ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А80-153/11 от 07.07.2011 АС Чукотского АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Анадырь Дело № А80-153/2011

07 июля 2011 года

резолютивная часть решения оглашена 07.07.2011

полный текст решения изготовлен 08.07.2011

Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе судьи Шепуленко М.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галимовой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

открытого акционерного общества «Морской торговый порт Беринговский» (ОГН 1098709000378)

к Акционерной компании с ограниченной ответственностью «Планум (Кипр Лимитед) в лице филиала «Анадырский» (свидетельство № 20435.2)

о взыскании задолженности по договору тайм-чартера в сумме 297 769,21 руб.


  при участии представителей:

от истца - Челапко Н.В. (доверенность от 01.02.2011);

от ответчика - Светличная Л.В. (доверенность от 14.06.2011)

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество «Морской торговый порт Беринговский» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением от 03.05.2011 № ЮР-231 о взыскании с АООО Планум (Кипр) Лимитед в лице Анадырского филиала задолженности по договору тайм-чартера от 13.09.2011 № 30/КОМ/2010 в размере - 297 769,21 руб., расходов по уплате государственной пошлины в размере - 10 955,38руб., а всего - 308 724,59 руб.

Судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

АООО Планум (Кипр) Лимитед в лице Анадырского филиала обратилось к ОАО «Морской торговый порт Беринговский» с письмом от 09.09.2010 № 155/10 о коммерческом предложении на перевозку груза от села Лаврентия до поселка Провидения на судне «Лев Шибанов».

В качестве перевозимого груза были указаны: автобетоносместитель «Nisan», автокран KS 6976, буровая установка «KATO 30 THC – SII», один контейнер 20-футовый.

В дальнейшем, между сторонами был заключен договор тайм-чартера от 13.09.2010 № 30/КОМ/2010, в соответствие с условиями которого, ОАО «Морской торговый порт Беринговский» (фрахтовщик) обязалось сдать Планум (Кипр) Лимитед в лице Анадырского филиала (фрахтователь) в тайм-чартер судно СПА «Лев Шибанов» для перевозки генеральных грузов по маршруту из с. Лаврентия в порт Провидения сроком на 8 суток, ориентировочно с 30.09.2010 по 07.10.2010, а последнее оплатить стоимость тайм-чартера исходя из стоимости 1 судо-часа 4 094,0 руб. (без учёта НДС) и стоимости перевозки 1 сопровождающего 2 051,86 руб. в сутки (пункты 1.1, 2.1, 7.1 договора).

Ориентировочная стоимость договора установлена в размере 1 050 000 руб. с учётом НДС (пункт 7.2 договора).

Конкретная дата предоставления судна уточняется и согласовывается сторонами в зависимости от погодных условий в регионе и других условий, которые могут оказать влияние на неё, судно предоставляется фрахтователю в порту Провидения (пункты 2.1, 2.2 договора).

В соответствие с пунктами 2.4, 2.5 договора судно должно быть сдано в тайм-чартер с даты и времени выхода судна из порта Провидения, указанной в извещении фрахтовщика и согласованной с фрахтователем и возвращено фрахтовщику по истечении срока, указанного в пункте 2.1 договора в порту Анадырь или, по дополнительному соглашению сторон, в другом порту Восточной Чукотки.

Пунктом 8.1 договора предусмотрена предоплата 100% причитающихся фрахтовщику платежей по договору, путем перечисления денежных средств на его счет.

Пунктом 8.3 договора предусмотрено, что окончательный расчёт производится по окончании срока договора тайм-чартера на основании справок-расчётов, счетов-фактур, выставленных фрахтовщиком на основании выписок из судового журнала.

В соответствие с пунктами 9.1, 9.2 договора, срок использования судна в тайм-чартере исчисляется с даты и времени выхода из порта Провидения и заканчивается фактической датой и временем возврата судна в Анадырь.

При этом в срок тайм-чартера включается время балластных пробегов до пунктов отправления и назначения, время на переходы, время оформления судовых сборов при заходе в порты Восточной Чукотки, время отстоя из-за неблагоприятных метеорологических условий и ледовой обстановки, ремонтных работ производимых по вине фрахтователя, и также затрат времени, связанных с ожиданием и производством погрузо-разгрузочных работ.

