ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А80-133/2022 от 23.08.2022 АС Чукотского АО

Арбитражный суд Чукотского автономного округа

улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000,

www.chukotka.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Анадырь                                                                                                  Дело № А80-133/2022

30 августа 2022 года

резолютивная часть решения объявлена 23 августа 2022 года

Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе судьи Руникиной Н.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Акпасовой З.К.

рассмотрев  в открытом судебном заседании дело по заявлению от 07.04.2022 № 02-21/369 некоммерческой организации «Региональный оператор «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Чукотского автономного округа» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Департаменту промышленной политики Чукотского автономного округа (государственная жилищная инспекция) (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным предписания об устранении правонарушения в жилищной сфере,

при участии:

от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности от 24.02.2022 № 140/22, диплом;

от заинтересованного лица – представитель ФИО2 по доверенности от 23.12.2021 № 13-Д, диплом; представитель ФИО3 по доверенности от 04.08.2022 № 7-Д,

установил:

некоммерческая организация «Региональный оператор «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Чукотского автономного округа» (далее – заявитель, Фонд) обратилась в арбитражный суд с заявлением от 07.04.2022 № 02-21/369 о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Департамента промышленной политики Чукотского автономного округа (далее – заинтересованное лицо, Департамент, Жилищная инспекция) от 24.01.2022 № 45.

Определениями суда:

- 22.04.2022 заявление принято, возбуждено производство по делу, отказано в принятии обеспечительных мер предварительное судебное заседание назначено на 30.06.2022.

- 30.06.2022 назначено судебное разбирательство на 11.07.2022, судебное заседание откладывалось на 08.08.2022, 23.08.2022.

О времени и месте судебного заседания стороны, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Судебные акты размещены в сервисе «Картотека арбитражных дел».

Доказательства надлежащего извещения сторон, имеются в материалах дела.

В судебном заседании присутствуют представителя заявителя и заинтересованного лица.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, на отсутствие полномочиями Жилищной инспекции на проверку Фонда в рамках государственного жилищного надзора, в частности отсутствие полномочий и надлежащей квалификации инспектора для установления нарушений строительных норм, возражает против наличия выявленных нарушений и процедуры их установления, что явилось поводом к обращению в суд за оспариванием предписания от 24.01.2022 № 45.

Жилищная инспекция возражает против заявленных требований, указывает, что проверка проводилась на основании коллективной претензии жильцов многоквартирных домов, после завершения капитального ремонта фасадов организованного Фондом. В ходе проверки выявлены нарушения, выдано предписание от 24.01.2022 № 45, которое явилось следствием неисполнения Фондом ранее выданного предписания от 16.09.2021 № 29. Проведение проверки по коллективному обращению граждан инициировано прокуратурой, в связи с чем, дополнительного согласования не требовалось.

Судом установлены следующие существенные обстоятельства.

27.04.2020 между Фондом (Заказчик) и закрытым акционерным обществом «Беринговская строительная компания» (Подрядчик) заключен договор № 15(27-КР-20), на выполнение капитального ремонта фасадов в многоквартирных домах, расположенных по адресу: Чукотский автономный округ, городской округ Анадырь, <...> (т. 1, л.д. 16-37).

01.03.2021 по факту приемки работ подписаны акты, предъявленные к приемке объекты приняты в эксплуатацию, гарантия качества выполненных работ в течение 5 лет. Работы приняты представителями Фонда (Заказчика), Департамента (в лице представителя Комитета по градостроительству и культуре), представителя собственников, представителя управляющей организации обслуживающей указанные многоквартирные дома, представителя органа местного самоуправления (т. 1, л.д. 43).

Справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3 и акты выполненных работ по форме КС-2 подписаны сторонами договора без возражений (т. 1, л.д. 62-70).

14.04.2021 (вх. № Кол-31) в Жилищную инспекцию поступила коллективная претензия жильцов домов № 10, № 12 по улице Береговая от 07.04.2021, адресованная кроме тогоФонду и обществу с ограниченной ответственностью «ЖилДом».

