Арбитражный суд Чукотского автономного округа
улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000,
www.chukotka.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Анадырь Дело № А80-180/2021
30 июля 2021 года
Решение в виде резолютивной части принято 30 июля 2021 года.
Мотивированное решение изготовлено 30 июля 2021 года
Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе судьи Козловой Л.Д., рассмотрев в судебном заседании, без ведения протокола судебного заседания и вызова сторон, в порядке упрощенного производства дело
по заявлению от 23.03.2021 государственного казенного учреждения «Пожарно-спасательная часть № 3 противопожарной службы Чукотского автономного округа» (<***>, ИНН <***>)
к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Чаунскому району Чукотского автономного округа (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным решения,
установил:
государственное казенное учреждение «Пожарно-спасательная часть № 3 противопожарной службы Чукотского автономного округа» (далее – заявитель, ГКУ «ПСЧ № 3 ППС ЧАО», учреждение) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Чаунскому району Чукотского автономного округа (далее – заинтересованное лицо, Управление, Пенсионный фонд) от 24.12.2020 № 028S19200001270 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 14500 руб.
Определением суда от 15.06.2021 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон, в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Определение от 15.06.2021 своевременно опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте https://kad.arbitr.ru/ в разделе «Картотека арбитражных дел» (дата публикации – 16.06.2021 в 06:38:04 МСК) и в целях доступа к материалам дела в электронном виде направлено лицам, участвующим в деле.
О принятии заявления в порядке упрощенного производства стороны извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
В обоснование заявления учреждение указывает на своевременное направление в Пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2020 года, при формировании которых ошибочно указан период «за ноябрь 2020 г.». Данный файл принят Пенсионным фондом без замечаний согласно протоколу контроля отчетности от 05.11.2020 (статус протокола положительный). Сообщение о непредставлении сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2020 года получено учреждением от Пенсионного фонда 18.11.2020 и в этот же день отчет по форме СЗВ-М за октябрь 2020 года с исправленной ошибкой в указании отчетного периода направлен в Пенсионный фонд. Несмотря на своевременное направление сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2020 года, Управлением составлен акт о выявлении нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 20.11.2020 № 028S18200001132 и вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24.12.2020 № 028S19200001270. При этом соответствующие уведомления о сроке рассмотрения акта и о дате рассмотрения решения в адрес учреждения не направлялись.
В отзыве от 02.07.2021 № 01-01/1569 на заявление Управление просит отказать в удовлетворении требований и взыскать задолженность по уплате финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах в размере 14500 руб., ссылаясь на несвоевременное (18.11.2020) представление страхователем сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2020 года в отношении 29 застрахованных лиц, что подтверждается выпиской из журнала приема и обработки документов, поступающих по телекоммуникационным каналам связи.
Как следует из материалов дела, Государственное казенное учреждение «Пожарно-спасательная часть № 3 противопожарной службы Чукотского автономного округа» зарегистрировано 21.11.2002 в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***> и в качестве страхователя по месту своего нахождения в за регистрационным номером 028-007-000051.
Учреждение 05.11.2020 представило в Управление сформированный отчет по форме СЗВ-М за октябрь 2020 года в форме электронного документа (л.д. 27).
Согласно протоколу контроля отчетности от 05.11.2020 отчет принят Управлением с обработкой следующих файлов:
1. ПФР_028-007-000051_028007_СЗВ-М_20201105_df4d1e52-61d7-4178-ac05-aad2710e5b3e.xm1, статус протокола: положительный (л.д. 28).
Страхователь 18.11.2020 повторно направил в Управление отчет по форме СЗВ-М за октябрь 2020 года (л.д. 84-85, 87). Согласно протоколу проверки отчетности от 18.11.2020 документ принят Пенсионным фондом (л.д. 86).
Управлением 20.11.2020 в отношении ГКУ «ПСЧ № 3 ППС ЧАО» проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), в ходе которой выявлено нарушение срока представления сведений «исходная форма СЗВ-М за октябрь 2020 год» в отношении 29 застрахованных лиц на 2 календарных дня (л.д. 88-91).
По результатам проведенной проверки составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 20.11.2020 № 028S18200001132.
