Арбитражный суд Чукотского автономного округа
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Анадырь. Дело № А80-147/2014
15 сентября 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 08.09.2014.
Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе:
судьи С.Н. Приходько,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.Ю. Мартыненко,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениям от 02.06.2014 № СЗ74, от 23.06.2014 № СЗ82 и № СЗ83
общества с ограниченной ответственностью «Северное золото» ОГРН <***>, ИНН <***>
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чукотскому автономному округу, ОГРН <***>, ИНН 8709008251
о признании недействительными решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 31.01.2014 № 50, от 03.03.2014 № 107 и от 26.03.2014 № 155,
третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу,
при участии:
- от заявителя: представитель ФИО1, по доверенности от 31.01.2014 № 43/2014; представитель ФИО2, по доверенности № 49 АА 0102214 от 10.12.2013;
- от налогового органа: представитель ФИО3, по доверенности от 26.11.2013 № 02-36/10894; представитель ФИО4, по доверенности от 23.07.2014 № 02-36/05845; представитель ФИО5, по доверенности от 03.09.2014 № 02-36/06873
- от третьего лица - ФИО6, по доверенности от 16.07.2014 № 04-07/05040,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Северное золото» ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: Чукотский автономный округ, <...> (далее – заявитель, общество, ООО «Северное золото») обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением 02.06.2014 № СЗ74 о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чукотскому автономному округу (далее - налоговый орган, МИ ФНС России № 1 по ЧАО) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 31.01.2014 № 50.
Определением суда от 09.06.2014 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание по делу № А80-147/2014 назначено на 10 часов 09.07.2014, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу (далее – Управление).
Общество также обратилось в арбитражный суд с заявлениями от 23.06.2014 № СЗ82 и № СЗ83 о признании недействительными решений налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 03.03.2014 № 107 и от 26.03.2014 № 155.
Определениями суда от 25.06.2014 заявления приняты судом к производству, назначены предварительные судебные заседания по делам № А80-191/2014 и № А80-192/2014, к участию в делах в качестве третьего лица привлечено Управление.
Определением от 09.07.2014 дела №№ А80-147/2014, А80-191/2014, А80-192/2014 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением номера А80-147/2014, предварительное судебное заседание по делу отложено на 10 часов 24.07.2014.
Определением от 24.07.2014 дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании суда первой инстанции на 15 часов 04.09.2014.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 11 часов 08.09.2014.
В судебное заседание по делу № А80-147/2014 обеспечена явка представителей лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлениях от 02.06.2014 № СЗ74, от 23.06.2014 № СЗ82 и № СЗ83, объяснениях от 21.07.2014 б/н, пояснениях от 02.09.2014 б/н, разъясняющих порядок расчета стоимости единицы химически чистого металла для целей исчисления налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ), и со ссылкой на пункты 1, 5 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) считает, что оснований для доначисления НДПИ не имелось, обществом по договору от 24.06.2013 б/н на приобретение руды и проведение опытно-промышленных испытаний руды (далее – договор от 24.06.2013) реализована золотосодержащая руда, а не химически чистый металл, что свидетельствует об отсутствии сложившихся цен реализации химически чистого металла в июле 2013 года в целях исчисления НДПИ для определения стоимости добытого полезного ископаемого. Общество правомерно использовало цены последней (в ближайшем из предыдущих налоговых периодов) реализации химически чистых золота и серебра, которая произошла в марте 2010 года.
Реализация партии руды в июле 2013 года не приводит к формированию у общества новых цен реализации химически чистых металлов.
В соответствии с приложением № 3 к договору определяется цена партии руды в целом. В данном расчете стоимость химически чистого золота и серебра, содержащегося в партии руды, не рассчитана и не указана. В первичных документах к договору цена химически чистого золота и серебра также отсутствует, реализация аффинированного золота и серебра, равно как и сам процесс аффинажа, не осуществлялись, и соответствующие договоры не заключались. Под ценной реализации химически чистого металла в смысле НК РФ следует понимать цену, по которой налогоплательщик осуществил продажу аффинированного драгоценного металла покупателю на основании соответствующего договора. Применение налоговым органом произвольного расчетного метода, не предусмотренного НК РФ, для определения стоимости одного грамма химически чистого металла в партии руды, является неправомерным.
По мнению общества, ответчик произвольно принял ряд факторов, влияющих на формирование конечной цены партии руды (например, расходы покупателя на аффинаж драгоценного металла), а часть не принял (например, коэффициент дисконта/маржи).
