Арбитражный суд Чукотского автономного округа
улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000,
www.chukotka.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Анадырь Дело № А80-177/2022
15 сентября 2022 года
Резолютивная часть объявлена 08 сентября 2022 года, в полном объеме изготовлено 15 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе судьи Кольцюка М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нутевги Е.Г., рассмотрев в судебном онлайн-заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сибнефть-Чукотка» (ОГРН 1038700040741, ИНН 8700000346) о признании недействительным решения от 17.12.2021 № 373 Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу (ОГРН 1048700606745, ИНН 8709010300),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН 1042700165298, ИНН 2721120717)
с участием представителей:
от заявителя – Беловой Н.М. по доверенностям от 09.08.2022 № 17/22, от 31.08.2022 № 19/22;
от заинтересованного лица - Белоброва С.А. по доверенности от 12.01.2022 № 16-24/00174;
от третьего лица – Булах Д.К., по доверенности от 06.04.2022 № 05-16/1146, с использованием системы веб-конференции,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Сибнефть-Чукотка» (далее – ООО «Сибнефть-Чукотка») обратилось в арбитражный суд 27 мая 2022 года в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением от 25.05.2022 № 301-22 о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу (далее – Управление) от 17.12.2021 № 373 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислены страховые взносы за 3 месяца 2021 года в сумме 1325026 рублей 06 копеек в связи с неправомерным применением пониженных тарифов страховых взносов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Дальневосточному федеральному округу (далее – Инспекция).
Управление и Инспекция требование ООО «Сибнефть-Чукотка» не признали, в отзывах на заявление, подробно изложив свои возражения, просили отказать в удовлетворении заявления.
В ходе судебного разбирательства представитель ООО «Сибнефть-Чукотка» поддержал заявленные требования, представители Управления и Инспекции возражали против признания решения недействительным, ссылаясь в обоснование своей позиции на доводы, указанные в отзывах на заявление.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена камеральная налоговая проверка представленных ООО «Сибнефть-Чукотка» расчета по страховым взносам за отчетный период – 1 квартал 2021 года.
По результатам проведенной в период с 12.04.2021 по 12.07.2021 камеральной проверки расчета по страховым взносам за 1 квартал 2021 года Управлением составлен акт налоговой проверки от 26.07.2021 № 1099, принято решение от 17.12.2021 № 373 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ООО «Сибнефть-Чукотка» доначислены страховые взносы на сумму 1325026 рублей 06 копеек.
Основанием для вынесения указанного решения явились выводы налогового органа о том, что ООО «Сибнефть-Чукотка» в нарушение пункта 10.1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) неправомерно исчислены страховые взносы по пониженным тарифам за 1 квартал 2021 года в отношении выплат, произведенных физических лиц (сотрудников): в январе – 12 человек, в феврале - 12 человек, в марте 12 человек, поскольку пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками, указанными в подпункте 12 пункта 1 статьи 427 НК РФ, исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.
Не согласившись с решением Управления ООО «Сибнефть-Чукотка» обжаловало его в апелляционном порядке.
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы Инспекцией принято решение от 28.08.2022 № 07-10/0612, которым жалоба оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции ООО «Сибнефть-Чукотка» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливают, нарушают ли оспариваемый акт, решений и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли или совершили действие (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Суд считает, что налоговый орган доказал соответствие оспариваемого решения закону в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу части 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ ООО «Сибнефть-Чукотка» является плательщиком страховых взносов.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций и индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ), в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 425 НК РФ тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Размеры тарифов страховых взносов установлены пунктом 2 статьи 425 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее - Закон № 473-ФЗ).
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ для плательщиков, указанных в подпунктах 11 - 14 пункта 1 статьи 427 НК РФ, тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 6,0%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5%, на обязательное медицинское страхованием 0,1%.
В силу пункта 3 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов, установленные пунктом 2 данной статьи, применяются плательщиками при выполнении условий, предусмотренных пунктами 4 - 12 данной статьи.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 427 НК РФ плательщики, указанные в подпунктах 12 и 13 пункта 1 настоящей статьи, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, в течение десяти лет со дня получения ими статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР) или статуса резидента свободного порта Владивосток начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен соответствующий статус.
Пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах. В целях настоящего пункта под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом ТОСЭР или резидентом свободного порта Владивосток при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Законом № 473-ФЗ или Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток». При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОСЭР или резидентом свободного порта Владивосток и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.