Акт получен страхователем 25.11.2020 по каналам телекоммуникационных сообщений через программный комплекс бесконтактного приема информации (сервер ПК БПИ Чукотского автономного округа) (л.д. 31).
Рассмотрение акта от 20.11.2020 № 028S18200001132 назначено на 11часов 00 минут 23.12.2020.
Страхователь 02.12.2020 направил Пенсионному фонду свои возражения на акт от 20.11.2020 № 028S18200001132 (л.д. 94).
Рассмотрев указанный акт и письменные возражения учреждения Управление приняло решение от 24.12.2020 № 028S19200001270 , которым привлекло ГКУ «ПСЧ № 3 ППС ЧАО» к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 500 рублей за каждое застрахованное лицо, в общей сумме 14500 рублей (далее – решение от 24.12.2020).
Решение от 24.12.2020 направлено в адрес ГКУ «ПСЧ № 3 ППС ЧАО» почтовой связью 26.12.2020 и получено учреждением 31.12.2020 (л.д.103-104).
На основании решения от 24.12.2020 страхователю выставлено требование об уплате финансовых санкций от 27.01.2021 № 028S01210000064, которое получено заявителем 24.02.2021 (л.д. 105-109).
ГКУ «ПСЧ № 3 ППС ЧАО» 25.02.2021 обратилось с жалобой в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чукотскому автономному округу. Протоколом заседания комиссии Отделения по рассмотрению жалоб плательщиков страховых взносов (страхователей) на решения и иные акты ненормативного характера, вынесенных территориальными органами ПФР от 12.03.2021 № 2 жалоба учреждения оставлена без удовлетворения (л.д.110-114), о чем Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чукотскому автономному округу уведомило заявителя 15.03.2021 (л.д.32-33).
Не согласившись с решением от 24.12.2020, заявитель обратился с заявлением в Чаунский районный суд Чукотского автономного округа. Определением Чаунского районного суда Чукотского автономного округа от 29.03.2021 заявление возвращено учреждению в связи с отнесением спора к компетенции арбитражного суда. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) Учреждение как работодатель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем, в силу пункта 2 статьи 14 указанного закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Аналогичная обязанность страхователя предусмотрена статьей 15 Закона № 27-ФЗ.
Между тем, этой же нормой Закона № 27-ФЗ также закреплено и право страхователя, дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с пенсионным фондом (абзац третий статьи 15).
Согласно статье 16 Закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Абзацем третьим статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено применение финансовых санкций к страхователю за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 указанного Федерального закона, в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма (абзац пятый статьи 17 Закона № 27-ФЗ).
Согласно пункту 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н (далее - Инструкция № 211н) при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Пунктом 40 Инструкции № 211н предусмотрено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом статьей 17 Закона № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Судом установлено, что с учетом положений статей 191, 193 ГК РФ сведения по форме СЗВ-М (тип исходная) за октябрь 2020 года должны быть представлены страхователем в орган пенсионного фонда не позднее 16 ноября 2020 года.
Учреждение направило в Управление указанные сведения 05.11.2020 (список отправленных файлов: ПФР_028-007-000051_028007_СЗВ-М_20201105_df4d1e52-61d7-4178-ac05-aad2710e5b3e.xm1). Данные сведения приняты Управлением 05.11.2020 без замечаний, что подтверждается распечаткой «Описание отчетности» и распечаткой «Протокол контроля отчетности» (л.д. 27-28). Указанный факт заинтересованное лицо не отрицает.
В отзыве от 02.07.2021 № 01-01/1569 Управление указывает на то, что Программный комплекс бесконтактного приема информации (ПК БПИ) сформировал положительный протокол приема сведений, поступивших 05.11.2020, поскольку файл не содержал ошибок и ранее страхователем не представлялся. ПК БПИ не предусматривает возможность формирования уведомления в адрес страхователя о непредставлении отчетности за определенный период, поэтому уведомления в адрес учреждения официально не направлялось. При получении статистических данных о предоставленной отчетности за истекший период проводятся мероприятия по ее анализу и осуществляется «обзвон» страхователей, не представивших отчетность.