В претензии указано на выявление после проведенного капитального ремонта фасадов недостатков, выраженных в следующем:протечка влаги с окна и кровли, ощущение сквозняков с межпанельных швов, фасадный материал закреплен непосредственно к окнам, во время ветра слышен шум от плохо прикрепленного к стене фасадного материала, имеются дыры от установки фасадного материала, пробита стена, при производстве ремонтных работ по фасаду было разбито окно (по углу трещина), в местах прикрепления фасадного материала к окну нет герметизации стыков, стала забиваться вентиляция, в квартире запах канализации, проход на крыльце значительно уменьшился от установки фасадного материала.

По результатам рассмотрения претензии жильцы просят предоставить копии документов о принятии в эксплуатацию домов после ремонта, провести проверку по изложенным фактам некачественного ремонта фасада домов по улице Береговая дома № 10 и 12, выявить виновных лиц, принять меры, устранить недостатки, проконтролировать качество проводимых работ, при создании Комиссии по обследованию квартир включить в состав Комиссионного обследования домов по выявленным недоработкам и недостаткам жильцов домов № 10 и 12 по улице Береговая.

Кроме того, просили дать разъяснения о порядке проведения работ по замене окон жильцами вышеуказанных домов, в том числе о работах по временному демонтажу и монтажу фасадного материала на время производства работ по замене окон (на безвозмездной основе), с учетом, что фасадный материал закреплен на существующие оконные рамы (т. 1, л.д. 131-134).

Жилищная инспекция входит в структуру Департамента, который является центральным исполнительным органом государственной власти Чукотского автономного округа, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, промышленности, недропользования, коммунального хозяйства, градостроительной деятельности, транспорта, связи и дорожного хозяйства, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, пожарной безопасности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и Чукотского автономного округа, гражданской обороны, осуществляющим государственный жилищный надзор, координирующим деятельность всех исполнительных органов государственной власти Чукотского автономного округа в указанных сферах (пункт 1.1 Положения о Департаменте, утвержденного Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 26.12.2018 № 451).

Департамент в области жилищных отношений осуществляет региональный государственный жилищный надзор в Чукотском автономном округе (подпункт 1 пункта 2.5 Положения о Департаменте).

В рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора 16.04.2021 Жилищной инспекцией издано распоряжение № 73 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Фонда с целью проверки претензии жильцов многоквартирных домов, сроком проведения с 20.04.2021 по 19.05.2021 (т. 2 л.д. 74).

17.05.2021 по результатам указанной проверки составлен акт № 73 (т. 3 л.д. 76-78), которым зафиксированы нарушения, подтверждающие обоснованность жалобы жильцов. 

Уполномоченный представитель Фонда получил копию акта проверки, ознакомился с ним, заявил о несогласии с выявленными нарушениями, указал, что приложения к акту не вручены, представит пояснения (т. 2 л.д. 78).

По результатам рассмотрения акта 17.05.2021 Департаментом в адрес Фонда вынесено предписание № 25 об устранении правонарушения в жилищной сфере, с требованием в срок до 01.09.2021 обеспечить устранение недостатков, которое вручено уполномоченному представителю Фонда 18.05.2021 (т. 2 л.д. 79).

С целью проверки выполнения предписания от 17.05.2021 № 73, на основании распоряжения Департамента от 02.09.2021  № 109, проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено неисполнение требований проверяемого предписания, 16.09.2021 составлен акт проверки № 106, копия акта вручена уполномоченному представителю Фонда (т. 1 л.д. 139-142).

16.09.2021 Департаментом в адрес Фонда вынесено предписание № 29 об устранении правонарушения в жилищной сфере, с требованием в срок до 17.12.2021 обеспечить устранение недостатков указанных в акте проверки от 16.09.2021 № 106, вручено уполномоченному представителю Фонда 16.09.2021 (т. 1 л.д. 143-144).

06.10.2021 должностным лицом Департамента составлен протокол об административном правонарушении в жилищной сфере № 24, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), (т. 1 л.д. 48-49).

