Арбитражный суд Чукотского автономного округа
улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000,
www.chukotka.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Анадырь
19 декабря 2014 года Дело № А80-194/2014
Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2014 года. Полный текст решения изготовлен 19 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе судьи Бруева Д.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником председателя суда Калугиной Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Чукотки «Алтар» Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к администрации Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: закрытое акционерное общество «Чукотская торговая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>), закрытое акционерное общество «Северо–Тихоокеанская угольная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Берингтрансуголь» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании ненормативного правового акта недействительным и обязании совершить определённые действия
при участии:
от заявителя - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица – ФИО1, представитель, доверенность от 01.01.2014 № 01/14,
от третьих лиц:
от ЗАО «Северо-Тихоокеанская угольная компания» - ФИО2, представитель, доверенность от 04.09.2014,
от ЗАО «Чукотская торговая компания» - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ООО «Берингтрансуголь» - ФИО2, представитель, доверенность от 11.11.2014,
установил:
семейная (родовая) община коренных малочисленных народов Чукотки «Алтар» Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа (далее - заявитель, община, община «Алтар») обратилась в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением от 25.06.2014, в котором просило признать недействительным постановление от 12.11.2013 № 493 «Об отмене некоторых постановлений Главы администрации Беринговского района» за подписью и.о. Главы администрации ФИО3 (далее – постановление от 12.11.2013 № 493, оспариваемое постановление) и обязать администрацию Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа (далее – администрация, заинтересованное лицо) согласовать с общиной границы земельного участка с кадастровым номером 87:09:010002:52, с целью дальнейшей постановки на государственный кадастровый учет.
По указанному заявлению возбуждено производство, которому присвоен номер А80-194/2014.
Определениями суда от 25.08.2014, 22.10.2014 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: закрытые акционерные общества «Чукотская торговая компания» и «Северо–Тихоокеанская угольная компания», общество с ограниченной ответственностью «Берингтрансуголь».
На основании распоряжения председателя Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 19.09.2014 № 31 в связи с убытием судьи Приходько С.Н., в чьём производстве находилось настоящее дело, в ежегодный оплачиваемый отпуск, на основании части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) настоящее дело принято мной к своему производству.
Заявитель, надлежащим образом извещённый о времени и месте, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. Согласно заявлению, свои требования обосновывает тем, что оспариваемый правовой акт принят с превышением полномочий, поскольку статья 45 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, в том числе на основании судебного решения. Ассоциации «Надежда» был предоставлен земельный участок на основании постановления Главы администрации Беринговского района от 12.08.1992 № 306. При преобразовании ассоциации «Надежда» в общину «Алтар» в порядке пункта 5 статьи 58 ГК РФ к последней перешли все права и обязанности ассоциации «Надежда». Постановлением Главы администрации Беринговского района от 24.01.1994 № 12 рассматриваемый земельный участок закреплён в постоянное пользование за общиной. Принудительно или в добровольном порядке права на данный земельный участок не прекращались. Ссылаясь на пункт 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», заявитель указывает на то, что документы, удостоверяющие права на землю и выданные юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По мнению общества, оспариваемым постановлением администрация в нарушении Федеральных законов «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» прекратила право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 87:09:010002:52, тем самым нарушив его права и законные интересы на территории традиционного природопользования. Кроме того, община понесла расходы на межевание данного земельного участка, однако в результате вынесения постановления от 12.11.2013 № 493 приостановлен ФГБУ «ФКП Росреестра» по Магаданской области и Чукотскому автономному округу кадастровый учёт земельного участка, в связи с чем общине причинён имущественный вред.