Таким образом, учреждение узнало о допущенной в наименовании файла ошибке из телефонного разговора с сотрудником Пенсионного фонда 18.11.2020, в связи с чем 18.11.2020 повторно представило в Управление исходную форму СЗВ-М за октябрь 2020 года в отношении 29 застрахованных лиц по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа (л.д. 91).
Выявление Пенсионным фондом допущенной учреждением ошибки в наименовании файла документально не оформлено, уведомление об устранении ошибок, предусмотренное абзацем пятым статьи 17 Закона № 27-ФЗ, обнаруженных в представленных страхователем сведениях, учреждению не направлялось.
При этом из обстоятельств рассматриваемого спора следует, что Управление обладало объективной возможностью, получив 05.11.2020 сведения по форме СЗВ-М с указанием на явно ошибочный период подачи – ноябрь 2020 года, проанализировать поданные сведения, обнаружить ошибку и направить страхователю уведомление, предусмотренное абзацем пятым статьи 17 Закона № 27-ФЗ и пунктом 40 Инструкции № 211н.
Однако указанные действия Пенсионным фондом не были осуществлены, что расценивается судом как отсутствие доказательств соблюдения прав страхователя, что имеет существенное значение при рассмотрении дела.
Наличие у заявителя положительного протокола входного контроля сведений о застрахованных лицах и отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих направление в адрес страхователя уведомления об устранении каких-либо ошибок или несоответствий в представленной отчетности, указывает, что обязанность заявителя по предоставлению сведений о застрахованных лицах за октябрь 2020 года была исполнена в установленный срок.
При этом допущенная страхователем техническая ошибка при указании отчетного периода самостоятельно исправлена учреждением путем представления 18.11.2020 сведений о застрахованных лицах за октябрь 2020 года с указанием верного периода отчетности, что позволяет рассматривать представленный 18.11.2020 отчет как повторный, и, в свою очередь, также исключает возможность применения ответственности за его несвоевременное представление.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанная правовая позиция изложена, в том числе, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 № 308-ЭС19-975.
Действующим законодательством не предусмотрен запрет на исправление отчетного периода в сведениях о персонифицированном учете, напротив предусмотрено, что страхователи вправе при возникновении ошибки в отчетном периоде исправлять его самостоятельно или на основании уведомления об исправлении ошибки Пенсионного фонда.
Поскольку в рассматриваемом случае страхователь воспользовался правом на исправление ошибки, предусмотренным Законом № 27-ФЗ, основания для привлечения его к ответственности отсутствуют.
На основании изложенного, решение государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Чаунскому району Чукотского автономного округа о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24.12.2020 № 028S19200001270, следует признать недействительным как несоответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
В соответствии с абзацем 3 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче организациями заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 3000 рублей.
Заявитель при обращении в суд платежным поручением от 02.06.2021 № 60050 уплатил государственную пошлину в размере 3000 руб.
От заявителя 28.07.2021 в материалы дела поступил Устав ГКУ «ПСЧ № 3 ППС ЧАО», из пункта 1.2 которого следует, что учреждение создано для осуществления отдельных функций государственного управления от имени исполнительных органов государственных власти Чукотского автономного округа в сфере обеспечения пожарной безопасности, в том числе безопасности в чрезвычайных ситуациях.
В этой связи, исходя из положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ и правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 305-ЭС21-4119, заявитель имеет право на освобождение от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, уплаченная по платежному поручению от 02.06.2021 № 60050 государственная пошлина в размере 3000 руб. признается излишне уплаченной и подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
С учетом того, что ответчик, являясь государственным органом, также освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, государственная пошлина за рассмотрение заявления по делу взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявление государственного казенного учреждения «Пожарно-спасательная часть № 3 противопожарной службы Чукотского автономного округа» удовлетворить.
Признать недействительным решение государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Чаунскому району Чукотского автономного округа о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24.12.2020 № 028S19200001270, как несоответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Возвратить государственному казенному учреждению «Пожарно-спасательная часть № 3 противопожарной службы Чукотского автономного округа» (место нахождения: 689400, Чукотский автономный округ, <...>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.11.2002, ИНН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 02.06.2021 № 60050 государственную пошлину в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Чукотского автономного округа, в порядке, предусмотренном статьей 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Л.Д. Козлова