30.11.2021 мировым судьей судебного участка г. Анадырь по делу № 5-789/2021 Фонд признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа (т. 1 л.д. 52-53).

10.02.2022 решением судьи Анадырского городского суда Чукотского автономного округа постановление мирового судьи судебного участка г. Анадырь по делу № 5-789/2021 отменено, производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (т. 1 л.д. 54-56).

Предписания Департамента от 17.05.2021 № 25, от 16.09.2021 № 29 Фондом в судебном порядке не оспаривались.

Распоряжением Департамента от 20.12.2021 № 152, с целью проверки выполнения предписания от 16.09.2021 № 29, назначена внеплановая выездная проверка, сроком 20 рабочих дней с 21.12.2021 по 25.01.2022, распоряжение вручено Фонду 20.12.2021 (т. 1 л.д. 135-138).

В пункте 5 распоряжения от 20.12.2021 № 152 указано, что проверка проводится в рамках осуществления жилищного надзора, реестровый номер функции в ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций: 8700000000160467012)».

Задачей проверки в соответствии с распоряжением от 20.12.2021 № 152 является проверка соблюдения законодательства в жилищной сфере.

24.01.2022 по результатам проведения внеплановой документарной проверки, составлен акт проверки № 151, установивший неисполнение требования предписания от 16.09.2021 № 29, копия акта вручена уполномоченному представителю Фонда 24.01.2022 (т. 1 л.д. 135-138, 147-150).

Из акта проверки от 24.01.2022 № 151, следует, что Департаментом выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов):

- Статья 754 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- пункт 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

- пункт 4.4, статьи 4 Свода правил СП 48.13330.2019 «СНиП 12-01-2004. Организация строительства» (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24 декабря 2019 г. № 861/пр);

- пункт 4.9. статьи 4 Свода правил СП 48.13330.2019 «СНиП 12-01-2004. Организация строительства» (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24 декабря 2019 г. № 861/пр);

- статьи 10 части 1,2,21 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Которые выражаются в неисполнении требований предписания от 16.09.2021 № 29, а именно:

- несоответствие выполненных работ с проектной документации, а именно Капитальный ремонт фасада многоквартирного дома Чукотский автономный округ, <...> Раздел 3. «Архитектурные решения» Том 3, шифр 1836-ЧАО-АР, Капитальный ремонт фасада многоквартирного дома Чукотский автономный округ, <...> Раздел 3. «Архитектурные решения» Том 3, шифр 1837-ЧАО-АР (далее - проект):

- входные двери заменены частично, ремонт входной группы не произведен;

- крепление к плите кровли не соответствует проекту;

- крепление композитных панелей к оконным блокам не соответствуют проекту;

- установка кронштейнов не соответствует проекту;

- отсутствует схема заполнения расстояния между торцевыми стенами двух домов, панель закреплена на 1 ряд заклёпок.

- крепление теплоизоляционных плит не соответствует проекту, используются ломаные плиты, обрезки.

- от нижнего края каркаса наблюдается отсутствие утеплителя.

- крепление профиля к фасаду МКД местами имеет зазор.

- ветро-влагозащитная мембрана не закреплена должным образом.

- согласно актам освидетельствования скрытых работ неотъемлемой частью данных актов являются фотоотчеты, которые не предоставлены.

- противоречие актов скрытых работ с проектной документацией, а именно: в Акте №14 от 01.12.2020 указан материал «Техновент стандарт» 200 мм., в разделе 6 «Проект организации капитального ремонта» материал «Технофас» 100мм;

- болты попадают в шов, что нарушает герметичность и тепловую сопротивляемость межпанельных швов. По проекту болты не должны попадать в шов между панелями.

25.01.2022 в связи с неисполнением в установленный срок предписания от 16.09.2021 № 29, должностным лицом Департамента составлен протокол об административном правонарушении в жилищной сфере № 43, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, (т. 1 л.д. 57-58).

21.03.2022 мировым судьей судебного участка г. Анадырь по делу № 5-59/2022 по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от 25.01.2022 № 43, производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (т. 1 л.д. 59-61).