Общество считает, что данные коэффициенты формируют (корректируют) фактическую цену реализуемой руды и отражают фактическую волю сторон по сделке.
Заявитель не осуществляет аффинаж драгоценных металлов и их доставку до покупателей, налоговый орган в качестве расходов на аффинаж использовал информацию о затратах ЗАО «Чукотская горно-геологическая компания» (далее – ЗАО «ЧГГК»), т.е. иного налогоплательщика, что противоречит положениям пункта 5 статьи 340 НК РФ.
Представители налогового в судебном заседании оспорили доводы заявителя по основаниям, изложенным в отзыве от 30.06.2014 № 02-42/05069 (л.д. 14-23 том 2), дополнениях к отзыву от 16.07.2014 № 02-42/05655 (л.д. 20-22, том 13), отзыве от 22.07.2014 № 02-42/05826 (л.д. 41-51, том 13), пояснениях по делу от 01.09.2014 № 02-36/06822 (л.д. 91-102, том 13) считают, что формирование сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде цен реализации химически чистого металла произошло при заключении ООО «Северное золото» и ЗАО «ЧГГК» договора от 24.06.2013, его регистрация в Гохране России и согласовании цен реализации химически чистого металла по состоянию на 05.07.2013 в приложении № 3 к договору. Данный вывод, по мнению налогового органа, подтверждается положениями: Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее - Закон № 41-ФЗ), главы 26 НК РФ (прямым указанием п. 5 статьи 340 НК РФ), порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1419 от 01.12.1998, Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 731 от 28.09.2000, Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Минфина РФ от 29.08.2001 № 68н, Инструкции Банка России от 30.11.2000 № 94-И, считают, что оснований для отмены решений не имеется.
Поскольку цена партии руды, реализованной обществом в июле 2013 г., определялась, в том числе, исходя из стоимости 1 грамма чистого золота и серебра, содержащегося в золотосеребряной руде, у общества в июле 2013 г. сложились новые цены реализации химически чистого металла, которые необходимо использовать для расчета НДПИ начиная с июля 2013 года.
Налоговый орган считает, что общество, выбрав способ добычи, оканчивающийся реализацией руды, исключило для себя возможность уменьшать цену реализации химически чистого металла на расходы по его аффинажу. В ходе камеральных проверок налоговый орган ошибочно не исключил расходы покупателя руды на аффинаж драгоценного металла при расчете налоговой базы по НДПИ, произвел некорректный расчет налогового обязательства налогоплательщика за счет учета ряда факторов, которые не могут оказывать влияние на налогообложение НДПИ. Фактически подлежащий уплате в бюджетную систему Российской Федерации НДПИ выше сумм, зафиксированных в оспариваемых решениях, но поскольку указанная ошибка налогового органа не нарушает права налогоплательщика, уменьшив его налоговое обязательство, данные обстоятельства не являются поводом для признания решений незаконными.
Налоговый орган указывает, что обществом не учтена правовая природа налога. Суть НДПИ заключается в его компенсационном характере. В данном аспекте ключевым является:
1) факт добычи налогоплательщиком полезного ископаемого из недр, расположенных на территории Российской Федерации;
2) факт реализации добытых из недр полезных ископаемых с учетом цен реализации химически чистого металла.
Результаты финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика не имеют значения в рамках применения главы 26 НК РФ и исчисления соответствующей сумм НДПИ к уплате в бюджетную систему Российской Федерации.
Письмом от 28.05.2012 № 03-06-05-01/63 Министерство Финансов Российской Федерации разъяснило порядок применения п. 5 ст. 340 НК РФ при исчислении налога на добычу полезных ископаемых при добыче драгоценных металлов, и указало следующее: «...п. 5 ст. 340 Кодекса может быть применен при исчислении НДПИ в том налоговом периоде, вкотором осуществлена реализация добытых полезных ископаемых. До указанного периода в связи с отсутствием реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик может определять стоимость добытых полезных ископаемых (концентратов или полупродуктов, содержащих драгоценные металлы) исходя из расчетной стоимости в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 340 Кодекса».
Согласно позиции Минфина России, пункт 5 статьи 340 НК РФ применяется в том налоговом периоде, в котором осуществлена реализация добытых полезных ископаемых. Данный вывод основан непосредственно на смысловой взаимосвязи нормы пункта 5 статьи 340 НК РФ с положениями статьи 338 и пункта 1 статьи 340 НК РФ. Ответчик также делает ссылку на выводы, сделанные Министерством Финансов Российской Федерации в предпоследнем абзаце письма от 28.10.2013 №03-06-06-01/45607.