Перечень новых рабочих мест, создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, является неотъемлемой частью: заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР: соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР: бизнес-плана, представляемого для заключения соглашения об осуществлении деятельности в качестве резидента свободного порта Владивосток.
При этом на этапе заключения соглашения об осуществлении деятельности уполномоченным органом должна производиться оценка целесообразности создания требуемого заявителем количества рабочих мест и его согласование.
Таким образом, на этапе заключения соглашения об осуществлении деятельности перечень создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности новых рабочих мест с соответствующей квалификацией определяется заявителем. Вместе с тем, уполномоченным Законом № 473-ФЗ органом должны производиться оценка целесообразности создания требуемого заявителем количества рабочих мест и его согласование.
Следовательно, резидент ТОСЭР вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только к выплатам, начисляемым работающим по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона № 473-ФЗ резидентом ТОСЭР признается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на ТОСЭР согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), либо резидент иной ТОСЭР, создавший филиал или представительство на этой территории опережающего социально-экономического развития, которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности на ТОСЭР и включены в реестр резидентов ТОСЭР.
Индивидуальный предприниматель, юридическое лицо признаются резидентами ТОСЭР с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов (часть 12 статьи 13 Закона № 473-ФЗ).
ООО «Сибнефть-Чукотка» с 17.08.2017 г. включено в реестр резидентов ТОСЭР и в проверяемый период применяло пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат в пользу 20 человек – в январе, 21 человека – в феврале, 21 человека – в марте.
Между ООО «Сибнефть-Чукотка» и акционерным обществом «Корпорация развития Дальнего Востока» (далее - AО «КРДВ») заключено Соглашение об осуществлении деятельности на ТОСЭР от 17.08.2017 № 1/Р-158 (далее - Соглашение), в соответствии с которым резидент (ООО «Сибнефть-Чукотка») обязуется осуществлять на ТОСЭР «Беринговский» виды деятельности: добыча сырой нефти и природного газа; деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта, обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха в соответствии с представленной им заявкой от 13.06.2017 вх. № ТОР/188 в редакции от 16.08.2017 на заключение соглашения об осуществлении деятельности и бизнес-планом от 26.05.2017, прилагаемыми к Соглашению (пункт 1.1, 1.2 Соглашения).
Согласно бизнес-плану в рамках реализации инвестиционного проекта Резидент осуществляет капитальные вложения путем осуществления затрат на: приобретение основных средств, проектирование и строительство газопровода среднего давления по ул. Рультытегина – ул. Полярная, проектирование и строительство газопровода-отвода на Анадырскую ТЭЦ и реконструкция АГРС, проектирование и строительство газопровода низкого давления для газификации промышленных объектов по ул. Отке (пункт 1.3 Соглашения).
Согласно бизнес-плану в рамках реализации инвестиционного проекта Резидент создает 20 новых рабочих мест (пункт 1.4. Соглашения).
В силу пункта 2.1 Соглашение оно вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31 декабря 2027 года.
В списке неотъемлемых частей Соглашения (раздел XI) перечень создаваемых новых рабочих мест не указан.
Согласно представленным доказательствам, в налоговый орган в соответствии с абзацем третьим пункта 10.1 статьи 427 НК РФ информация об изменении перечня рабочих мест ООО «Сибнефть-Чукотка», относящихся к новым рабочим местам, управляющей компанией не предоставлялась.
Согласно отраженной в заявлении ООО «Сибнефть-Чукотка» позиции, перечень новых рабочих мест не требуется предоставлять для заключения соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР; одним из критериев, по которому управляющая компания оценивает заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности лица, намеревающегося приобрести статус резидента ТОСЭР, является количество создаваемых рабочих мест, связанных с реализацией проекта, предусмотренного бизнес-планом.
Таким образом, материалами проверки подтверждается отсутствие у ООО «Сибнефть-Чукотка» согласованного с управляющей компанией перечня новых рабочих мест, создаваемых при реализации инвестиционного проекта.