Поскольку заявка по перевозке груза не была исполнена в срок, установленный договором, ответчик отправил письмом от 30.09.2010 № 170/10 новую заявку о перевозке груза от с. Лаврентия до г. Анадырь (левый берег).

ОАО «Морской торговый порт Беринговский» выставил в адрес ответчика счёт от 22.09.2010 № 245 на 525 000 руб. с указанием в поле «наименование» - «тайм-чартер № 30/КОМ/2010 от 13.09.10».

Платёжным поручением от 23.09.2010 № 584 ответчик перечислил Обществу 525 000 руб., с указанием в поле «назначения платежа» - «оплата счета № 245 от 22.09.2010 за тайм-чартер № 30/КОМ/2010 от 13.09.2010».

Обществом была выставлена в адрес ответчика счет-фактура от 29.10.2010 № У0000275 на 822 769,21 руб. по оплате услуг СПА «Лев Шибанов» и перевозке сопровождающих, в связи с ее неоплатой, истец направил претензию от 19.11.2010 № ЮР-916 и акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 23.11.2010. Указанную претензию и акт сверки взаимных расчетов, письмом от 03.12.2010 № 126 Планум (Кипр) Лимитед в лице Анадырского филиала отклонило и вернуло не подписанный акт сверки, ссылаясь на не выполнение истцом условий по перевозке груза и наличием устной договоренности о том, что стоимость перевозки груза не будет превышать 525 000 руб.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами спора не оспариваются.

Предъявляя иск, Общество сослалось на добросовестное исполнение им условий договора тайм-чартера, указав при этом на то, что фактический срок начала исполнения договора – 20.10.2010, а срок окончания – 26.10.2010. За указанный период с 20.10.2010 по 26.10.2010 были выполнены рейсы по маршруту с. Лаврентия – г. Анадырь.

В представленном расчёте суммы задолженности 668 536 руб. (без учёта НДС) составляет стоимость аренды судна и 28 726,04 руб. (без учёта НДС) - стоимость перевозки сопровождающих.

Защищаясь от исковых требований, Планум (Кипр) Лимитед в лице Анадырского филиала указало на то, что срок исполнения заключенного договора тайм-чартера нарушен и не продлен дополнительным соглашением в связи с истечением его срока действия, фактическая перевозка грузов производилась не в сроки и место доставки (левый берег г. Анадырь), оговоренные сторонами, кроме того, истцом не были исполнены требования п. 5.1 договора, который предусматривает извещение и письменное подтверждение даты сдачи судна в тайм-чартер, а также предоставление информации о действиях судна, касающихся коммерческой эксплуатации.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства на предмет их относимости, допустимости и достаточности в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствие со статьёй 198 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

На основании пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствие со статьёй 200 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в тайм-чартере должны быть указаны наименования сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера.

В договоре от 13.09.2010 № 30/КОМ/2010 его стороны определили, как время передачи судна (ориентировочно с 30.09.2010 по 07.10.2010, в зависимости от погодных условий в регионе и других условий, которые могут оказать влияние на неё), место передачи судна - порт Провидения, а также срок действия тайм-чартера - 8 суток.

При этом, ОАО «Морской торговый порт Беринговский» принял на себя обязанность об извещении Планум (Кипр) Лимитед в лице Анадырского филиала за одни сутки до предполагаемого отхода судна из порта, о готовности судна к работе на условиях тайм-чартера.

Ответчик указал в отзывах, а также его представитель в судебном заседании пояснил, что истец срок исполнения договора нарушил, в связи с чем, он обратился к нему с новым предложением от 30.09.2010 № 170/10 о перевозке груза от с. Лаврентия до г. Анадырь (левый берег), доставка груза была произведена не в полном объеме и не в указанное ответчиком место назначение (правый берег г. Анадырь), что привело к дополнительным расходам по его доставке до места назначения (левый берег г. Анадырь), кроме того, нарушены требования п. 5.1 договора по извещению и письменному подтверждению даты сдачи судна ответчику с оговоркой действий о его коммерческой эксплуатации. В результате чего, на основании устной договоренности было достигнуто соглашение о том, что за невыполнение перевозки груза в полном объеме и указанное место доставки, сумма по договору не будет превышать 525 000 руб.

