обстоятельств суд соглашается с выводом налогового органа о необоснованном включении в налоговую декларацию (уточнение, корректировка № 5) по налогу на прибыль 2014 г. расходов в сумме 4418218,36 руб., по причине их повторного включения.
По данным налогового регистра расходов принятых к налоговому учету в 2013 г. в сумму 1297107005 руб. включены в том числе следующие работы:
- По Участку открытых горных работ июнь 2013 г. - 14786018.00 руб. 6752379.87 руб. лизинговые платежи;
- По Участку открытых горных работ август 2013 г. - 13038051.00 руб. - 5183527.45 руб. лизинговые платежи;
- По Участку открытых горных работ сентябрь 2013 г. - 15438707.64 руб. -
1720678.34 руб. лизинговые платежи;
- По Участку открытых горных работ ноябрь 2013 г. - 18792026.52 руб. - 1747066.86 руб. лизинговые платежи.
Согласно анализу счета 20 (т. 14), в сумму расходов за июнь 2013 г. в размере 14786018.00 руб. включены в том числе расходы по выплате лизинговых платежей (счет 60) в размере 6752379.87 руб. в адрес ООО «Катерпиллар Файнэншл». Также согласно карточке счета 60 , расходов включенных в налоговую декларацию 2013 г., в сумму расходов за июнь 2013 г. включены расходы по лизинговым платежам в размере 6752379.87 руб. в адрес ООО «Катерпиллар Файнэншл».
Согласно анализу счета 20 (т.11 ), расходов включенных в налоговую декларацию 2014 г., в сумму расходов за август 2013 г. в размере 13038051.0 руб. включены в том числе расходы по выплате лизинговых платежей (счет № 60) в размере 5183527.45 руб. в адрес ООО «Катерпиллар Файнэншл». Также согласно карточке счета 60, расходов включенных в налоговую декларацию 2013 г., в сумму расходов за август 2013 г. включены расходы по лизинговым платежам в размере 5183527.45 руб. в адрес ООО «Катерпиллар Файнэншл».
Согласно анализу счета 20 (т.12) расходов включенных в налоговую декларацию 2014 г. в сумму расходов за сентябрь 2013 г. в размере 15438707.64 руб. включены в том числе расходы по выплате лизинговых платежей (счет № 60) в размере 1720678.34 руб. в адрес ООО «Катерпиллар Файнэншл». Также согласно карточке счета 60 расходов включенных в налоговую декларацию 2013 г., в сумму расходов за сентябрь 2013 г. включены расходы по лизинговым платежам в размере 1720678.34 руб. в адрес ООО «Катерпиллар Файнэншл».
Согласно анализу счета 20 (т.12) расходов включенных в налоговую декларацию 2014 г., в сумму расходов за ноябрь 2013 г. в размере 1288839.38 руб. включены в том числе расходы по выплате лизинговых платежей (счет № 60) в размере 1747066.86 руб. в адрес ООО «Катерпиллар Файнэншл». Также согласно карточке счета 60 расходов включенных в налоговую декларацию 2013 г., в сумму расходов за ноябрь 2013 г. включены расходы по лизинговым платежам в размере 1747066.86 руб. в адрес ООО «Катерпиллар Файнэншл».
Таким образом материалами, представленными налоговым органом подтверждается идентичность расходов, включенных как в налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2013 год, так и в налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2014 год, что свидетельствует о повторном включении Обществом расходов по лизинговым платежам на сумму 13776407,15 руб.
Согласно отчету о прибылях и убытках за 2013 г. сумма расходов составила 1297107005 руб. в том числе расходы на амортизацию 39441348.49 руб., из них 26459104.49 руб. (прямые расходы) и 12982244 руб. (косвенные расходы).
Как следует из налогового регистра расходов принятых к налоговому учету в 2013 г. в сумму 1297107005 руб. включены в том числе следующие работы: по Участку открытых горных работ июнь 2013 г. - 14786018.00 руб. - 2122510.71 руб. Амортизация ОСи НА; по Участку открытых горных работ июль 2013 г. - 14664069.66 руб. - 2099529.77 руб. Амортизация ОСи НА; по Участку открытых горных работ август 2013 г. - 13038051.00 руб. - 1040716.81 руб. Амортизация ОСи НА; по Участку открытых горных работ сентябрь 2013 г. - 15438707.64 руб. - 1040716.81 руб. Амортизация ОСи НА; по Участку открытых горных работ ноябрь 2013 г. - 18792026.52 руб. - 1039783.4 руб. Амортизация ОСи НА.