Администрация, согласно представленному отзыву, и её представитель в судебном заседании, ссылаясь на положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Земельного кодекса РСФСР, постановление Совмина РСФСР от 17.09.1991 № 493, инструкцию о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утверждённую Роскомземом 09.03.1992, указывают на то, что оспариваемое постановление вынесено в пределах предоставленных администрации полномочий в связи с приведением нормативно-правовых актов Главы администрации Беринговского района в соответствии с действующим законодательством. Государственный акт, подтверждающий право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не выдавался ни ассоциации «Надежда», ни общине «Алтар», в связи с чем правом на рассматриваемый земельный участок указанные лица не обладали, в связи с чем их права оспариваемым постановлением не нарушены. Кроме того заинтересованное лицо указывает на то, что постановлением от 24.01.1994 № 12 на общину «Алтар» как юридическое лицо оформлено право постоянного пользования земельным участком с правом наследования, которое не предусматривалось действующим законодательством. Также администрация ссылается на то, что ни устав, ни выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, ни карта постановки на налоговый учёт и включения в государственный реестр предприятия от 27.05.1994 № 8702 не содержит сведений о правопреемстве общины «Алтар» от ассоциации «Надежда». Помимо этого община претендует на земельный участок, часть которого уже предоставлена закрытым акционерным обществам «Чукотская торговая компания» и «Северо–Тихоокеанская угольная компания», а также обществу с ограниченной ответственностью «Берингтрансуголь». В связи с изложенным заинтересованное лицо считает, что заявление не подлежит удовлетворению.
Закрытое акционерное общество «Северо-Тихоокеанская угольная компания» и общество с ограниченной ответственностью «Берингтрансуголь» согласно представленным отзывам и их представители с предъявленным заявлением не согласны, поддерживают позицию администрации, считают, что основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют, т.к. постановления от 12.08.1992 № 306 и от 24.01.1994 № 12 фактически не исполнены. Поскольку на момент их издания, требовался совместно с администрацией определенный порядок их исполнения, сами по себе они права постоянного пользования не породили. Поскольку земельное законодательство изменилось, а заинтересованное лицо не имело возможности исполнить указанные постановления, оно имело право их отменить, чтобы дать возможность заявителю или иным лицам надлежащим образом оформить свои права на рассматриваемый земельный участок. Оспариваемое постановление права заявителя не нарушает, т.к. в нём не говорится о прекращении его права. Если у общины имелось такое право, то ей следовало обратиться в Росреестр для регистрации его на основании имеющихся у заявителя документов, однако такие документы у последнего отсутствовали. Указанные третьи лица ссылаются также на то, что земельный участок заявителем никогда не использовался, поскольку они находятся на той же территории, однако деятельность общины «Алтар», связанная с землепользование замечена не была. Община осуществляла вылов рыбы по берегам, однако такую деятельность нельзя назвать землепользованием. Основания обращения общины в суд не ясны. Также полагает, что данный спор к подведомственности арбитражного суда не относится, т.к. арбитражный суд рассматривает экономические споры, в том числе по заявлениям о признании ненормативных правовых актов недействительными, затрагивающих права, связанные с экономической деятельностью, однако экономическая деятельность на данном земельном участке заявителем никогда не велась.
В судебном заседании представители администрации, указанных третьих лиц доводы, изложенные в отзыве, поддержал в полном объёме.
Закрытое акционерное общество «Чукотская торговая компания» (далее – ЗАО «ЧТК»), надлежащим образом извещённое о времени и месте судебного заседания явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Согласно представленному отзыву, оно поддерживает позицию администрации, считает, что права общины оспариваемое постановление не затрагивает, т.к. в нём не говорится ни о прекращении соответствующих прав, ни об изъятии рассматриваемого земельного участка. Кроме того указывает на то, что администрация обоснованно отменила два противоречащие друг другу постановления, поскольку они касались одного и того же земельного участка, предоставленного двум разным организациям по двум разным правовым основаниям; фактически отменённые постановления не исполнялись и не могут быть исполнены в настоящее время, в частности, потому что ЗАО «ЧТК» является арендатором земельного участка, границы которого пересекаются с границами земельного участка, на который претендует заявитель. Земельный участок ЗАО «ЧТК» поставлен на кадастровый учёт, а договор аренды зарегистрирован в установленном порядке. В связи с изложенным, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы администрации Беринговского района от 12.08.1992 № 306 «О создании родовых угодий в Беринговском районе» (далее – постановление от 12.08.1992 № 306) на основании решения Малого Совета народных депутатов Чукотского автономного округа, поступивших от группы коренных жителей документов закреплен и передан в постоянное пользование земельный участок общей площадью 7616 га в районе лагуны Амаам (Эмээм) для создания родовых угодий группе коренных жителей, объединившихся в ассоциацию «Надежда» (глава хозяйства – ФИО4) (п. 1 постановления). Этим же постановлением разрешено на выделенных землях ведение охотничьего и рыбного промыслов по договорам с совхозом и на лицензионной основе (п. 2 постановления); Беринговскому райкомзему постановлено выдать свидетельство на право пользования землёй и зарегистрировать землепользователя в земельно-кадастровой книге района (п. 4 постановления) (т.1, л.д.34).