В судебном заседании представитель истца затруднился дать суду пояснения относительно причин доставки груза в неоговоренное с ответчиком место (правый берег г. Анадырь) указав на то, что это является правом капитана судна.

Проверить заявленные доводы сторон относительно причин доставки груза в неоговоренное сторонами место назначения, суд не имеет возможности по причине представления нечитаемого текста копии судового вахтенного журнала № 2/891.

Оценивая заявленные по делу доводы Планум (Кипр) Лимитед в лице Анадырского филиала, с учётом пояснений представителя истца в судебном заседании, а также представленных доказательств, суд находит позицию ответчика обоснованной и, соответственно, требования ОАО «Морской торговый порт Беринговский» недоказанными.

ОАО «Морской торговый порт Беринговский» как в исковом заявлении, так и его представитель в судебном заседании подтвердили, что срок начала действия договора тайм-чартера определен с 30.09.2010.

При этом, договор тайм-чартера является разновидностью договора аренды, и положения о таком договоре регулируются, в том числе, общими нормами гражданского законодательства.

Согласно п. 1 ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.

Статья 431 ГК РФ предусматривает, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

При оценке условий договора тайм-чартера от 13.09.2010 № 30/КОМ/2010 суд применяя указанные положения, приходит к выводу о том, что указанный договор был заключен на 8 суток, т.е. до 07.10.2010.

Судом установлено, что в указанный период судно фрахтователю не передавалось, а было предоставлено ответчику лишь 20.10.2010, т.е. после окончания срока действия договора, при этом соглашение о продлении срока действия договора от 13.09.2010 № 30/КОМ/2010 между сторонами не заключалось.

Таким образом, суд делает вывод о том, что действие договора тайм-чартера от 13.09.2010 № 30/КОМ/2010 прекратилось 07.10.2010, а осуществленные перевозки груза были произведены за рамками данного договора, что также подтверждается доставкой груза не до указанного ответчиком места назначения (г. Анадырь - левый берег).

Кроме того, истцом не представлено доказательства передачи ответчику судна по договору. Ответчиком не подписаны акты приема-передачи судна, какие-либо акты выполненных услуг. Между тем, договор тайм-чартера является разновидностью договора аренды, и положения о таком договоре регулируются, в том числе, общими нормами гражданского законодательства. Согласно положениям статей 606, 611, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство арендатора по внесению арендной платы за пользование имуществом является встречным и возникает после получения этого имущества от арендодателя.

Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
 В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Доказательств передачи судна Планум (Кипр) Лимитед в лице Анадырского филиала по договору тайм-чартера истцом не представлены, в том числе направления ему извещения, предусмотренного пунктом 4.1 договора. Акты приема-передачи судна, акты выполненных услуг к счету-фактуре от 29.10.2010 № У0000275 на 822 769,21 руб., а также акт сверки взаиморасчетов по состоянию на 23.11.2010 ответчиком не подписаны.

Сама по себе перевозка грузов Планум (Кипр) Лимитед в лице Анадырского филиала на СПА «Лев Шибанов» в октябре 2010 года, факт которой оно не отрицает, не может служить основанием для вывода о том, что данная перевозка осуществлялась на условиях договора от 13.09.2010 № 30/КОМ/2010 и сам договор состоялся.

При таких условиях сам факт заключенности сторонами спора договора тайм-чартера от 13.09.2010 № 30/КОМ/2010не является достаточным основанием для удовлетворения иска, поскольку ОАО «Морской торговый порт Беринговский» не доказан факт исполнения спорного договора.

Руководствуясь статьями 162, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Чукотского автономного округа

РЕШИЛ:

1. В иске отказать.

2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в Шестой арбитражный апелляционный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 181, статьей 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



Судья М.Ю. Шепуленко