24.01.2022 на основании акта проверки от 24.01.2022 № 151 Департаментом в адрес Фонда вынесено предписание № 45 об устранении правонарушения в жилищной сфере, с требованием в срок до 25.04.2022 обеспечить устранение недостатков указанных в акте проверки от 24.01.2022 № 151, вручено уполномоченному представителю Фонда 24.01.2022 (т. 1, л.д. 145-146).

Фондом в адрес Жилищной инспекции представлены возражения по существу выявленных нарушений от 25.01.2022 № 02-21/66. Возражения аналогичны доводам, изложенным Фондом в рассматриваемом заявлении (т. 2, л.д. 62-64).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Фонда в суд с рассматриваемым заявлением.

Заслушав мнение представителей и изучив правовые позиции сторон, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства во взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Заявитель обратился в суд с заявлением в установленный срок.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

При оценке законности и обоснованности оспариваемого предписания от 24.01.2022, судом применяются правовые нормы, действующие в период проверки и даты выдачи предписания.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 20 ЖК РФ).

Организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», (часть 6 статьи 20 ЖК РФ в редакции, действующей с 01.07.2021).

Из части 4 статьи 98 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» следует, что положения о видах регионального государственного контроля (надзора) (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ), положения о видах муниципального контроля подлежат утверждению до 01.01.2022. До утверждения указанных положений о видах контроля, но не позднее 01.01.2022 применяется Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты.

В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Федерального закона № 248-ФЗ виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, виды муниципального контроля устанавливаются федеральными законами (далее - федеральный закон о виде контроля). Виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (далее - закон субъекта Российской Федерации о виде контроля).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 № 1670 утверждены общие требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора), (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 12.10.2021, вступило в силу 20.10.2021).

Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 13.12.2021 № 508 утверждено Положение о региональном государственном жилищном надзоре в Чукотском автономном округе, вступившее в силу 01.01.2022.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ЖК РФ предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:

1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;

2) требований к формированию фондов капитального ремонта;

3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;

7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;

9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;

10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;

11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.

Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» установлено, что перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, подлежит размещению на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, с текстами действующих нормативных правовых актов. Порядок размещения и актуализации перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 912/пр, в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2020 № 1722 «О размещении и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования», утвержден Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного жилищного надзора, (далее - Перечень), (вступил в силу с 01.01.2021).

В соответствии с пунктом 1 Перечня разделы I, II, III, III.1, III.2,  IV,   VVIVIIVIII, IX ЖК РФ содержат обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного жилищного надзора.

Таким образом, требования к организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (раздел IX ЖК РФ) и оценка их соблюдения относится к полномочиям Жилищной инспекции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

В соответствии с подпунктами 3, 4, 5, 11 пункта 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:

- привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;

- контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;

- осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме;

- нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.

Из совокупностистатей 20, 182 ЖК РФ следует, что проверка деятельности региональных операторов включает в себя, в том числе, проверку надлежащего исполнения обязанностей по обеспечению выполнения работ, в том числе тех, которые указаны в пункте 2 статьи 182 ЖК РФ. Требования к деятельности регионального оператора, предусмотренные указанной статьей, являются обязательными по смыслу статьи 20 ЖК РФ и Перечня, утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 912/пр.

В связи с чем, судом отклоняется довод заявителя о возможности проведения Жилищной инспекцией контроля деятельности Фонда только в отношении требований к формированию фондов капитального ремонта.

В полномочия Жилищной инспекции входит проверка соблюдения Фондом обязательных требований, предусмотренных разделом IX ЖК РФ, в частности статьей 182 ЖК РФ.

При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), (часть 8 статьи 20 ЖК РФ).

Заявителем предшествующие предписания Жилищной инспекции от 17.05.2021, 16.09.2021 не оспорены в установленном порядке, и не оспариваются в рамках настоящего дела в связи с чем, не являются предметом рассмотрения по данному спору, вместе с тем, подлежат оценке судом в составе представленных доказательств в совокупности и системной взаимосвязи с иными доказательствами по делу.