В представленных ООО «Сибнефть-Чукотка» расчетах по страховым взносам за 3 месяца 2021 года плательщиком, по мнению налогового органа, неправомерно применены пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат, произведенных в пользу следующих физических лиц: Денисов В.В. - заместитель главного инженера; Авдошин А.В. - мастер линейно-эксплуатационной службы; Аюбов Р.Г. – оператор газораспределительной станции (линейно-эксплуатационная служба); Ковальков С.В. – электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования; Новоросюк А.Л. – начальник Западно-Озерного газового промысла; Сизоков В.Н. – механик по автотранспорту и спецтехнике; Литвинов Д.Н. – заместитель генерального директора по общим вопросам; Янчук А.Ю. – заместитель генерального директора по экономике и финансам; Зайцев С.В. - слесарь по ремонту технологических установок (линейно-эксплуатационная служба); Конадеев Ю.С. – старший механик (механик по ремонту оборудования Западно-Озерного газового промысла; Пыраков А.Н. – начальник линейно-эксплуатационной службы; Атаманчук Ф.И. – старший механик (механик по ремонту оборудования Западно-Озерного газового промысла; Овсянников Д.Е. – оператор автоматической газораспределительной станции (линейно-эксплуатационная служба).
Так, в отношении Денисова В.В. было установлено, что он принят на работу по трудовому договору от 01.03.2017 № 37, занимал должности: с 01.03.2017 по 18.03.2018 - старший мастер по добыче нефти и газа; с 19.03.2018 по 21.03.2019 - начальник Западно-Озерного газового промысла; с 22.03.2019 по 31.10.2019 - заместитель главного инженера по производству (Администрация); с 01.11.2019 - заместитель главного инженера (Администрация).
Занимаемая в проверяемый период должность заместителя главного инженера впервые введена в штатное расписание от 01.11.2019. При этом, должность «заместитель главного инженера», с учетом того, что ООО «Сибнефть-Чукотка» как до, так и после заключения Соглашения осуществляло деятельность по добыче, подготовке, транспортировке и реализации газа, сама по себе не предусматривает осуществление трудовых функций, связанных исключительно с Соглашением. По требованию налогового органа запрашиваемые должностные инструкции на старшего мастера по добыче нефти и газа заместителя главного инженера представлены не в полном объеме, не подлежали идентификации.
В отношении Авдошина А.В. было установлено, что он принят на работу по трудовому договору от 30.12.2016 № 16, занимал должности: с 30.12.2016 по 17.11.2019 - мастер по эксплуатации оборудования газовых объектов; с 18.11.2019 - мастер линейно эксплуатационной службы.
Занимаемая в проверяемый период должность мастера линейно-эксплуатационной службы впервые введена в штатное расписание от 01.11.2019. При этом, должность «мастера линейно-эксплуатационной службы», с учетом того, что ООО «Сибнефть-Чукотка» как до, так и после заключения Соглашения осуществляло деятельность по добыче, подготовке, транспортировке и реализации газа, сама по себе не предусматривает осуществление трудовых функций, связанных исключительно с Соглашением. Представленные по требованию налогового органа должностные инструкции мастера по эксплуатации оборудования газовых объектов и мастера линейно-эксплуатационной службы не подлежали идентификации.
В отношении Аюбова Р.Г. было установлено, что он принят на работу по трудовому договору от 30.12.2016 № 26, занимал должности: с 30.12.2016 по 13.02.2019 - оператор по добыче нефти и газа; с 14.02.2019 по 17.11.2019 - оператор автоматической газораспределительной станции (Западно-Озерный газовый промысел); с 18.11.2019 – оператор автоматической газораспределительной станции (линейно-эксплуатационной службы).
Занимаемая в проверяемый период должность оператора автоматической газораспределительной станции линейно-эксплуатационной службы впервые введена в штатное расписание от 01.11.2019. При этом, должность «оператор автоматической газораспределительной станции линейно-эксплуатационной службы», с учетом того, что ООО «Сибнефть-Чукотка» как до, так и после заключения Соглашения осуществляло деятельность по добыче, подготовке, транспортировке и реализации газа, сама по себе не предусматривает осуществление трудовых функций, связанных исключительно с Соглашением. Представленные по требованию налогового органа должностные инструкции оператора по добыче нефти и газа и оператора автоматической газораспределительной станции линейно-эксплуатационной службы не подлежали идентификации.
В отношении Ковалькова С.В. было установлено, что он принят на работу по трудовому договору от 01.03.2017 № 40, занимал должности: с 01.03.2017 по 29.10.2017 - оператор по добыче нефти и газа; с 29.10.2017 по 08.01.2019 - электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования; с 09.01.2019 - электромонтер-водитель службы эксплуатации газового оборудования.
