ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А80-100/10 от 31.05.2010 АС Чукотского АО

Арбитражный суд Чукотского автономного округа

689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Ленина, д.9, тел/факс (42722)2-29-69

Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ

г. Анадырь Дело № А80-100/2010

02 июня 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 31.05.2010. Полный текст решения изготовлен 02.06.2010.

Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе: судьи Галины Ивановны Минасиди,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Киященко, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Чукотскому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее Управление)

Муниципального унитарного предприятия сельхозтоваропроизводителей «КЭПЭР» (далее Предприятие)

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

при участии

от Управления - Котвицкий А.Г. по доверенности от 28.05.2010 № 01-08/339; удостоверение № 027777 от 01.11.2009 г.; Земляной П.В. по доверенности от 28.05.2010 № 01-08/338 от Предприятия - не явился, извещен надлежаще

установил:

Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Предприятия к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере 30 000 руб.

В обоснование заявления Управление указало:

- на основании приказа начальника Управления от 14.04.2010 № 77-ОД старшим государственным инспектором Управления проведена плановая проверка в отношении Предприятия, в ходе которой выявлено осуществление Предприятием предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) на перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, а именно, требований, содержащихся в пп. «д» и «г» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 (далее - Положение о лицензировании перевозок пассажиров);

- данное требование включает в себя назначение в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров, в целях обеспечения безопасности дорожного движения, на должности исполнительных руководителей и специалистов лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами; кроме того, лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, периодически проходят аттестацию на право занятия этих должностей;

- аттестация проводится после повышения квалификации аттестуемого в учебных заведениях, указанных в Перечне, который определяется Министерством транспорта Российской Федерации согласно Приказа Министерства транспорта РФ, Министерства труда РФ от 11.03.1994 N 13/11 (пункт 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 N 27);

- приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22.06.1998 N 75 утверждены квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, согласно которым профессиональная компетентность специалистов юридического лица в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: "Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации";

- согласно акту проверки главный инженер Предприятия Пелятагин В.П , назначенный приказом от 18.03.2010 № 25 А ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, не аттестован;

- по результатам плановой проверки Предприятия старшим государственным инспектором Управления 23.10.2010 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Предприятием представлен отзыв, в котором Предприятие ходатайствует о применении судом при привлечении Предприятия к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ смягчающих обстоятельств в связи с тем, что:

- при оформлении лицензии на новую единицу техники (автобус) Управление не указало Предприятию в необходимости назначения ответственного за пассажирские перевозки;

- организация, занимающаяся обучением лиц, ответственных за пассажирские перевозки, находится в г. Магадан;

- Предприятие занимается сельским хозяйством, ранее не привлекалось к административной ответственности.

Определением арбитражного суда от 13.05.2010 предварительное судебное заседание назначено на 31.05.2010 на 15 часов, судебное заседание назначено на 31.05.2010 на 16 часов.

О времени настоящего судебного заседания лица участвующие в деле извещены надлежаще. В судебное заседание обеспечена явка представителей Управления, явка представителя Предприятия не обеспечена, между тем материалами дела подтверждается его надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания.

Частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предусмотрено, что по делам о привлечении к административной ответственности неявка лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

В судебном заседании представители Управления просили привлечь Предприятие к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (не связанная с обеспечением собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде взыскания штрафа в размере 30 000 руб.

При этом представители Управления пояснили суду:

- 21.03.2006 Министерством транспорта Российской Федерации Предприятию выдана лицензия на осуществление пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, сроком действия с 21.03.2006 г. по 20.03.2011 г., рег..№ ААС-87-001331;

- 24.09.2009 в связи с изменением наименования Предприятия, Предприятию выдана новая лицензия на осуществление пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, сроком действия с 24.09.2009 г. по 23.09.2011 г.;

4 А80-100/2010

- 18.03.2010 г. приказом № 25 «А» главный инженер-механик В.П. Пелятагин назначен ответственным лицом по безопасности дорожного движения с 18.03.2010 г.;

- 22.04.2010, на момент проведения проверки Предприятия и составления акта № 33, у ответственного за организацию работы по обеспечению безопасности дорожного движения Пелятагина В.П., отсутствовало удостоверение либо иной документ, подтверждающие квалификационную подготовку Пелятагина В.П. по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации;

- в г. Анадырь находится представитель Магаданского областного учебно- курсового комбината, указанного в Перечне учебных заведений автомобильного транспорта, осуществляющих повышение квалификации исполнительных руководителей и заместителей руководителей, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения;

- учитывая, что ранее Предприятие не привлекалось к административной ответственности, назначить ему наказание в виде штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в минимальном размере - 30 000 руб.