Управление поддерживает правовую позицию, изложенную МИ ФНС России № 1 по ЧАО (правовая позиция от 23.07.2014 № 04-11/05225), считает, что оснований для отмены решений нет. Решениями Управления от 28.03.2014 № 05-12/02135, от 24.04.2014 № 05-12/03035, от 14.05.2014 № 05-12/03444 жалобы заявителя оставлены без удовлетворения.
Выслушав представителей сторон, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу, что требования заявителя удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «Северное золото» зарегистрировано 11.11.2010 за основным государственным регистрационным номером <***>, состоит на учете в МИ ФНС России № 1 по ЧАО, ИНН <***>.
Согласно уставу (п. 1.16) общество вправе осуществлять в том числе:
- добычу железных руд подземным и открытым способом, руд цветных металлов, руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы);
- добычу и обогащение медной, никелевой и кобальтовой руд, руд редких металлов (циркония, тантала, ниобия и др.) свинцово-цинковой, оловянной, вольфрамомолибденовой, сурьмяно-ртутных руд и руд прочих цветных металлов, титаномагниевого сырья, алюминий содержащего сырья подземным и открытым способом, горных пород, содержащих графит и прочие полезные ископаемые;
- переработку руд и песков с получением концентратов или сплава Доре, переработки концентратов;
- обогащение нефелин – апатитовых руд и т.д. (л.д. 23-24, том 1).
Обществом для осуществления финансово – хозяйственной деятельности в установленном порядке была получена лицензия на право пользования недрами серии АНД01141БЭ со сроком окончания 30.09.2013 с целевым назначением и видами работ – геологическое изучение и добыча золота и серебра из коренного месторождения «Двойное» открытым и подземным способом (л.д. 52, том 10).
Разработана проектная документация (вызвана необходимостью отработки запасов рудной зоны 37 месторождения Двойное, поставленных на государственный баланс в феврале 2010 года и подготовленных для промышленного освоения).
Между обществом и ЗАО «ЧГГК» заключен договор от 24.06.2013 (учтен Гохраном России 23.07.2013 за № 2013-47(М), согласно которому общество продает, а ЗАО «ЧГГК» приобретает партию руды для ее последующей переработки на золотоизвлекательной фабрике «Купол» и использования для собственных целей.
При этом для целей договора термин «руда» означает золотосеребряную руду, отбираемую (извлекаемую) на коренном месторождении золота и серебра «Двойное».
Согласно акту приема-передачи партии руды от 05.07.2013 по договору от 24.06.2013 общество передало, а ЗАО «ЧГГК» приняло партию руды в количестве 19568 тонн сухой руды, с содержанием золота – 32,3 г/т, серебра – 44,5 г/т, запасом золота 632046,4 грамм, серебра – 870776,0 грамм. Общая стоимость партии руды составила 811213282,70 руб., в т.ч. НДС (18%) – 123744399,05 руб.
Обществом в адрес ЗАО «ЧГГК» был выставлен счет – фактура от 05.07.2013 № 00000025 на сумму 687468883,65 руб. (без НДС (с НДС – 811213282,70 руб.)
После проведения на фабрике «Купол» в период с 09.07.2013 по 14.07.2013 промышленных испытаний партии руды, на основании дополнительного соглашения от 20.09.2013 к договору от 24.06.2013, была произведена корректировка общей стоимости партии руды, ранее переданной обществом ЗАО «ЧГГК» в соответствии с актом приема – передачи от 05.07.2013.
Стороны согласовали, что уточненная общая стоимость партии руды (в количестве 19 568 сухих тонн) составляет 763 648 475 руб. 62 коп. (в том числе НДС 18% в размере 116 488 750 руб. 22 коп.) (л.д. 27-45, том 7).
Обществом в адрес ЗАО «ЧГГК» был выставлен, вносящий исправление в счет – фактуру от 05.07.2013 № 00000025, корректировочный счет-фактура от 20.09.2013 № 00000031 на сумму 647159725,10 руб. без НДС (с НДС - 763 648 475 руб. 62 коп. (л.д. 41-42, том 7).
В соответствии с учетной политикой общества для целей налогообложения на 2013 г., для целей исчисления НДПИ, добытым полезным ископаемым является золотосеребряная руда, в отношении которой завершен процесс (прошедшей процесс) рудоподготовки (п. 4.1 учетной политики общества для целей налогообложения). Количество добытого полезного ископаемого и количество химически чистого металла, содержащегося в добытом полезном ископаемом, определяется на основании проведенных маркшейдерских и геологических замеров, и отражается в данных обязательного учета при добыче драгметаллов. Для целей определения налоговой базы и НДПИ за каждый налоговый период (календарный месяц) использовать данные о фактически добытом полезном ископаемом по данным обязательного учета при добыче драгметаллов, с учетом доли содержания химически чистого металла в добытом полезном ископаемом.