Занимаемая в проверяемый период должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования впервые введена в штатное расписание от 01.11.2019. При этом, должность «электромонтер-водитель службы эксплуатации газового оборудования», с учетом того, что ООО «Сибнефть-Чукотка» как до, так и после заключения Соглашения осуществляло деятельность по добыче, подготовке, транспортировке и реализации газа, сама по себе не предусматривает осуществление трудовых функций, связанных исключительно с Соглашением. Представленные по требованию налогового органа должностные инструкции оператора по добыче нефти и газа и электромонтера-водителя службы эксплуатации газового оборудования не подлежали идентификации.
В отношении Новоросюка А.Л. было установлено, что он принят на работу по трудовому договору от 30.12.2016 № 15, занимал должности: с 30.12.2016 по 24.05.2018 - старший мастер по добыче нефти и газа; с 25.05.2018 по 24.03.2019 - заместитель начальника Западно-Озерного газовый промысла; с 25.03.2019 - начальник Западно-Озерного газового промысла.
При этом, должность «начальника Западно-Озерного газового промысла», с учетом того, что ООО «Сибнефть-Чукотка» как до, так и после заключения Соглашения осуществляло деятельность по добыче, подготовке, транспортировке и реализации газа, сама по себе не предусматривает осуществление трудовых функций, связанных исключительно с Соглашением. Представленные по требованию налогового органа должностные инструкции старшего мастера по добыче нефти и газа и начальника Западно-Озерного газовый промысла не подлежали идентификации.
В отношении Сизокова В.Н. было установлено, что он принят на работу по трудовому договору от 02.09.2014 № 8, занимал должности: с 02.09.2014 по 29.11.2018 - главный механик; с 30.11.2018 - старший механик по автотранспорту и спецтехнике (Администрация).
Занимаемая в проверяемый период должность старший механика по автотранспорту и спецтехнике впервые введена в штатное расписание от 10.09.2018.
При этом, должность «старший механик по автотранспорту и спецтехнике», с учетом того, что ООО «Сибнефть-Чукотка» как до, так и после заключения Соглашения осуществляло деятельность по добыче, подготовке, транспортировке и реализации газа, сама по себе не предусматривает осуществление трудовых функций, связанных исключительно с Соглашением. Представленные по требованию налогового органа должностные инструкции оператора по добыче нефти и газа и электромонтера-водителя службы эксплуатации газового оборудования не подлежали идентификации с соответствующим работником.
В отношении Литвинова Д.Н. было установлено, что он принят на работу по трудовому договору от 02.09.2014, занимал должности: с 02.09.2014 по 29.12.2016 -юрисконсульт; с 30.12.2016 по 30.11.2018 - начальник юридического отдела; с 01.12.2019 — заместитель генерального директора по общим вопросам.
Занимаемая в проверяемый период должность заместителя генерального директора по общим вопросам впервые введена в штатное расписание от 01.12.2019.
При этом, должность «заместитель генерального директора по общим вопросам», с учетом того, что ООО «Сибнефть-Чукотка» как до, так и после заключения Соглашения осуществляло деятельность по добыче, подготовке, транспортировке и реализации газа, сама по себе не предусматривает осуществление трудовых функций, связанных исключительно с Соглашением.
Допрошенный свидетель Литвинов Д.Н. пояснил, что ранее функции должности «заместитель генерального директора по общим вопросам» исполнялись непосредственно директором общества.
С учетом отсутствия перечня новых рабочих мест утвержденного управляющей организацией АО «КРДВ» при заключении Соглашения, отсутствием новых видов деятельности, которые в проверяемом периоде осуществляло ООО «Сибнефть-Чукотка» в рамках исполнения Соглашения и отсутствия должностной инструкции, должность «заместитель генерального директора по общим вопросам» невозможно отнести к рабочему месту, впервые созданному резидентом ТОСЭР при исполнении соглашения об осуществлении деятельности.
В отношении Янчука А.Ю. было установлено, что он принят на работу по трудовому договору от 28.01.2019 № 3, занимал должности: с 28.01.2019 по 31.10.2019 - заместитель генерального директора по стратегическому развитию и инвестициям; с 01.11.2019 - заместитель генерального директора по экономике и финансам.
Занимаемая в проверяемый период должность заместителя генерального директора по экономике и финансам впервые введена в штатное расписание от 01.11.2019. Представленная должностная инструкция заместителя генерального директора по стратегическому развитию и инвестициям не подлежала идентификации.
