Арбитражный суд Чукотского автономного округа
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Анадырь Дело № А80-13/2013
2 апреля 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 26.03.2013.
Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе:
судьи С.Н. Приходько,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.С. Петренко,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческое предприятие «Темп» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чукотскому автономному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконными действий (бездействий),
при участии в судебном заседании:
от заявителя:
– ФИО1, доверенность от 19.02.2013 № 2;
– конкурсный управляющий ФИО2;
от ответчика:
- ФИО3, доверенность от 17.12.2012 № 02-36/14961;
- ФИО4, доверенность от 11.01.2013 № 02-36/00144,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческое предприятие «Темп» (далее – общество, заявитель ООО ПКП «Темп») обратилось в арбитражный суд Чукотского автономного округа с требованиями о признании незаконными действий (бездействий) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чукотскому автономному округу (далее – налоговый орган, ответчик), выраженных:
- в нарушении пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2011 № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) и невнесении в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) записи о том, что общество находится в процессе ликвидации;
- в нарушении пункта 3 статьи 20 Закона № 129-ФЗ и непринятии от заявителя сообщения о назначении ликвидатора.
Общество считает, что обязанность информировать регистрирующий орган о принятии решения о ликвидации юридического лица носит уведомительный характер. Доверительный управляющий общества ФИО5, подписавший уведомления по формам Р15001 и Р15002, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439, действовал на основании договора доверительного управления и являлся уполномоченным лицом на принятие решения о ликвидации. Ответчик неправомерно письменные уведомления доверительного управляющего о принятии решения о ликвидации общества и назначении ликвидатора оставил без рассмотрения. Налоговый орган должен был или произвести регистрационные действия или отказать в регистрации, закон не предусматривает оставление уведомлений без рассмотрения.
Кроме того, заявитель отмечает, что ответчик неправомерно указал в уведомлениях об оставлении документов без рассмотрения от 23.10.2012 на нарушение обществом п. 1.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ, так как формы Р15001 и Р15002 не предусматривают указания в них паспортных данных лица, подписавшего уведомления.
В ЕГРЮЛ внесены записи о том, что общество находится в процессе ликвидации и о ликвидаторе 09.01.2013, между тем, невнесение таких сведений в октябре 2012 года повлекло нарушение прав и законных интересов общества на внесудебное урегулирование спора по делу № А80-389/2012 по заявлению общества об оспаривании решения налогового органа № 24 от 25.09.2012 о привлечении к налоговой ответственности. Апелляционная жалоба заявителя на решение налогового органа № 24 от 25.09.2012, принятого по результатам выездной налоговой проверки, направленная в вышестоящий налоговой орган в порядке, предусмотренном статьей 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации, оставлена Управлением ФНС России по ЧАО без рассмотрения, так как подписана лицом, сведения о котором не значились в ЕГРЮЛ.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, обеспечили в судебное заседание явку полномочных представителей.
Исследовав и оценив материалы дела, выслушав представителя заявителя, который поддержал заявленные требования, а также представителя ответчика, который считает, что требования общества следует оставить без удовлетворения, по основаниям, изложенным в отзыве от 13.02.2013 № 02-43/01408 на заявление, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и установлено судом, что общество состоит на учёте в налоговом органе с 22.07.1999, зарегистрировано в ЕГРЮЛ за ОГРН <***>.
21.06.2012 умер директор общества ФИО6 - владелец 100% уставного капитала общества (свидетельство о смерти <...> от 21.06.2012).
05.09.2012 нотариус нотариального округа Анадырского района Чукотского автономного округа, выступающий в качестве учредителя управления, и гр. ФИО5 – доверительный управляющий на основании статьи 1173 ГК РФ, в целях охраны наследственного имущества, оставшегося после гражданина ФИО6, заключили договор доверительного управления наследственным имуществом (л.д. 39).
Согласно договору учредитель управления передал, а доверительный управляющий принял в доверительное управление долю в уставном капитале ООО ПКП «Темп» (свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, зарегистрированном до 01.07.2002 серия 87 № 000016175, выдано Межрайонной ИФНС России № 1 по ЧАО, ОГРН <***> от 14.11.2002, ИНН <***>, КПП 870901001, юридический адрес: Чукотский АО, <...>), принадлежащую наследователю на праве собственности в размере 100 (сто) % от уставного капитала.
24.09.2012 ФИО5 принял решение о добровольной ликвидации общества и возложением функций ликвидатора на себя.
16.10.2012 в налоговый орган за № 406 и № 407 от доверительного управляющего поступили уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме Р15001 и уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) по форме Р15002 с приложением решения доверительного управляющего о ликвидации общества от 24.09.2012.
Уведомлением от 23.10.2012 документы, полученные 16.10.2012 для внесения в ЕГРЮЛ сведений, налоговый орган оставил без рассмотрения, со ссылкой на нарушение обществом п. 1.3 и п. 1.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ.
17.10.2012 доверительный управляющий обратился в налоговый орган с заявлением (за № 409) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, относительно сведений о лице, осуществляющим управление долей общества, переходящей в порядке наследования. К заявлению приложен договор доверительного управления имуществом.
По результатам рассмотрения документов, представленных на государственную регистрацию 17.10.2012, налоговый орган принял 27.10.2012 решение об отказе в государственной регистрации.