Постановлением Главы администрации Беринговского района от 24.01.1994 № 12 «О закреплении за общиной коренных жителей Чукотки Беринговского района «Алтар» родовых угодий» (далее – постановление от 24.01.1994 № 12) на основании постановления от 12.08.1992 № 306 для группы коренных жителей Чукотки, объединившихся в ассоциацию «Надежда», в дальнейшем именуемой родовая община «Алтар», свидетельства о праве собственности на землю от 02.09.1992 № 20 за родовой общиной «Алтар» закреплен и передан в постоянное пользование с правом наследования земельный участок общей площадью 7616 га согласно Указу Президента РФ от 22.04.1992 № 397 «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера» согласно прилагаемой выкопировке (пункт 1 постановления) (т. 1, л.д.41, 42, 93).
Постановлением от 12.11.2013 № 493 «Об отмене некоторых постановлений Главы администрации Беринговского района» за подписью и.о. Главы администрации ФИО3 со ссылкой на положения статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, статьи 2 Закона Чукотского автономного округа от 30.05.2008 № 41-ОЗ в целях приведения муниципальных правовых актов в соответствие с действующим законодательством постановления от 12.08.1992 № 306 и от 24.01.1994 № 12 отменены (т. 1, л.д. 20).
Не согласившись с постановлением от 12.11.2013 № 493, община обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании незаконными действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела о нарушении своих прав и законных интересов постановлением от 12.11.2013 № 493 заявитель узнал 25.04.2014, с настоящим заявлением в арбитражный суд обратился – 26.06.2014, следовательно, община подала заявление в установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок. Данные обстоятельства администрация в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ не опровергла.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
Исходя из содержания данной нормы орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Соответственно обязанность доказывания наличия оснований для отмены принятого ранее муниципального правового акта возлагается в силу указанных норм и требований части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ на муниципальный орган.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно частям 1 и 2 статьи 1 Закона Чукотского автономного округа от 30.05.2008 № 41-ОЗ (в редакции от 10.09.2010) «О преобразовании муниципальных образований Анадырский муниципальный район и Беринговский муниципальный район и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Чукотского автономного округа» (далее - Закон Чукотского автономного округа от 30.05.2008 № 41-ОЗ) преобразованы граничащие между собой муниципальные образования Анадырский муниципальный район и Беринговский муниципальный район путем их объединения; объединенному муниципальному образованию присвоено наименование Анадырский муниципальный район и он наделён статусом муниципального района. С 1 января 2009 года муниципальные образования Анадырский муниципальный район и Беринговский муниципальный район утрачивают статус самостоятельных муниципальных образований, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления объединенного муниципального образования Анадырский муниципальный район осуществляют все полномочия по вопросам местного значения, относящимся к их компетенции (части 2 и 8 статьи 2 данного закона).
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1, пунктом 3 статьи 39 устава Анадырского муниципального района (т. 2, л.д. 57-58) Глава местной администрации, возглавляя администрацию муниципального района, осуществляет иные полномочия в соответствии законодательством Российской Федерации, Чукотского автономного округа, уставом района; в случае временного отсутствия Главы местной администрации его полномочия, предусмотренные настоящей статьёй, осуществляет, в том числе, первый заместитель Главы администрации Анадырского муниципального района.