При этом, должность «заместитель генерального директора по экономике и финансам», с учетом того, что ООО «Сибнефть-Чукотка» как до, так и после заключения Соглашения осуществляло деятельность по добыче, подготовке, транспортировке и реализации газа, сама по себе не предусматривает осуществление трудовых функций, связанных исключительно с Соглашением. По требованию налогового органа должностная инструкция на заместителя генерального директора по общим вопросам представлена не была.
В отношении Зайцева С.В. было установлено, что он принят на работу по трудовому договору от 10.05.2016 № 4, занимал должности: с 10.05.2016 по 31.07.2017 - слесарь по ремонту и эксплуатации газового оборудования 4 разряда; с 01.08.2017 по 20.12.2018 - оператор котельной; с 21.12.2018 по 19.05.2020 - оператор газораспределительной станции; с 20.05.2020 - слесарь по ремонту технологических установок.
Занимаемые в проверяемый период должности оператора газораспределительной станции и слесаря по ремонту тех.установок впервые введены в штатное расписание 21.12.2018 и 01.11.2019 соответственно. Представленные должностные инструкции не подлежали идентификации ни по должностям, ни по датам.
При этом, должности «оператор газораспределительной станции» и «слесарь по ремонту тех. установок», с учетом того, что ООО «Сибнефть-Чукотка» как до, так и после заключения Соглашения осуществляло деятельность по добыче, подготовке, транспортировке и реализации газа, сами по себе не предусматривает осуществление трудовых функций, связанных исключительно с Соглашением.
В отношении Конадеева Ю.С. было установлено, что он принят на работу по трудовому договору от 30.12.2016 № 18, занимал должности: с 30.12.2016 по 30.11.2018 - оператор по добыче нефти и газа; с 01.12.2018 по 31.03.2020 - механик по ремонту оборудования; с 01.04.2020 - старший механик Западно-Озерского газового промысла.
Занимаемые в проверяемый период должности механика по ремонту оборудования и старшего механика Западно-Озерского газового промысла впервые введены в штатное расписание 19.03.2018 и 01.12.2019 соответственно. Представленные должностные инструкции не подлежали идентификации.
При этом, должности «механик по ремонту оборудования» и «старший механик Западно-Озерского газового промысла», с учетом того, что ООО «Сибнефть-Чукотка» как до, так и после заключения Соглашения осуществляло деятельность по добыче, подготовке, транспортировке и реализации газа, сами по себе не предусматривает осуществление трудовых функций, связанных исключительно с Соглашением.
В отношении Пыракова А.Н. было установлено, что он принят на работу по трудовому договору от 01.03.2017 № 38, занимал должности: с 01.03.2017 по 31.08.2018 - мастер по эксплуатации оборудования газовых объектов; с 01.09.2018 по 17.11.2019 - заместитель начальника службы эксплуатации газового хозяйства; с 18.11.2019 - начальник линейно-эксплуатационной службы.
Занимаемая в проверяемый период должность начальника линейно-эксплуатационной службы впервые введена в штатное расписание с 01.11.2018 г. Представленные должностные инструкции не подлежали идентификации.
При этом, должность «начальник линейно-эксплуатационной службы», с учетом того, что ООО «Сибнефть-Чукотка» как до, так и после заключения Соглашения осуществляло деятельность по добыче, подготовке, транспортировке и реализации газа, сами по себе не предусматривает осуществление трудовых функций, связанных исключительно с Соглашением.
В отношении Атаманчука Ф.И. было установлено, что он принят на работу по трудовому договору от 30.12.2016 № 30, занимал должности: с 30.12.2016 по 12.01.2017 - слесарь по ремонту технологических установок; с 13.01.2017 по 04.08.2020 - оператор по добыче нефти и газа; с 05.08.2020 - старший механик Западно-Озерского газового промысла.
Занимаемые в проверяемый период должности механика по ремонту оборудования и старшего механика Западно-Озерского газового промысла впервые введены в штатное расписание 19.03.2018 и 01.12.2019 соответственно. Представленные должностные инструкции не подлежали идентификации.
При этом, должности «оператор по добыче нефти и газа» и «старший механик Западно-Озерского газового промысла», с учетом того, что ООО «Сибнефть-Чукотка» как до, так и после заключения Соглашения осуществляло деятельность по добыче, подготовке, транспортировке и реализации газа, сами по себе не предусматривает осуществление трудовых функций, связанных исключительно с Соглашением.