Актом проверки от 17.05.2021 № 73 Жилищной инспекцией установлены нарушения в деятельности Фонда, выдано предписание от 17.05.2021 № 25, которое подлежало исполнению в срок до 01.09.2021. Актом проверки от 16.09.2021 № 106 зафиксировано неисполнение требования предписания от 17.05.2021, в связи с чем, вынесено предписание от 16.09.2021 № 29, со сроком исполнения до 17.12.2021.

Факт исполнения предписания от 16.09.2021 проверен Жилищной инспекцией в период с 21.12.2021 по 24.01.2022, составлен акт проверки от 24.01.2022 № 151, вынесено оспариваемое предписание.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ (в редакции от 11.06.2021, действующей на момент начала проверки 21.12.2021) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Аналогичное основание для проведения контрольных (надзорных) мероприятий содержится в пункте 5 части 1 статьи 57 Федерального закона № 248-ФЗ.

Таким образом, Жилищная инспекция имела правовые основания для проверки исполнения Фондом ранее выданных, не оспоренных предписаний от 17.05.2021, 16.09.2021 на предмет соблюдения обязанности Фонда по контролю качества оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации, в соответствии с существом обращения жильцов многоквартирных домов.

В Перечне нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного жилищного надзора, утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 912/пр содержится следующий закрытый список нормативных правовых актов.

В пункте 10 распоряжения о проведении проверки от 20.12.2021 № 152 указаны следующие обязательные требования, установленные правовыми актами подлежащими проверке (т. 1, л.д. 137-138):

- Статьи 12, 20, 180, 181, 182, 186, 188, 189, 190 ЖК РФ;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре»;

- часть 1, 2, 21 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ;

- Федеральный закон от 04.05.2011  № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

- Постановление Правительства от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»;

- Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

- Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;

- Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Как следует из акта проверки от 24.01.2022 №151 и предписания от 24.01.2022 № 45, Жилищной инспекцией установлены нарушения статьи 754 ГК РФ, пункта 6 статьи 52 ГрК РФ; пунктов 4.4, 4.9. статьи 4 Свода правил СП 48.13330.2019 «СНиП 12-01-2004. Организация строительства», утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24 декабря 2019 г. № 861/пр; статьи 10 части 1,2,21 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Вместе с тем, указанные в предписании нормативные акты, требования которых, по мнению государственного жилищного инспектора нарушены Фондом, не поименованы в Перечне нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного жилищного надзора, утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 912/пр и в распоряжении о проверке врученном Фонду.

Акт и предписание от 24.01.2022 не содержат сведений о нарушении Фондом иных обязательных требований, в частности норм ЖК РФ или иных нормативных актов, указанных в пункте 10 распоряжения о проведении проверки от 20.12.2021 № 152.

Таким образом, проверяя обязательные требования жилищного законодательства, Жилищной инспекцией не установлены их нарушения, в рассматриваемом акте от 24.01.2022 сделаны выводы о нарушениях строительных норм и правил, не входящих в предмет проверки жилищного надзора.

Статья 37 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» установлены ограничения и запреты, связанные с полномочиями инспектора.

В силу пункта 1 указанной статьи инспектор не вправе оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям контрольного (надзорного) органа.

На основании статьи 7 Федерального закона № 248-ФЗ деятельность по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля ведется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действия и решения контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц должны быть законными и обоснованными.

Проведение контрольных (надзорных) мероприятий, совершение контрольных (надзорных) действий, принятие решений по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, оценка исполнения решений контрольного (надзорного) органа осуществляются контрольным (надзорным) органом, его должностными лицами в пределах своей компетенции.

При организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля не допускаются необоснованное принятие решений контрольным (надзорным) органом и (или) совершение необоснованных действий (бездействия) должностными лицами контрольного (надзорного) органа.

Из подпункта 4 пункта 2.4 Положения о Департаменте следует, что Департамент осуществляет региональный государственный строительный надзор на территории Чукотского автономного округа, в рамках которого проводится оценка соблюдения обязательных требований установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации и иных строительно-технических норм.