09.01.2013 в ЕГРЮЛ внесены сведения о формировании ликвидационной комиссии общества, о назначении ликвидатора. Учредителем (участником) юридического лица, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, является ФИО7, которая 25.12.2012 обратилась а налоговый орган с уведомлениями о принятии решения о ликвидации общества, о формировании ликвидационной комиссии и о назначении ликвидатором ФИО5 (л.д. 60-76).
Из части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
В силу статьи 198 АПК РФ, статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Срок, предусмотренный в части 4 статьи 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Законом № 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (далее – Закон № 14-ФЗ) руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.
В пункте 3 статьи 40 Закона № 14-ФЗ указано, что единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.
Согласно пункту 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 61 ГК РФ).
В силу частей 1, 5 статьи 57 Закона № 14-ФЗ общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего федерального закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано также по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.
Аналогичное требование указано и в пункте 3 статьи 20 Закона № 129-ФЗ, согласно которому учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Формы уведомлений о принятии решения о ликвидации юридического лица, а также о формировании ликвидационной комиссии юридического лица утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439.
На основании таких уведомлений регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора, сведения о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе). Заявителю выдаётся (направляется) свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме № Р50003, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 439 (п. 2 статьи 20 Закона № 129-ФЗ).
Исходя из подпунктов «и», «л» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, и персональные данные и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений (пункт 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ).
В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.
Таким образом, в случае учреждения нотариусом доверительного управления наследственным имуществом в виде доли в уставном капитале общества сведения о лице, осуществляющим управление долей, переходящей в порядке наследования, на основании подпункта «д» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ, подлежит отражению в ЕГРЮЛ.
Порядок представления документов и порядок государственной регистрации при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, установлены статьями 9, 18 Закона № 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 18 Закона № 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1.3 статьи 9 Закона № 129-ФЗ установлено, что при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:
а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;
в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Приказом ФНС РФ от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@ «О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя» (зарегистрирован в Минюсте РФ 22.12.2004 № 6220) установлен порядок заполнения уведомлений, как о принятии решения о ликвидации юридического лица (форма № Р15001), так и о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) (форма Р15002).
Из уведомлений по форме Р15001 и Р15002, направленных в регистрирующий орган, следует, что они подписаны доверительным управляющим ФИО5
В разделе 5 уведомлений знаком «V» отмечено «учредитель (участник) юридического лица, принявший решение о ликвидации», в пунктах 5.1 - 5.3 указана фамилия, имя, отчество принявшего решение о ликвидации.
ФИО5, фамилия, имя, отчество которого указаны в пунктах 5.1 -5.3 уведомлений, не является учредителем общества.
Представленными в материалы дела выписками из ЕГРЮЛ от 26.02.2013 № 113/1 и 113 по состоянию на 23.10.2012 и 16.10.2012 соответственно подтверждается, что лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является ФИО6.
При этом, из материалов дела не следует, что сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования на основании подпункта «д» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ, отражены ЕГРЮЛ.
Таким образом, направленные в регистрирующий орган документы были подписаны и поданы лицом, полномочия которого не подтверждены.
В процессе государственной регистрации налоговые органы должны проверять соответствие представленных на государственную регистрацию документов требованиям Закона № 129-ФЗ, в том числе должны проверять, подписано ли заявление о государственной регистрации уполномоченным лицом.
Пунктом 1.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Действующим законодательством предусмотрено указание заявителем свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) вне зависимости от наличия в уведомлениях соответствующей графы.
Таким образом, ответчик правомерно указал в уведомлениях от 23.10.2012 на нарушение заявителем пункта 1.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенной нормы права следует, что для удовлетворения заявления о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух обязательных условий:
а) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
б) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением или действием (бездействием) прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данная позиция также отражена в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации определен пунктом 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.
Подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в реестре (п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ), в силу подпункта «д» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ влечет отказ в государственной регистрации таких изменений.
Регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации, но не вправе оставить представленные на регистрацию документы без рассмотрения. Закон о государственной регистрации не содержит такого понятия, как оставление заявления без рассмотрения.
Между тем, ответчиком не было принято решение об отказе в совершении регистрационных действий по внесению в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации и о назначении ликвидатором ФИО5, поскольку в адрес заявителя лишь были направлены уведомления об оставлении документов без исполнения, что предполагало при устранении допущенных нарушений внесение необходимых сведений в ЕГРЮЛ в установленном законом порядке.
В ЕГРЮЛ внесены записи о том, что общество находится в процессе ликвидации и о ликвидаторе 09.01.2013 (л.д. 60).
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, однако этот выбор является правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
Учитывая фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции считает, что действия (бездействия) налогового органа не нарушили прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. С учётом сроков подачи жалобы на решение налогового органа № 24 от 25.09.2012 о привлечении к налоговой ответственности в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, установленных статьей 139 НК РФ, а также выводов, изложенных в постановлении Президиума ВАС РФ от 20.12.2011 № 10025/11, общество имеет возможность урегулировать спорные вопросы непосредственно между налогоплательщиком и налоговым органом без обращения в суд, а также защищать свои нарушенные права в судебном порядке.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Отказать обществу с ограниченной ответственностью производственно-коммерческое предприятие «Темп» в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий (бездействий) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чукотскому автономному округу.
2. Решение может быть обжаловано в течение месяца в Шестой арбитражный апелляционный суд в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 181, статьей 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционные, кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Чукотского автономного округа.
Судья С.Н. Приходько