В отношении Овсянникова Д.Е. было установлено, что он принят на работу по трудовому договору от 01.03.2017 № 57, занимал должности: с 01.03.207 по 17.11.2019- оператор газораспределительной станции; с 18.11.2019 - оператор автоматической газораспределительной станции (линейно-эксплуатационной службы).
Занимаемая в проверяемый период должность оператора автоматической газораспределительной станции линейно-эксплуатационной службы впервые введена в штатное расписание 01.11.2019. Представленные должностные инструкции не подлежали идентификации.
При этом, должности «оператор по добыче нефти и газа» и «старший механик Западно-Озерского газового промысла», с учетом того, что ООО «Сибнефть-Чукотка» как до, так и после заключения Соглашения осуществляло деятельность по добыче, подготовке, транспортировке и реализации газа, сами по себе не предусматривает осуществление трудовых функций, связанных исключительно с Соглашением.
Проанализировав должности, занимаемые перечисленными лицами, допросив их и других работников ООО «Сибнефть-Чукотка» в качестве свидетелей, исследовав представленные заявителем штатные расписания, приказы (распоряжения) о внесении в них изменений, Управление пришло к выводу о том, что представленные налогоплательщиком документы не свидетельствуют о создании новых рабочих мест в отношении названных сотрудников, перевод работников на новые должности был формальным, не налагал на них новые функции, связанные с исполнением Соглашения, и преследовал лишь цель - получить налоговые выгоды.
Суд находит данный вывод обоснованным, учитывая, что у заявителя отсутствует согласованный с управляющей компанией перечень новых рабочих мест, а в Соглашении и заявке указано лишь их количество, из представленных в дело доказательств не представляется возможным сделать вывод о том, что должности вышеперечисленных работников ООО «Сибнефть-Чукотка» являются рабочими местами, созданными в рамках реализации инвестиционного проекта.
В ходе судебного разбирательства, несмотря на предложения суда, ООО «Сибнефть-Чукотка» не были представлены доказательства выполнения спорными работниками трудовых обязанностей исключительно в рамках исполнения Соглашения об осуществлении деятельности участника ТОСЭР, а также доказательств документального закрепления заявителем на этапе заключения соглашения об осуществлении деятельности перечня спорных рабочих мест. Следовательно, в нарушение статьи 427 НК РФ заявитель неправомерно применил пониженные тарифы в отношении вышеуказанных работников.
Как следует из пункта 3.2 бизнес-плана, ООО «Сибнефть-Чукотка» является действующим предприятием с 2001 года, поставляет газ в газораспределительную станцию г. Анадырь, являющуюся резервным и дополняющим источником энергии.
Согласно выписке из Единого государственного реестр юридических лиц видами деятельности ООО «Сибнефть-Чукотка» с 2006 года являются: добыча нефти (ОКВЭД 06.10.1), добыча природного газа и газового конденсата (ОКВЭД 06.20), транспортирование по трубопроводам газа (ОКВЭД 49.50.21).
Управление в ходе проверки установило, что ООО «Сибнефть-Чукотка», как до заключения Соглашения, так и после осуществляло деятельность по добыче, подготовке, транспортировке и реализации газа, что подтверждается показаниями свидетелей, пояснениями заявителя (письмо от 04.10.2021 № 311-21), бизнес-планом, в связи с чем указало на невозможность разделить деятельность заявителя до и после заключения Соглашения.
Учитывая данное обстоятельство, Управление пришло к выводу о том, что введение после заключения Соглашения различных по наименованию должностей не свидетельствует о новом виде деятельности, которую можно было бы отнести к исполнению резидентом своих обязанностей в рамках Соглашения, и само по себе не подтверждает правомерность применения ООО «Сибнефть-Чукотка» пониженного тарифа на страховые взносы.
Выраженное в заявлении несогласие ООО «Сибнефть-Чукотка» с данной оценкой обстоятельств не свидетельствует об ошибочности вывода Управления и незаконности оспариваемого решения.
Поскольку суд считает обоснованным вывод Управления о недоказанности заявителем создания новых рабочих мест в отношении названных сотрудников, несогласие заявителя с указанием налогового органа на то, что сотрудник, занятый на новом рабочем месте, созданном в рамках ТОСЭР, принят на работу ранее заключения Соглашения, суд во внимание не принимает.
Несоответствие позиции Управления приведенному заявителем положению пункта 10.1 статьи 427 НК РФ в данном случае суд не усматривает.