Вместе с тем, из представленных в материалы дела актов проверок и предписаний  усматривается, что проверка коллективного обращения жильцов инициировалась Жилищной инспекцией Департамента в рамках государственного регионального жилищного надзора и осуществлялась государственным жилищным инспектором, уполномоченным на проверку обязательных требований, содержащихся в нормативных актах, перечень которых утвержден Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 912/пр.

Проверку проводил советник отдела жилищного надзора и лицензионного контроля Государственной жилищной инспекции Департамента промышленной политики Чукотского автономного округа, государственный жилищный инспектор Чукотского автономного округа.

В соответствии с представленной должностной инструкцией в должностные обязанности указанного сотрудника входит выполнение работы по осуществлению функций жилищной инспекции – регионального государственного жилищного надзора за соблюдением обязательных требований.

При этом в полномочия указанного должностного лица не входит проведение контрольных мероприятий в рамках строительного надзора (т. 3, л.д. 124-126).

Оспариваемое предписание не содержит требований к Фонду об устранении нарушений жилищного законодательства, к примеру, статей 180, 182 ЖК РФ, либо иных обязательных требований, входящих в предмет проверки в рамках полномочий государственного жилищного инспектора.

В пунктах 15, 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. Если иное не предусмотрено законом, суд не связан правовой квалификацией спорных отношений и вправе признать оспоренное решение законным (незаконным) со ссылкой на нормы права, не указанные в данном решении.

Несоблюдение установленного порядка принятия решения, совершения оспариваемого действия может служить основанием для вывода об их незаконности, если допущенные нарушения являются существенными для административного истца (заявителя) и влияют на исход дела. Нарушения порядка, носящие формальный характер, по общему правилу, не могут служить основанием для признания оспоренных решений, действий незаконными.

При проверке решения, действий суд, в частности, выясняет, была ли в установленных законом случаях обеспечена возможность реализации прав и законных интересов гражданина или организации при принятии оспариваемого решения, совершении действий, в том числе проверяет, было ли обеспечено право лица на ознакомление с доказательствами, право давать пояснения (возражения) по существу выявленных нарушений; исполнена ли наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанность изложить в принятом решении основания для применения соответствующих мер в отношении гражданина, организации.

Если конкретные нарушения, связанные с несоблюдением порядка принятия решения, невыполнением требований к форме и содержанию решения, определены законом как существенные (грубые), сам факт наличия этих нарушений является достаточным для вывода о его незаконности (например, пункт 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), части 1 и 2 статьи 91 Закона о контроле).

С учетом установленных обстоятельств, на основании приведенных положений нормативных актов, суд приходит к выводу, что в силу императивного применения с 01.01.2022 Федерального закона № 248-ФЗ, государственный жилищный инспектор Жилищной инспекции Департамента вышел за пределы предоставленных ему полномочий и вынес оспариваемое предписание от 24.01.2022 № 45 об устранении нарушений обязательных требований, оценка соблюдения которых, к его полномочиям не относится, чем нарушил пункт 1 статьи 37 указанного закона.

Проводя проверку Фонда в рамках жилищного надзора, выявив обстоятельства, свидетельствующие о подтверждении жалобы жильцов, Жилищной инспекцией в порядке статей 20, 186 ЖК РФ не сделаны выводы о соблюдении (не соблюдении) Фондом своих обязанностей, предусмотренных статьями 180, 182, ЖК РФ.

В акте проверки от 24.01.2022 и оспариваемом предписании отсутствуют требования об устранении нарушения жилищного законодательства, обязательные требования которого подлежат проверке в рамках жилищного надзора (к примеру, отсутствие должного контроля за подрядными работами, не предъявление требований к подрядчику в рамках гарантийного срока договора и иные). 

Установление в рамках жилищного надзора нарушений требований Градостроительного кодекса РФ, строительных норм, проверка которых не отнесена к данному виду контроля,  свидетельствует о необоснованности выданного предписания.