Как следует из материалов отчета о результатах промышленных испытаний руды месторождения «Двойное» в период с 13.30 9 июля 2013 года до 11.00 14 июля 2013 года (л.д. 56-57, том 7) и справки о расхождении результатов учета количества и качества руды между ГМУ рудник «Двойной» и ЗИФ рудника «Купол» (л.д. 54-55, том 7), обосновывающие корректировку стоимости реализованной партии добытых полезных ископаемых, в июле 2013 года общество в адрес ЗАО «ЧГГК» была реализована партия добытых полезных ископаемых - партия золотосеребряной руды, ее конечная стоимость была сформирована с учетом выявленных сторонами расхождений результатов учета количества и качества руды (вес, содержание драгоценных металлов).
В пункте 1 статьи 340 НК РФ перечислены способы определения оценки стоимости добытых полезных ископаемых:
исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учёта субсидий;
исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Пункт 5 статьи 340 НК РФ предусматривает, оценка стоимости добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, производится исходя из сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде (а при их отсутствии - в ближайшем из предыдущих налоговых периодов) цен реализации химически чистого металла без учета налога на добавленную стоимость, уменьшенных на расходы налогоплательщика по его аффинажу и доставке (перевозке) до получателя. При этом стоимость единицы указанного добытого полезного ископаемого определяется как произведение доли (в натуральных измерителях) содержания химически чистого металла в единице добытого полезного ископаемого и стоимости единицы химически чистого металла.
Из содержания приведенных норм следует, что для применения способа определения стоимости добытого полезного ископаемого, предусмотренного пп. 2 пункта 1, пункта 5 статьи 340 НК РФ, необходимо осуществление операций по реализации добытых полезных ископаемых в соответствующий либо в ближайший из предшествовавших ему налоговых периодов.
Общество представило в налоговый орган налоговые декларации по НДПИ за июль, август и сентябрь 2013 г.
По результатам камеральных проверок налоговых деклараций МИ ФНС России № 1 по ЧАО составлены акты № 906 от 13.12.2013, № 2 от 13.01.2014, № 54 от 05.02.2014, приняты решения о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения от 31.01.2014 № 50, от 03.03.2014 № 107 и от 26.03.2014 № 155.
МИ ФНС России № 1 по ЧАО по итогам проведенных камеральных проверок налоговых деклараций общества по НДПИ за июль, август и сентябрь 2013 г. посчитала, что реализация партии руды в июле 2013 г. привела к формированию у общества новых цен на реализацию химически чистого золота и серебра.
При этом, цена химически чистого металла была определена налоговым органом исходя из цены реализации партии руды расчетным путем. Налоговая база общества по НДПИ за июль, август и сентябрь 2013 г. была пересчитана МИ ФНС России № 1 по ЧАО исходя из определённой расчетным путем стоимости химически чистого золота и серебра, содержащегося в руде.
Решениями налогового органа за июль, август, сентябрь 2013 г. заявителю предложено уплатить недоимку по НДПИ, а также соответствующие штрафы и пени.
Всего по итогам проведенных камеральных проверок ответчик, в соответствии с оспариваемыми решениями, предлагает:
- по решению № 50 от 31.01.2013 по камеральной проверки декларации за июль 2013 г. обществу уплатить сумму неуплаченного НДПИ в размере 1579180 руб., штрафа в размере 286 961 руб. 80 коп, исчисленного в порядке п.1 ст. 122 НК РФ, суммы пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора) в размере 62 343 руб. 45 коп.;
- по решению № 107 от 03.03.2014 по камеральной проверки декларации за август 2013 г. обществу уплатить сумму неуплаченного НДПИ в размере 2087595 руб., штрафа в размере 388 514 руб. 40 коп., исчисленного в порядке п.1 ст. 122 НК РФ, пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора) в размере 38 385 руб. 09 коп.;
- по решению № 155 от 26.03.2014 по камеральной проверки декларации за сентябрь 2013 г. обществу уплатить сумму неуплаченного НДПИ в размере 2144817 руб., штрафа в размере 399 958 руб. 60 коп, исчисленного в порядке п.1 ст. 122 НК РФ, пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора) в размере 25 219 руб. 56 коп.