Вопреки доводу заявителя, суд, соглашаясь с позицией Управления, считает, что для признания правомерным применения пониженных тарифов страховых взносов недостаточно одного лишь факта создания рабочих мест в количестве, определенном Соглашением. Необходимо, чтобы эти места являлись новыми, а трудовые обязанности работников, занятых на таких рабочих местах, были непосредственно связаны с исполнением Соглашения.
В свою очередь, заявителем документально не опровергнут вывод Управления о том, что новые должности, на которые были переведены работающие в ООО «Сибнефть-Чукотка» сотрудники, по сути, не являлись новыми, непосредственно относящимися к исполнению Соглашения.
В части довода заявителя о самостоятельном принятии решения об отнесении рабочих мест к новым и отсутствии обязанности резидента ТОСЭР согласовывать и утверждать перечень новых рабочих мест при заключении Соглашения, суд отмечает, что положение о самостоятельном определении налогоплательщиком нового рабочего места (пункт 10.1 статьи 427 НК РФ) является не эфемерным правом налогоплательщика, а его обязанностью, предусматривающей оформление соответствующего волеизъявления на этапе согласования Бизнес-плана, оформления соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР и последующем отражении сведений о созданных новых рабочих местах в отчетности, представляемой резидентом ТОСЭР в контролирующий орган.
Перечень новых рабочих мест, создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, как указано выше, является неотъемлемой частью:
- заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР;
- соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР;
- бизнес-плана, представляемого для заключения соглашения об осуществлении деятельности в качестве резидента СПВ.
В данном случае доказательств документального закрепления заявителем на этапе заключения соглашения об осуществлении деятельности перечня спорных рабочих мест в материалы дела не представлено.
Указание заявителя н неправомерность ссылки в обжалуемом решении на частичное нарушение срока исполнения бизнес-плана, в части приобретения в 2020 году бульдозера Б-170, задвижки фронтальной арматуры, осуществления проектных работ по строительству газопровода низкого давления для газификации промышленных объектов по ул. Отке, суд считает несостоятельным, поскольку данный довод Управления применен в решении не как самостоятельное основание, а в совокупности с иными обстоятельствами, свидетельствующими о неисполнении бизнес-плана и об отсутствии связи созданных рабочих мест с исполнением Соглашения.
При этом данные обстоятельства подтверждены показаниями свидетелей Литвинова Д.Н., Янчука А.Ю. и заявителем документально не опровергнуты.
Не может суд согласиться и с доводом заявителя, со ссылкой на статью 209 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), о трудоустройстве нескольких сотрудников на одном рабочем месте и об установлении вахтового метода работ по сменному графику.
В силу части 6 статьи 209 ТК РФ рабочим является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Под вахтовым методом понимается особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания (часть 1 статьи 297 ТК РФ).
Как верно указало Управление в отзыве на заявление, статья 209 ТК РФ регулирует взаимоотношения между работником и работодателем, определяя понятие рабочего места как физического объекта, где должен находиться работник во время исполнения трудовых обязанностей.
Между тем, как уже указывалось ранее, по смыслу пункта 10.1 статьи 427 НК РФ резидент ТОСЭР вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только к выплатам, начисляемым работающим по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР.
Следовательно, в целях применения пункта 10.1 статьи 427 НК РФ под новым рабочим местом понимается не физический объект, где должен находиться работник во время выполнения трудовых обязанностей, а должность предусмотренная работодателем в штатном расписании.
Таким образом, по итогам исследования и оценки представленных по делу доказательств суд отклоняет все взаимосвязанные доводы заявителя о правомерности применения им пониженных тарифов.
Сведения и документы, подтверждающие обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов, ООО «Сибнефть-Чукотка» в Управление при проведении проверки не были представлены. Данные обстоятельства документально не оспорены, доказательств обратного заявителем не представлено.
Нарушения Управлением налогового законодательства при произведении расчета доначисленных страховых взносов за 3 месяца 2021 года в сумме 1325026 рублей 06 копеек судом не установлено.
Заявитель расчет не оспорил, сообщил об отсутствии возражений на решение в этой части.
Нарушений процедуры проведения налоговой проверки и рассмотрения материалов по ее результатам, влекущих безусловную отмену оспариваемого ненормативного правового акта, судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого решения действующему налоговому законодательству. Предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, отсутствует.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя и возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-171, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требования о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу от 17.12.2021 № 373 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Шестой арбитражный апелляционный суд в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 181, статьей 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья М.А. Кольцюк