Абзацем третьим пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.04.1992 № 397 «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера» (далее - Указ Президента РФ от 22.04.1992 № 397) в целях обеспечения законных прав и интересов малочисленных народов Севера, сохранения и развития традиционных форм их хозяйствования в условиях перехода к рыночным отношениям, а также создания дополнительных механизмов по обеспечению экологической безопасности в районах промышленного освоения Севера постановлено Советам Министров республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей и автономных округов, в которых проживают малочисленные народы Севера, совместно с региональными ассоциациями малочисленных народов Севера передавать бесплатно в пожизненное наследуемое владение, либо в аренду родовым общинам и семьям из числа малочисленных народов Севера, связанным с традиционными отраслями и промыслами, оленьи пастбища, охотничьи, рыболовные и другие угодья для комплексного использования (оленеводства, охотничьего, рыболовного и морского зверобойного промыслов, сбора ягод, грибов, орехов, лекарственных растений и других).
Статьёй 31 Земельного кодекса РСФСР предусмотрено, что право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР.
Согласно положениям статьи 32 Земельного кодекса РСФСР приступать к использованию земельных участков разрешается после установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования, аренды. Местный Совет народных депутатов может разрешить приступать к использованию земельных участков для сельскохозяйственных целей до выдачи указанных документов при условии указания границ земельного участка в натуре (на местности) с вручением чертежа (плана) земельного участка.
Пунктом 1 постановления Совмина РСФСР от 17.09.1991 № 493 (с изменениями от 25.01.1999) «Об утверждении форм Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей» утверждены прилагаемые формы государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан (форма № 1), предприятий, учреждений, организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств (форма № 2).
Пунктом 1.1 инструкции о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утверждённой Роскомземом 09.03.1992, установлено, что в соответствии с Земельным кодексом РСФСР (статья 31) право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование земельными участками удостоверяется государственным актом.
Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей выдается: по форме № 1 - гражданам, которым предоставляются земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, строительства гаражей, для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства, а также предпринимательской деятельности; по форме № 2 - предприятиям, учреждениям, организациям, которым предоставляются земельные участки для сельскохозяйственного производства или для несельскохозяйственных нужд, а также гражданам для организации крестьянских (фермерских) хозяйств (пункт 1.3 инструкции).
Государственные акты по утвержденным формам выдаются органами местной администрации всем гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям при предоставлении им в установленном порядке земель в собственность, владение, пользование, а также при перерегистрации прав на предоставленный ранее земельный участок (пункт 1.4 инструкции).
Перерегистрация прав на земельный участок с выдачей нового государственного акта производится, в частности, в связи с переходом прав на земельный участок к другому собственнику, землевладельцу, землепользователю (пункт 1.5 инструкции).
Перерегистрация прав на земельный участок существующих землепользований предприятий, учреждений, организаций и граждан производится по ходатайству предприятий, учреждений, организаций, личному заявлению граждан или по инициативе местных комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам на основании ранее выданных документов, удостоверяющих право пользования земельным участком. При отсутствии таких документов оформление прав на земельный участок производится после проведения необходимых землеустроительных работ по установлению границ в натуре с учетом фактического использования земель (пункт 1.6 инструкции).
Указом Президента РФ от 25.02.2003 № 250 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации» в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» абзац третий пункта 1 Указа Президента РФ от 22.04.1992 № 397 признан утратившим силу.
В целях совершенствования правового регулирования земельных отношений и углубления аграрной реформы на основе многообразия форм собственности на землю, равноправного развития различных форм хозяйствования, самостоятельности сельских товаропроизводителей и усиления государственной поддержки агропромышленного комплекса в условиях рыночной экономики впредь до принятия Основ земельного законодательства Российской Федерации пунктами 1 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» постановлено, что земельные участки и все, что прочно с ними связано, относятся к недвижимости. Совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства и настоящего Указа.
Каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство на право собственности на землю (далее именуется свидетельство), которое подлежит регистрации в регистрационной (поземельной) книге.
Свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, и служит основанием при совершении сделок купли - продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством.
Государственные акты и свидетельства о предоставлении земельных участков в собственность, выданные до вступления в действие настоящего Указа, являются документами постоянного действия, удостоверяющими право собственности, и имеют равную законную силу со свидетельством, предусмотренным настоящим пунктом.