В представленной обществом налоговой декларации по НДПИ за июль 2013 года (л.д. 47-49, том 1) сумма налога к уплате по золоту по данным общества составила:
стоимость единицы добытого полезного ископаемого = цена реализации химически чистого металла * доля химически чистого металла = 1069,87*0,0269764985= 28,86 руб.
ПИ* стоимость единицы добытого полезного ископаемого * ставка =
7574000*28,86*6%=13 115 138 руб.
сумма налога к уплате по серебру по данным общества составила:
стоимость единицы добытого полезного ископаемого = цена реализации химически чистого металла * доля химически чистого металла = 14,39*0,0421362556=0,61 руб.
ПИ* стоимость единицы добытого полезного ископаемого * ставка =
7574000*0,61*6,5%=300 309 руб.
Итого, сумма налога к уплате – 13 415 447,50 руб.
В представленной обществом налоговой декларации по НДПИ за август 2013 года (л.д. 91-94, том 11) сумма налога к уплате по золоту по данным общества составила:
стоимость единицы добытого полезного ископаемого = цена реализации химически чистого металла * доля химически чистого металла = 1069,87*0,0274100149= 29,33 руб.
ПИ* стоимость единицы добытого полезного ископаемого * ставка =
10085000*29,33*6%=17747583 руб.
сумма налога к уплате по серебру по данным общества составила:
стоимость единицы добытого полезного ископаемого = цена реализации химически чистого металла * доля химически чистого металла = 14,39*0,0285086763=0,41 руб.
ПИ* стоимость единицы добытого полезного ископаемого * ставка =
10085000*0,41*6,5%=268765 руб.
Итого, сумма налога к уплате – 18 016 348 руб.
В представленной обществом налоговой декларации по НДПИ за сентябрь 2013 года (л.д. 87-89, том 12) сумма налога к уплате по золоту по данным общества составила:
стоимость единицы добытого полезного ископаемого = цена реализации химически чистого металла * доля химически чистого металла = 1069,87*0,0226334377= 24,21 руб.
ПИ* стоимость единицы добытого полезного ископаемого * ставка =
12459000*24,21*6%=18097944 руб.
сумма налога к уплате по серебру по данным общества составила:
стоимость единицы добытого полезного ископаемого = цена реализации химически чистого металла * доля химически чистого металла = 14,39*0,0264957590=0,38 руб.
ПИ* стоимость единицы добытого полезного ископаемого * ставка =
12459000*0,38*6,5%=307738 руб.
Итого, сумма налога к уплате – 18 405 682 руб.
Общество при оценке стоимости единицы добытого полезного ископаемого применило цены реализации химически чистого металла (золота, серебра), сложившиеся в марте 2010 года.
Между тем, как следует из материалов дела, согласно договору от 24.06.2013 на приобретение руды и проведение опытно- промышленных испытаний руды ООО «Северное золото» продает, ЗАО «ЧГГК» приобретает партию руды для её последующей переработки и использованию для собственных целей.
В соответствии с условиями договора от 24.06.2013 цена руды устанавливается в Российских рублях за одну тонну в соответствии с расчетом цены, согласованной сторонами в приложении № 3 к договору.
В приложении № 3 к договору от 24.06.2013 приведен расчет цены золотосеребряной руды в расчете за 1 тонну и за партию целиком (уточненный расчет № 1), согласно которому, расчет стоимости партии произведен из следующих показателей:
количество реализуемой руды - 19568 тонн;
количество извлекаемого золота в партии руды - 574234 грамм;
количество извлекаемого серебра в партии руды - 911135 грамм;
цена за 1 грамм золота в Российских рублях по утреннему Лондонскому фиксингу на 05.07.2013 - 1314,28 руб.;
цена за 1 грамм серебра в Российских рублях по утреннему Лондонскому фиксингу на 05.07.2013 – 20,60 руб.;
затраты на переработку руды, аффинаж и продажу чистого металла в расчете на 1 тонну руды – 111,50 долларов США;
обменный курс доллара США к Российскому рублю на 05.07.2013;
коэффициент дисконта/маржи – 1,075.
Итого стоимость партии руды без НДС составила: 647159725,10 руб. исходя из следующего расчета:
((количество извлекаемого золота в партии руды) * (цена за 1 грамм золота)/ (коэффициент дисконта/маржи)) + ((количество извлекаемого серебра в партии руды) * (цена за 1 грамм серебра) / (коэффициент дисконта/маржи)) - (количество реализуемой руды) * (затраты на переработку руды, аффинаж и продажу) * (обменный курс доллара США к Российскому рублю на 05.07.2013).