Заслушав в ходе судебного заседания представителей Управления, исследовав материалы дела, материалы административного производства, оценив представленные доказательства, суд находит подлежащим привлечению к административной ответственности Предприятие за совершение административного правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб., исходя из следующего.

Из материалов дела следует и судом установлено.

Предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Чукотскому автономному округу с 20.09.2000 г.

20.04.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

24.09.2009 г. Министерство транспорта Российской Федерации по заявлению Предприятия от 08.09.2009 г. выдало Предприятию лицензию № АСС-87-001341 серии В А № 023845 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). 22.04.2009 старшим государственным инспектором Управления на основании приказа начальника Управления от 14.04.2010 № 77-ОД проведена плановая выездная проверка на предмет исполнения Предприятием законодательных, исполнительных и нормативных технических актов, регламентирующих деятельность на автомобильном транспорте.

5 А80-100/2010

В ходе проведения проверки Управлением выявлены нарушения лицензионных требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом, установленных пунктами «г» и «д» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров, о чем 22.04.2010 составлен акт № 33 и вынесено предписание № 29 об устранении выявленных нарушений и выполнении следующих мероприятий в срок до 28.05.2010:

- обучить специалиста по курсу «квалификационная подготовка по организации перевозок AT и специалисты БД»;

- пройти аттестацию лицам, занимающим должности исполнительных руководителей и специалистов Предприятия.

23.04.2010, усмотрев в действиях Предприятия признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, Управление составило протокол об административном правонарушении № 02/10 (получен представителем Управления 12.05.2010 г. согласно почтового уведомления).

Согласно протоколу от 23.04.2010 № 02/10 Предприятию вменяются нарушения лицензионных требований и условий:

- в нарушение подпункта "г" и «д» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров у Предприятия отсутствует специалист, ответственный за безопасность дорожного движения, прошедший в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

- в нарушение пункта 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 N 27, ответственным за организацию работы по обеспечению безопасности дорожного движения за перевозочную деятельность в Предприятии назначен Пелятагин В.П., у которого отсутствует документ, подтверждающий его профессиональную компетенцию, а именно: удостоверение о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: "Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом и специалисты БД».

На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Частью 3 статьи 14.1 Кодекса КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (не связанная с

6 А80-100/2010

обеспечением собственных нужд юридического лица или

индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

В силу статьи 2 Закона о лицензировании под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.

Порядок лицензирования указанной деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления такой деятельности определены в Положении о лицензировании перевозок пассажиров.

Согласно подпунктам "г" и "д" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденных Приказом Минтрансом РФ от 22.06.1998 N 75, квалификация специалиста юридического лица или индивидуального предпринимателя определяется знаниями и опытом, необходимыми для организации и осуществления грузовых или пассажирских автомобильных перевозок в соответствующем виде сообщения, обеспечения требуемого уровня технического состояния подвижного состава, безопасности движения, соблюдения природоохранных норм, техники безопасности и охраны труда на автомобильном транспорте. Профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: "Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации". Специалисты юридических лиц и индивидуальные предприниматели в течение всей трудовой деятельности проходят повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом на соответствующих

7 А80-100/2010

курсах. Периодичность повышения квалификации регулируется

работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

Согласно Приказу Министерства транспорта Российской Федерации и Минтруда Российской Федерации от 11.03.1994 N 13/11 "Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов" лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств, проходят периодическую аттестацию на право занятия этих должностей.

В организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, исполнительные руководители и специалисты, чья деятельность связана с обеспечением безопасности движения, должны иметь кроме документов, свидетельствующих о специальной подготовке, удостоверение установленной формы о прохождении ими аттестации (пункт 2 Приказа № 13/11).

Таким образом, положения вышеуказанных норм, касающиеся деятельности по перевозке пассажиров, относятся к лицензионным требования и условиям, являются обязательными для исполнения лицензиатами.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Объективная сторона данного правонарушения включает нарушение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами в области лицензируемого вида деятельности.

Как установлено выше судом, Предприятие осуществляло перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) на основании лицензии № АСС-87-001341 серии В А № 023845.

Как следует из приказа Предприятия от 18.03.2010 г. № 25 «А» ответственным лицом по безопасности дорожного движения с 18.03.2010 г. назначен главный инженер-механик В.П. Пелятагин.

Факт непрохождения ответственным лицом по безопасности дорожного движения Пелятагиным В.П. аттестации, отсутствие удостоверения установленной формы о прохождении Пелятагиным В.П. аттестации, подтверждается материалами дела и не оспаривается Предприятием.

Таким образом, в период с 18.03.2010 по 23.04.2010, Пелятагин В.П., являясь ответственным лицом по безопасности дорожного движения, не имел удостоверения о прохождении курса обучения по повышению квалификации по программе "Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации", что является нарушением лицензионных требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Доказательств того, что Предприятием были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению условий лицензии № АСС-87-001341 серии ВА № 023845, правил и норм, установленных транспортным законодательством, касающихся перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), Предприятие не представило.

Учитывая вышеизложенное, Предприятие является субъектом правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения характеризуется не соблюдением Предприятием требований Положения о лицензировании перевозок пассажиров.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, вина Предприятия подтверждаются материалами дела и не оспариваются Предприятием, суд приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) Предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, а именно нарушение Предприятием требований транспортного законодательства, являющихся неотъемлемыми условиями соблюдения лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В соответствии с частью 1 статьи 202 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности рассматриваются с особенностями, установленными федеральным законом об административных правонарушениях.

Как указано в части 1 статьи 206 АПК РФ, решение по делу о привлечении к административной ответственности принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 данного Кодекса.

Полномочия административного органа по составлению протокола об административном правонарушении, порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности проверены судом.

В силу пункта 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Данное правонарушение выражается в длительном непрекращающемся невыполнении обязанности, возложенной на нарушителя законом, то есть является длящимся. В силу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ сроки, установленные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, то есть со дня выявления факта его совершения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.

Учитывая составление Управлением протокола об административном правонарушении № 02/10 - 23.04.2010, процедура привлечения Предприятия к административной ответственности не нарушена; сроки давности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущены.

В соответствии с п. 4 ст. 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат помимо иных обстоятельств обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Материалы дела не содержат обстоятельств, смягчающих административную ответственность Предприятия.

Более того, исследовав и оценив материалы дела, суд пришел к выводу, что поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источника повышенной опасности, имеет своей целью обеспечение безопасности граждан, являющихся участниками дорожного движения, то при осуществлении такого вида деятельности Предприятие обязано неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия., в связи с чем совершенное Предприятием административное правонарушение не может являться малозначительным.

С учетом установленного, суд приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) Предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ и необходимости привлечения Предприятия к административной ответственности по части 3 и части 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением минимального наказания, предусмотренного для юридических лиц частью 3 статьи 14.1 ККоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, статьей 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Привлечь Муниципальное унитарное предприятие

сельхозтоваропроизводителей «КЭПЭР» (689315, Чукотский автономный округ, Чукотский муниципальный район, сельское поселение Лорино, ул. Челюскинцев, дом 1, ОГРН - 1028700516954; КПП - 870101001; ИНН - 8701003276; р./сч 40702810700000000010 в РКЦ с. Лаврентия, БИК 047726000) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Настоящее решение может быть обжаловано в Шестой апелляционный арбитражный суд через Арбитражный суд Чукотского автономного округа в десятидневный срок со дня го принятия. ^

Г.И. Минасиди