Граждане, получившие участки в пожизненное наследуемое владение или бессрочное (постоянное) пользование либо взявшие их в аренду, кроме аренды у физических лиц, имеют право на предоставление и выкуп этих участков в собственность в соответствии с действующим законодательством.
Документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу настоящего Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными.
В силу положений статьи 24 Гражданского кодекса РСФСР, статей 2, 6 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьи 8 Федерального закона от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 20.07.2000 № 104-ФЗ) созданная община малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации. После государственной регистрации община малочисленных народов приобретает права юридического лица.
Согласно пункту 2 статья 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 27.12.2009 № 342-ФЗ, от 12.12.2011 № 427-ФЗ) (далее – Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
Пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из Единого государственного реестра прав. При этом свидетельство о государственной регистрации прав оформляется только в форме документа на бумажном носителе.
Пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Согласно пункту 8 статьи 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 52 ГК РФ (в редакции до Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ) юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
Пунктом 1 статьи 57 ГК РФ (в редакции до Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ) определено, что реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (пункт 5 статьи 58 ГК РФ (в редакции до Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ)).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 59 ГК РФ (в редакции до Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ) передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Абзацем вторым статьи 11 Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» предусмотрено, что земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации предприятия, карты постановки на налоговый учёт и включения в государственный реестр предприятий от 27.05.1994 № 8702, учредительного договора общины от 28.11.2009, устава от 28.11.2009, выписке из государственного реестра юридических лиц от 25.06.2014 № 11В/2014 (т. 1, л.д. 43, 44, 50-52, 99-107, 108-110) в них отсутствуют сведения о том, что община образовалась в результате преобразования ассоциации «Надежда», передаточный акт и разделительный баланс, из которых усматривалась бы передача прав на рассматриваемый земельный участок от ассоциации «Надежда» к общине «Алтар», не составлялись.
В связи с чем заявитель не доказал в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ правопреемство от ассоциации «Надежда» к общине «Алтар», а следовательно, и переход прав на рассматриваемый земельный участок.
Свидетельство № 20 от 02.09.1992 о праве собственности на землю, выданное ассоциации «Надежда», являлось временным документом и действовало до выдачи соответствующего государственного акта установленной формы (т. 1, л.д. 35).
Государственный акт, свидетельство, удостоверяющие права на рассматриваемый земельный участок, ни ассоциацией «Надежда», ни общиной «Алтар» не оформлялись, документы в порядке пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации на указанный земельный участок у общины «Алтар» отсутствуют.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо установить наличие двух составляющих: не соответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено, что на момент отмены постановлением от 12.11.2013 № 493 «Об отмене некоторых постановлений Главы администрации Беринговского района» за подписью и.о. Главы администрации ФИО3, полномочия которого подтверждены материалами дела (т. 5, л.д. 116, 117, 118), постановления от 12.08.1992 № 306 и от 24.01.1994 № 12 фактически не исполнены; права на рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером 87:09:010002:52 общиной надлежащим образом не оформлены; ассоциация «Надежда», в отношении которого вынесено постановление от 12.08.1992 № 306, не существует; постановление от 24.01.1994 № 12 не соответствовало действующему законодательству, т.к. общине как юридическому лицу предоставлено право постоянного (бессрочного) пользования с правом наследования; поскольку правопреемство между ассоциацией «Надежда» и заявителем не доказано, в отношении одного земельного участка существовало два ненормативных правовых акта органа местного самоуправления в отношении одного земельного участка, оформленных на два юридических лица; согласно схеме расположения земельных участков к межевому плану (т. 1, л.д. 87-90), постановлениям администрации (т. 2, л.д. 128, т. 5, л.д. 29, 55-56, 74-75, 76), выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 2, л.д. 129-132, т. 5, л.д. 31), кадастровым планам территории (т. 3, л.д. 66, 67) и договорам аренды (т. 5, л.д. 32-41, 57-73, 77-83) земельный участок с кадастровым номером 87:09:010002:52 частично занимают закрытые акционерные общества «Чукотская торговая компания» и «Северо–Тихоокеанская угольная компания», общество с ограниченной ответственностью «Берингтрансуголь» (кадастровые номера: 87:09:010002:46, 87:09:010002:47, 87:09:010002:49, 87:09:010002:51), в связи с чем существующее положение являлось препятствием для дальнейшего распоряжения администрацией, а указанными предприятиями - использования рассматриваемыми земельными участками в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах администрация на законных основаниях отменила оспариваемым постановлением постановления от 12.08.1992 № 306 и от 24.01.1994 № 12.