Таким образом, 05.07.2013 обществом была осуществлена реализация руды, содержащей драгоценные металлы. Цена руды за тонну рассчитана с учетом цен на драгоценные металлы на утреннем лондонском фиксинге в долларах США за тройскую унцию в переводе на рубли за грамм химически чистого металла.
Цена партии руды определена сторонами по договору от 24.06.2013 исходя из цены за 1 грамм золота = 1314,28 руб., цены за 1 грамм серебра = 20,60 руб. Именно эти величины участвовали в расчете стоимости партии руды и, следовательно, обществом получена прибыль в размере 647159725,10 руб. исходя из цен реализации химически чистого металла.
Согласно решению № 50 от 31.01.2014 у общества сложилась цена реализации химически чистых драгоценных металлов, которая необходима для оценки стоимости добытых драгоценных металлов в конкретном налоговом периоде - июль 2013 года:
по золоту = 1191,34 руб.
по серебру = 18,67 руб.
Сумма налога к уплате по НДПИ за июль 2013 года, подлежащая уплате (доплате) в бюджет составила по данным налогового органа:
количество ПИ – 7574000 кг.;
доля химически чистого металла по золоту – 0,0269764985;
доля химически чистого металла по серебру – 0,0421362556;
Химически чистый металл:
золото - 204320 грамм;
серебро - 319140 грамм;
Стоимость реализации:
золото – 1191,34 руб.;
серебро -18,67 руб.
Сумма налога к уплате по золоту:
стоимость единицы добытого полезного ископаемого = цена реализации химически чистого металла * доля химически чистого металла = 1191,34*0,0269764985=32,14 с учетом округления до 2-х знаков после запятой
ПИ * стоимость единицы добытого полезного ископаемого * ставка = 7574000 * 32,14 * 6% = 14605702 руб.
Сумма налога к уплате по серебру:
стоимость единицы добытого полезного ископаемого = цена реализации химически чистого металла * доля химически чистого металла = 18,67*0,0421362556=0,79 руб. с учетом округления до 2-х знаков после запятой
ПИ * стоимость единицы добытого полезного ископаемого * ставка =
7574000* 0,79 * 6,5% = 388925 руб.
Сумма налога к уплате за июль 2013 года = 14605702 руб. + 388925 руб.
= 14994627 руб.
Сумма налога к уплате по НДПИ за август 2013 года, подлежащая уплате (доплате) в бюджет по данным налогового органа по решению № 107 от 03.03.2014 составляет:
количество ПИ - 10085000 кг;
доля химически чистого металла по золоту – 0,0274100149;
доля химически чистого металла по серебру – 0,0285086763.
Химически чистый металл:
золото - 276430 грамм;
серебро - 287510 грамм.
Стоимость реализации:
золото – 1191,34 руб.;
серебро -18,67 руб.
Сумма налога к уплате по золоту за август 2013 года:
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = цена реализации химически чистого металла * доля химически чистого металла = 1191,34 *0,0274100149=32,65 с учетом округления до 2-х знаков после запятой
ПИ * стоимость единицы добытого полезного ископаемого * ставка = 10085000 * 32,65 * 6% = 19756515 руб.
Сумма налога к уплате по серебру:
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = цена реализации химически чистого металла * доля химически чистого металла = 18,67*0,0285086763=0,53 рублей с учетом округления до 2-х знаков после запятой
ПИ * стоимость единицы добытого полезного ископаемого * ставка =
10085000 * 0,53 * 6,5% = 347428 руб.
Сумма налога к уплате за август 2013 год =19756515 руб. + 347428 руб. = 20103943 руб.
Сумма налога к уплате по НДПИ за сентябрь 2013 года, подлежащая уплате (доплате) в бюджет по данным налогового органа по решению от 26.03.2014 № 155 составляет:
количество ПИ - 12459000 кг;
доля химически чистого металла по золоту – 0,0226334377;
доля химически чистого металла по серебру – 0,0264957590.
Химически чистый металл:
золото - 281990 грамм;
серебро – 330110,661 грамм.
Стоимость реализации:
золото -1191,34 руб.
серебро -18,67 руб.
Сумма налога к уплате по золоту:
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = цена реализации химически чистого металла * доля химически чистого металла = 1191,34 *0,0226334377 =26,96 с учетом округления до 2-х знаков после запятой
ПИ * стоимость единицы добытого полезного ископаемого * ставка = 12459000 * 26,96 * 6% = 20153678 руб.