 При том, что у Жилищной инспекции имелась фактическая возможность и надлежащие полномочия для установления соблюдения (не соблюдения) обязательных требований жилищного законодательства в соответствии с Перечнем.

Федеральный закон № 248-ФЗ содержит строгие требования к осуществлению контрольных мероприятий в рамках определенного вида контроля, вследствие чего, установленное нарушение не признается судом формальным и устранимым без отмены выданного предписания.

С учетом установленных обстоятельств, выводов к которым пришел суд, исходя из конституционного принципа разделения полномочий исполнительной и судебной власти, суд в ходе судебного контроля не вправе подменять своими актами полномочия органов власти и устанавливать в ходе настоящего судебного разбирательства, что нарушения, установленные Жилищной инспекцией с превышением своих полномочий, в действительности имели ли место.

Вместе с тем, учитывая, что по сведениям заинтересованного лица, претензии жильцов многоквартирного дома на момент рассмотрения спора продолжают поступать, Департамент является уполномоченным органом по осуществлению регионального жилищного контроля и строительного надзора, имеет представление прокуратуры связанное с обращением жильцов и проверкой Фонда, отмена оспариваемого предписания не лишает Департамент возможности осуществить контрольные мероприятия в строгом соответствии с требованиями Федерального закона № 248-ФЗ и в рамках предоставленных полномочий и объективно рассмотреть претензии жильцов по последствиям проведения капитального ремонта фасадов многоквартирных домов.

С учетом установленных обстоятельств и выводов суда о превышении инспектором полномочий, не будут иметь самостоятельного значения в споре иные доводы заявителя и заинтересованного лица, в том числе по порядку проверки устранения выявленных нарушений.

Кроме того, в связи с тем, что законность предписаний от 17.05.2021 и 16.09.2021 оценивалась в судебных актах мирового судьи и суда общей юрисдикции на основании Федерального закона № 294-ФЗ действовавшего в период проведения проверок и вынесения указанных предписаний, выводы о виновности Фонда не будут иметь преюдициальное значение в настоящем споре, так как являются вопросом юридической квалификации, а не фактических обстоятельств.

Таким образом, оспариваемое предписание от 24.01.2022 № 45 вынесено Жилищной инспекцией в нарушение положений пункта 1 статьи 20 ЖК РФ, статьи 7, пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», что нарушает права и законные интересы Фонда в сфере экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

На основании изложенного, требование заявителя подлежит удовлетворению, предписание Государственной жилищной инспекции Департамента промышленной политики Чукотского автономного округа от 24.01.2022 № 45, признается судом незаконным и подлежащим отмене.

На основании части 1 статьи 110 АПК РФ, расходы заявителя по уплате государственной пошлины за обращение в суд в размере 3000 руб., подтвержденные платежным поручением от 13.04.2022 № 151, подлежат взысканию с Департамента промышленной политики Чукотского автономного округа (Государственная жилищная инспекция).

Руководствуясь статьями 110,  167 - 170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявление некоммерческой организации «Региональный оператор «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Чукотского автономного округа» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Департаменту промышленной политики Чукотского автономного округа (Государственная жилищная инспекция) (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.

Предписание об устранении правонарушения в жилищной сфере Департамента промышленной политики Чукотского автономного округа (Государственная жилищная инспекция) от 24.01.2022 № 45 признать незаконным, как несоответствующее положениям пункта 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 7, пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Отменить предписание об устранении правонарушения в жилищной сфере Департамента промышленной политики Чукотского автономного округа (Государственная жилищная инспекция) от 24.01.2022 № 45.

Взыскать с Департамента промышленной политики Чукотского автономного округа (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу некоммерческой организации «Региональный оператор «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Чукотского автономного округа» (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

Возвратить некоммерческой организации «Региональный оператор «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Чукотского автономного округа» (ОГРН <***>, ИНН <***>) излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3000 руб., уплаченную платежным поручением от 21.04.2022 № 165.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 181, статьей 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Жалоба на решение суда подается через Арбитражный суд Чукотского автономного округа.

Судья                                                                                                                        Н.П. Руникина