Поскольку права на рассматриваемый земельный участок общиной не оформлены, следовательно, права на рассматриваемый земельный участок у неё не возникли, в связи с чем, нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым постановлением не нарушено.
Таким образом, основания для признания недействительным постановления от 12.11.2013 № 493 отсутствуют.
Поскольку данные требования находятся в причинно-следственной связи с требованием обязать администрацию Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа согласовать с общиной «Алтар» границы земельного участка с кадастровым номером 87:09:010002:52, с целью дальнейшей постановки на государственный кадастровый учет, последние также не подлежат удовлетворению.
При рассмотрении дела судом рассмотрен вопрос о подведомственности его арбитражному суду.
Согласно частям 1 и 2 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
В силу пунктов 2 и 5 части 1 статья 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с часть 3 статьи 198 АПК РФ заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 20.07.2000 № 104-ФЗ деятельность общин носит некоммерческий характер.
Вместе с тем, основные виды хозяйствования, в силу пункта 3 статьи 8 этого же федерального закона прописываются в уставе общины малочисленных народов.
Согласно пункту 2.3 устава (т. 1, л.д. 100) община может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей и соответствует этим целям.
Заявителем представлены договоры, заключенные с ГУП «Чукотское отделение Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра»: № 10-НИР/2001 от 12.07.2001, № 17/2002 от 09.07.2002, № 4-В/03 от 27.06.2003, с Чукотским филиалом ФГУП «Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр»: № 8-В/04 от 01.07.2004, с ФГУП «Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр»: № В-04-05 от 24.06.2005, № В-05/06 от 19.06.2006, № В-09/07 от 26.06.2007, № В-04/08 от 19.06.2008. Указанные договора свидетельствуют, что общиной осуществлялась предпринимательская (экономическая) деятельность и связана она была с использованием рассматриваемого земельного участка.
Кроме того, по делу в качестве третьих, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: закрытые акционерные общества «Чукотская торговая компания» и «Северо–Тихоокеанская угольная компания», общество с ограниченной ответственностью «Берингтрансуголь», интересы которых в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности могли быть затронуты принятым судом решения по настоящему делу, что также свидетельствует об экономическом характере спора.
В связи с чем дело рассмотрено арбитражным судом.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, поэтому судебные расходы в виде уплаченной заявителем государственной пошлины в сумме 2000 руб подлежат отнесению на общину.
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями статей 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении требований Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Чукотки «Алтар» Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа (ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа (ОГРН <***>, ИНН <***>), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: закрытое акционерное общество «Чукотская торговая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>), закрытое акционерное общество «Северо–Тихоокеанская угольная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Берингтрансуголь» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным постановления от 12.11.2013 № 493 «Об отмене некоторых постановлений Главы администрации Беринговского района» за подписью и.о. Главы администрации ФИО3, проверенного на соответствие Земельному кодексу РСФСР, Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральным законам от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Указу Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 (в редакции от 24.12.1993) «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», Закону Чукотского автономного округа от 30.05.2008 № 41-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований Анадырский муниципальный район и Беринговский муниципальный район и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Чукотского автономного округа», отказать.
В удовлетворении требований Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Чукотки «Алтар» Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа (ОГРН <***>, ИНН <***>) обязать администрацию Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа согласовать с Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Чукотки «Алтар» Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа границы земельного участка с кадастровым номером 87:09:010002:52, с целью дальнейшей постановки на государственный кадастровый учет, отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца в Шестой арбитражный апелляционный суд в порядке главы 34 АПК РФ, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 181, статьёй 276, частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья Д.В.Бруев