Сумма налога к уплате по серебру:
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = цена реализации химически чистого металла * доля химически чистого металла = 18,67*0,0264957590=0,49 руб. с учетом округления до 2-х знаков после запятой
ПИ * стоимость единицы добытого полезного ископаемого * ставка =
12459000 * 0,49 * 6,5% = 396819 руб.
Сумма налога к уплате за сентябрь 2013 год составила по расчетам налогового органа = 20153678+ 396819=20550497 руб.
В соответствии со статьей 19 и статьей 334 НК РФ ООО «Северное золото» является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
Согласно пункту 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 337 НК РФ установлено, что полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом пределе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
Согласно статье 1 Закона № 41-ФЗ добычей драгоценных металлов признается извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.
Положениями ГОСТ Р 52793-2007 «Металлы драгоценные. Термины и определения» (далее - ГОСТ Р 52793-2007) руды и пески драгметаллов определены как содержащее драгметалл минеральное сырье.
Согласно разделу ГОСТ Р 52793-2007 к драгоценным металлам относятся в том числе, золото и серебро. Драгоценный металл может находиться в самородном и аффинированном видах, в сырье, сплавах, промышленных продуктах металлургического производства, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, отходах производства и потребления.
К категории содержащих драгоценных металл руд, в том числе, относятся золотые и серебряные руды. Наименования отдельных типов руд могут отражать наличие в них нескольких драгоценных металлов, например «золото-серебросодержащая руда». Добытые из недр и содержащие драгоценный металл руды коренных месторождений являются минеральным сырьем, содержащим драгоценный металл.
В июле 2013 года обществом в адрес ЗАО «ЧГГК» реализована партия руды, при этом, её конечная стоимость была сформирована с учетом выявленных сторонами расхождений результатов учета количества и качества руды (вес, содержание драгоценных металлов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.1998 № 1419 утвержден порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы (далее – Порядок).
Согласно пункту 2 раздела I Порядка, «минеральное сырье» - добытые из недр руды коренных месторождений, пески россыпных месторождений, руды и пески техногенных месторождений, а также продукты их переработки.
Пунктами 8, 9, 10, 12 раздела III Порядка установлено - минеральное сырье, не обремененное обязательствами в соответствии с ранее заключенными договорами на поставку аффинированных металлов, может быть реализовано до аффинажа субъектами их добычи и производства юридическим лицам, в том числе через биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, или использовано в качестве залога или иного финансового обязательства. Сделки, связанные с переходом права собственности на минеральное сырье, а также с использованием его в качестве залога, оформляются соответствующим договором. В договорах, связанных с переходом права собственности на минеральное сырье, в обязательном порядке отражаются: наименование минерального сырья; объемы и сроки (график) поставки; количество драгоценных металлов; цена драгоценных металлов и их стоимость по договору; порядок и условия поставки и оплаты; условия передачи и приема минерального сырья; ответственность сторон. Цены на минеральное сырье определяются его собственником самостоятельно с учетом цен мирового рынка на аффинированные драгоценные металлы.
Пунктом 11 Порядка регламентировано, что договоры по переходу права собственности на минеральное сырье подлежат учету в Министерстве финансов Российской Федерации и Министерстве экономики Российской Федерации в устанавливаемом ими порядке.
На основании договора от 24.06.2013 обществом реализована партия руды, являющаяся минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы. Расчет цены партии руды произведен обществом самостоятельно (по согласованию с контрагентом) с учетом, в том числе, цен мирового рынка на аффинированные драгоценные металлы (пункт 12 Порядка).
Таким образом, в договоре от 24.06.2013 (в уточненном расчете № 1 Приложения 3) с учетом данных содержащихся в отчете золотоизвлекательной фабрики о результатах промышленных испытаний руды месторождения «Двойное», установлено количество извлекаемого золота и серебра в партии руды и указана цена за 1 грамм химически чистого золота (серебра) с учетом цен мирового рынка на дату заключения договора.
Данный факт свидетельствует о том, что по условиям договора от 24.06.2013 общество получило выручку исходя из непосредственного количества химически чистого золота и серебра, находящихся в партии товара.
Установлены:
- факт добычи обществом полезного ископаемого (само общество подтверждает, что добытым полезным ископаемым в целях налогообложения, является золотосеребряная руда, согласно технологическому проекту – товарной продукцией для общества, которой оканчивается процесс добычи, является золотосеребряная руда);
- факт реализации добытых из недр полезных ископаемых с учетом цен реализации химически чистого металла (договор от 24.06.2013 и приложение к договору № 3, в котором зафиксированы: цена 1 грамма золота в Российских рублях по утреннему Лондонскому фиксингу (LBMA, AMfix), на дату заключения договора и цена 1 грамма серебра в Российских рублях по утреннему Лондонскому фиксингу (LBMA), на дату заключения договора).