Согласно анализу счета 20 (т.14) расходов включенных в налоговую декларацию 2014 г., в сумму расходов за июнь 2013 г. в размере 14786018.00 руб. включены, в том числе расходы по начисленной амортизации основных средств (счет № 02) в размере 2122510.71 руб. Также согласно карточке счета 02 расходов включенных в налоговую декларацию 2013 г., в сумму расходов за июнь 2013 г. включены расходы по начисленной амортизации основных средств в размере 2122510.71 руб.
Согласно анализу счета 20 (т.14) расходов включенных в налоговую декларацию 2014 г., в сумму расходов за июль 2013 г. в размере 14786018.00 руб. включены, в том числе расходы по начисленной амортизации основных средств (счет № 02) в размере 2099529.77 руб. Также согласно карточке счета 02 расходов включенных в налоговую декларацию 2013 г., в сумму расходов за июнь 2013 г. включены расходы по начисленной амортизации основных средств в размере 2099529.77 руб.
Согласно анализу счета 20 (т.11) расходов включенных в налоговую декларацию 2014 г., в сумму расходов за август 2013 г. в размере 13038051 руб. включены, в том числе расходы по начисленной амортизации основных средств (счет № 02) в размере 1040716.81 руб. Также согласно карточке счета 02 расходов включенных в налоговую декларацию 2013 г., в сумму расходов за август 2013 г. включены расходы по начисленной амортизации основных средств в размере 1040716.81 руб.
Согласно анализу счета 20 (т.12 ) расходов включенных в налоговую декларацию 2014 г. в сумму расходов за сентябрь 2013 г. в размере 15438707.64 руб. включены, в том числе расходы по начисленной амортизации основных средств (счет № 02) в размере 1040716.81 руб. Также согласно карточке счета 02 расходов включенных в налоговую декларацию 2013 г., в сумму расходов за сентябрь 2013 г. включены расходы по начисленной амортизации основных средств в размере 1040716.81 руб.
Согласно анализу счета 20 (т.12) расходов включенных в налоговую декларацию 2014 г., в сумму расходов за ноябрь 2013 г. в размере 1288839.38 руб. включены, в том числе расходы по начисленной амортизации основных средств (счет № 02) в размере 1039783.4 руб. Также согласно карточке счета 02 расходов включенных в налоговую декларацию 2013 г., в сумму расходов за ноябрь 2013 г. включены расходы по начисленной амортизации основных средств (счет № 02) в размере 1039783.4 руб.
При таких обстоятельствах расходы по амортизации основных средств на сумму 6374786,99 руб. заявлены в 2014 году в составе расходов необоснованно, поскольку ранее были учтены при расчете налога на прибыль в 2013 году.
В силу пункта 8.3 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.
Требованием № 1 от 13.02.2018 Обществу предложено, в том числе представить справки за проверяемый период с расшифровками расходов по уточненной декларации (корректировка № 5) и уточненной декларации (корректировка № 4), т.е. представить аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений. Такие расшифровки Обществом не представлены, в том числе на стадии судебного разбирательства.
Доводы Общества о том, что все выявленные налоговым органом расходы, квалифицированные как «повторно включенные», списаны Обществом, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», что следует из карточек по счету 20, отклоняются судом. Само по себе отнесение указанных расходов и их отражение на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» не исключает возможности учета данных расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
Поскольку Обществом требование налогового органа в части представления аналитических регистров налогового учета, на основании которых сформированы спорные показатели до и после их изменений, не исполнено, у Общества отсутствуют доказательства того, что отраженные в налоговой декларации по налогу на прибыль за 2013 год расходы не включают в себя расходы по финансовой аренде (лизингу), оплате труда и страховым взносам, амортизации, отраженные в налоговой декларации по налогу на прибыль за 2014 год.
В силу части 1 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Как установлено при рассмотрении дела документы, подтверждающие обоснованность заявленных расходов, и соответствие их требованиям статьи 252 НК РФ, Обществом не представлены.
С учетом установленных обстоятельств, требования Общества удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Чукотского автономного округа
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Рудник Валунистый» о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чукотскому автономному округу от 03.07.2018 № 360 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уменьшить заявленный убыток от ведения финансово-хозяйственной деятельности в уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2014 год (корректировка № 5) на сумму в размере 60401892 рубля 10 копеек, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Шестой арбитражный апелляционный суд в порядке главы 34 АПК РФ, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в порядке, предусмотренном статьями 181, 276 АПК РФ.
Судья Дерезюк Ю.В.