Операции общества по реализации добытых полезных ископаемых в июле 2013 года с установленной ценой реализации химически чистого металла, указывают на формирование «сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде цен реализации химически чистого металла» (п. 5. ст. 340 НК РФ).
Следовательно, именно сложившаяся указанная цена должна применяться обществом в спорных налоговых периодах.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 № 64 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости» разъяснено, что при применении пункта 1 статьи 337 НК РФ судам надлежит исходить из того, что добытым полезным ископаемым признается продукция, которая содержится в минеральном сырье и отвечает определенным стандартам, что означает: вывод о наличии в добытом минеральном сырье полезного ископаемого может быть сделан только в случае, когда в названном сырье содержится продукция, характеризуемая определенными физическими свойствами (либо иными существенными природными свойствами) и (или) химическим составом, предусмотренными соответствующим стандартом. В связи с этим, при определении объекта налога на добычу полезных ископаемых судам следует иметь в виду: поскольку в силу абзаца второго пункта 1 статьи 337 НК РФ не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом пределе) полезного ископаемого и являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности, не признается по общему правилу полезным ископаемым и продукция, в отношении которой были осуществлены предусмотренные соответствующими стандартами технологические операции, не являющиеся операциями по добыче (извлечению) полезного ископаемого из минерального сырья (например, операции по очистке от примесей, измельчению, насыщению и т.д.).
В силу пункта 1 статьи 337 НК РФ в целях настоящей главы указанные в пункте 1 статьи 336 НК РФ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.
В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК004-93, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17, в группе 1323000 «Руды и концентраты благородных металлов» (раздел С «Продукция и услуги горнодобывающей промышленности и разработки карьеров») по коду 1323100 отражены как золотосодержащие руды (код 1323101), так и золотосодержащие концентраты (коды 1323102 - 1323104), включая и золото лигатурное (код 1323104), т.е. сплав золота с химическими элементами, состав которого установлен нормативным документом, самородное золото и шлиховое золото, сплавленное в слитки или находящееся в натуральном состоянии.
В силу подпункта 13 пункта 2 статьи 337 НК РФ к виду добытого полезного ископаемого отнесены концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платину и т.д.), получаемые при добыче драгоценных металлов, т.е. при извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений.
Вместе с тем, пунктом 7 статьи 339 НК РФ определено, что при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 статьи 339 НК РФ, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).
При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
Разработанный технологический проект показывает, что товарной продукцией, которой оканчивается процесс добычи для общества, является золотосеребрянная руда (код Классификатора 1323101). Воспроизводство в процессе добычи иного объекта налогообложения (концентраты, иные полупродукты) технологические операции (процессы), организованные самим ООО «Северное золото», не предусматривают.
Таким образом, объектом налогообложения НДПИ для ООО «Северное золото» является руда, содержащая золото и серебро.
Общество, самостоятельно выбрав способ добычи, оканчивающийся реализацией руды, исключил для себя возможность уменьшить цену реализации химически чистого металла на расходы по его аффинажу.
Ошибка налогового органа по не исключению указанных в договоре от 24.06.2013 затрат на переработку руды, аффинаж при расчете налоговой базы по НДПИ, не нарушает права общества, поскольку налоговое обязательство уменьшено. При таких обстоятельствах, некорректный расчет налогового обязательства за счет учета ряда факторов, не является основанием для признания оспариваемых решений незаконными.
Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пени, как следует из статьи 75 НК РФ, подлежат начислению только в случае неисполнения налогоплательщиком (налоговым агентом) обязанности по своевременному внесению в бюджет соответствующих сумм налога, они начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога.
Установление законодателем пеней направлено на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 № 20-П).
В связи с тем, что заявителем не были уплачены в бюджет указанные в оспариваемых решениях суммы НДПИ, налоговым органом правомерно начислены и предложены к уплате указанные в решениях пени. Расчет пеней проверен судом, является обоснованным, соответствующим требованиям статьи 75 НК РФ.
Налоговый орган правомерно привлек общество к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
На основании изложенного, суд первой инстанции считает, что оспариваемые решения налогового органа, соответствуют действующим нормам налогового законодательства.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Шестой арбитражный апелляционный суд в порядке главы 34 АПК РФ, а также в суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 181, статьей 276, частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья С.Н. Приходько